люстративный материал по древнему искусству. Мы предполагаем, что ознакомление с ними будет способствовать совершенствованию эстетического развития старших дошкольников, обогатит их работы новыми сюжетными замыслами, техниками выполнения.
Рис. 14. Римский танцор
Древнее искусство, на наш взгляд, может быть интересно и понятно детям, что непосредственно связано с особенностями восприятия ими окружающего мира, способами передачи увиденного. Так, например, детские рисунки своей простотой и схематичностью часто напоминают работы первобытных художников. А статичность передаваемых детьми образов человека и животных, отсутствие перспективы, линейность изображения напоминает работы древнеегипетских мастеров. Часто в детских работах можно наблюдать «приукрашивание» создаваемых образов, что было свойственно древним грекам в их стремлении к прекрасному, и т. п.
Основные приемы и техники изображения древних мастеров (силуэтное рисование и последующее раскрашивание изображения; выполнение рельефных изображений - барельеф и горельеф, процарапывание и др.) доступны дошкольникам и могут широко применяться в их творческой деятельности.
Анализ художественного наследия искусства Древнего мира позволил сделать вывод о необходимости его изучения и возможности ознакомления с ним детей дошкольного возраста.
УДК 911 (07)
О. И. Исайков
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
В статье рассмотрены методические основы нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России», представлена авторская методическая система, включающая теоретико-методологический и методический уровни.
The article describes the methodical basis of moral education of schoolchildren studying the course of Geography of Russia. The author's methodical system incorporates theoretical-methodological and methodical levels.
Ключевые слова: нравственное воспитание, методическая система, подходы и принципы нравственного воспитания, ситуации нравственного взаимодействия, нравственное отношение.
Keywords: moral education, methodical system, approaches and principles of moral education, situation of moral interaction, moral attitude.
«...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.»
К. Д. Ушинский
Нравственное воспитание было актуально во все времена и все эпохи. Об актуальности нравственного воспитания упоминали ещё с античных времён древнегреческие мыслители Аристотель, Платон, Демокрит. Эти идеи поддерживались и в последующей истории Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским.
В России нравственное воспитание всегда занимало центральное место в становлении и формировании личности. На Руси особое внимание уделялось семейному воспитанию, усваиванию разнообразных навыков и умений, моральных норм и требований. Но с течением времени и мирового прогресса всё более острыми становятся проблемы воспитания. Человек при этом превращается лишь в средство достижения этого прогресса и доминанту материальности. Образование в данном контексте становиться в своеобразным конвейером для подготовки специалистов, а духовное развитие личности при этом находится в упадке.
В современных условиях проблемы нравственного воспитания ещё более обострились.
© Исайков О. И., 2010
О. И. Исайков. Методические основы нравственного воспитания школьников.
Многие современные учёные и педагоги в своих работах, посвящённых воспитанию школьников, отмечают регресс гуманности, духовных и нравственных ценностей. В частности, Н. В. Бессонова утверждает в одной из своих статей: «Формирование человека как нравственной личности начинается очень рано. Образовательный процесс - это стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы. Актуальность этого сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем регресс гуманности, кризис личной духовности...» [1].
Актуальность нравственного воспитания подчёркивается и в современных документах, связанных с модернизацией образования: «Нравственное развитие обучающегося представляет собой важнейшую задачу современного воспитания, последовательное освоение ими систем ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, является важнейшим педагогическим инструментом сохранения и укрепления целостного образовательного (воспитательного) пространства России» [2].
Значительное место в духовно-нравственном воспитании занимает география, отражая тем самым общую тенденцию гуманизации образования. По словам В. П. Максаковского, гуманизация в географии связана с поворотом к человеку и всем сферам его жизнедеятельности, это новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения [3]. По выражению Я. Г. Машбица, современная география -это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека».
Особое значение в реализации стратегии нравственного воспитания в школьной географии принадлежит курсу «География России», по сути, курсу «Родиноведение», в котором имеется значительный потенциал для развития патриотизма, гражданственности, нравственных норм, нравственного отношения к природе своей Родины [4]. Однако на сегодняшний день не выявлено теоретико-методологических основ в совокупности подходов и дидактических принципов, не разработано целостной методики нравственного воспитания школьников в курсе «География России» в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.
В разработке методической системы формирования нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России» учитывались философские (И. А. Ильин, А. Г. Спир-кин, А. А. Терентьев), научно-географические (В. П. Максаковский, Я. Г. Машбиц), психолого-педагогические (В. Н. Мясищев, В. П. Зинченко,
С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Харламов, П. И. Пидка-систый, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластёнин, С. И. Маслов, А. И. Шемшурина) и методические исследования (Н. Ф. Винокурова, В. В. Николи-на, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров, Н. Н. Демидова, О. В. Смирнова).
Все перечисленные выше исследования составили основу для конструирования методической системы реализации нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России». Структура разработанной нами методической системы базируется на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом (см. рисунок).
Теоретический уровень характеризуется философскими, психолого-педагогическими и методическими основами. Данный уровень представлен аксиологическим подходом и дидактическими принципами его реализации в курсе «География России».
Аксиологический подход на сегодняшний день является важнейшим в воспитании личности. Ведущая тенденция современной педагогики - её обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и цель общественного развития. В связи с этим аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики [5]. Аксиологический подход обеспечивает ценностное развитие личности, но также стимулированию развития личности способствует культурологический подход, координируя развитие личности в рамках национальных культурных ценностей.
Аксиологический подход подразумевает наполняемость содержательной стороны материала ценностным оттенком на общем фоне обучения, основанным на формировании нравственного отношения к компонентам природы своей Родины. Реализация аксиологического подхода обеспечивается посредством следующих дидактических принципов: принцип одухотворённости образовательного процесса говорит о том, что определяющую роль в подаче материала играет общая духовная атмосфера, отсутствие которой ведёт к потере мотивации у школьников; принцип эмоционально-чувственного познания отражается в осмыслении и осознании школьниками предлагаемого материала, что и обусловливает выработку определённых эмоций и чувств; принцип воспитывающего обучения определяется закономерностью единства обучения и воспитания в педагогическом процессе; принцип персонификации основывается на психологической особенности школьника в поиске определённого образца для подражания, определяя, таким образом,
ориентацию на нравственный идеал; принцип нравственного выбора направлен на формирование ценностного отношения школьника к изучаемой проблематике, ставя перед учеником ситуацию нравственного выбора; принцип природо- и культуросообразности базируется на представлении человека как органичной части окружающей природной среды, а также неотъемлемой части её культурной составляющей и уникальности её развития в рамках нашей Родины; принцип диалогичности (коммуникативности) подразумевает вовлечение учащихся в различные виды диалога; принцип патриотизма отражает явление национальной самоидентификации и выработку нравственного отношения к богатствам природной и культурной среды своей Родины; принцип духовной укоренённости находит своё выражение в обычаях и традициях, через них человек идентифицирует себя со своим народом.
Методический блок включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.
Целевой компонент представлен трёхкомпо-нентной целью. Стратегическая цель (цель-идеал) выражена в формировании у школьников географической культуры личности. Цель-средство определяется через планируемые результаты усвоения научного содержания. Цель-субъект направлена на формирование у школьников нравственного отношения.
Содержательный компонент предполагает отбор информации нравственно направленного характера в качестве учебной основы для получения учащимися географических, исторических, культурологических знаний о своей стране. При отборе содержания учитывался познавательный, ценностный и нравственный потенциал курса «География России». В структуру содержательного компонента входят познавательный, аксиологический, праксиологический и личностный аспекты, которые выделены на основании стратегической цели - формирование географической культуры личности. Познавательный компонент выключает в себя знания о своей Родине, её географо-исторических и культурных ценностях. Аксиологический компонент включает содержание, имеющее эмоционально-ценностный аспект. Это объекты природного и культурного наследия, отражающие диалог культур прошлого, настоящего и будущего, это народные традиции и народная культура, почитание своих нравственных корней. Праксиологический компонент предполагает практическую деятельность учащихся, основывающуюся на выражении и высказывании своей личностной позиции. Трансформация содержания в личностное достигается на основе включения учащихся в ситуации нрав-
ственного выбора и выражения нравственного отношения.
Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном формировании нравственного воспитания. Таким образом, процесс нравственного воспитания состоит (по А. И. Шемшуриной) из четырёх этапов: I - нрав-ственно-мотивационный этап выполняет подготовительную функцию и необходим для того, чтобы воспринимаемая учеником информация обеспечивала ценностное воздействие, вызывая соответствующее отношение и внутренние переживания, имеющие важное значение для школьника; II - этап нравственного осмысления можно охарактеризовать как начальный этап перехода от когнитивного к эмоционально-оценочному компоненту формирования ценностного отношения; III - этап нравственного становления характеризуется тем, что школьники внутренне выражают свою личностную позицию, осуществляя тем самым нравственный выбор; IV -нравственно-рефлексивный этап подразумевает высказывание и обозначение собственной позиции об изучаемом предмете или явлении.
Технологический компонент предполагает осуществление нравственного воспитания посредством ситуаций нравственного взаимодействия.
Технология построена на четырёх последовательных этапах и соответствующих ситуациях нравственного взаимодействия. Первый этап представлен ситуациями нравственного означивания, подразумевает включение и погружение в суть изучаемого явления, с использованием при этом метода эмоционально-ценностного акцентирования для осуществления преобразования сообщаемых знаний в личностные ценности.
Для второго этапа применяются ситуации нравственного осмысления и метод пробуждения адекватных эмоций, предполагающий пробуждение нравственно-эмоциональных отношений у школьников при изучении материала.
В основе третьего этапа лежат ситуации нравственного выбора. Для этого этапа конструктивно применение метода эмоционально-ценностных противопоставлений как основы проявления ценностных отношений учащихся к изучаемому явлению.
Для завершающего четверного этапа является закономерным применение ситуаций проявления нравственной позиции. Для реализации этого компонента хорошо походит применение метода проектного обучения. Этап носит ярко выраженный творческий характер, выражающий собственное видение ситуации учащимися. Школьники предлагают собственные разработки проектов по тематике «Человек и природа».
Результативно-оценочный компонент предполагает диагностику усвоения научного содер-
Подходы:
аксиологический
Принципы:
принцип одухотворённости образовательного процесса, принцип эмоционально-чувственного познания, принцип воспитывающего обучения, принцип персонификации, принцип нравственного выбора, принцип природо-и культуросообразности, принцип диалогичности, принцип патриотизма, принцип духовной укоренённости
КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНО -ОЦЕНОЧНЫЙ
-1- 1 1
о
О &
а
х о
о
&
а
Ой
3
Ой "а К К О
Цель-идеал: формирование географической культуры личности
Цель-средство: планируемые результаты усвоения содержания
Цель-субъект: формирование нравственного отношения
Познавательный компонент
Нравственно-мотивационный этап
Аксиолог компо ический нент
Праксиологический компонент
Личностный компонент
Этап нравственного осмысления
Этап нравственного становления
Этап нравственно-рефлексивный
оа
Й «
и ч
о §
о
Рн
о И
м
и
е
и §
&
Я &
о
Ситуации нравственного означивания
X
Ситуации нравственного осознания
I
Ситуации нравственного выбора
I
Познавательный компонент (полнота, обобщённость, осознанность); ценностный компонент (доминантность); праксиологический
компонент (принципиальность)
Ситуация проявления нравственной позиции
Методическая система нравственного воспитания у школьников при изучении курса «География России»
Уровни нравственного взаимодействия
жания в соответствии с планируемыми результатами обучения (полнота, обобщённость, осознанность), ценностного отношения (доминантность), праксиологического отношения (принципиальность), уровней нравственного взаимодействия.
Примечания
1. Бессонова Н. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся через народные обычаи и православные праздники // Будущие поколения - национальное достояние России. Клуб «Реалисты». 2009. С. 251.
2. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. 2008. № 10. С. 1920.
3. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 22.
4. Винокурова Н. Ф. Экологизация географического образования: теория, методология, методика // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: коллективная монография / под ред. Б. И. Фридмана, Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Деловая Полиграфия, 2008. С. 128.
5. Сластенин В. А, Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. Ч. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 62-65.
УДК 004.921
А. Г. Белякова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РИСОВАНИЮ
В статье раскрыты особенности восприятия и изображения пространства как ведущего признака выразительности произведения изобразительного искусства. Систематизированы и описываются способы изображения глубины пространства. Сделаны выводы о недостаточной изученности проблемы обучения изображению пространства в детском рисовании.
The article deals with the specifics of perception and representation of space as a leading attribute of expressiveness of a work of fine art. The author describes and systematizes the ways of rendering spatial depth. The conclusion is made that the problem of teaching children to represent space in drawing has been little investigated.
Ключевые слова: восприятие и передача пространства, пространственное рисование, трехмерное изображение, перспектива и объем, изобразительное искусство.
Keywords: perception and representation of space, spatial drawing, three-dimensional image, perspective and volume, graphic art.
Проблема восприятия и изображения пространства в изобразительном искусстве становится все более актуальной в связи с развитием, наряду с классическим пространственно-объемным изображением, плоскостного художественного отражения в современных направлениях, что оказывает влияние и на развитие художественной педагогики. Вопросы обучения изобразительной деятельности школьников рассматриваются с разных позиций: первая - недоступность для детского восприятия и изображения пространства и объема в рисунке и вторая - необходимость обучения детей объемно-пространственному рисованию. Вторая позиция укрепляется под влиянием радикальных изменений в XX в. наглядно-художественной информации, которая расширилась и качественно изменилась, в связи с открытием компьютерных технологий, в которые погружены дети в XXI в.
Воспринимая сложные пространственные изображения в живописи, компьютерных играх, анимационном и объемном кино, дети теряют интерес к примитивным, разработанным еще до технологического прогресса сюжетам, способам и приемам обучения изобразительной деятельности. Возникает противоречие и разрыв между обучением плоскостному, примитивному изображению в детском рисовании и развитием у детей эстетического восприятия воображаемого иллю-
© Белякова Л. Г., 2010