Научная статья на тему 'Школьное краеведение как важное средство военно-патриотического воспитания старшеклассников'

Школьное краеведение как важное средство военно-патриотического воспитания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ РОДИНУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Алиева Сабият Тагировна, Раджабова Раиса Валиевна, Магомедова Зумруд Исаевна

В данной статье исследуется школьное краеведение как важное средство военно-патриотического воспитания старшеклассников. Историко-архивные документы и психолого-педагогическая литература дают основание для его изучения. Изучение краеведения, учитывая возрастные особенности школьников, в первую очередь помогает им любить своих родителей и близких, уважать учителей, соседей, друзей, научить любить свою Родину, свой дом, город в котором родились и живут, национальные культуры, богатые традиции и обычаи народов Дагестана; научить любить и понимать родную природу, бережно относиться к ней; воспитывать в ребенке чувства гордости за свою Родину; приобщить детей к краеведческой деятельности, историко-культурной памяти Дагестана, формировать патриотические чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна, Алиева Сабият Тагировна, Раджабова Раиса Валиевна, Магомедова Зумруд Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьное краеведение как важное средство военно-патриотического воспитания старшеклассников»

Психолого-педагогические науки •••

37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373

ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

THE SCHOOL LOCAL HISTORY AS AN IMPORTANT TOOL OF THE SENIOR SCHOOLCHILDREN’S MILITARY

AND PATRIOTIC EDUCATION

©2014 Алиева С. А., Алиева С. Т., Раджабова Р. В., Магомедова З. И.

Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Alieva S. А., Alieva S. G., Radzhabova R. V., Magomedova Z. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье исследуется школьное краеведение как важное средство военнопатриотического воспитания старшеклассников. Историко-архивные документы и психологопедагогическая литература дают основание для его изучения. Изучение краеведения, учитывая возрастные особенности школьников, в первую очередь помогает им любить своих родителей и близких, уважать учителей, соседей, друзей, научить любить свою Родину, свой дом, город в котором родились и живут, национальные культуры, богатые традиции и обычаи народов Дагестана; научить любить и понимать родную природу, бережно относиться к ней; воспитывать в ребенке чувства гордости за свою Родину; приобщить детей к краеведческой деятельности, историко-культурной памяти Дагестана, формировать патриотические чувства.

Abstract. The authors of the article research the school local history as an importamt means of the schoolchildren ’s military and patriotic education. Archaeological and historical documents and psychological and pedagogical literature provide inexhaustible material for its study. Learning history of native area considering pupil’s age peculiarities in the _ first place helps them to love their parents and relatives, respect teachers, neighbors, _ friends. It teaches how important is to love their Motherland, home, city they lives in, birthplace, national cultures, rich traditions and customs of Dagestan peoples.

Rezjume. V dannoj stat’e issleduetsja shkol'noe kraevedenie kak vazhnoe sredstvo voenno-patrioticheskogo vospitanija starsheklassnikov. Istoriko-arhivnye dokumenty i psihologo-pedagogicheskaja literatura dajut osno-vanie dlja ego izuchenija. Izuchenie kraevedenija, uchityvaja vozrastnye osobennosti shkol'nikov, v pervuju ochered' pomogaet im ljubit' svoih roditelej i blizkih, uvazhat' uchitelej, sosedej, druzej, nauchit’ ljubit' svoju Rodinu, svoj dom, gorod v kotorom rodilis' i zhivut, nacional'nye kul'tury, bogatye tradicii i obychai narodov Dagestana; nauchit’ ljubit’ i ponimat’ rodnuju prirodu, berezhno otnosit'sja k nej; vospityvat' v rebenke chuvstva gordosti za svoju Rodinu; priobshhit’ detej k kraevedcheskoj dejatel’nosti, istoriko-kul’turnojpamjati Dagestana, formirovat’patrioticheskie chuvstva.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, краеведение, краеведческо-познавательная деятельность, героико-патриотическое воспитание, учреждения дополнительного образования, чувства гордости за свою родину.

Key words: military and patriotic education, local history, lore-cognitive activity, heroic and patriotic education, institutions of additional education, рride for one’s Motherland.

Kljuchevye slova: voenno-patrioticheskoe vospitanie, kraevedenie, kraevedchesko-poznavatel’naja deja-tel’nost’, geroiko-patrioticheskoe vospitanie, uchrezhdenija dopolnitel’nogo obrazovanija, chuvstva gordosti za svoju rodinu.

38

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергая идеологическое объяснение его случайности как рассового и биологического явления.

Вместе с тем, объективно обусловлена необходимость новых подходов к военнопатриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию -функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе военнопатриотическое воспитание выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

Проблемы патриотического воспитания невозможно решить только лишь усилиями родителей и педагогов. Необходим всесторонний подход к ее решению. А это возможно только при активных и решительных действиях государства по стабилизации и улучшению ситуации в области патриотического воспитания.

Правительством Российской Федерации была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2001-2005 годы». Логическим продолжением стали две последующие государственные программы 20062010 и 2011-2015 гг. Являясь звеньями одной цепи, они сохраняют непрерывность процесса формирования патриотического сознания Российских граждан, как одного из факторов единения нации. На данный момент реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы» Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских, информационных, общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Целью данной статьи является переосмысление, уточнение и обновление теории и практики традиционного отечественного опыта военнопатриотического воспитания старшеклассников, так как данное исследование открывает новое видение и перспективы решения традиционных (застаревших и наболевших) проблем военно-

патриотического воспитания.

Краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки во всем мире. «В понятие "краеведение" вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории.

В 30-х годах краеведение определялось как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения". Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания. А. С. Барков отмечал, что "краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства".

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому "краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического".

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение историческое, в задачу которого входит всестороннее изучение родного края. В краеведении, предметом изучения является местность, территория. Сам термин "краеведение" означает, что изучается территория, определяемая понятием "родной край"» [3;

12.].

Исходя из целей, задач и по формам его организации сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В государственном краеведении изучение края находится в ведении государственных краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.

Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями, домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя.

Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет

Психолого-педагогические науки •••

объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается заниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села.

Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса, а во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них - всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая - использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение школьного краеведения. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явле-

39

ния общего порядка и, по образному выражению Н. Н. Баранского, могут "увидеть мир в капле воды". Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: "от известного к неизвестному", "от близкого к далекому".

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников.

Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям.

Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду. Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

«Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента в школьном краеведении включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине. «Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания» [5; 6].

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней» [8].

В иной форме, но об этом же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л. М. Леонов. «Большой патриотизм, - отмечал он, — начинается с любви к тому месту, где живешь» [1; 4].

Классный руководитель одной из школ при проведении с шестиклассниками беседы «С чего начинается Родина?» использовал небольшой отрывок из пьесы К. Симонова «Русские люди». В нем автор словами разведчицы Вали Анощен-ко говорит: «Родина, Родина... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю».

40

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Эти представления и чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями [3; 7].

Формированию патриотических чувств школьников способствует усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа.

Источниками школьного краеведческого материала должны являться непосредственное общение учащихся с людьми, которые отстаивали Родину и сами совершали ратные подвиги; приглашение ветеранов войны на уроки истории; поисковая работа школьников с использованием материалов поиска на уроках; походы по местам боевой славы; изучение мемуарной литературы. Краеведческий материал помогает учителю интересно и содержательно проводить уроки о Великой Отечественной войне, особенно по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Эмоциональному воспитанию учебного материала способствуют также демонстрации документальных фильмов, которые рассказывают о той земле, на которой они живут. Школьники должны чувствовать, какая яркая и разнообразная, культурная жизнь существовала во все времена в краю их отцов и прадедов.

В этой связи большое значение имеют уроки литературы по изучению произведений фольклора, в которых более образно и высокохудожественно, ярким эмоциональным языком, на примерах сказочных героев, содержанием легенд и преданий, прославляются подвиги богатырей при защите Родины».

Роль литературного краеведения должна заключатся в том, чтобы помочь старшекласснику прожить свою жизнь с человеческим достоинством, и родная литература дает не только образец для подражания, но и критерии самооценки человека, что, несомненно, укрепляет и развивает его патриотическое чувство.

Поэтому необходимо расширить у старшеклассников, как будущих воинов, круг чтения. Всякое художественное произведение исторично и оно прямым образом влияет на мировоззрение старшеклассников. Необходимо дополнить содержание современного литературного краеведения яркими образами устного народного творчества и высокохудожественными произведениями национальных литератур, написанных талантливыми поэтами и писателями, в которых главные герои являются богатырями - защитниками Родины.

Когда молодой человек испытывает чувство гордости, когда он знает, что все достигнутое и завоеванное - дело рук его отцов и дедов, их мыслей, совести, он вновь и вновь обращает взоры к своей земле, к Родине, где живет и трудит-

ся, он полон решимости сохранять и приумножать завоевания, достигнутые старшими.

Героико-патриотическое воспитание - одна из важных сторон формирования высоких качеств защитника Родины. Одним из основополагающих факторов военно-патриотического воспитания является взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования. Важным субъектом в данном исследовании выступает республиканский Центр детского творчества (ЦДТ) г. Махачкалы. В списке первоочередных задач Республиканского центра детского творчества в области молодежной политики выступает на первый план организация совместных с общеобразовательными школами проектов и программ, отвечающих за патриотическое воспитание. Среди них программа «Патриотическое воспитание в многонациональном Дагестане», содержание которой раскрывается в следующих темах и разделах:

- «Земляки, которыми мы гордимся»;

- «Великая Отечественная война»;

- «Мое родное село»;

- «Летопись родной школы»;

- «Каждый школьный музей — гордость школы» и многие другие.

В основу организации патриотической работы заложен ряд апробированных принципов: в основе всех программ заложен принцип воспитания школьников на лучших традициях родного края, отечественной истории и на общечеловеческих ценностях, а также обеспечение преемственности и непрерывного характера воспитания.

Основными задачами программы являются: ориентация учащихся на изучение непреходящих общечеловеческих ценностей, на освоение богатейшего историко-культурного и природного наследия края; организация со школами совместных проектов по сохранению наследия.

Главными формами взаимодействия Центра детского творчества (ЦДТ) и общеобразовательных школ республики Дагестан являются:

1. Проведение ежегодных краеведческих чтений школьников, в которых участвуют кружковцы и учащиеся школ городов.

2. Организация на базе музея ЦТД школьных краеведческих музеев-филиалов.

Количество участников ежегодных краеведческих чтений возросло с 15 человек до 300 участников.

Чтения переросли рамки городского статуса, так как участвуют в них и приглашенные учащиеся из других городов и сел. Доказано, что проведение таких мероприятий - это способ поощрения желающих приобщиться к краеведению, это хорошая форма патриотического воспитания, а также форма методической помощи и обмена опытом между педагогами школ и воспитателями ЦДТ.

Республика Дагестан с ее глубоко уходящими историческими корнями не познана до конца и хранит в себе много загадок. Археолого-

Психолого-педагогические науки •••

исторические раскопки и историко-архивные документы дают неисчерпаемый материал для его изучения: улицы и дома, поселения, народы, этносы, события разных лет, бесценное наследие литературы, просвещения, науки, духовной культуры и многое другое.

Осуществляя межкультурное взаимодействие, ЦДТ активно привлекают интеллигенцию, лучших представителей интеллектуального труда, людей разных поколений к осуществлению благородной и столь необходимой культурной миссии - созданию в Дагестане такой атмосферы, которая максимально способствует утверждению мирных и добрососедских отношений между народами. Нужно отметить, что благодаря заинтересованности в краеведческой программе, растет и число ее участников.

На сегодняшний день в ней принимают участие более 700 старших школьников г. Махачкалы, г. Дербента, г. Каспийска, г. Буйнакска: в 2005-2010-учебный год - две школы г. Махачкалы (№№ 17, 39) - 70 старшеклассников; в 20112012 учебный год - четыре школы г. Махачкалы (№№ 17, 39, 38, 8) - 270 старшеклассников и на 2013-2014 учебный год их число возросло в 2, 9 раза (783 школьника).

Цель краеведческой программы «Истоки», рассчитанная на старших школьников (9-11 классы): приобщить детей к краеведческой деятельности, историко-культурной памяти Дагестана, формированию патриотических чувств.

Задачи программы «Истоки»: изучение краеведения, учитывая возрастные особенности школьника, в первую очередь научить воспитанника любить своих родителей и близких, уважать учителей, соседей, друзей; научить любить свою Родину, свой дом, город, в котором родился и живет, национальные культуры, богатые традиции и обычаи народов Дагестана; научить любить и понимать родную природу, бережно относиться к ней; воспитать в ребенке чувство гордости за свою Родину.

Программа затрагивает ряд краеведческих тем: «Моя семья», «Моя страна», «Мой город», «Природа республики», «Моя многонациональная культура» и др. Над каждой темой воспитанники работают в течение месяца, предварительно получив задание.

Особенностью краеведческих программ является то, что они являются не только частью воспитательной работы в рамках дополнительного образования ЦДТ, но и частью домашней работы, воспитания у детей любви к родному краю, родному дому, поскольку рассчитана на союз учителей, воспитателей и родителей. При создании учебных программ педагоги дополнительного образования руководствуются рядом принципов:

1. Сочетание теории и практики, с преобладанием практики.

2. Дифференцированный подход в обучении и воспитании.

41

3. Преемственность.

4. Использование местных материалов (исторические, природные памятники, выдающиеся земляки, почетные жители).

5. Организация исследовательской деятельности юных краеведов и туристов.

6. Всестороннее использование полученных исследовательских материалов в учебном процессе.

7. Совершенствование форм и методов обучения. Использование новых педагогических технологий.

8. Совершенствование методической и материальной базы. Программы по краеведению предусматривают изменения в плане мероприятий в последующие годы. Продолжением программы «Истоки» стала программа «Родники» для учащихся 11 классов, тесно связанная с историей Отечества и учитывающая региональные особенности развития республики Дагестан, его историю, культуру, природу, полинациональный состав жителей. Цель программы «Родники»: развитие устойчивого интереса к изучению своего Отечества и малой Родины; освоение окружающего мира по принципу спирали - от своего дома («родного гнезда»), школы, микрорайона, родного края, Отечества.

Задачи программы:

- получение всесторонних знаний по истории, экономике, культуре, природе родного края;

- использование полученных материалов в учебно-воспитательном процессе, введение их в научный оборот;

- посильная и практическая деятельность учащихся по сохранению историко-культурного природного наследия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- всестороннее воспитание и краеведческое образование участников в процессе исследовательской деятельности.

Учащиеся занимались исследовательской деятельностью по истории возникновения своего села, аула, особенностями его экономической жизни, экологии, традиционных промыслов, населения, исторических зданий, лучших образцов зодчества и др. Активными участниками программы стали:

- туристско-краеведческие объединения (кружки, секции);

- советы школьных музеев;

- научные общества учащихся;

- участники региональных краеведческих программ и прочие объединения школьников.

Содержание деятельности определяются:

- специально разработанными заданиями на изучение определенных территорий или краеведческих тем, ограниченных сроками;

- целевыми программами туристскокраеведческого движения учащихся РФ «Отечество», а также местными краеведческими программами «С чего начинается Родина?», «Родники», «Истоки», «С любовью к России», «Народы Северного Кавказа», ТОКС и др.

42

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

В рамках программы реализуются различные туристско-краеведческие проекты, проводятся различные конкурсы, смотры, выставки, конференции.

Для растущего человека емким понятием «Родина» исчерпывается все, что его окружает, «чем он живет», его родной дом, село и школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные и духовные ценности, созданные соотечественниками. Следовательно, любовь к Родине включает любовь ко всему, что составляет ее содержание, любовь к родной природе, к окружающим людям, их труду и результатам труда.

Инновационная программа, охватывающая детей старшего школьного возраста, это «Историческое краеведение», внедряемая с 2009 года в республике Дагестан и в ряде школ г. Ставрополь, в других республиках Северного Кавказа.

Пояснительная записка этой программы начинается словами А. С. Пушкина «Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Данная программа, рассчитанная на 5 лет, предполагает дать полный и целостный портрет не только республики Дагестан, но и других районов Северного Кавказа в прошлом и в настоящем, сформировать у учащегося сознание продолжателя культурных традиций края.

Основным принципом программы является принцип историзма - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Данный принцип означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте, как прошлого, так и будущего.

Другим принципом является принцип чувственного изучения окружающего мира. Он осу-

ществляется через экскурсии и походы. Изучение краеведения опирается на знание истории и эмоционально-чувственный опыт, который учащиеся приобрели ранее. Программа предполагает знакомство с такими вспомогательными историческими дисциплинами, как хронология, геральдика, генеалогия, метрология, археология, учитывает исторические особенности республики Дагестана.

Занятия в объединении предполагали применение различных форм учебной деятельности: лекции, беседы, краеведческие игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, экспедиционная деятельность. Ребята, занимающиеся в этом объединении, получают прочные знания по истории, культуре, традициям, природе края с древнейших времен до настоящего времени, хорошо знают памятники истории, культуры и природы своей республики, имена наших славных земляков, прославивших Отечество. Значительное количество часов отводится изучению биографии защитников Отечества во все века, благотворителей, предпринимателей.

Воспитанники получают навыки работы с документами, литературой в библиотеке, умения написать доклад, сделать исследование. На пятом году обучения программа предполагает ознакомление учащихся с основами экскурсионной методики и умение проводить пешеходную экскурсию для своих сверстников.

Для учащихся 9-10-х классов предполагается довузовская подготовка. Занятия краеведением формируют у детей очень важное для человека качество: любовь ко всему, что его окружает -людям, природе, Родине; доброту и добродетельность, умение оценивать историческое прошлое с позиций собственного понимания; выработать личное отношение к тем или иным историческим событиям, т. е. воспитание политической культуры [1. С. 203].

Литература

1. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. М., 2013. 2. Воспитание рос-

сийского патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. 3. Гаджиева Х. И. Историческое краеведение. Махачкала,

2008. 4. Леонов Л. М. Собр. соч. : В 11 т. М., 1972. Т. 10. С. 191. 5. Постановление Правительства

РФ от 05.10.2010 № 795 (ред.от 07.10.2010) «О государственной программе «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». 6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М. : Издательский центр "Академия", 2009. 576 с. 7. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 2000. 8. Ясная Поляна и вокруг нее / Литератураная газета. 11 марта. 1987.

References

1. Alieva S. A. Military-Patriotic education of pupils. M., 2013. 2. Education of Russian patriotism, friendship, citizenship // Materials of the third all-Russian scientific-practical conference. M., 2003. 3. Hajiyev

H. I. Local History. Makhachkala, 2008. 4. Leonov L. M. Collected works: 11 vol. M., 1972. Vol. 10. P. 191.

5. Regulation of the RF Government dated 05.10.2010 # 795 (as amended on 07.10.2010) "On the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015". 6. Slastenin V. A.,

Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogica. M. : Publishing center "Academy", 2009. 576 p. 7. Kharlamov I. F. Pedagogy. M., 2000. 8. Yasnaya Polyana and around it / Literaturnaya gazeta. March, 11. 1987.

Litaratura

I. Alieva S. A. «Voenno-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov». M., 2013. 2. Vospitanie rossijskogo patriotizma, druzhby narodov, grazhdanstvennosti // Materialy tret'ej Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj

Психолого-педагогические науки •••

43

konferencii. M., 2003. 3. Gadzhieva H. I. «Istoricheskoe kraevedenie». Mahachkala, 2008. 4. Leonov

L. M. Sobr. soch.: V. 11. M., 1972. T. 10. S. 191. 5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.10.2010 № 795 (red.ot 07.10.2010) «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanija grazhdan Rossijskoj Fe-deracii na 2011-2015 gg.». 6. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Pedagogika. M. : Izdatel'skij centr "Akademija", 2009. 576 s. 7. Harlamov I. F. Pedagogika. M., 2000. 8. Jasnaja Poljana i vokrug nee / Literaturnaya gazeta. 11 marta. 1987.

Статья поступила в редакцию 08.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.