СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧС
ПЕРЕХОД ОТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ
М.А. Марченко, кандидат технических наук; О.В. Войтенок; А.А. Епимахова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Решение проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера является одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость совершенствования государственного регулирования отдельных видов деятельности, которые могут нанести вред интересам государства, природной среде или угрожать здоровью людей.
Ключевые слова: лицензирование в области пожарной безопасности, саморегулирование
TRANSITION FROM LICENSING IN THE FIELD OF FIRE SAFETY TO SELF-REGULATION
M.A. Marchenko; O.V. Vojtenok; А.А. Epimahova.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The decision of problems of the prevention and liquidation of emergency situations of technogenic and natural character becomes today one of the major lines of activity on safety of the Russian Federation. In this connection, there was a necessity of perfection of state regulation of separate kinds of activity which can harm to interests of the state, to environment or to threaten health of people.
Key words: licensing in the field of fire safety, self-regulation
С позиции государственных интересов такой инструмент, как лицензирование, должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.
Лицензирование отдельных видов деятельности является формой государственного
регулирования, которая ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому просчёты, допущенные в организации работы по лицензированию и контролю соблюдения лицензионных требований, могут привести к большим экономическим и социальным издержкам.
В целях реализации законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [1] установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым МЧС России является органом, лицензирующим деятельность по тушению пожаров, производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Под деятельностью по предупреждению и тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров [2].
Под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубопечных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. [2]
В целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом устанавливаются лицензионные условия и требования в соответствующих нормативных правовых актах, которые являются обязательными для выполнения всеми участниками отношений в этой области.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3].
Вместе с тем, с очевидными положительными моментами лицензирования можно отметить и ряд недостатков системы: отсутствие организационно-правовых гарантий достижения цели лицензирования; отсутствие эффективного механизма контроля и юридической ответственности за осуществление деятельности без лицензии или после ее аннулирования.
В рамках административной реформы МЧС России продолжает работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности. Важным фактором здесь является развитие системы саморегулируемых организаций (СРО) в области пожарной безопасности, что стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4]. Создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности кардинально изменит ситуацию в этой сфере.
Смысл саморегулирования заключается в том, что учреждения, оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в саморегулируемые организации, которые самостоятельно вырабатывают стандарты и правила деятельности, обязательные для всех членов.
Создание СРО в области пожарной безопасности позволит передать часть контрольных функции от Госнадзора на саморегулируемые организации, которые будут
заинтересованы, чтобы все члены СРО - коммерческие организации, участники СРО выполняли свою работу качественно в соответствии с требованиями и предписаниями, установленными в законодательстве в области пожарной безопасности. Так, в случае причинения вреда по вине члена СРО в области пожарной безопасности, возмещение вреда будет производиться в том числе из компенсационного фонда СРО, то есть участники будут нести материальную ответственность.
На сегодняшний день есть все основания полагать, что создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности повысит уровень противопожарной защиты объектов экономики, существенно упростит проведение контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций, а также будет способствовать предупреждению фактов коррупции.
В Государственную думу (ГД) в 2009 г. был внесён законопроект № 305620-5.
Институт саморегулирования в области пожарной безопасности предполагалось ввести в России с 1 января 2011 г. в соответствии с изменениями в законодательстве в области пожарной безопасности, взамен института лицензирования, однако на данный момент рассмотрение законопроекта продолжается.
В таблице представлена хронология рассмотрения законопроекта.
Внедрение механизма саморегулирования позволит дебюракратизировать и привлечь в эту сферу добросовестные компании, привлечь юридические лица малого и среднего бизнеса, что положительно отразиться на безопасности, позволит сократить количество возгораний и улучшить противопожарную ситуацию в России.
При современном развитии общества, осуществляя лицензионную деятельность, невозможно предвидеть способы защиты интересов граждан на случай банкротства организаций, получивших лицензию на данный вид деятельности. Необходима более суровая ответственность, в том числе и уголовная, за нарушение порядка лицензирования, чтобы противостоять авантюризму в коммерческой и предпринимательской деятельности.
Предпринимателям и юридическим лицам не стоит волноваться по поводу отмены лицензирования в области пожарной безопасности; им необходимо уже сегодня готовится к саморегулированию в данной отрасли, чтобы в ближайшем будущем иметь возможность работать на законных основаниях, без лицензии в области пожарной безопасности, но с допуском СРО.
В случае, если сотрудники контролирующий органов уличат предприятие или индивидуального предпринимателя в незаконной деятельности без допусков СРО, то им грозит штраф. Сфера пожарной безопасности на данный момент привлекает к себе значительное внимание со стороны общественности, причина этого - ряд трагических случаев, в том числе пожар в клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 112 человек. Благодаря внесению изменений в законодательство, ответственность за пожарную безопасность будут нести не государственные контролирующие органы, а организации, работающие в данной отрасли и имеющие допуски СРО.
Литература
1. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации № 45 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700.
2. О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности: Постановление Правительства Российской Федерации № 625 // СЗ РФ.2006. № 44. Ст. 4599.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 8 авг. 2001 г. № 128-ФЗ // Рос. газ. 10 авг. 2001 г. № 153-154.
4. О саморегулируемых организациях. Федер. закон Рос. Федерации от 1 дек. 2007 г. № 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. 3 дек. № 49. Ст. 6076.
Таблица. Хронология рассмотрения законопроекта № 305620-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и в статью 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности
Этап Дата Действие Содержание
1.1 25.12.2009 Зарегистрирован и направлен председателю Государственной думы
1.2 28.12.2009 Направление в профильный комитет Направлен в Комитет Государственной думы по собственности
2.1 03.02.2010 Профильный комитет Предложить принять законопроект к рассмотрению (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 09.03.2010)
0.2 18.06.2010 Регистрация писем Официальный отзыв Правительства Российской Федерации
2.1 29.06.2010 Профильный комитет Предложить принять законопроект к рассмотрению (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 03.07.2010)
2.2 01.07.2010 Совет Государственной думы (предварительное рассмотрение) Назначить ответственный комитет (Комитет Государственной думы по собственности); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной думой; включить законопроект в примерную программу; назначить комитет-соисполнитель (Комитет Государственной думы по строительству и земельным отношениям, Комитет Государственной думы по безопасности)
3.1 01.07.2010 Ответственный комитет (первое чтение) Предложить принять законопроект в первом чтении (предлагаемая дата рассмотрения ГД 07.07.2010)
3.2 06.07.2010 Совет Государственной думы (первое чтение) Внести законопроект на рассмотрение Государственной думы
3.3 09.07.2010 Государственная дума (первое чтение) Принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления
4.1 16.12.2010 Ответственный комитет (второе чтение) Предложить принять законопроект во втором чтении (предлагаемая дата рассмотрения ГД 22.12.2010)
4.2 20.12.2010 Совет Государственной думы (второе чтение) Внести законопроект на рассмотрение Государственной думы
4.3 22.12.2010 Государственная дума (второе чтение) Перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание (Весенняя сессия январь 2011 г.)
4.1 21.01.2011 Ответственный комитет (второе чтение) Предложить принять законопроект во втором чтении (предлагаемая дата рассмотрения ГД 28.01.2011)
4.2 27.01.2011 Совет Государственной думы (второе чтение) Перенести рассмотрение законопроекта