Научная статья на тему 'Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России'

Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ПУТИ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MANAGEMENT CULTURE / ESSENCE / CONTENT / UPBRINGING WAYS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куис Юрий Александрович

Статья посвящена проблемам воспитания культуры управленческой деятельности будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical and management culture of the officer of the Russian Interior Ministry forces

The article is devoted to the problems of management culture upbringing of the future officers

Текст научной работы на тему «Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России»

Список литературы

1. Новожилов, В. Ю. Методология исследования интеграции в образовании : монография. — М., 2011.

2. Соловьев, Н. В. Адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта. — М., 1998.

3. Тарасов, М. М. Морально-психологическое обеспечение профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск : монография. — СПб., 1998.

4. Ушинский, К. А. Собр. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1950.

5. Шимко, С. Ю. Инновационный подход к обучению военнослужащих частей внутренних войск МВД России. — Сочи: РИЦ СГУ, 2011.

УДК 378.14 Ю.А. Куис*

Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России

Статья посвящена проблемам воспитания культуры управленческой деятельности будущих офицеров.

Ключевые слова: управленческая культура деятельности, сущность, содержание, пути воспитания, педагогические условия.

V.A. Kuis*. Pedagogical and management culture of the officer of the Russian Interior Ministry forces. The article is devoted to the problems of management culture upbringing of the future officers.

Keywords: management culture, essence, content, upbringing ways, pedagogical conditions.

История развития военно-педагогической мысли учит, что одним из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса части, подготовки военных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является управленческая деятельность офицера, его педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая культура. Анализ исторического опыта подготовки внутренних войск, практической учебно-воспитательной деятельности офицеров показывает, что чем выше педагогическая управленческая культура руководителей, воспитателей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части, подразделения. Особенно велико значение общей и военно-педагогической культуры офицера в современных условиях, когда осуществляется реформирование силовых структур России, и во всех сферах воинской службы произошли и происходят большие изменения, требующие высокого уровня профессионализма, компетентности и организаторских способностей.

При выяснении сущности управленческой культуры целесообразно исходить из общего понимания культуры и ее многофункциональности в жизни человеческого общества. Здесь находят свое отражение общечеловеческие, российские национально-государственные, военнопрофессиональные и личностные ценности. Анализ литературных источников показывает, что культура, как правило, рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова педагогическая управленческая культура — это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области общего и военно-профессионального образования, обучения, воспитания и развития личности, что достигнуто в военно-педагогической теории и практике, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова педагогическую управленческую культуру офицера можно охарактеризовать как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессиональноэтических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать учебно-воспитательные задачи.

В данной статье хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая управленческая культура имеет сложную и многогранную структуру. Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий офицеров внутренних войск, занимающихся эффективно обучением и воспитанием личного состава, показывает, что слагаемые педагогической управленческой культуры включают: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-

* Куис, Юрий Александрович, заместитель начальника факультета Академии управления МВД. Адрес: Россия, 125171 г. Москва ул. Зои и Александра Космодемьянских д.8

* Kuis, Yuri Alexandrovich, deputy chief of the faculty of the management Academy of the Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 125171, Moscow, st. Zoe Alexander Kosmodemyanskiy h.8

© Куис Ю.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

педагогических знаний; ярко выраженную педагогическую направленность личности офицера и его любовь к учебно-воспитательному труду; культуру познавательной деятельности офицера; культуру его педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств и культуру педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения офицера; культуру рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической управленческой культуры офицера — учителя и воспитателя подчиненных.

Все указанные элементы педагогической управленческой культуры находятся во взаимосвязи и взаимодействии, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Базой педагогической управленческой культуры является общекультурное и профессиональное развитие личности офицера.

Общая и профессиональная эрудиция офицера выражены в глубине и широте знаний тех вопросов и проблем, которые необходимы ему для решения учебных и воспитательных задач, организации и ведения боя. Знания, как известно, являются составной частью мировоззрения человека, его убеждений, в значительной мере определяют профессиональный облик офицера как педагога и выступают орудиями труда, важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Особое место в педагогической управленческой культуре занимают психолого-педагогические знания офицера. Глубокие и обширные знания общей, социальной, военной психологии и педагогики необходимы офицеру для того, чтобы лучше, эффективнее и качественнее решать учебно-воспитательные и служебно-боевые задачи. Военно-педагогическая задача — это всегда в конечном счете практическая задача, включающая в себя: знание и понимание психологии конкретного военнослужащего или воинского коллектива; всестороннее осознание и умелое решение учебных, служебных, воспитательных целей и путей их достижения; знание и понимание педагогических средств, методов, приемов воздействия на сознание и поведение военнослужащих, умение их эффективно использовать на занятиях, в воспитательной и перевоспитательной деятельности, руководстве самосовершенствованием. В процессе решения военно-педагогической задачи усилия офицера всегда направлены на использование психологопедагогических знаний в интересах формирования и развития позитивного в личности и разрушения негативного, мешающего выполнению своего воинского долга. Поэтому знание основ психологии и педагогики, умение применять их в практической учебно-воспитательной деятельности выступают и как орудие педагогического управленческого труда офицера, и как условие более успешного решения военноуправленческих задач, и как показатель уровня развития его профессионально-компетентной культуры.

Педагогическая направленность личности офицера и его любовь к профессиональной учебновоспитательной и управленческой деятельности в структуре педагогической культуры представлены системой осознанных целей и задач, мотивов и потребностей, лежащих в основе его учебновоспитательного и организаторского труда.

Офицеров высокой педагогической культуры характеризует склонность к учебно-воспитательной деятельности, высокий и устойчивый интерес к ней, неравнодушное, внимательное отношение к человеку, постоянный поиск новых эффективных форм, методов, приемов активного обучения и воспитания.

Хорошо известно, что офицер, любящий профессию учителя и воспитателя, глубоко осознавший ее общественную, профессиональную и личную значимость, отличается педагогическим оптимизмом, целеустремленностью в работе, настойчивостью в достижении поставленных учебновоспитательных целей, высоким чувством ответственности за результаты своего труда и службы.

Военно-педагогическая и управленческая направленность личности офицера включает такое психологическое качество, как стремление и призвание к военно-педагогическому и управленческому труду. В призвании выражена устойчивая, основанная на внутренней убежденности направленность офицера на учебно-воспитательную и управленческую деятельность, которая становится его постоянной жизненной потребностью, его образом жизни.

В структуре педагогической культуры как сложного явления целесообразно выделить несколько «микрокультур». Одной из них является культура познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов офицера, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься процессом совершенствования познавательной деятельности подчиненных. В современных условиях, когда идет переоценка и переосмысление исторического и зарубежного опыта, смена многих установок и позиций, культура познавательной деятельности офицера приобретает особое значение.

Познавательная деятельность, ее эффективность и качество непосредственно связаны с культурой педагогического мышления офицера и зависят от нее. В культуре мышления офицера представлен высокий уровень овладения всей системой мыслительных операций, методов и приемов, знание законов формальной и диалектической логики, умение их учитывать в управлении практической учебно-воспитательной деятельностью.

Культура педагогического мышления офицера проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений общественной жизни и военно-профессионального труда, выделять в них главное и основное, сравнивать и делать логические, хорошо продуманные выводы, определять тенденции их развития. Культура педагогического мышления офицера характеризуется такими качествами, как умение быстро и правильно анализировать свое поведение и действия окружающих, их отношение к военному обучению в целом, конкретному предмету, начальнику (руководителю); выделять основные элементы и признаки в деятельности каждого и коллектива в целом, умение синтезировать, мысленно и точно устанавливать связи между отдельными фактами, действиями в поведении курсантов, в частности в их отношении к занятиям, службе, воспитательным мероприятиям и др.

Культура педагогического мышления проявляется во всех видах профессиональной управленческой деятельности офицера: при проведении занятий, решении вопросов воинской дисциплины, организации службы курсантов (например, умение предвидеть воспитательные последствия отдаваемых распоряжений, указаний и др.), методическом обеспечении боевой подготовки; в принятии решения о поощрении или наказания и в творческом подходе при проведении воспитательной работы, морально-психологическом обеспечении подготовки будущих офицеров внутренних войск.

В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура речи офицера. Известно, что с помощью слова и высокоразвитого интеллекта он решает разнообразные учебно-воспитательные и служебные задачи, выполняет основные функциональные обязанности: осуществляет руководство личным составом, передачу необходимой информации по различным предметам обучения, оказывает воспитательное влияние на сознание, чувства, поведение военнослужащих, убеждает и внушает, приказывает и требует.

Культура речи офицера представлена в таких ее свойствах и качествах, как обширный запас слов; содержательность мысли и развитость всех видов речи (внешней, внутренней, командной, пропагандистской, речи общения и др.); высоко моральное отношение к слову — верность данному обещанию, ответственность за соблюдение единства слова и дела (в дореволюционной российской армии был даже сформулирован своеобразный профессионально-этический закон: «Слово офицера — закон!»); владение эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относят к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр, мимика, жестикуляция и др.).

Практический опыт показывает, что низкая культура речи офицера, построенная на штампах, грубой категоричности, невыразительности, нелогичности в изложении основных смысловых понятий, а также скудность словесного запаса, убогость мысли, не только создают между воспитателем и воспитанниками «смысловой барьер», но и отрицательно влияют на выполнение служебных обязанностей, нередко являются одной из причин конфликтов между начальниками и подчиненными.

Важным элементом педагогической управленческой культуры офицера является культура педагогических чувств. Конкретное выражение культуры чувств офицера представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного, с тактичной формой ее предъявления.

Высокая культура чувств офицера, как и другие элементы педагогической культуры, имеет многоплановое функциональное значение. Она выполняет мотивационную функцию, т.е. выступает побудительной силой в различных сферах жизнедеятельности офицера (чувство любви к своей профессии и к военно-педагогической деятельности, чувство гуманизма во взаимоотношениях с окружающими, чувство ответственности за профессиональную подготовку и др.) Высокая культура чувств офицера выступает и как инструмент педагогического воздействия.

Обладая такого рода культурой чувств, офицер влияет на эмоциональную сферу психики солдата, вызывает у одних стремление подражать ему, а у других — желание заниматься самосовершенствованием, воспитанием у себя определенной культуры чувств.

Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера, которая является одной из важнейших сфер взаимодействия его как учителя и воспитателя с различными категориями военнослужащих в служебное и внеслужебное время.

Сама природа управленческого труда немыслима без активного и содержательного общения. Основу культуры общения офицера с военнослужащим составляют высокоразвитые личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, общая и военно-профессиональная интеллигентность. Специально проведенные исследования проблемы культуры общения показывают, что данную категорию следует отнести к вопросам профессионально-педагогической этики, к педагогической технологии. Особое значение для понимания сущности последней имеет комплекс развитых у офицера умений: умение слушать собеседника; умение задавать и ставить вопросы; умение тактично анализировать и оценивать мнение подчиненного; умение первому установить контакт с воспитанником или с коллегой по службе; умение понять другого человека и оказать ему помощь; умение быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; умение устанавливать зрительный контакт («умение видеть реального человека»); умение заинтересовать, увлечь окружающих рассказом, интересной информацией; свободное владение словом (умение говорить, выступать перед личным составом без конспекта); умение разумно использовать свои внешние данные, в т.ч. мимику, жесты, улыбку; умение передавать свое отношение к событиям, явлениям, фактам ненавязчиво, без категоричности, излишнего дидактизма.

Культура управленческого общения офицера, как уже подчеркивалось, непосредственно связана с его профессионально-этической культурой, т.е. со знанием и пониманием им системы моральных требований, принципов и норм, которые определяют уровень развития нравственного сознания (моральные знания, чувства, убеждения), регулируют отношение офицера к своей профессии, взаимоотношения между различными категориями военнослужащих, конкретные действия, поступки, его реальное поведение при решении учебно-воспитательных и служебных задач. Особенно велико значение соблюдения офицером требований и норм профессионально-педагогической этики при решении задач нравственного воспитания подчиненных.

Культура управленческого общения и профессионально-этическая культура офицера при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Педагогика

Культура внешнего выражения личности офицера как учителя может быть рассмотрена в плане его общей культуры, например внешнего вида: чистота, аккуратность в одежде, в ношении головного убора, обуви и в другом. Внимание подчиненных привлекают осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, «строгая» доброта, дружеское соучастие и т.д., а также пантомимика (жесты, походка, движения, умение вставать, садиться и др.).

Культура поведения офицера выражается в высокоразвитых навыках, умениях, привычках, отвечающих общим требованиям и нормам воинских уставов, других нормативных документов, а также профессиональной морали, педагогической этики. В культуре поведения, как правило, конкретно и всесторонне представлены личность офицера в целом, его нравственный облик, его реальная натура и служение Отечеству.

Непременным элементом управленческой культуры является культура рабочего места офицера, которая непосредственно связана с вопросами научной организации служебного и военнопедагогического труда, с культурой организации своей учебно-воспитательной деятельности и включает технику организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой компьютерной информации, технику ее отбора и хранения, ведения картотеки, записей и многие другие «мелочи» управленческой техники.

Все перечисленные элементы педагогической управленческой культуры в концентрированном виде представлены в педагогическом мастерстве конкретного офицера. Профессиональное педагогическое мастерство — важнейший и стержневой элемент его культуры как учителя и воспитателя подчиненных. Высокий уровень его управленческого развития является своеобразной мерой педагогической культуры офицера любого ранга.

В самом общем виде педагогическое мастерство можно определить как синтез высокоразвитого военно-педагогического мышления, профессионально-компетентностных знаний, навыков, умений, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с личностными качествами позволяют офицеру эффективно и качественно управлять решением учебно-воспитательных и служебных задач, добиваться высоких и устойчивых результатов в подготовке специалистов необходимого профиля.

В управленческом мастерстве офицера наиболее полно и более четко выражены его специфические профессионально-педагогические свойства и качества: психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая управленческая направленность, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, развитые речевые способности, педагогическое творчество, педагогическая требовательность, педагогический такт, различные элементы психолого-педагогической управленческой техники.

Педагогическое управленческое мастерство, как и профессионализм в любой области человеческой деятельности, всегда индивидуально и связано с уровнем развития конкретной личности офицера. Но вместе с тем всем мастерам педагогического управленческого труда присущи высокоразвитый интеллект, умение нестандартно, творчески решать задачи по обучению и воспитанию военнослужащих при проведении занятий, организации их служебной деятельности и воспитательных мероприятий. Для таких офицеров характерно постоянное стремление к познанию нового, к изучению и использованию передовых и новаторских методов воздействия и взаимодействия. Они обладают высоким уровнем наблюдательности и внимательности, способностью к неформальному общению, справедливо требуют от подчиненных качественного усвоения учебного материала, знания уставных требований, соблюдения воинской дисциплины, норм и правил нравственного поведения, строго следуют принципам и нормам педагогической этики, стремятся во всем достичь педагогической целесообразности.

Жизнь убедительно доказала, что офицер с высоким уровнем управленческой культуры, профессионального мастерства не рождается. Таковым он становится в процессе жизни и целенаправленной деятельности, под влиянием воздействия положительных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий.

Процесс формирования и совершенствования педагогической управленческой культуры офицера, обусловлен влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов и внутренне крайне противоречив. Например, основы культуры мышления, речи, общения, нравственного поведения закладываются у офицера в системе семейного и школьного воспитания, в формальной и неформальной молодежной среде. Перечисленные ранее элементы педагогической управленческой культуры развиваются и совершенствуются на протяжении всей последующей жизни человека.

Особое и решающее значение в овладении всем богатством педагогической управленческой культуры офицера как учителя и воспитателя имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности непосредственно в войсках.

Специальные исследования и анализ многолетнего педагогического управленческого опыта подтверждают, что формирование, развитие, совершенствование педагогической управленческой культуры, ее отдельных элементов не имеют предела и границ. Главным здесь было и остается целенаправленное и целеустремленное самосовершенствование офицера. Практика свидетельствует, что как только он перестает работать над собой, сразу же заметно снижаются его профессионализм и компетентность, он теряет те или иные элементы педагогической управленческой культуры.

Жизнь убедительно доказывает и другое. Эффективность и качество процесса формирования и развития различных элементов психолого-педагогической управленческой (и общей) культуры находятся в прямой зависимости от сложившейся системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива курсантов (слушателей) или офицерского коллектива подразделения. Такая система может включать в себя комплекс

организационных, содержательных, методических, материально-технических, информационнопознавательных и иных целенаправленных мероприятий. При этом важно знать, что такая система должна быть управляемой, и все ее элементы необходимо учитывать, постоянно корректировать.

Одним из важных элементов такой системы является личный пример всех без исключения руководителей, начальников, преподавателей и воспитателей.

Важнейшим и необходимым условием формирования и совершенствования педагогической управленческой культуры у курсантов и офицеров является индивидуальная воспитательная работа. Знание индивидуальных особенностей конкретного курсанта или офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической управленческой культуры в целом или отдельных ее элементов: психолого-педагогической эрудиции, педагогического мышления, культуры речи, культуры поведения, общения и других.

Недостатки и трудности в соблюдении и проявлении педагогической управленческой культуры чаще всего встречаются у молодых офицеров в процессе их профессионального становления по причинам задержки их роста в данной области. Таких причин много и их можно представить двумя основными группами.

Во-первых, это причины объективного характера, не зависящие от самого офицера: затруднения материального плана (отсутствие нормальных жилищных условий, нерегулярная выплата денежного содержания); чрезмерная служебная нагрузка и отсутствие времени для работы над собой; необходимость проведения различных мероприятий, не способствующих военно-профессиональному росту офицера; недостаточная помощь со стороны старших и коллег по службе в начальный период военнопедагогической управленческой деятельности; во-вторых, необъективность оценки результатов учебновоспитательной деятельности, отсутствие необходимой системы стимулирования проявления высокого уровня педагогической управленческой культуры молодого офицера, его мастерства как учителя и воспитателя; атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, необходимости профессии офицера; призыв на службу большого количества трудных солдат, людей с отклоняющимся поведением и др.

Одним из важных путей формирования и развития педагогической культуры, в первую очередь культуры познавательной деятельности, является систематическое и целенаправленное вооружение офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий по различным предметам обучения, командирской и общественно-государственной подготовки, в часы информирования, специально проводимых лекториях, университетах педагогического мастерства (в основном в вузах), на научно-практических конференциях, во встречах за круглым столом, на методических семинарах, в ходе педагогических чтений, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом учебно-воспитательной деятельности.

Практика убедительно показывает, что на становление офицера как учителя-управленца, совершенствование его общей и профессиональной культуры существенное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера в военно-учебном заведении или в части, сложившиеся в конкретном коллективе культурные взаимоотношения, внимание к труду конкретного офицера, к процессу его профессионально-педагогического роста.

Здесь важно все: господствующее коллективное и групповое мнение, настроение старших и младших, утвердившиеся традиции и авторитеты, состояние дисциплинарной практики, степень эффективности методов убеждения и внушения, организация жизни в воинском коллективе труда и службы офицеров и т.д.

Практический опыт показывает, что овладение передовыми, особенно инновационными технологиями, методами, приемами, средствами учебно-воспитательной деятельности, активная и разнообразная работа офицера в этой области, как правило, позволяют повысить эффективность и качество процесса его становления как учителя-управленца, формировать и развивать у него профессиональные качества, поддерживать соответствующий уровень управленческой культуры.

Важнейшим и необходимым условием формирования и развития как общей, так и профессионально-педагогической культуры офицерского состава является самостоятельная работа, осуществляемая путем самосовершенствования.

Под самосовершенствованием офицера следует понимать его целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств, черт характера, привычек в соответствии с требованиями воинских уставов и управленческого труда на основе общечеловеческих, государственно-национальных, профессиональных и личностных ценностей.

Таковы некоторые пути и педагогические условия, связанные с формированием и совершенствованием педагогической управленческой культуры офицера, повышением его профессионализма и компетентности в области обучения и воспитания подчиненных ему военнослужащих, а следовательно, и повышения боевой готовности внутренних войск МВД в решении служебно-боевых задач.

Список литературы

1. Барабанщиков, А. В., Муцынов, С. С. Проблемы педагогикой культуры. — М.: Солнечногорск «Выстрел», 1980. — 206 с.

2. Драгомиров, М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. — М.: Воениздат, 1956. - 620 с.

3. Омаров, А. М. Руководитель. Размышления о стиле управления. — М.: Политиздат, 1984. — 255 с.

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: ЭКСМО, 2007. — 496 с.

5. Скоропуд, Ю. В. Педагогика высшей школы. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. — 541 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.