Список литературы
1. Новожилов, В. Ю. Методология исследования интеграции в образовании : монография. — М., 2011.
2. Соловьев, Н. В. Адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта. — М., 1998.
3. Тарасов, М. М. Морально-психологическое обеспечение профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск : монография. — СПб., 1998.
4. Ушинский, К. А. Собр. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1950.
5. Шимко, С. Ю. Инновационный подход к обучению военнослужащих частей внутренних войск МВД России. — Сочи: РИЦ СГУ, 2011.
УДК 378.14 Ю.А. Куис*
Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России
Статья посвящена проблемам воспитания культуры управленческой деятельности будущих офицеров.
Ключевые слова: управленческая культура деятельности, сущность, содержание, пути воспитания, педагогические условия.
V.A. Kuis*. Pedagogical and management culture of the officer of the Russian Interior Ministry forces. The article is devoted to the problems of management culture upbringing of the future officers.
Keywords: management culture, essence, content, upbringing ways, pedagogical conditions.
История развития военно-педагогической мысли учит, что одним из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса части, подготовки военных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является управленческая деятельность офицера, его педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая культура. Анализ исторического опыта подготовки внутренних войск, практической учебно-воспитательной деятельности офицеров показывает, что чем выше педагогическая управленческая культура руководителей, воспитателей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части, подразделения. Особенно велико значение общей и военно-педагогической культуры офицера в современных условиях, когда осуществляется реформирование силовых структур России, и во всех сферах воинской службы произошли и происходят большие изменения, требующие высокого уровня профессионализма, компетентности и организаторских способностей.
При выяснении сущности управленческой культуры целесообразно исходить из общего понимания культуры и ее многофункциональности в жизни человеческого общества. Здесь находят свое отражение общечеловеческие, российские национально-государственные, военнопрофессиональные и личностные ценности. Анализ литературных источников показывает, что культура, как правило, рассматривается в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова педагогическая управленческая культура — это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области общего и военно-профессионального образования, обучения, воспитания и развития личности, что достигнуто в военно-педагогической теории и практике, а также процесс овладения данными ценностями.
В узком смысле слова педагогическую управленческую культуру офицера можно охарактеризовать как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессиональноэтических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать учебно-воспитательные задачи.
В данной статье хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая управленческая культура имеет сложную и многогранную структуру. Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий офицеров внутренних войск, занимающихся эффективно обучением и воспитанием личного состава, показывает, что слагаемые педагогической управленческой культуры включают: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-
* Куис, Юрий Александрович, заместитель начальника факультета Академии управления МВД. Адрес: Россия, 125171 г. Москва ул. Зои и Александра Космодемьянских д.8
* Kuis, Yuri Alexandrovich, deputy chief of the faculty of the management Academy of the Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 125171, Moscow, st. Zoe Alexander Kosmodemyanskiy h.8
© Куис Ю.А., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Педагогика
педагогических знаний; ярко выраженную педагогическую направленность личности офицера и его любовь к учебно-воспитательному труду; культуру познавательной деятельности офицера; культуру его педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств и культуру педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения офицера; культуру рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической управленческой культуры офицера — учителя и воспитателя подчиненных.
Все указанные элементы педагогической управленческой культуры находятся во взаимосвязи и взаимодействии, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Базой педагогической управленческой культуры является общекультурное и профессиональное развитие личности офицера.
Общая и профессиональная эрудиция офицера выражены в глубине и широте знаний тех вопросов и проблем, которые необходимы ему для решения учебных и воспитательных задач, организации и ведения боя. Знания, как известно, являются составной частью мировоззрения человека, его убеждений, в значительной мере определяют профессиональный облик офицера как педагога и выступают орудиями труда, важнейшими средствами воспитательного воздействия.
Особое место в педагогической управленческой культуре занимают психолого-педагогические знания офицера. Глубокие и обширные знания общей, социальной, военной психологии и педагогики необходимы офицеру для того, чтобы лучше, эффективнее и качественнее решать учебно-воспитательные и служебно-боевые задачи. Военно-педагогическая задача — это всегда в конечном счете практическая задача, включающая в себя: знание и понимание психологии конкретного военнослужащего или воинского коллектива; всестороннее осознание и умелое решение учебных, служебных, воспитательных целей и путей их достижения; знание и понимание педагогических средств, методов, приемов воздействия на сознание и поведение военнослужащих, умение их эффективно использовать на занятиях, в воспитательной и перевоспитательной деятельности, руководстве самосовершенствованием. В процессе решения военно-педагогической задачи усилия офицера всегда направлены на использование психологопедагогических знаний в интересах формирования и развития позитивного в личности и разрушения негативного, мешающего выполнению своего воинского долга. Поэтому знание основ психологии и педагогики, умение применять их в практической учебно-воспитательной деятельности выступают и как орудие педагогического управленческого труда офицера, и как условие более успешного решения военноуправленческих задач, и как показатель уровня развития его профессионально-компетентной культуры.
Педагогическая направленность личности офицера и его любовь к профессиональной учебновоспитательной и управленческой деятельности в структуре педагогической культуры представлены системой осознанных целей и задач, мотивов и потребностей, лежащих в основе его учебновоспитательного и организаторского труда.
Офицеров высокой педагогической культуры характеризует склонность к учебно-воспитательной деятельности, высокий и устойчивый интерес к ней, неравнодушное, внимательное отношение к человеку, постоянный поиск новых эффективных форм, методов, приемов активного обучения и воспитания.
Хорошо известно, что офицер, любящий профессию учителя и воспитателя, глубоко осознавший ее общественную, профессиональную и личную значимость, отличается педагогическим оптимизмом, целеустремленностью в работе, настойчивостью в достижении поставленных учебновоспитательных целей, высоким чувством ответственности за результаты своего труда и службы.
Военно-педагогическая и управленческая направленность личности офицера включает такое психологическое качество, как стремление и призвание к военно-педагогическому и управленческому труду. В призвании выражена устойчивая, основанная на внутренней убежденности направленность офицера на учебно-воспитательную и управленческую деятельность, которая становится его постоянной жизненной потребностью, его образом жизни.
В структуре педагогической культуры как сложного явления целесообразно выделить несколько «микрокультур». Одной из них является культура познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов офицера, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься процессом совершенствования познавательной деятельности подчиненных. В современных условиях, когда идет переоценка и переосмысление исторического и зарубежного опыта, смена многих установок и позиций, культура познавательной деятельности офицера приобретает особое значение.
Познавательная деятельность, ее эффективность и качество непосредственно связаны с культурой педагогического мышления офицера и зависят от нее. В культуре мышления офицера представлен высокий уровень овладения всей системой мыслительных операций, методов и приемов, знание законов формальной и диалектической логики, умение их учитывать в управлении практической учебно-воспитательной деятельностью.
Культура педагогического мышления офицера проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений общественной жизни и военно-профессионального труда, выделять в них главное и основное, сравнивать и делать логические, хорошо продуманные выводы, определять тенденции их развития. Культура педагогического мышления офицера характеризуется такими качествами, как умение быстро и правильно анализировать свое поведение и действия окружающих, их отношение к военному обучению в целом, конкретному предмету, начальнику (руководителю); выделять основные элементы и признаки в деятельности каждого и коллектива в целом, умение синтезировать, мысленно и точно устанавливать связи между отдельными фактами, действиями в поведении курсантов, в частности в их отношении к занятиям, службе, воспитательным мероприятиям и др.
Культура педагогического мышления проявляется во всех видах профессиональной управленческой деятельности офицера: при проведении занятий, решении вопросов воинской дисциплины, организации службы курсантов (например, умение предвидеть воспитательные последствия отдаваемых распоряжений, указаний и др.), методическом обеспечении боевой подготовки; в принятии решения о поощрении или наказания и в творческом подходе при проведении воспитательной работы, морально-психологическом обеспечении подготовки будущих офицеров внутренних войск.
В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура речи офицера. Известно, что с помощью слова и высокоразвитого интеллекта он решает разнообразные учебно-воспитательные и служебные задачи, выполняет основные функциональные обязанности: осуществляет руководство личным составом, передачу необходимой информации по различным предметам обучения, оказывает воспитательное влияние на сознание, чувства, поведение военнослужащих, убеждает и внушает, приказывает и требует.
Культура речи офицера представлена в таких ее свойствах и качествах, как обширный запас слов; содержательность мысли и развитость всех видов речи (внешней, внутренней, командной, пропагандистской, речи общения и др.); высоко моральное отношение к слову — верность данному обещанию, ответственность за соблюдение единства слова и дела (в дореволюционной российской армии был даже сформулирован своеобразный профессионально-этический закон: «Слово офицера — закон!»); владение эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относят к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр, мимика, жестикуляция и др.).
Практический опыт показывает, что низкая культура речи офицера, построенная на штампах, грубой категоричности, невыразительности, нелогичности в изложении основных смысловых понятий, а также скудность словесного запаса, убогость мысли, не только создают между воспитателем и воспитанниками «смысловой барьер», но и отрицательно влияют на выполнение служебных обязанностей, нередко являются одной из причин конфликтов между начальниками и подчиненными.
Важным элементом педагогической управленческой культуры офицера является культура педагогических чувств. Конкретное выражение культуры чувств офицера представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного, с тактичной формой ее предъявления.
Высокая культура чувств офицера, как и другие элементы педагогической культуры, имеет многоплановое функциональное значение. Она выполняет мотивационную функцию, т.е. выступает побудительной силой в различных сферах жизнедеятельности офицера (чувство любви к своей профессии и к военно-педагогической деятельности, чувство гуманизма во взаимоотношениях с окружающими, чувство ответственности за профессиональную подготовку и др.) Высокая культура чувств офицера выступает и как инструмент педагогического воздействия.
Обладая такого рода культурой чувств, офицер влияет на эмоциональную сферу психики солдата, вызывает у одних стремление подражать ему, а у других — желание заниматься самосовершенствованием, воспитанием у себя определенной культуры чувств.
Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера, которая является одной из важнейших сфер взаимодействия его как учителя и воспитателя с различными категориями военнослужащих в служебное и внеслужебное время.
Сама природа управленческого труда немыслима без активного и содержательного общения. Основу культуры общения офицера с военнослужащим составляют высокоразвитые личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, общая и военно-профессиональная интеллигентность. Специально проведенные исследования проблемы культуры общения показывают, что данную категорию следует отнести к вопросам профессионально-педагогической этики, к педагогической технологии. Особое значение для понимания сущности последней имеет комплекс развитых у офицера умений: умение слушать собеседника; умение задавать и ставить вопросы; умение тактично анализировать и оценивать мнение подчиненного; умение первому установить контакт с воспитанником или с коллегой по службе; умение понять другого человека и оказать ему помощь; умение быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; умение устанавливать зрительный контакт («умение видеть реального человека»); умение заинтересовать, увлечь окружающих рассказом, интересной информацией; свободное владение словом (умение говорить, выступать перед личным составом без конспекта); умение разумно использовать свои внешние данные, в т.ч. мимику, жесты, улыбку; умение передавать свое отношение к событиям, явлениям, фактам ненавязчиво, без категоричности, излишнего дидактизма.
Культура управленческого общения офицера, как уже подчеркивалось, непосредственно связана с его профессионально-этической культурой, т.е. со знанием и пониманием им системы моральных требований, принципов и норм, которые определяют уровень развития нравственного сознания (моральные знания, чувства, убеждения), регулируют отношение офицера к своей профессии, взаимоотношения между различными категориями военнослужащих, конкретные действия, поступки, его реальное поведение при решении учебно-воспитательных и служебных задач. Особенно велико значение соблюдения офицером требований и норм профессионально-педагогической этики при решении задач нравственного воспитания подчиненных.
Культура управленческого общения и профессионально-этическая культура офицера при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Педагогика
Культура внешнего выражения личности офицера как учителя может быть рассмотрена в плане его общей культуры, например внешнего вида: чистота, аккуратность в одежде, в ношении головного убора, обуви и в другом. Внимание подчиненных привлекают осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, «строгая» доброта, дружеское соучастие и т.д., а также пантомимика (жесты, походка, движения, умение вставать, садиться и др.).
Культура поведения офицера выражается в высокоразвитых навыках, умениях, привычках, отвечающих общим требованиям и нормам воинских уставов, других нормативных документов, а также профессиональной морали, педагогической этики. В культуре поведения, как правило, конкретно и всесторонне представлены личность офицера в целом, его нравственный облик, его реальная натура и служение Отечеству.
Непременным элементом управленческой культуры является культура рабочего места офицера, которая непосредственно связана с вопросами научной организации служебного и военнопедагогического труда, с культурой организации своей учебно-воспитательной деятельности и включает технику организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой компьютерной информации, технику ее отбора и хранения, ведения картотеки, записей и многие другие «мелочи» управленческой техники.
Все перечисленные элементы педагогической управленческой культуры в концентрированном виде представлены в педагогическом мастерстве конкретного офицера. Профессиональное педагогическое мастерство — важнейший и стержневой элемент его культуры как учителя и воспитателя подчиненных. Высокий уровень его управленческого развития является своеобразной мерой педагогической культуры офицера любого ранга.
В самом общем виде педагогическое мастерство можно определить как синтез высокоразвитого военно-педагогического мышления, профессионально-компетентностных знаний, навыков, умений, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с личностными качествами позволяют офицеру эффективно и качественно управлять решением учебно-воспитательных и служебных задач, добиваться высоких и устойчивых результатов в подготовке специалистов необходимого профиля.
В управленческом мастерстве офицера наиболее полно и более четко выражены его специфические профессионально-педагогические свойства и качества: психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая управленческая направленность, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, развитые речевые способности, педагогическое творчество, педагогическая требовательность, педагогический такт, различные элементы психолого-педагогической управленческой техники.
Педагогическое управленческое мастерство, как и профессионализм в любой области человеческой деятельности, всегда индивидуально и связано с уровнем развития конкретной личности офицера. Но вместе с тем всем мастерам педагогического управленческого труда присущи высокоразвитый интеллект, умение нестандартно, творчески решать задачи по обучению и воспитанию военнослужащих при проведении занятий, организации их служебной деятельности и воспитательных мероприятий. Для таких офицеров характерно постоянное стремление к познанию нового, к изучению и использованию передовых и новаторских методов воздействия и взаимодействия. Они обладают высоким уровнем наблюдательности и внимательности, способностью к неформальному общению, справедливо требуют от подчиненных качественного усвоения учебного материала, знания уставных требований, соблюдения воинской дисциплины, норм и правил нравственного поведения, строго следуют принципам и нормам педагогической этики, стремятся во всем достичь педагогической целесообразности.
Жизнь убедительно доказала, что офицер с высоким уровнем управленческой культуры, профессионального мастерства не рождается. Таковым он становится в процессе жизни и целенаправленной деятельности, под влиянием воздействия положительных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий.
Процесс формирования и совершенствования педагогической управленческой культуры офицера, обусловлен влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов и внутренне крайне противоречив. Например, основы культуры мышления, речи, общения, нравственного поведения закладываются у офицера в системе семейного и школьного воспитания, в формальной и неформальной молодежной среде. Перечисленные ранее элементы педагогической управленческой культуры развиваются и совершенствуются на протяжении всей последующей жизни человека.
Особое и решающее значение в овладении всем богатством педагогической управленческой культуры офицера как учителя и воспитателя имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности непосредственно в войсках.
Специальные исследования и анализ многолетнего педагогического управленческого опыта подтверждают, что формирование, развитие, совершенствование педагогической управленческой культуры, ее отдельных элементов не имеют предела и границ. Главным здесь было и остается целенаправленное и целеустремленное самосовершенствование офицера. Практика свидетельствует, что как только он перестает работать над собой, сразу же заметно снижаются его профессионализм и компетентность, он теряет те или иные элементы педагогической управленческой культуры.
Жизнь убедительно доказывает и другое. Эффективность и качество процесса формирования и развития различных элементов психолого-педагогической управленческой (и общей) культуры находятся в прямой зависимости от сложившейся системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива курсантов (слушателей) или офицерского коллектива подразделения. Такая система может включать в себя комплекс
организационных, содержательных, методических, материально-технических, информационнопознавательных и иных целенаправленных мероприятий. При этом важно знать, что такая система должна быть управляемой, и все ее элементы необходимо учитывать, постоянно корректировать.
Одним из важных элементов такой системы является личный пример всех без исключения руководителей, начальников, преподавателей и воспитателей.
Важнейшим и необходимым условием формирования и совершенствования педагогической управленческой культуры у курсантов и офицеров является индивидуальная воспитательная работа. Знание индивидуальных особенностей конкретного курсанта или офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической управленческой культуры в целом или отдельных ее элементов: психолого-педагогической эрудиции, педагогического мышления, культуры речи, культуры поведения, общения и других.
Недостатки и трудности в соблюдении и проявлении педагогической управленческой культуры чаще всего встречаются у молодых офицеров в процессе их профессионального становления по причинам задержки их роста в данной области. Таких причин много и их можно представить двумя основными группами.
Во-первых, это причины объективного характера, не зависящие от самого офицера: затруднения материального плана (отсутствие нормальных жилищных условий, нерегулярная выплата денежного содержания); чрезмерная служебная нагрузка и отсутствие времени для работы над собой; необходимость проведения различных мероприятий, не способствующих военно-профессиональному росту офицера; недостаточная помощь со стороны старших и коллег по службе в начальный период военнопедагогической управленческой деятельности; во-вторых, необъективность оценки результатов учебновоспитательной деятельности, отсутствие необходимой системы стимулирования проявления высокого уровня педагогической управленческой культуры молодого офицера, его мастерства как учителя и воспитателя; атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, необходимости профессии офицера; призыв на службу большого количества трудных солдат, людей с отклоняющимся поведением и др.
Одним из важных путей формирования и развития педагогической культуры, в первую очередь культуры познавательной деятельности, является систематическое и целенаправленное вооружение офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий по различным предметам обучения, командирской и общественно-государственной подготовки, в часы информирования, специально проводимых лекториях, университетах педагогического мастерства (в основном в вузах), на научно-практических конференциях, во встречах за круглым столом, на методических семинарах, в ходе педагогических чтений, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом учебно-воспитательной деятельности.
Практика убедительно показывает, что на становление офицера как учителя-управленца, совершенствование его общей и профессиональной культуры существенное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера в военно-учебном заведении или в части, сложившиеся в конкретном коллективе культурные взаимоотношения, внимание к труду конкретного офицера, к процессу его профессионально-педагогического роста.
Здесь важно все: господствующее коллективное и групповое мнение, настроение старших и младших, утвердившиеся традиции и авторитеты, состояние дисциплинарной практики, степень эффективности методов убеждения и внушения, организация жизни в воинском коллективе труда и службы офицеров и т.д.
Практический опыт показывает, что овладение передовыми, особенно инновационными технологиями, методами, приемами, средствами учебно-воспитательной деятельности, активная и разнообразная работа офицера в этой области, как правило, позволяют повысить эффективность и качество процесса его становления как учителя-управленца, формировать и развивать у него профессиональные качества, поддерживать соответствующий уровень управленческой культуры.
Важнейшим и необходимым условием формирования и развития как общей, так и профессионально-педагогической культуры офицерского состава является самостоятельная работа, осуществляемая путем самосовершенствования.
Под самосовершенствованием офицера следует понимать его целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств, черт характера, привычек в соответствии с требованиями воинских уставов и управленческого труда на основе общечеловеческих, государственно-национальных, профессиональных и личностных ценностей.
Таковы некоторые пути и педагогические условия, связанные с формированием и совершенствованием педагогической управленческой культуры офицера, повышением его профессионализма и компетентности в области обучения и воспитания подчиненных ему военнослужащих, а следовательно, и повышения боевой готовности внутренних войск МВД в решении служебно-боевых задач.
Список литературы
1. Барабанщиков, А. В., Муцынов, С. С. Проблемы педагогикой культуры. — М.: Солнечногорск «Выстрел», 1980. — 206 с.
2. Драгомиров, М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. — М.: Воениздат, 1956. - 620 с.
3. Омаров, А. М. Руководитель. Размышления о стиле управления. — М.: Политиздат, 1984. — 255 с.
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: ЭКСМО, 2007. — 496 с.
5. Скоропуд, Ю. В. Педагогика высшей школы. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. — 541 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012