Научная статья на тему 'Патриотизм как основа патриотической культуры школьников'

Патриотизм как основа патриотической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3237
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА / РАЦИОНАЛЬНЫЙ (КОГНИТИВНЫЙ) КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (АФФЕКТИВНЫЙ) КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (КОНОТИВНЫЙ) КОМПОНЕНТ / РОДИНА / ИДЕАЛ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PATRIOTISM / PATRIOTISM COMPONENTS / THE RATIONAL (COGNITIVE) COMPONENT / EMOTIONAL (AFFECTIVE) COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT / NATIVE LAND / IDEAL / PATRIOTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Н. И.

Автор статьи делает попытки осмыслить понятие «патриотизм» в контексте решения проблемы формирования патриотической культуры учащихся общеобразовательной школы; проанализировать определения понятия «патриотизм», представленные в научной и справочной литературе; выявить общее и различное во взглядах ученых на патриотизм как ценность, чувство, нравственный принцип, личностное качество, образец поведения, регулятор деятельности; осуществить теоретический анализ компонентов патриотизма: когнитивный компонент означает осознание объекта патриотизма, аффективный выражается в эмоциональной оценке объекта, поведенческий указывает на существование действий, поступков по отношению к объекту; доказать, что знание компонентов патриотизма необходимо для осмысления педагогами перспектив развития школьного социума, формирования высоконравственных личностей; обосновать, что патриотизм является фундаментальной основой формирования патриотической культуры школьников на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS THE BASIS OF PATRIOTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

This article presents the results of analysing the concept «patriotism» in the context of developing patriotic culture within a comprehensive school; reviews the definitions of the concept «patriotism» in the referrence books; gives common and different features in scientists’ view points on patriotism as value, sense, moral principle, trait of personality, standard of behavior, regulator of activity. It displays the results of the theoretical analysis of patriotism constituents: the cognitive component means identifying the object of patriotism, the affective component is expressed in the emotional estimation of the object, the behavioral component specifies the actions in relation to the object. The paper proves that the knowledge of the constituents of the patriotism is necessary for teachers’ maintaining the school society prospects, developing personalities of high morals; it focuses on patriotism as essential part of students’ patriotic culture development at the rational, emotional and activity levels.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как основа патриотической культуры школьников»

УДК 378+17.01

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ PATRIOTISM AS THE BASIS OF PATRIOTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

© 2015

Н.И. Верещагина ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов (Россия, Усть-Кинельский)

N.I. Vereshchagina SBEI SCS Specialized School №2 (Russia, Kinel)

Автор статьи делает попытки осмыслить понятие «патриотизм» в контексте решения проблемы формирования патриотической культуры учащихся общеобразовательной школы; проанализировать определения понятия «патриотизм», представленные в научной и справочной литературе; выявить общее и различное во взглядах ученых на патриотизм как ценность, чувство, нравственный принцип, личностное качество, образец поведения, регулятор деятельности; осуществить теоретический анализ компонентов патриотизма: когнитивный компонент означает осознание объекта патриотизма, аффективный выражается в эмоциональной оценке объекта, поведенческий указывает на существование действий, поступков по отношению к объекту; доказать, что знание компонентов патриотизма необходимо для осмысления педагогами перспектив развития школьного социума, формирования высоконравственных личностей; обосновать, что патриотизм является фундаментальной основой формирования патриотической культуры школьников на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях.

This article presents the results of analysing the concept «patriotism» in the context of developing patriotic culture within a comprehensive school; reviews the definitions of the concept «patriotism» in the referrence books; gives common and different features in scientists' view points on patriotism as value, sense, moral principle, trait of personality, standard of behavior, regulator of activity. It displays the results of the theoretical analysis of patriotism constituents: the cognitive component means identifying the object of patriotism, the affective component is expressed in the emotional estimation of the object, the behavioral component specifies the actions in relation to the object. The paper proves that the knowledge of the constituents of the patriotism is necessary for teachers' maintaining the school society prospects, developing personalities of high morals; it focuses on patriotism as essential part of students' patriotic culture development at the rational, emotional and activity levels.

Ключевые слова: патриотизм; компоненты патриотизма; рациональный (когнитивный) компонент; эмоциональный (аффективный) компонент; поведенческий (конотивный) компонент; Родина; идеал; патриотическая культура.

Keywords: patriotism; patriotism components; the rational (cognitive) component; emotional (affective) component; behavioral component; native land; ideal; patriotic culture.

Исследование проблемы формирования патриотической культуры школьников требует осмысления понятия «патриотизм», которое становится отправным моментом уяснения содержания патриотической культуры школьника.

Обращение к словарям Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [1, с. 36-37], В.И. Даля [2; 3], А.А. Гусейнова и И.С. Кона [4, с. 244-245], а также О.Г. Данильяна [5, с. 323], Е.Н. Хохриной [6, с. 49] дает нам основание утверждать, что патриотизм -это преданность своему отечеству, любовь к нему, к своему народу, это общественный и нравственный принцип, моральная позиция, выражающаяся в уважении к историческому прошлому родины, Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9)

ее культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять её независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за её независимость и свободу.

Так, например, авторы словаря по общественным наукам под редакцией О.Г. Данильяна рассматривают патриотизм как единство личного и общественного, как «одну из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества» [5, с. 323].

Анализ научной литературы показывает, что слово «патриотизм» имеет глубокие многовековые корни и происходит от греческих слов «patre» - «родина»,

23"

«patris» - «отечество», «patriots» - «соотечественник», «земляк», от латинского слова «patria» - «родина», «отечество», что буквально означает любовь к Отечеству, преданность ему. Ученые единодушны в том, что патриотизм - это любовь к отечеству, к своему народу, готовность защищать родину от врагов.

Древнегреческие философы Платон («Государство»), Аристотель («Политика») подразумевали под «хорошим гражданином» человека законопослушного, патриотически настроенного, который «прилагает все усилия для того, чтобы выполнить свое предназначение в обществе» [Цит. по: 7, с. 127].

Патриотизм - сложное и многогранное понятие. Отметим, что проблема патриотизма рассматривается разными авторами в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему отечеству. Существует большое количество определений патриотизма, многообразие которых объясняется также и тем, что исследованиями патриотизма занимаются разные науки: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность; философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство; психология - как системно-функциональное свойство личности.

В педагогической науке патриотизм определяется как нравственное качество личности (НИ. Болдырев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов, H.E. Щуркова), как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности или системное качество, составляющее духовно-нравственную основу личности (Л.Д. Столя-ренко, Е.А. Есина, И.П. Финский); как интегральное качество (А.В. Дудко, С.В. Матвеева, М.А. Мазур, CH. Филип-ченко).

Заслуживает внимания идея НВ. Адаевой о том, что сущность патриотизма заключается в духовно-нравственном, политическом, социально-гуманистическом и национальном проявлениях: «Духовно-нравственная сущность патриотизма проявляется в многообразии воз-

вышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека. Политическая сущность патриотизма проявляется в реальных делах граждан, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти. Социально-гуманистическая сущность патриотизма проявляется через потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества; на любовь к человечеству, уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей. Национальная сущность патриотизма проявляется через призму национальных обычаев, традиций, культуры, доминирования ценностно-смысловых установок, особенностей национального характера» [8, с.131].

Патриотизм понимается учеными

как:

- «любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Н.М. Карамзин [Цит. по: 9, с. 127]);

- «ясное осознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение, что образует добродетель патриотизма» (В. Соловьев [Цит. по: 9, с. 127]);

- «одна из наиболее значимых и непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, выражающая отношение личности к своему отечеству и характеризующая высший уровень ее развития в процессе деятельности на благо Родины; своеобразный фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» (А.И. Мур-зин [10]);

- «важнейшее достояние личности, характеризуя высший уровень ее развития, проявляется в любви к Родине, в ак-тивно-деятельностной самореализации на благо отечества, в сопричастности с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, способной к служению отечеству» (С.Н. Филипченко [7, с. 347]);

- «любовь к Родине, гордость за неё, уважение к национальным символам, к государственной власти, народам других стран» (Г.Ф. Гаврилычева [11, с. 3]);

- «нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего народа» (Л.Н. Котруца [12]);

- «системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества» (Н.В. Адаева [8, с. 132]);

- «духовно-нравственный образец нормативного поведения людей или совокупность идеальных (справедливых), с точки зрения данного общества, образцов поведения; их базисом, или идейной первоосновой, служит политическая культура граждан конкретно-исторической эпохи, опирающаяся на гражданскую солидарность, историческую память, ценностные представления и установки о смысле и целях развития отечества, этноса, общества, сообществ» (Б.Б. Гармаев [13, с. 124]);

- «чувство осознанной принадлежности к гражданской общности» (В.А. Ружа [14]);

- «сложное нравственное качество, включающее совокупность патриотических знаний и убеждений, патриотических чувств и проявляющееся в патриотически направленной деятельности» (В.В. Сергеева [15, с. 15]);

- «возвышенно-эмоциональное состояние личности, духовно-творческий акт мысленного возвышения» (В.И. Луто-винов [16, с. 38]);

- «высшее моральное чувство; эмоционально положительное, глубокое, сильное чувство любви советского человека к Родине в форме длительного личностного переживания, устойчивого отношения к объекту чувства, проявляющееся в активной деятельности на благо родной страны» (П.М. Якобсон [17, с. 4445]);

- «сложное личностное качество, характеризующее положительное эмоциональное отношение человека к Родине, готовность служить интересам отечества и защищать его, проявляющееся в активной деятельности в различных сферах, имеющих патриотическую направленность и социальную значимость» (М.А. Мазур [18, с. 11]);

Осмысление представленных выше определений понятия «патриотизм» показывает, что основные разночтения во взглядах ученых сводятся к следующему: является ли патриотизм ценностью, чувством, нравственным принципом, личностным качеством, образцом поведения, регулятором деятельности. Важно отметить такую точку зрения, согласно которой патриотизм рассматривается как понятие морального сознания, как «добродетель», «достояние личности».

Поскольку мы исследуем проблему воспитания патриотической культуры школьников средней ступени, необходимо четко дифференцировать такие важные, с нашей точки зрения, аспекты явления «патриотизм»: патриотизм - это ценность, чувство, личностное качество.

Обосновывая свою позицию, считаем необходимым обратить внимание на то, что ученые определяют патриотизм как ценность. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм назван «базовой национальной ценностью» [19, с. 7].

Заслуживает внимания положение С.Н. Филипченко о том, что патриотизм является «социально-нравственной ценностью» и включает «предметную» и «субъектную» стороны [7, с. 170].

Учитывая положение автора о том, что предметная ценность патриотизма имеет в своей основе «доброе, истинное, справедливое», следует говорить о сущности патриотизма как о фундаментальной основе воспитания патриотической культуры школьников.

Осмысление идей о субъектной ценности патриотизма показывает, что они выражают нормативные правила, представления, существующие в общественном сознании и культуре. «Патриотизм как социально-нравственная цен-

ность выражает единство человеческого рода, позволяет возвыситься над социальной, этнической разобщенностью людей, сохраняя национальные особенности каждого народа», - пишет С.Н. Филипченко [7, с. 170].

Воспитание патриотической культуры школьников требует формирования таких базовых ценностей, «как любовь к Родине», «защита отечества», «долг», «ответственность», которые являются конкретными проявлениями патриотизма в системе ценностей индивида.

Патриотизм школьника проявляется, прежде всего, в патриотических чувствах, его отношении к Родине, в чувстве любви к ней. Важно, чтобы дети не только знали сведения из истории отечества, принимали участие в мероприятиях, встречались с ветеранами и т.п., а испытывали эмоции, чувства гордости, радости, сопереживания. «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией, - писал Л.С. Выготский. - Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда заботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике <...> Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный» [20, с. 104105].

Патриотические чувства, как отмечает С.Н. Филипченко, являются частью общественного сознания. «Зарождаясь как чувства привязанности к родным местам, любви к Родине, близким людям, - пишет С.Н. Филипченко, - как сознание неразрывной связи с ближайшей социальной культурной средой, патриотизм вырастает в национальную гордость» [7, с. 141].

Мы солидарны с точкой зрения И.Л. Нестеровича относительно того, что в основе патриотизма лежит такое понятие, как «духовность». «Духовность личности - сердечное непоколебимое чувство благожелательности к человеку, особый вид любви. Если названные чувства отсутствуют, патриотизм носит формальный характер» [21, с. 65].

Согласно мнению А.И. Мурзина, патриотизм возникает и проявляется как «чувство, все более социализируясь и нравственно возвышаясь посредством духовного обогащения личности» [10]. Пат-

риотическое чувство у школьников проявляется в любви к природе, родному краю, отчему дому, семье и т.п. Патриотизм, можно утверждать, начинается с формирования чувств у ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Патриотизм как нравственное чувство является побуждением, моральным мотивом. Педагог, осуществляя воспитание в целом и формирование патриотической культуры в частности, включает детей в социальные связи, воспитывает любовь к Родине, уважение к традициям страны и т.п. Как писал В.А. Сухомлин-ский, «учить жить, учить только хорошему, это значит, прежде всего, утверждать в душе молодых людей чувство личной заботы, тревоги, беспокойства об интересах народа» [3, с. 8].

Патриотизм является личностным качеством, которое воспитывается педагогом, социальными институтами, социумом. Результатом патриотического воспитания, как считают М.А. Мазур, В.В. Сергеева, является патриотизм как «сложное нравственное качество», включающее «совокупность патриотических знаний, убеждений, патриотических чувств и проявляющееся в патриотически направленной деятельности и готовности служить интересам отечества и защищать его» [18, с 11; 15, с. 15].

Осмысление данных положений позволяет сделать вывод о том, что воспитание патриотизма школьника включает, во-первых, формирование представлений (знаний) о патриотизме, героических страницах из истории отечества, традициях и т.д., во-вторых - развитие потребности в защите Родины, воспитание патриотических чувств (любви к Родине, гордости, сопереживания и др.), в-третьих -приобретение опыта реализации поступков и действий патриотической направленности, стремление сделать что-либо полезное классу, школе, ближайшему социуму и т.п.

Данное положение подтверждается исследованиями ученых, выделяющих и обосновывающих компоненты патриотизма.

Для нашего исследования интересна точка зрения С.Н. Филипченко, согласно которой патриотизм как социально-психологическое явление включает «когнитивный, аффективный, поведенческий (конативный) компоненты» [7, с. 133].

Когнитивный компонент означает осознание объекта патриотизма, аффективный выражается в эмоциональной оценке объекта, а поведенческий указывает на существование действий, поступков по отношению к объекту. Применяя данное положение к нашей проблеме, мы включаем указанные компоненты в работу по формированию патриотизма у школьников.

Считаем необходимым обратить внимание на объект патриотизма. Объектом патриотизма выступают отечество, Родина, место, где родился человек, его малая Родина.

В современной педагогической и научной литературе внимание акцентируется на таком понятии, как «образ Родины».

Понятие «Родина», как отмечает С.Н. Филипченко, - это «инвариантная основа патриотизма, присущая каждому народу, понятие «отечество» - вариативная характеристика, отражающая особенности развития конкретного общества на определенном этапе [7, с. 144].

С.В. Барышникова считает, что «у каждого свой образ Родины, находящийся в глубине души и не проявляющийся в ходе воспитательного мероприятия». По мнению исследователя, в современном патриотическом воспитании происходит смена ориентиров, «вместо рассказа о Родине складывается разговор о том, что есть Родина. Родина - это то, что нас объединяет... Как результат мы получаем воспитанника, имеющего свое неповторимое представление о Родине и умеющего на его основе строить отношения с родным краем, с родной страной, с родными людьми» [22, с. 12].

В каждой конкретной культуре развивается свое специфическое представление о Родине и патриотизме. В этой связи интерес представляет высказанная В.А. Ружа идея о том, что каждая социальная группа, каждый член общества имеют различные представления об отечестве. «У одних это может быть «малая родина», у других - территория в границах бывшего Советского Союза, у третьих - семья или группа единомышленников, - пишет В.А. Ружа. - Чтобы создать образ Родины, привлекательный для всех

или для большинства людей, необходимо сохранить в нем единство рационального и иррационального. Если сформировавшийся образ Родины становится привлекательным для человека, он превращается для него в идеал, во имя которого он готов приносить жертвы» [14].

Конкретизируя идею В.А. Ружа о необходимости существования идеала, следует подчеркнуть, что в процессе воспитания патриотизма в нашей стране в целом и формирования патриотической культуры школьников в частности, необходимо создать патриотический идеал и внедрять его в общественное сознание. В настоящее время для многих школьников патриотический идеал размыт, неясен.

Понятие «идеал» происходит от греческого слова «Idea» и французского «Ideal», что означает буквально «совершенный образец, высшая цель стремлений». Идеал представляет обществу необходимую образцовую меру разуму. Он выступает в качестве совершенства добра и несет в себе абсолютное отрицание всего аморального.

«Идеал служит первообразцом, -писал И. Кант, - для всестороннего определения подражания ему» [23, с. 333]. Идеалы меняются в связи с изменениями конкретно-исторических условий жизни общества. Заметим, что смена общественных идеалов в истории ведет к смене моральных ценностей. «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего -свои, у вашего - другие, - рассуждал В.О. Ключевский. - И жалко поколение, у которого нет никаких» [24, с. 382].

На наш взгляд, патриотический идеал служит образцом для саморазвития и совершенствования личности и указывает на конечную цель патриотического воспитания человека. «Обществу и государству небезразлично, по какому ориентиру формируется личность, какие образцы взяты в качестве подражания, какие ценности ее увлекают, как сочетаются моральные требования общества с нравственными устремлениями и оценками человека», - пишет С.Н. Филипченко [7, с. 140].

Другие ученые, в отличие от С.Н. Филипченко, называют иные основные структурные элементы патриотизма. Так, Н.В. Адаева считает, что компонентами патриотизма являются патриотические знания, патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотические потребности, патриотические убеждения, патриотическая деятельность, патриотическое поведение [8, с. 131].

Краткую характеристику основным структурным компонентам патриотизма дает А.И. Мурзин и относит к ним «патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическую деятельность» [10].

Рассматривая положения ученых о компонентах патриотизма, следует отметить не все, а некоторые, способствующие формированию патриотической культуры у школьников среднего звена. Это, во-первых, когнитивный компонент: формирование системы знаний, представлений о патриотизме, истории Родины, защитниках страны и т.д.; во-вторых, аффективный: формирование позитивного эмоционального отношения к родной земле, любви к Родине; уважения к прошлому отечества, к традициям своего народа и т.д.; в-третьих, конотивный: формирование у школьников готовности защищать Родину и т.д.

Поведенческий компонент патриотизма отмечен многими исследователями и включает необходимость осуществления конкретных действий, поступков на пользу отечеству (Н.В. Адаева, А.В. Азарова, О.А. Бельков, И.С. Кон, М.А. Мазур, А.И. Мурзин, В.В. Сергеева, С.Н. Филипченко, И.Т. Фролов). «Действия можно считать патриотическими, - пишет А.И. Мурзин, - если они направлены на служение отечеству» [10]. Школьник, как формирующая личность, готовится к служению отечеству, но он может принести посильную пользу Родине, честно выполняя свои обязанности, помогая одноклассникам, товарищам, ветеранам, принимая участие в различных мероприятиях патриотической направленности и т.п.

Патриотизм, по положению С.Н. Филипченко, выступает «регулятивной системой по отношению к поведению личности» и включает четыре уровня [7, с. 133].

Учитывая идею С.Н. Филипченко о четырех уровнях поведения человека, для которых патриотизм выступает регулятором, следует говорить о первых двух уровнях, присущих школьнику. Первый уровень поведения осуществляется на основе «витальных потребностей в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения» [7, с. 133-134]. В раннем детском возрасте, в семье, в школе зарождаются и формируются чувства, связанные с мироощущением родного края, ближайшего социума. Ребенок, школьник на этом уровне делает «первые шаги» в окружающий мир и совершает первые поступки, связанные с развитием его патриотической культуры. Большую роль в воспитании патриотизма играют родители, педагоги, воспитатели.

Второй уровень поведения основан на потребностях в общении с окружающими людьми, в малой группе. Для школьника на этом этапе важны отношения со школьным коллективом, различными социальными группами. «Школьный коллектив - это прообраз будущего коллектива, - пишет И.Л. Нестерович, -который складывается в сознании ученика и проносится через всю жизнь» [21, с. 6869].

На третьем и четвертом уровнях патриотизм «определяет систему ценностных ориентаций личности, выражает отношение к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения целей, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой экономических, политических, идеологических принципов» [7, с. 134]. Третий и четвертый уровни поведения осуществляются при дальнейшей социализации человека, когда сформировавшаяся личность «идентифицирует себя с Родиной, отечеством, - как считает А.И. Мурзин, -ее «Я» становится частицей, связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной

деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которых выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения отечеству» [10].

Анализ научной литературы привел к пониманию того, что патриотизм, являясь ценностью, чувством, личностным качеством, служит фундаментальной основой формирования патриотической культуры школьников на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях.

На рациональном (когнитивном) уровне у школьников формируется система знаний о патриотизме, об истории отечества, о героических страницах прошлого, о традициях народов России и т.д.; при знакомстве с историческими фактами и деятельностью исторических личностей учащиеся получают представление о том, что такое патриотический долг, честь, ответственность, как честно и добросовест-

но служить отчизне, какие действия и поступки соответствуют интересам Родины и т.п.

На эмоциональном (аффективном) уровне у школьников формируются патриотические чувства любви к Родине, к национальным традициям, чувство национальной гордости за героическое прошлое и настоящее родной страны, развиваются потребности в защите Родины и др.

На деятельностном (конотивном) уровне школьники участвуют в различных школьных мероприятиях патриотической направленности, помогают пожилым, ветеранам, соблюдают традиции, чтут память о ратных подвигах предков, прославленных соотечественников, известных земляков. На этом уровне школьники учатся понимать, что честный труд, добросовестное выполнение своих обязанностей, соблюдение учебной дисциплины, оказание помощи ровесникам, товарищам, младшим школьникам - это есть первый этап патриотического служения Родине.

•к к к

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 89 т. Т. 23 (45). - СПб., 1898. - 474 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. III. - СПб ; М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. - 584 с.

3. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. - 2011. №7. С. 3-11.

4. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989. -

447 с.

5. Современный словарь по общественным наукам / Под общ. ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с. (Образовательный стандарт XXI века).

6. Хохрина Е.Н. Философский словарь (понятий и терминов). - Самара: СамЛюксПринт, 2010. - 96 с.

7. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. - Саратов, 2006. - 393 с.

8. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащийся молодежи [Электронный ресурс] : Человек и образование. 2012. №1. С. 130-133. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-ponimaniyu-suschnosti-patriotizma-i-patriotichesko-go-vospitaniya-uchascheysya-molodezhi (дата обращения 27.12.2015)

9. Ефименко Н.А. Патриотическая культура в системе общероссийских ценностей [Электронный ресурс] : Теория и практика общественного развития. - 2011. №2. - С.126-128. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-v-sisteme-obscherossiyskih-tsennostey (дата обращения 27.12.2015).

10.Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] : Аналитика культурологии. - 2006. №6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost (дата обращения 27.12.2015).

11.Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. - 2010. №4. - С.3-8.

12.Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы [Электронный ресурс] : Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2007. №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskogo-soznaniya-uchascЫhsya-v-usloviyah-80Угешеппоу-8Ько1у (дата обращения 27.12.2015).

13.Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления [Электронный ресурс] : Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. №6. С. 120-124. - Режим доступа: http://cyber1eninka.rU/artic1e/n/priroda-patriotizma-i-formy-ego-proyav1eniya (дата обращения 27.12.2015).

14. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения [Электронный ресурс] : Современные исследования социальных проблем: научный журнал. - 2012. №6 (14). - Режим доступа: http://cyber1eninka.rU/artic1e/n/ patrioticheskaya-ku1tura-i-ee-izmereniya (дата обращения 27.12.2015).

15. Сергеева В.В. Концептуальные основы и принципы формирования патриотической культуры будущих педагогов в вузах Республики Казахстан // Высшее образование сегодня. -2011. №4. - С. 14-19.

16.Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. №4. - С. 38-42.

17.Якобсон П.М. Психология чувств. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1958. -

384 с.

18.Мазур М.А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. -23 с.

19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с. (Стандарты второго поколения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

21.Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. - 2013. №6. - С. 65-69.

22. Барышникова С.В. Разговор о Родине // Воспитание школьников. - 2013. №2. - С. 12-15.

23.Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

24.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990. - 642 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.