13 (46) - 2009
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ОПРЕДЕЛЯЕТ НОВЫЕ ПОДХОДЫ
В.А. ПУЧКОВ,
статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №2 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим в компании «Гарант» состоялось Интернет-интервью статс-секретаря — заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова. За период с момента принятия закона до его вступления в силу МЧС России совместно с бизнес-сообществом, общественными организациями, иными заинтересованными сторонами разработало нормативно-правовую базу, обеспечивающую действие нового закона. Она содержит четкие требования, понятные как для собственников, так и для пожарного надзора. С вступлением в действие Технического регламента количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности сократится в 100 раз. Закон позволяет снять излишние административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства.
Вся ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности отныне будет возложена на собственников объектов, которые получат право самостоятельно выбирать способы их пожарной защиты. А пожарный надзор сможет сосредоточить свои основные усилия на проверках соблюдения норм пожарной безопасности социальных объектов, учреждений с массовым пребыванием людей, особо опасных объектов, а также объектов, стратегически важных для экономики страны.
Вопрос: Владимир Андреевич, поясните, пожалуйста, каким образом будет выполняться Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Разработаны ли нормативные акты, необходимые для его реализации?
Данный Федеральный закон был принят 22 июля 2008 года, а вступает в силу 1 мая 2009 года. В целях его реализации подготовлен целый пакет нормативных правовых документов. Это ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые приняты и вступят в силу с 1 мая. Кроме того, уже утверждено двенадцать Сводов правил, регламентирующих основные направления реализации Технического регламента. Все указанные нормативные документы в установленном порядке опубликованы в соответствующих изданиях, в том числе, в Российской газете. Любой пользователь, любой гражданин Российской Федерации может изучить эти документы.
Вопрос: Планируется ли внесение изменений в российское законодательство в части повышения уголовной и административной ответственности за нарушение собственниками объектов правил и требований пожарной безопасности, установленных новым Техническим регламентом?
Да, планируется. Более того, уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи
с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вносит изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации. Эти изменения направлены на гармонизацию правовых норм. Кроме того, отдельным законопроектом подготовлены изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предполагают в случаях нарушения правил и требований пожарной безопасности увеличение размеров штрафов для должностных и юридических лиц. За нарушения, связанные с расположением эвакуационных путей и выходов, систем противопожарной защиты, предусмотрено административное приостановление деятельности.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, приказ МЧС РФ от 27.01.2009 «О внесении изменений в нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденный приказом МЧС РФ от 12.12.2007. В пункт 37 приказа внесено, в частности, следующее изменение: «В организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности» (ранее — в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров). Как понимать слова «оказывающие в установленном порядке услуги»?
Это правильное решение. Дело в том, что МЧС России осуществляет планомерную работу по снижению нагрузки на бизнес-сообщество, по упрощению всех процедур, в том числе, в частности, касающихся обучения. Если раньше обучение вопросам пожарной безопасности можно было осуществлять только при наличии лицензии, то сейчас это ограничение снято. И все, что касается обучения в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, может осуществляться любой организацией, имеющей право на образовательную деятельность. Повторю, лицензии при этом не требуется.
Вопрос: Расшифруйте, пожалуйста, термин: «Угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Кто должен определить наличие угрозы — по подготовке Акта проверки по результатам надзорных мероприятий — инспектор ГПН или собственник (арендатор и т. д.)?
60 -
Очень хороший вопрос. Действительно, и органы надзора, и бизнес-сообщество долго вели споры по этому пункту. Существуют нормативные документы, которые четко регламентируют, что такое «угроза жизни и здоровью людей». Если на предприятии нет трех элементарных вещей, обеспечивающих защиту работающего персонала, защиту людей от пожара, значит, существует угроза жизни и здоровью людей. Какие это вещи? Во-первых, сигнализация, наличие систем оповещения всех, кто находится в здании, сооружении, на предприятии. Во-вторых, наличие эвакуационных выходов. В-третьих, наличие соответствующих систем пожаротушения. Дополнительные требования со стороны каких-либо специалистов являются нарушением действующей нормативной правовой базы.
Вопрос: Согласно статье 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарные подразделения должны прибыть к месту вызова в городских поселениях и городских округах в период до 10 минут, а в сельской местности — до 20 минут. Однако в больших городах пожарные подразделения из-за «пробок» зачастую не успевают прибыть в такие сроки. Следовательно, нарушаются нормы регламента. Что Вы можете сказать по данному вопросу? Почему законодатель устанавливает такие реально невыполнимые требования? Какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования?
Вопрос носит комплексный характер. Прежде всего, обратим внимание, что обозначенные в техническом регламенте временные нормы устанавливают требования к местам размещения пожарных подразделений. При этом для действующих пожарных частей с учетом скоростных режимов на транспортных магистралях определяются границы территорий городских населенных пунктов и сельских районов, в пределах которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны соответствует нормативным значениям, определенных в статье 76 п. 1 регламента. Назовем эти области областями нормативного обслуживания.
Соответственно, на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться дополнительные подразделения пожарной охраны. Это задача органов исполнительной власти на местах. Добавлю, что нами разработан Свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» и методические рекомендации «Определение мест размещения
подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативного значения». Эти документы позволяют произвести соответствующие расчеты по обоснованию мест размещения оперативных подразделений пожарной охраны в проектируемых и существующих населенных пунктах с учетом особенностей пожарной опасности зданий и сооружений, системы их противопожарной защиты, технических возможностей дежурного караула, выезжающего на тушение пожара. При этом учитываются особенности населенных пунктов.
Что касается невыполнимых требований: Регламент, наоборот, привел их в соответствие с международной практикой. Например, в Германии оказание помощи должно осуществляться в течение 8 минут с момента получения сообщения о пожаре. Во Франции, Ирландии время прибытия пожарных подразделений не должно превышать 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности. Давайте стремиться к международному уровню, а не рассуждать о том, что Россия еще не готова к таким нормативам и что законодатель устанавливает невыполнимые на практике требования. По вопросу, какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования, могу сказать, что санкций не предусмотрено. Как говорилось ранее, в соответствии со статьей 6 (пункт 4) ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как правильно понять и использовать в практической деятельности требования подпункта 1 пункта 2 статьи 1 и требования пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, а именно — статья 1 пункт 2 Положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Если объект эксплуатируется, значит, он построен в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности — в трактовке статьи 4: на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений при-
водит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Очень специфический вопрос. Дело в том, что статья 1 пункт 2 регламентирует, что требования Федерального закона по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и конструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Это говорит о том, что объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента, в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой. То есть, переоборудования зданий, сооружений под новые требования Технического регламента не потребуется. При этом статья 4 регламентирует: за исключением случаев, когда в существующих зданиях, сооружениях, объектах есть угрозы жизни и здоровью людей.
Вопрос: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности является основанием для проектирования, строительства и сдачи зданий в эксплуатацию. Однако новый порядок нормирования, проектирования, эксплуатации зданий вызывает некоторые вопросы, в частности: 1. Упростятся или усложнятся проектирования и строительство? 2. Как техрегламент пожарной безопасности соотносится с техрегламентом о безопасности зданий?
Со вступлением в силу Технического регламента выполнение проектирования и строительства упростится. Дело в том, что сейчас все эти процессы регламентируются 1,5 тысячами различных нормативных документов, иногда противоречивших друг другу. А со вступлением в силу нового закона проектирование и строительство будут регламентироваться только этим законом и еще 12 сводами правил. Техрегламент о безопасности зданий в настоящее время не принят, но в перспективе этот регламент и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны дополнять друг друга.
Вопрос: О том, что касается пожарной декларации. До 01.05.2009 на все существующие здания, строения должна быть оформлена декларация пожарной безопасности, включающая в себя оценку пожарного риска. Расскажите об этом подробнее: что такое декларация пожарной безопасности, кто должен ее составлять? Как новый Федеральный закон повлияет на реконструкцию и эксплуатацию построенных зданий?
- 61
Требования к декларации пожарной безопасности изложены в статье 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 уже утверждены требования к форме и порядку регистрации декларации пожарной безопасности. Поверьте, это достаточно несложный документ. Предполагается, что декларацию делает проектная организация, которая осуществляет проектирование объекта. Для эксплуатируемого здания собственник или владелец могут самостоятельно заполнить эту декларацию в соответствии с утвержденной формой. Больших проблем, особенно для небольших предприятий, подготовка декларации не составит.
Вопрос: Как и с помощью какой методики собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)? Ведь в законе говорится, что собственник несет ответственность за сведения, представленные в декларации, соответственно, он несет ответственность и за сведения по оценке возможного ущерба имуществу третьих лиц. К тому же в законе сказано, что порядок проведения расчетов должен определяться нормативными правовыми актами, т. е. для оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц, так же, как и для оценки пожарного риска, ВНИИПО должны были разработать соответствующую методику. Как быть в этом случае собственнику объекта (составителю декларации) и как ему не наткнуться на еще один административный барьер?
по методикам, утверждаемым МЧС России, о которых я сказал выше, если они не превышают нормативных значений пожарного риска (для населения, для персонала производственного объекта). Нормативные значения прописаны в статье 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Вопрос: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что перед тем как ввести в эксплуатацию здание, сооружение, строение или другой производственный объект, юридическим лицам и собственникам придется представлять декларацию пожарной безопасности, содержащую сведения об оценке пожарного риска и возможного ущерба имуществу третьих лиц в результате возникновения пожара. Поясните, пожалуйста, как в данном случае будут обстоять дела со зданиями и строениями, запроектированными и построенными в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности?
Все здания и сооружения, которые построены на основе действующей нормативной правовой базы, до введения в действие Технического регламента, не подлежат реконструкции, переоборудованию, дооборудованию, дооснащению в соответствии с новыми требованиями. Действие Технического регламента с 1 мая 2009 года распространяется только на вновь возводимые здания и сооружения. Исключение здесь составляет только необходимость наличия в здании соответствующих систем, обеспечивающих безопасность граждан от пожаров, сохранение их жизни и здоровья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. В настоящее время нами разработаны две методики: «Методика расчета пожарного риска для производственных объектов» и «Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения».
Вопрос: По каким критериям, согласно новому техническому регламенту, можно будет судить о том, превышает ли пожарный риск допустимые значения или нет?
Допустимыми значениями величины пожарного риска являются любые значения, полученные в результате проведения соответствующих расчетов
62 -
Вопрос: Как и с помощью каких методик собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)?
Очень хороший вопрос. Дело в том, что при подготовке всей нормативной правовой базы в развитие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» мы предусмотрели разработку соответствующих методик по оценке ущерба третьим лицам. К этой работе будут привлечены представители бизнес-сообщества и страховщиков. Правильно оценить возможные риски от пожара третьей стороне — важнейшая задача. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы избежать излишних затрат на подготовку соответствующих документов и страхование неоправданных рисков. Все нормативные документы по реализации
Технического регламента мы разрабатываем совместно с экспертами, учеными, которые работают в области обеспечения пожарной безопасности, в области защиты граждан. Очень активно привлекаем общественные организации, бизнес-сообщество, в частности представителей организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия» и др.
Вопрос: Какова методика расчета оценки рисков в области пожарной безопасности? И необходимо ли организациям — оценщикам рисков для осуществления независимой оценки риска в области пожарной безопасности проходить соответствующую аккредитацию? Какой региональный орган уполномочен осуществлять такую аккредитацию?
Такая методика уже разработана, подготовлена, размещена в средствах массовой информации, а также на портале МЧС России. Поверьте, для экспертной организации, которая разрабатывает проектно-изыскательскую документацию, не составит никакого труда осуществить все необходимые расчеты в соответствии с этой методикой. Еще раз хочу сказать, что при подготовке всех документов, обеспечивающих действие Технического регламента, в том числе и этой методики, привлекались специалисты, бизнес-сообщество. В первую очередь мы учитывали интересы малого и среднего бизнеса. При МЧС России создана система добровольной аккредитации организаций в области независимой оценки рисков. При подготовке соответствующей документации для аккредитации не требуется никаких финансовых затрат — это во-первых. Во-вторых, не нужно заключение никаких экспертных организаций. Поэтому, если кто-то будет вам предлагать платные услуги, в том числе по подготовке соответствующей документации, будет обосновывать необходимость проведения экспертизы за деньги, имейте в виду, что это незаконно. В МЧС России подобной экспертизы документов не требуется. Работает соответствующая комиссия: вы приносите документы в соответствии с перечнем, а комиссия их рассматривает и принимает решение.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, какова цель введения аудита пожарной безопасности, и на каких объектах он должен проводиться? Какие контрольные функции будут закреплены за МЧС после введения в России аудита пожарной безопасности на административных и промышленных объектах?
Целью создания системы независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопаснос-
ти) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков. Если на объекте был проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. В соответствии с этим документом независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией. В добровольном порядке такие экспертные организации могут получить аккредитацию в МЧС России. При этом проводится проверка соответствия заявителей, претендующих проводить работы по независимой оценке пожарного риска, установленным требованиям.
Вопрос: Хотелось бы поподробнее узнать о лицензировании: планируется ли его отмена или нет?
В последнее время МЧС России уже провело большую работу по сокращению лицензируемых видов деятельности в сфере пожарной безопасности. С восьми их количество сократилось до двух. В настоящее время в Государственной Думе готовится ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». После принятия этого закона можно будет говорить о дальнейших шагах по отмене лицензирования.
Вопрос: В связи с принятием Технического регламента и возникшими противоречиями с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45, приказом МЧС РФ от 20.10.2008 N° 627 хотелось бы уточнить, необходимо ли получать лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений?
На производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сегодня лицензию получать необходимо. Это полностью соответствует действующему законодательству. В целом же хочу
- 63
сказать, что МЧС России целенаправленно ведет работу по снижению количества лицензируемых видов деятельности. Еще недавно их было восемь, сегодня — только два. И мы планомерно целенаправленно ведем работу по дальнейшему снижению нагрузки на бизнес-сообщество в этой области и постепенному переходу к системе страхования, к системе аккредитации. Но такой переход требует определенного времени и подготовки прежде всего самого бизнес-сообщества. В таком переходном периоде в первую очередь заинтересованы малые и средние предприятия, все бизнес-сообщество, потому что при резком снятии ограничений в этой сфере может появиться ряд недобросовестных организаций, которые, не выполняя договорных обязательств, поставляя низкокачественную продукцию, просто дискредитируют эту сферу деятельности, наносят ущерб законным интересам и здоровью граждан, а также безопасности государства.
Вопрос: Все проводимые ранее интервью для проектно-монтажных организаций не дают главного ответа на создавшееся положение по разрешительной системе МЧС: о долговечности лицензий и перспективе саморегулирования. Это связанно с тем, что данный вопрос еще не решен или находится в разработке? Как планировать сейчас работу?
Очень хороший вопрос. Считаю, что работу нужно планировать, несмотря на проблемы в экономической, социальной, финансовой сферах. Перспективы работы в сфере обеспечения пожарной безопасности есть. Нужно работать, составлять соответствующие бизнес-планы, бизнес-проекты и с оптимизмом смотреть в будущее.
организация может заниматься только этим видом деятельности.
Вопрос: Просим разъяснить, прекращает ли МЧС России с 1 мая 2009 года выдачу лицензий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений? Хотелось бы знать о действиях разрешительной системы заранее. Для справки: в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ) лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
По этому вопросу Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по поручению Аппарата Правительства подготовлено заключение. В нем сказано, что, поскольку работы и услуги не являются объектом технического регулирования, в отношении которых требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» не могут быть установлены требования к производству данных видов работ. То есть вступление Технического регламента в силу не предусматривает отмены лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вопрос: Просим дать разъяснение, возможно ли выполнение проектных и других работ из расшифровки лицензий МЧС «По тушению пожаров» до даты их окончания срока действия? Нигде нет разъяснений по вопросу о полномочиях, выданных органами МЧС России до февраля 2008 года лицензий «По тушению пожаров» с расшифровкой деятельности в приложении «выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, экспертиза, обучение и т. д.»...
На самом деле все лицензии, которые уже выданы, действуют до истечения срока. На каждой лицензии этот срок указан. И они действуют только в той сфере деятельности, на которую выданы. Если лицензия получена на определенный предмет деятельности, в частности на тушение пожаров, то
64 -
Вопрос: После выхода на пенсию опытный специалист получил лицензию МЧС на проектирование, разработку мероприятий, экспертизу, как говорится, «первую лицензию». Однако с 1 января 2010 года ему следует вступить в СРО, если хочет работать дальше. Но для этого надо заплатить «вступительный» взнос около 500 тыс. рублей и далее ежемесячно вносить по 30 тыс.! Откуда у пенсионера и у многих, таких как он, такие деньги?
Идея создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности совсем недавно обсуждалась на расширенной конференции в системе МЧС России. Мы пригласили для участия в ней представителей всех регионов страны, представителей власти, бизнес-сообщества. Состоялся серьезный конструктивный разговор по проблемам
создания саморегулируемых организаций в этой области. Мы готовим сейчас соответствующее решение, соответствующие нормативно-правовые акты. Опять же, подчеркиваю, все эти документы разрабатываются совместно с экспертами, специалистами общественных организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия». Мы должны понимать, что при создании саморегулируемой организации каждый предприниматель будет самостоятельно принимать решение о вступлении в нее. Никаких ограничений здесь нет. То, о чем говорилось по вступительному взносу и ежемесячным выплатам, — все это пока является предметом совместного обсуждения. Пока никаких конкретных решений по этим вопросам не принято.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности частных организаций, аккредитованных МЧС и уполномоченных проводить оценку пожарных рисков, а также о создании саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности. Насколько, по вашему мнению, создание саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов коррупции при осуществлении пожарного надзора?
Мы в системе МЧС России тоже очень озабочены ликвидацией всех попыток и возможностей коррупционных проявлений. Только прозрачность всех процедур, в том числе в сфере надзора и контроля, прозрачность всей действующей нормативной правовой базы, ее доступность для всех граждан и бизнес-сообщества являются одним неотъемлемым условием предупреждения коррупционных проявлений. В ответе на предыдущий вопрос мы уже обсудили некоторые аспекты создания саморегулируемых организаций. Их создание — это один из элементов борьбы с коррупционными проявлениями, потому что создается определенная цеховая культура и соответствующая комплексно-цеховая ответственность за действия членов организации, — это с одной стороны. Но, с другой стороны, мы с вами должны совместно очень внимательно следить за тем, чтобы не появлялись такие «карманные», прирученные саморегулируемые организации, чтобы не возникал монополизм в этой сфере. Но для этого есть соответствующие механизмы защиты. Думаю, совместно с бизнес-сообществом мы все эти проблемы решим.
Вопрос: Хотелось бы уточнить порядок вступления в саморегулируемую организацию. Отдельные виды деятельности по обеспечению пожарной безопасности уже отнесены к видам строительной деятельности и
попадают в сферу саморегулирования в строительной отрасли. Получается, чтобы заниматься данными видами работ, организациям придется вступать сразу в две СРО: в сфере пожарной безопасности и в сфере градостроительной деятельности, а это весьма затратно и трудоемко. Просим разъяснить, обязана ли организация быть членом сразу двух различных СРО?
Каждый собственник, каждый владелец самостоятельно решает, во сколько саморегулируемых организаций ему войти и быть ли членом таких организаций вообще. Никаких ограничений здесь нет. Если вы вступили в одну саморегулируемую организацию, которая занимается производством работ в определенной сфере, то, конечно же, вступать в другие саморегулируемые организации в той же сфере смысла нет. Но, если вы осуществляете деятельность в нескольких сферах, то целесообразно вступать в такие организации. Но опять же, решение принимает собственник.
Вопрос: Какая структура будет следить за исполнением требований Технического регламента? Как будет осуществляться этот надзор?
Во-первых, реализация Технического регламента будет находиться под неусыпным контролем всех соответствующих подразделений МЧС России. На федеральном уровне — это Департамент надзорной деятельности, в региональных центрах и главных управлениях — соответствующие структурные подразделения. В каждом субъекте Российской Федерации органы МЧС России будут неусыпно следить за соблюдением требований Технического регламента.
С другой стороны, при МЧС России создана постоянно действующая рабочая группа, которая участвовала в подготовке Технического регламента, разрабатывала все нормативные правовые акты по реализации его требований. Перед этой же рабочей группой стоит задача осуществления постоянного мониторинга реализации требований данного закона. По нашей рекомендации соответствующие постоянно действующие рабочие группы сейчас создаются при всех региональных центрах МЧС России и при всех главных управлениях по субъектам Российской Федерации. Это позволит нам быстро и оперативно снять все рабочие проблемные моменты, которые естественны при внедрении такого важного и очень серьезного документа. В рабочие группы входят также эксперты, представители бизнес-сообщества. Так что эти группы открыты для диалога и готовы быстро и оперативно снимать все проблемные вопросы.
65