Научная статья на тему 'Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания'

Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СОПЕРЕЖИВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ГРАЖДАНИН / ПАТРИОТ / PEDAGOGY OF EMPATHY / TEACHER-PUPIL INTERACTION / LOVE FOR THE MOTHERLAND / PATRIOTIC EDUCATION / INNOVATIVE STRATEGY / CITIZEN / PATRIOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Светлана Владимировна

Обосновывается продуктивность осуществления патриотического воспитания на методологических основаниях педагогики сопереживания. Выделены этапы взаимодействия воспитателя и воспитанника как эмоционально-чувственного сопереживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy of empathy as an innovative strategy of development of patriotism

The article justifies efficiency of patriotic education of primary schoolers on the methodological basis of 'pedagogy of empathy'. Stages of the tutor-pupil interaction (regarded as emotionally-sensual empathy) are specified

Текст научной работы на тему «Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания»

С. В. Барышникова

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИКА СОПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье обосновывается продуктивность осуществления патриотического воспитания на методологических основаниях педагогики сопереживания. Выделены этапы взаимодействия воспитателя и воспитанника как эмоционально-чувственного сопереживания

Современные подходы к воспитанию позволяют выделить в качестве одной из тенденций переход от формирующего воспитания, осуществляемого в соответствии с заданным идеалом, к воспитанию в процессе взаимодействия воспитанника с окружающими. К примеру, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков рассматривают воспитание как «диалогическое педагогическое взаимодействие» [2, с. 4]. В концепции «Воспитание петербуржца XXI века» воспитание рассматривается как «ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника» [1, с. 196]. Такие же процессы происходят в рамках поиска современных концепций патриотического воспитания. Все чаще образ гражданина и патриота и пути его формирования заменяется организацией определенного способа взаимодействия. Среди таких способов взаимодействия воспитателя и воспитанника выделяются: сотрудничество, направленное на заботу о Родине; продуктивное взаимодействие, направленное на поиск и решение проблем своей Родины; ценностно-смысловой диалог. В качестве одного из этих способов можно выделить организацию сопереживания в рамках воспитательного процесса.

Патриотическое воспитание в логике педагогики сопереживания рассматривается как педагогически организованное совместное сопереживание ценностям и интересам Родины, направленное на их понимание, совместное проживание и эмоциональное сочувствие. Любовь возникает в процессе принятия человека, вживания в него, стремления жить его мыслями, чувствами, делами. В стремлении понять, что есть Родина, человек обретает и развивает свои патриотические чувства. Эмоциональ-

ное проживание, совместное погружение, проявление эмоций и чувств по отношению к различным явлениям и событиям составляют основу педагогической деятельности по воспитанию патриотизма в логике данной базовой модели воспитания.

С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации в России и Санкт-Петербурге необходимо осуществление патриотического воспитания в рамках педагогики сопереживания. Выделим ряд оснований для такого выбора. Во-первых, это «соборность» как базовая черта традиционного российского общества, определяющая его стремление к единению. Во-вторых, это преобладание эмоций и чувств по отношению к Родине над разумом и рассудительностью. Выстраивание взаимовыгодных отношений между гражданином и государством, патриотом и его Родиной не свойственно традиционным российским идеалам. В-третьих, это необходимость в обоюдной любви, любви-понимании, которая позволила бы избегать фанатизма, излишней жертвенности, излишнего восхваления Родины, государства.

Невозможно сразу трансформировать существующие традиционные взгляды, необходимо постепенное их изменение. С нашей точки зрения, в современном российском обществе преобладает воспитание патриотизма в логике педагогики погружения. Это следование традиционным (имперским) идеалам, это наследие тоталитарного режима, когда была востребована не обоюдная жертвенная любовь. Это и сегодня основная позиция наиболее активных социальных групп и отдельных граждан в области патриотического воспитания.

Переход от педагогики погружения в педагогику сопереживания выглядит достаточно естественным. Он позволит в логике патриотического воспитания снять существующую агрессию, необходимость жесткого формирования патриотических чувств, обеспечит определенное ценностно-смысловое равенство в отношениях государства и его граждан. Возникнет очень важное условие развития страны, связанное с участием ее граждан в понимании и совершенствовании идеалов Родины.

В последние годы наметился определенный поворот к рационализации патриотического воспитания, превращение его в педагогическое просвещение, когда учащихся информируют о прошлом, настоящем и будущем своей страны и рассматривают события и явления с точки зрения аргументов и фактов. В рамках патриотического просвещения могут возникнуть определенное знание и определенные умения, но вряд ли возникнет любовь. В условиях агрессивности и недовольства народа своей жизнью отказ от влияния на патриотические чувства людей порождает многочисленные крайности. Появление экстремистских организаций национального толка -это стихийная реакция на потребность в национальных чувственных выражениях своего патриотизма: «Если нельзя любить Родину потому, что она такая плохая, то можно ненавидеть и уничтожать врагов, сделавших нашу великую Родину такой плохой». Отказ от завышенных идеалов, совместное понимание происходящего, проявление эмпатии как особого чувства сопереживания, вхождения в душу Родины позволит от агрессивности перейти к сочувствию, стремлению найти общий язык и двигаться в едином направлении.

Теоретическая разработка сущности патриотического воспитания в логике педагогики сопереживания позволила получить следующие результаты. Прежде всего, предложим авторское определение патриотического воспитания в логике педагогики сопереживания как педагогически организованный особый вид взаимодействия педагога и воспитанников (эмоционально-чувственное со-переживание), направленный на пробуждение любви к Родине.

Рассмотрим и уточним предложенное определение. Определим специфику эмоционально-чувственного сопереживания как особого вида взаимодействия педагогов и воспитанников. В основе такого взаимодействия лежит взаимное уважение и потребность в принятии и понимании друг друга, как со стороны педагога, так и со стороны каждого учащегося: «Мы собираемся вместе, чтобы испытать положительные эмоции и чувства от взаимопонимания и совместного понимания такого таинственного, загадочного, чужого окружающего мира».

Разберем поэтапно специфику эмоционально-чувственного сопереживания, при этом будем отталкиваться от выделенных этапов взаимодействия педагога и ребенка.

Этап 1. «Совместное целеполагание». Представляет собой определение жизненной ситуации, явления, события, которое является непонятным, вызывает отторжение и поэтому нуждается в рассмотрении и понимании. Поэтому есть необходимость в уточнении названия этапа как «Встреча с неизвестным». Воспитатель собственными силами или с помощью воспитанников в творческой форме, эмоционально ярко представляет ситуацию, явление, событие, которое станет объектом для обсуждения, понимания, принятия. В рамках воспитания любви к родному краю это может быть любое историческое событие, природное явление, человеческие действия, направленные на преобразование природы (к примеру, постройка химического завода или небоскреба), конкретные действия учащихся по отношению к родному краю (пожар в лесу, разрушение памятника, отсутствие чистоты и порядка). Главное условие выбора объекта для обсуждения связано с необходимостью изменения к нему отношения учащихся на эмоционально-чувственном уровне (от эмоционально негативного отношения: не замечали, проявляли равнодушие, ненавидели, проявляли агрессию и т.д. к эмоционально положительному отношению: стали проявлять заботу, любовь, внимание, выражать удовлетворение и т.д.). Воспитанникам предлагается проявить и изложить свое отношение к объекту обсу-

ждения. Формы изложения отношения могут быть различными: устные выступления, мини-сочинения, рисунки, эмоциональная реакция и т.д. Совместно определяются негативные отношения к этому объекту. Принимается совместное решение об изучении и понимании данного явления.

Этап 2. «Совместное планирование воспитанниками своих действий по изучению и пониманию объекта». Воспитатель в рамках групповой работы организует планирование общих действий по рассмотрению наиболее важных составляющих (загадок) изучаемого объекта. Каждая группа предлагает свой план действий. Затем в процессе общего обсуждения составляется единый план действий.

Этап 3. «Самостоятельная работа воспитанников». Этот этап направлен на освоение изучаемого объекта с помощью выполнения запланированных действий. Например, если принято решение понять особенности осени в родном краю, то учащиеся ищут стихи и песни, посвященные осени, собирают гербарии осенних листьев, проводят анкетирование родных и близких, выясняя их отношение к осени. Главная позиция заключается в том, что понимание человека и любого явления возможно только в активной деятельности. Важно, чтобы учащиеся освоили правило: хочешь понять - прояви активность. Важной особенностью данного этапа является тот факт, что каждый из воспитанников имеет определенные обязательства. Воспитатель помогает воспитанникам осуществить взятые на себя обязательства в соответствии с общим планом действий.

Этап 4. «Работа с воспитанниками, обратившимися за помощью». Он направлен на преодоление возникших трудностей и противоречий. Основными среди них станут проблемы потери интереса (скучно, неинтересно, не хочу этим заниматься) и появление непреодолимых трудностей (не знаю, как это сделать, не получается, не умею). Воспитатель оказывает помощь тем, кому не удается справиться самостоятельно. При этом он стремится, чтобы воспитанники не ждали, когда воспитатель заме-

тит их проблемы и сам им поможет, а обращались в случае затруднений.

Этап 5. «Самооценка и демонстрация полученных результатов» представляет собой изложение выполненных заданий и создание ситуации эмоционального сопереживания. К примеру, кто-то читает стихи и поет песни об осени, кто-то показывает слайд-фильм «Осень в родном краю», кто-то устраивает презентацию стенгазеты «Наше отношение к осени», кто-то угощает всех осенними салатами. Главная цель данного этапа - помочь детям выразить свои чувства к объекту исследования и создать условия для соединения этих чувств в единую ситуацию сопереживания. Для этого педагог готовит для детей эмоциональные сюрпризы. Этап завершается совместным эмоционально насыщенным действием: совместным исполнением песни, чаепитием, хоровой декламацией, общим проявлением чувств и т.д.

Этап 6. «Индивидуальная работа с воспитанниками». Этот этап предполагает диагностику полученных результатов и анализ происшедших изменений в отношении воспитанников к обсуждаемому объекту. Воспитатель отмечает изменения в поведении и отношениях воспитанников, определяет, как совместная деятельность повлияла на конкретного ребенка, как изменилось его отношение к жизни.

Таким образом, эмоционально-чувственное сопереживание представляет собой встречу - проникновение в мир определенного явления, события, ситуации, направленную на понимание и приобщение. Главным результатом такого взаимодействия становится освоение, присвоение и эмоционально-чувственное принятие (любовь, уважение, внимание, забота, потребность в контакте и т.д.) окружающего мира и отдельных его составляющих. С нашей точки зрения, в первую очередь именно благодаря эмоционально-чувственному сопереживанию человек превращает чужой окружающий мир в родной и близкий. Это лишний раз говорит о необходимости использования эмоционально-чувственного сопереживания в патриотическом воспитании.

Литература

1. Барышникова С. В. Трудный выбор классного руководителя : методическое пособие. - СПБ.: КАРО, 2003. - 208 с.

2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

3. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, культуры и нравственности. - Ростов н/Д., 1995.

4. Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПБ.: КАРО, 2004. - 224 с.

5. Воспитательные системы образовательных учреждений Санкт-Петербурга: опыт, поиск, перспективы : методич. пособие / авт.-сост. Е. Н. Барышников. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. -199 с.

6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. - Волгоград, 2006.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.