его как слабодействующий. Основные причины такого положения на наш взгляд в том, что недостаточно реализуется личностно-ориентированный подход к поисковой деятельности студентов. Отсутствие должного руководства таким видом работы сказывается на неосознанности студентами сопричастности научно-исследовательской деятельности с будущей профессией. Увлеченность количественными отчетами, стремление привлечь к поисковой деятельности всех студентов негативно влияет на качество научной работы, порождает формализм и, как следствие, сказывается на уровне ЛПССХ.
На хореографическом отделении практикуются различные формы научно-исследовательской деятельности: от самостоятельной постановки хореографических номеров, спектаклей, сценической обработки фольклорного танца, до написания докладов, статей, курсовых и дипломных работ. Все это сохраняет общую логику учебно-педагогического процесса, однако студенческая оценка влияния данного фактора говорит о неиспользованных резервах НИРС для переосмысления студентами отношения к учебному труду, профессии. Повышение эффективности фактора нам видит-
Библиографический список
ся в увеличении направлений научных исследований, в более активном внедрении инновационных технологий, овладении педагогами приемами повышения продуктивности профессиональноориентированного мышления.
Слабую позитивную роль отводят студенты-хореографы такому фактору, как наказание. Специфика его влияния на наш взгляд, заключается в умелом применении поощрений и наказаний в качестве инструментов педагогического воздействия с учетом самооценки, уровня притязаний и других субъективных факторов, воздействующих на отношении студентов к учению.
Проведенное исследование показало, что поиск путей эффективности ЛПССХ возможен в том случае, когда в образовательном процессе учитывается воздействие всего комплекса факторов. Это вызывает необходимость проведения диагностических процедур, которые позволят получить информацию о продуктивности процесса ЛПССХ в вузе, выявить сильные и слабые стороны влияния факторов, своевременно внести необходимые коррективы.
1. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
2. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
3. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
Статья поступила в редакцию 22.09.09
УДК 37.017.4
С.В. Барышникова, директор НОУ «Санкт-Петербургского Центра поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», г. Санкт - Петербург, Е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье обосновывается технология создания программы патриотического воспитания на методологических основаниях педагогики сопереживания. Патриотическое воспитание рассматривается как педагогически организованное совместное сопереживание ценностям и интересам Родины, направленное на ее понимание, совместное проживание и эмоциональное сочувствие. Выделено взаимодействие воспитателя и воспитанника как эмоционально-чувственное сопереживание. Создана и описана интегративная (комплексная) программа, содержащая в себе блок подпрограмм -признаний, направленных на решение конкретной задачи патриотического воспитания в логике педагогики сопереживания.
Ключевые слова: педагогика сопереживания, признание, взаимодействие педагогов и воспитанников, любовь к Родине, патриотическое воспитание, инновационная стратегия, гражданин, патриот.
Проблема патриотического воспитания является одной из актуальных в современной России. Для упорядочения усилий в данном направлении создана концепция патриотического воспитания в России. Была создана и реализована программа патриотического воспитания на 2001 -2005 гг. Сейчас реализуется программа патриотического воспитания в России на 2006 -2010гг. на уровне страны, отдельных регионов, городов и районов реализуются отдельные программы, проекты патриотической направленности проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.
В каждом образовательном учреждении России, среди разделов воспитательной работы обязательно присутствует раздел патриотического воспитания. К сожалению, большое количество усилий в данном направлении не дает необходимый результат [1]. Одна из проблем не эффективности патриотического воспитания связана с хаотичностью проводимых мероприятий. Чаще всего мероприятия связываются с конкретными датами и юбилеями. Невозможно представить, чтобы в плане воспитательной работы школы отсутствовали мероприятия, посвященные Дню Победы или 23 февраля. При этом содержательный элемент чаще всего преобладает над целевым и технологическим. Организаторы редко задумываются над целью и технологиями мероприятия, чаще всего они определяют лишь содержание «провести что-то, посвященное Дню Победы». Решение данной проблемы видеться в поиске новых программ патриотического воспитания, которые отличались бы четко определенной целью, наличием технологий реализации и содержанием, которые отбиралось бы на основе выбранных целей и технологий. При этом учитывалось бы сфера приложения усилий, и конкретизировались сроки реа-
лизации подобных программ. Следует отметить, что в педагогике разработан определенный спектр программ патриотического воспитания [2; 3; 4; 5; 6; 7]. По этой проблеме защищен ни один десяток кандидатских диссертаций, но анализ реализации этих программ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего научного поиска. Любая программа должна быть концептуально обоснована и нести в себе определенный смысл педагогической деятельности. К сожалению, ряд авторов в попытке охватить максимально широкий спектр теоретических положений теряют концептуальную направленность. Определение базовых смыслов, на которых будет строиться программа, позволяет сформулировать основные понятия, на которых будет строиться программа в общей концептуальной логике. Прежде всего, это качается таких понятий как патриотизм, воспитание, патриотическое воспитание, Родина, Отечество, любовь к Родине. Следующий шаг, связан с определением основных параметров программы, таких как цели, содержание, средства, предполагаемый результат. При этом важно определить условия актуальности реализации данных программ. Очень часто подобные программы создаются по принципу обязательного минимума, когда заявляется, что в каждом образовательном учреждении для всех детей определенного возраста необходима данная программа. Наличие большого количества программ порождает необходимость четкого определения условия реализации. Учитывая влияние всей окружающей жизни ребенка необходимо от обязательных программ, переходить к программам компенсирующим, направленным на решение реально существующей проблемы патриотического воспитания. Рассмотрим логику построения на данных основаниях конкретной программы патриотиче-
ского воспитания. В основу этой программы были положены две методологических идей понимания воспитательной деятельности. Первая из них связана с тем, что воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанника. В последние годы широкий круг ученых и практиков настаивает на том, что только при субъект-субъ-ектном взаимодействии воспитателя и воспитанника возможно осуществление эффективного (гуманистического, гуманитарного) воспитания. Вторая идея связана с рассмотрением воспитания как приобщение к культуре (Е.В. Бондарев-ская, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова). На основе данных идей патриотическое воспитание может рассматриваться как взаимодействие воспитателя и воспитанника направленное на приобщение к ценностям культуры своей Родины. Такое приобщение становиться возможным, если в процессе взаимодействия происходит принятие ребенком данных ценностей, ощущение этих ценностей как собственных. Такой процесс можно обозначить понятием сопереживание. В процессе сопереживания происходит взаимопонимание, взаимопринятие, пробуждение любви друг к другу. Главный смысл деятельности педагога в этом случае видеться в организации сопереживания воспитанников к жизни своей Родины. Таким образом, в основе создаваемой программы патриотического воспитания оказалась идея сопереживания, которая определяет всю специфику создаваемой программы. В этом случае, возникает потребность в выражении скрытых, порой не явных чувств к своей Родине, конкретную деятельность, построенную на признании в любви своей Родине. Регулярные признания в любви, заключающиеся в проявлении эмоций и чувств, проведении конкретных акций, выражающих отношение человека к своей Родине, становится основой педагогической деятельности. Это позволяет использовать термин «ПРИЗНАНИЕ» в качестве обозначения определенного типа программ патриотического воспитания, построенных в логике сопереживания. Таким образом, нами определены основные параметры программы патриотического воспитания. Следующий шаг связан с определением понятия Родина и выявление конкретных проблем возникающих у человека в отношениях со своей Родины. Многочисленные исследования позволяют рассматривать Родину как неразрывное единство родного края, родного народа, родной страны. Это позволяет выделить проблемы, возникающие у человека с проживанием в определенном месте (родной край) с отношением к окружающим людям (родной народ), с взаимодействием с государством, в котором он живет (родная страна). Более конкретное определение проблемы позволяет уточнить специфику каждого признания. Таким образом, возникает интегративная программа, содержащая в себе блок подпрограмм -признаний, направленных на решение конкретной задачи патриотического воспитания в логике методологической идеи сопереживания. Каждое образовательное учреждение или любой педагог могут на основе диагностики проблем взаимодействия учащихся и Родины создать собственную программу патриотического воспитания. Каждое признание включает в себя взаимодействие воспитателя и воспитанника в различных видах деятельности. Е.Н. Барышников выделил 7 видов деятельности способствующих решению воспитательных задач: общение, созидание, путешествие, упражнение, состязание, игру, событие и предложил на основе этих видов деятельности 7 базовых форм проведения воспитательного мероприятия: беседу, практикум, дело, экскурсию, соревнование, игру, праздник. В зависимости от возраста, интересов и возможностей учащихся в рамках конкретной программы-признания конструируются комплекс из базовых видов воспитательных мероприятий. В результате реализации данной программы предполагается воспитание человека способного взаимодействовать с Родиной в логике сопереживания. На наш взгляд, именно этим признания должны быть основой патриотического воспитания и помогать воспитанникам в отношениях с Родиной.
Приведем в качестве примера одно из признаний разработанное автором программы-признания.
ПРИЗНАНИЕ «РОДИНА. РОЖДЕНИЕ. РОДИТЕЛИ»
В основе данного признания идея рассмотрения Родины как того, что породило человека. Это может быть: место рождения; семья, в которой родился человек; отец и мать; народ, породивший язык на котором говорит человек, страна, в которой человек родился.
Воспитательная задача: воспитание культуры уважительного отношения к тому, что помогло появиться на свет.
Педагогический замысел: организация диалога с воспитанниками о смысле жизни и особенностях ее возникновения. Понимая жизнь как главную ценность, воспитанник естественным образом будет испытывать определенные чувства к тем, кто дал ему жизнь. Это позволит проанализировать отношение ребенка с родителями, с родным краем, родной страной. Помимо этого возможен серьезный разговор об ответственности родителей за своих детей.
Механизм применения: данное признание может быть использовано следующим образом:
Факультативный курс для учащихся старших классов «Мир, меня породивший».
«Клуб по интересам, «Дарующие жизнь».
Цикл дискуссий на тему: «Кто дарует жизнь».
Цикл праздников по теме: «Благодарю за жизнь». Кружок дополнительного образования «Восстанавливаем свой род».
Тематический период (неделя, декада, месячник, год) по теме: «Жизнь дарует Родина».
Тематика форм воспитательной работы:
Беседа: «Жизнь как главная ценность», «Что достается человеку в наследство от родителей», «Яблоко от яблони...», «Благодаря кому явился я на свет», «История моего рождения», «Корни моего рода», «Родители определяют судьбу ребенка», «Место рождения в судьбе человека», «Родина -мать. Отечество. Судьба», «Отечество в судьбе человека».
Практикум: «Создание генеалогического древа», «Подарок родителям», «Как не ссорится с родителями», «Восстанавливаем воспоминания детства», «Что во мне от моих родителей», «Общение с родным краем», «Помощник родителям», «История моей семьи», «Права и обязанности родителей», «Портрет Родины».
Дело: «Хранители прошлого», «Помощник родителям», «Восстанавливаем утраченное», «Тайны реставрации», «Полезные советы», «В помощь Родине», «Забытые традиции», «Культура речи», «Семейные реликвии», «Дружная семья».
Соревнование: «Презентация своего рода», «Знатоки истории родной страны», «Папа, мама, я -дружная семья», «Конкурс рисунков», «Мои родители», «Знатоки семейных традиций», «Фестиваль исполнителей народной песни», «Конкурс прикладного творчества», Фотовыставка «Место, где я родился», «Моя малая Родина».
Игра: «Моя семья -семь «Я» (Выполнение различных семейных ролей), «Послушный сын, послушная дочь» (Правила поведения с родителями), «Когда в семье всем хорошо», «Семейные тайны», «Моя семья», «Я + Мы =», «Трудно быть родителями», «Хочу передать», «Моя планета».
Праздник: Праздник бабушек и мам, Праздник «8 марта», Фестиваль поделок и подарков для мам и бабушек, «День рождения», «День рождения города», «День благодарения», «День творчества», «Рождение успеха», «Фестиваль именинников», «Праздник Фей».
Экскурсия: «Путешествие в прошлое моей семьи», «Поездка к устью реки», «К истокам семейных традиций», «Путешествие в будущее», «В музей семейной славы», «Зоопарк», «Этнографический музей», «Путешествие в страну предков», «Музей Хлеба», «В океанариум».
Методические советы:
При реализации данного проекта особое внимание следует обратить:
на включение в проект воспитанников, имеющих серьезные проблемы в отношениях с родителями;
на размышления о таинстве рождения и чуде жизни; на раскрытие образа Родины как родительского начала, как матери и отца (Родина-мать, Отечество);
^ на развитие потребности в родительской ласке и заботе, способностей и навыков уважительного отношения к родителям;
^ на организацию деятельности направленной на появление заботы о родных и близких;
^ на освоение ролей сына, дочери, внука, внучки;
^ на осмысление ценностей жизни, здоровья, рождении;
^ на проживание значимых событий в жизни воспитанников, таких как дни рождения воспитанников-участников проекта;
^ на выявление и практическое решение проблем ребенка, связанных с отношениями с родителями;
^ на проявление в поведении воспитанников уважительном отношении к родителям.
Библиографический список
1. Барышникова, С.В. Трудный выбор классного руководителя: методическое пособие. - СПБ.: КАРО, 2003.
2. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
3. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина; культуры и нравственности. - Ростов н/Д., 1995.
4. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПБ.: КАРО, 2004.
5. Воспитательные системы образовательных учреждений Санкт-Петербурга: опыт, поиск, перспективы: Методическое пособие /Авт.-сост. Е.Н. Барышников. - СПб: СПбГУПМ, 2003.
6. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. - Волгоград, 2006.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». - М., 2006.
Статья поступила в редакцию 23.04.09
УДК 37.03(2)
ТВ. Скляр, аспирант БГПУ, г. Благовещенск, E-mail: [email protected] ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ САДОВ ПРИАМУРЬЯ В 20-30 ГГ. ХХ ВЕКА
В статье проанализированы организационно-педагогические и организационно-административные тенденции становления в организации детских садов Амурской области для детей дошкольного возраста в трудные для страны 20-30-е годы. Представлена динамика их развития и определены ее тенденции.
Ключевые слова: детский сад, очаг, дошкольное воспитание, образцово-показательный детский сад, отдел народного образования, «карликовые» детские сады.
В настоящее время педагогические и организационные проблемы дошкольного образования нуждаются в осмыслении. Для успешного их решения необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и историко-педагогического наследия прошлого. Критический анализ исторического опыта способствует лучшему пониманию и решению современных педагогических проблем в системе дошкольного образования.
Проведенный анализ нормативно-правовой базы и архивных документов, характеризующих организацию детских садов Приамурья в 20-30 гг. ХХ века, позволил выявить определенные особенности, связанные с политическими, экономическими и культурными событиями региона. Социально-экономическое и культурное развитие в период с 1917 по 1940 гг. проходило неравномерно и полностью зависело от внутренних и внешних условий, сложившихся в данное время как в Амурской области и Дальнем востоке, так и в России.
Период гражданской войны и японской интервенции (1918-1922 гг.) в регионе характеризуется годами оккупационного режима. Промышленность и сельское хозяйство находились в полной разрухе. Гражданская война и интервенция привели к разорению того немногого, что было до революции. В начале 20-х годов область переживала большие изменения, в утверждении политической власти и в восстановлении промышленности. Активное восстановление народного хозяйства в области началось с 1924 года. На протяжении всего рассматриваемого периода на Дальнем Востоке реализовывалась программа хозяйственного освоения, где ведущее место занимало плановое переселение людей, поставка промышленного сырья и оборудования. Все эти события оказали влияние на образовательную политику в области дошкольного воспитания.
Несмотря на то, что восстановление экономики в Приамурье началось позднее, чем в других регионах страны, вопрос образования населения, и в частности дошкольного воспитания, был одним из основных в культурной жизни региона. Об этом свидетельствуют различные архивные документы: Краткий отчет о деятельности Комиссариата Просвещения (1918 г.); Инструкция по организации Советской власти; Протоколы заседаний 5-го объединенного съезда Кре-
стьян и Казаков Амурской области; Программа Российской коммунистической партии (большевиков) принятая 8-м съездом партии в г. Благовещенске и др. В документах говорится о создании детских садов, с целью ограждения детей от вредного влияния улицы. Однако, намеченные мероприятия не были выполнены полностью из-за начавшейся на Дальнем Востоке японской интервенции П1, с. 47Ш.
Активное строительство новой системы народного образования в Амурской области началось в феврале 1920 года, когда на 8 съезде трудящихся Приамурья было указано на необходимость «напрячь все силы, чтобы сделать весь народ грамотным, не останавливаясь ни перед какими материальными трудностями» Ш2, с. 59-60□. Решения съезда послужили новой точкой отсчета развития народного образования в Приамурье. Это событие повлекло за собой создание уездного отдела народного образования, который осуществлял руководство школами, дошкольными и внешкольными учреждениями.
На вышеперечисленное решение местной исполнительной власти в области дошкольного воспитания повлияло то, что после октябрьских событий партией и правительством, вплотную занявшимся проблемами образования, были изданы документы, часть из которых относились к дошкольной ступени [3, с. 81-83; 4, с. 166; 5 с. 327; 6, с. 133]. Согласно этим документам, образование начиналось с дошкольного возраста, причем дошкольное образование должно было быть не только «общественным, но и общеобязательным» [7, с. 196]. Поэтому ставилась задача «в 20 лет создать такую сеть учреждений, которая обеспечит всех детей дошкольного возраста» [8, с. 21] возможностью посещения детских садов. Так, создание детских садов стало государственным делом, а дошкольное воспитание впервые в России, и в частности Амурской области приобрело государственный статус. Основными задачами создания детских садов являлись: раскрепощение женщин для активного их участия в общественном производстве и общественно-политической жизни.
В Приамурье, как и в других регионах, в силу сложных экономических условий проблемам школьного обучения уделялось первостепенное внимание, а вопросам дошкольного