РАЗДЕЛ VII
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.03:613-057.87
Семенкоеа Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, semenkova@kemsu.ru, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета, valeol@kemsu.ru, Кемерово
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Semenkova Tatiana Nikolaevna
Candidate of pedagogic sciences, associated professor of the department of general intercollegiate and high school pedagogy, vice-principal of educational and organizational work, semenkova@kemsu.ru, Kemerovo
Kazin Eduard Mikhaelovich
Doctor of Biology, Professor, honored academic figure of the Russian Federation, Head of the Department of Human and Animal Physiology and Valeology, valeol@kemsu..ru, Kemerovo
Kasatkina Natalia Emilievna
Doctor of Pedagogies, Professor Honored Educationalist (Higher School), Member of the international Academy of Psychological and Social Sciences (Schools and Higher Schools), Head of the Inter-University department of general and university, pedagogykasatkina@kemsu.ru, Kemerovo
BUILDING AND REALIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF HEALTH PRESERVATION AND PROMOTION OF STUDYING YOUTH
Анализ проблемы здоровья и здорового образа жизни в современной педагогической, психологической, медицинской литературе убедительно свидетельствует о том, что ценность здоровья является одной из базовых характеристик, предопределяющих формирование всех трех типов ценностных предпочтений - адаптирующего, идентифицирующего и самоакгуа-лизируюіцего, поскольку внедрение в практику образования системы здоровьесберегающих технологий предполагает, прежде всего, обеспечение
соответствия форм и содержания образовательного процесса личностным, интеллектуальным и адаптационным возможностям обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма, сенситивных и критических периодов онтогенеза (Э. М. Казин и др., 2009).
Одной из наиболее актуальных задач педагогической науки в системе образования является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.
Организация здоровьесберегающей деятельности в системе образования в качестве обязательного условия включает комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг показателей адаптации, здоровья и индивидуального развития обучающихся для прогнозирования вероятных изменений их состояния здоровья; проведения соответствующих психолого-педагогических коррекционных и реабилитационных мероприятий, обеспечения успешной учебной деятельности.
Практическое решение задач мониторинга невозможно без создания специализированной структуры, на базе которой с помощью современных программно-технических средств осуществляется унификация и стандартизация информационно-ресурсного обеспечения здоровьесберегающей деятельности в системе образования. В качестве такой структуры выступают оправдавшие себя центры здоровья как учреждения дополнительного образования, создаваемые в течение ряда лет при вузах и школах в отдельных регионах страны (Барнаул, Кемеровская область, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Томск, и т. д.).
Анализ деятельности таких центров в Кузбассе свидетельствует, что высшие учебные заведения выступают в качестве инициатора и организатора целенаправленной и эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.
Поэтому современной российской высшей школе необходима целостная концепция непрерывного образования, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности и потребности в здоровье, как условие благополучия (физического, психологического и социального), во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия с учетом своих возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В Кемеровском государственном университете и его филиалах, в Кемеровском областном психолого-валеологическом центре, в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования апробирован целый комплекс научных и практических физиологических разработок, целевым назначением которых является здравоцентристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуально-
го, психологического и физического здоровья обучающихся на всех этапах образования.
Авторским коллективом Кемеровского государственного университета совместно со специалистами из других высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования Кузбасса при поддержке областной и муниципальных администраций разработаны и внедрены в 90 образовательных учреждений Кемеровской области и ряда других регионов РФ (Алтайский край, Томская область) центры научных основ здоровья и развития, предусматривающие использование средств и методов социаль-но-педагогической, психологической, медико-физиологической диагностики, прогноза, профилактики и реабилитации на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования.
В предложенной модели нами реализуется комплекс автоматизированных программно-технических средств, позволяющий на базе персональных компьютеров оценить уровень физического, психоэмоционального состояния, функционального резерва организма; определить «факторы риска», выделить роль социально-педагогических, медико-биологических и психофизиологических факторов в адаптации обучающихся к воспитательно-образовательной среде, осуществить мониторинг состояния здоровья, работоспособности и утомления обучающихся и педагогов с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей, решать вопросы дифференциального обучения, выбора способов коррекции дезадаптивных состояний, функциональных нарушений.
Региональная модель Центра здоровья и развития обучающихся, апробированная в образовательных учреждениях различного типа и вида, послужила научной основой для принятия Минобразованием России решения о развертывании в Кузбассе Центра здоровья коллективного пользования, оснащенного аппаратно-программным комплексом по контролю за состоянием здоровья обучающихся, который включает головные (учебно-научный центр «Валеология» Кемеровского госуниверситета, Кемеровский психоло-го-валеологический центр) и территориально обособленные подразделения (свыше 90 центров в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях области) - инфраструктура, не имеющая аналогов в Российской Федерации.
Разработана и апробирована технология взаимодействия в Центрах содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников специалистов различного профиля и трехуровневая система управления региональными центрами здоровья и развития в различных территориях Кемеровской области, структура районного и городского центра, получившие положительную оценку со стороны руководства и ведущих специалистов Министерства образования РФ.
Сконструирована система адаптивного внутришкольного управления на основе использования здоровьесберегающих подходов, которая включает четыре подсистемы:
- формирование знаний у обучающихся, умений и навыков здорового образа жизни;
- здоровъесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
- оздоровительная работа участников образовательного процесса в учебное и внеучебное время;
- подсистема внутришкольного управления службой здоровья и др.
Сформулированы научные принципы, определяющие здоровьесберегающую образовательную среду на уровне отдельного образовательного учреждения и муниципальной образовательной системы, выделены ее основные деятельностные компоненты: управленческий, организационный, образовывающий, оздоровительно-профилактический.
Структура здоровьесберегающей службы региона представляет собой единую многозвеньевую систему, которая включает: областной психоло-го-валеологической центр; городские медико-психолого-педагогические центры реабилитации; районные валеологические центры; психологические или психо-валеологические лаборатории и центры здоровья в образовательных учреждениях; практических психологов, физиологов, валеологов, работающих в конкретных оздоровительных учреждениях региона.
Научное и практическое взаимодействие системы высшей школы и общего образования в Кемеровской области по здоровьесберегающему сопровождению образовательного процесса позволило развернуть широкую сеть областных и федеральных экспериментальных площадок, апробирующих комплекс инновационных технологии в рамках реализации современного этапа модернизации российского образования, в том числе: разработать и внедрить автоматизированные программно-технические средства психофизиологической и функциональной диагностики; предложить современные валеологические методы и средства проведения мониторинга здоровья, адаптации и развития учащихся и педагогов на основе анализа медико-социальных характеристик, показателей психофизиологического статуса, параметров физического развития и функционального состояния организма; схем психолого-педагогического и физиологического сопровождения учебного процесса.
Методика комплексного мониторинга предполагает использование различных ручных, а также автоматизированных скрининговых методов и сочетает индивидуальный подход к оценке показателей здоровья, адаптации и развития конкретного человека с возможностью популяционной обработки накопленных данных и отслеживания воздействия на обучающихся различных социально-педагогических условий. Основа методики - тестирование, базирующееся на современных информационно-диагностических технологиях, использующих аппаратно-программное компьютерное обеспечение, позволяющее анализировать особенности индивидуального психофизиологического статуса и уровень функционального состояния и адаптивных возможностей индивида.
Мониторинг позволяет выявить темпы прироста различных показателей адаптации, здоровья и развития обучающихся, физиологической «стоимости» обучения, определить содержание и характер управленческих решений направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающегося и корректировать адаптивно-развивающую образовательную среду. Данные мониторинга являются основой выбора траектории развития обучающегося в условиях адаптивно-кивающей образовательной среды в зависимости от его индивидуально-типологических характеристик, возраста и особенностей периода обучения.
Совокупность педагогических и психолого-физиологических подходов при проведении мониторинга является научно-методической основой для разработки эффективных критериев, показателей и индикаторов процессов адаптации и развития личности, сохранения и укрепления здоровья индивида с учетом возрастных и типологических особенностей организма в различных образовательных учреждениях.
В педагогической практике отношение к здоровью как к целостному многомерному понятию с позиции теории адаптации и развивающего обучения позволило выделить пять основных критериев результативности здоровьесберегающей деятельности: когнитивный, эмоциональный, инструментально-деятельностный, мотивационно-поведенческий; адаптивно-ресурсный.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, основных факторах, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на его здоровье и т. п.; эмоциональный отражает переживания и чувства человека, связанные со здоровьем; особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека и т. п.; инструментально-деятельностный выявляет практико-ориентированные навыки в области сохранения и укрепления здоровья; мотивационно-поведенческий определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует своеобразие поведения в состоянии здоровья и в случае его ухудшения, степень приверженности здоровому образу жизни; адаптивно-ресурсный компонент позволяет выявить уровень функционального резерва, напряжение основных регуляторных механизмов и степень функционирования психофизиологических систем.
На основе вышеуказанных критериев разработаны и апробированы информационно-методические подходы, способствующие качественному и количественному анализу деятельности образовательных учреждений:
- классификация критериев и показателей адаптации, здоровья, индивидуального развития обучающихся и средства их измерения;
- уровень готовности (высокий, средний, низкий) индивида к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом, выбору профиля обучения, степень устойчивости к потреблению психоактивных веществ;
- показатели эффективности психолого-педагогических средств и методов профилактики асоциального поведения, адекватности психофизиологического сопровождения профильного обучения, уровня готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
- суммарная оценка степени сформированности адаптивно-развивающей образовательной среды (высокая, средняя, низкая).
Проведение комплексного медико-физиологического и психолого-педа-гогического мониторинга на уровне муниципальных образовательных учреждений позволяет выявить факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса:
- социальные (социальная ориентация учащихся на здоровый образ жизни, потребность в специальных знаниях, умениях по сохранению своего здоровья, риски социализации и др.);
- психолого-физиологические (взгляды на здоровье и адаптацию, индивидуально-типологические особенности организма, функциональные резервы обучающихся и др.);
- организационно-педагогические;
- профессионально-компетентно стные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, методы индивидуальной диагностики оздоровления учащихся и др.);
- управленческие (основные параметры качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, методические ресурсы и др.).
Исследование различных теоретических и прикладных аспектов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений различного типа и уровня позволяет прийти к выводу о том, что основой социальнопсихологической, базовой психической и физиологической дезадаптации субъектов воспитательно-образовательного процесса является «существенное уменьшение стрессоустойчивости личности на фоне развития выраженного хронического напряжения ведущих регуляторных систем организма». Показано, что истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога ведет к развитию профессионального выгорания - синдрома, также развивающегося на фоне хронического стресса.
Осуществление социально-психологического и медико-физиологического мониторинга показателей индивидуального здоровья, адаптации и развития направлено на прогнозирование вероятных изменений приспособительных возможностей, состояния здоровья детей, подростков, учащейся молодежи, характера формирования динамической системы ценностных ориентации личности с последующим проведением (на основе полученных результатов) соответствующих психолого-педагогических, медико-физиологических мероприятий с целью обеспечения успешной учебной деятельности при ее минимальной физиологической стоимости.
На основе полученных диагностических данных разрабатывается и реализуется комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий медико-биологического и психолого-педагогического профиля, направленных на:
- снижение уровня заболеваемости, выявление основных факторов риска индивидуального развития;
- уменьшение функциональной напряженности учащейся, молодежи и педагогов, обратимое восстановление резерва адаптации на этапах перехода от здоровья к болезни;
- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма, «критических периодов и индивидуального развития;
- формирование устойчивой системы ценностных ориентации, направленных на сохранение, укрепление здоровья субъектов воспитателъно-об-разовательного процесса, социализацию (идентификацию) и актуализацию личности с учетом индивидуально-типологических особенностей организма.
Практика работы центров здоровья и развития в регионе свидетельствует, что на данном этапе развития образования в Российской Федерации они могут приобрести статус учебных подразделений образовательных учреждений, обеспечивающих:
а) сочетание обучающего, оздоровительного, воспитательного и развивающего компонентов воспитательно-образовательного процесса с активным участием в нем всех заинтересованных субъектов — учащихся, педагогов и родителей;
б) объединение усилий государства, семьи и общества с целью внедрения здоровьесберегающих технологий;
в) интеграцию специалистов различного профиля (физиологов, психологов, медицинских работников, педагогов) для комплексного обеспечения формирования и развития психического, физического и нравственного здоровья индивида и населения России в целом.
Благодаря деятельности более 80 центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников в Кемеровской области более 50 образовательных учреждений работают по разработанной в области региональной модели «Школа здоровья», приблизительно 700 образовательных учреждений Кузбасса используют в своей деятельности элементы модели «Школа здоровья». Специалистами областного психолого-валеологического центра, учеными Кемеровского госуниверситета, Кемеровской государственной медицинской академии, Кузбасской госпедакадемии, Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Института повышения квалификации г. Новокузнецка проведена оценка эффективности использования комплекса здоровьесберегающих технологий и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях.
Установлено, что в образовательных учреждениях, работающих по модели «Школа здоровье» в различных муниципальных образованиях за 2005-2009 гг. произошло снижение нарушений опорно-двигательного аппарата на 26%, заболеваемости ОРЗ на 16%, органов дыхания на 85%, органов пищеварения на 3,8%). органов зрения на 1,2%. В результате 3-х летнего использования экспериментальной познавательно-развивающей педагогической технологии оздоровительной направленности наблюдается увеличение числа обучающихся первой и второй групп здоровья. Количество обучающихся в начальных классах детей первой группы возросло с 18% до 37,2%, во второй с 33% до 42,9%. У школьников среднего звена численность первой группы возросла с 13,8% до 35,3%, со во второй группой увеличился почти втрое - с 16,5% до 41,4%, число обучающихся старших классов первой группы увеличилось с 9,0% до 39,0%, второй - с 12,7% до 41,8%. Через два года после внедрения новой познавательно-развивающей педагогической технологии оздоровительной направленности в систему физического воспитания младших школьников 100% из числа опрошенных учащихся начальных классов, занимающихся в экспериментальном режиме физического воспитания, утвердительно ответили на вопрос: «Готовы ли Вы постоянно заниматься физической культурой», а после двух лет наблюдения учащихся экспериментальных классов число детей, признанных здоровыми возросло на 16%), в два раза увеличилось количество школьников с первой группой здоровья, в 3,5% раза - с высоким уровнем физического развития.
На кафедре физиологии человека и валеологии, межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики, в лаборатории развития личности, социологической и психологической службах Кемеровского госуниверситета в течение ряда лет осуществляется системная научно-методическая деятельность по оценке адаптивных возможностей студентов 1-го и 3-го курсов, формированию культуры здоровья, созданию организационных и методологических подходов к реализации моделей физического воспитания и здорового образа жизни в вузах г. Кемерово.
Установлено, что на основе использования основных средств, методов и разнообразных педагогических технологий в процессе физического воспитания студентов (игровых, регламентированных, соревновательных, самостоятельных) число лиц с низким уровнем сформированности здорового образа жизни сокращается с 58,5% до 4,5% и соответственно увеличивается в 2,5 раза количество учащихся со средним и высоким уровнем сформированности ЗОЖ; показано, что совместная деятельность преподавателей и студентов вуза способствует формированию потребности студентов в здоровом образе жизни на основе организации физкультурно-оздоровительной деятельности: число студентов с высоким уровнем потребности увеличивается более, чем в 2 раза.
Показано, что в условиях дополнительного образования существует объективная возможность реализовать региональную модель повышения квалификации, учитывающую формирование валеологической готовности
педагога к оздоровительной деятельности за счет согласованной деятельности учебной кафедры, лаборатории диагностики показателей здоровья и адаптации педагога и лечебно-оздоровительного подразделения.
Интеграция деятельности данных структур в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования позволяет решать следующие задачи:
- проводить разноуровневую диагностику заболеваемости уровня функционального состояния, психологических и профессиональных особенностей педагогов;
— осуществлять многопрофильную консультационную врачебную помощь;
- вырабатывать индивидуальную лечебно-профилактическую программу для каждого педагога с учетом психодиагностики и адаптационных возможностей организма;
— осуществлять коррекционно-реабилитационные мероприятия на основе рекомендаций врачей, педагогов и данных функциональной диагностики, оперативно вносить изменения в индивидуальную лечебно-профилактическую программу;
— создавать комфортный, благоприятный фон для успешного прохождения курсовой подготовки;
- оперативно вырабатывать рекомендации по коррекции учебной нагрузки и режиму работы педагогов в курсовой период;
— повышать уровень знаний и навыков в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, что способствует общему повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения;
- формировать потребность в осущесвлении здоровьесберегающей деятельности в педагогической практике.
Созданная в Кемеровской области инфраструктура центров психологопедагогического, медико-физиологического мониторинга показателей здоровья, адаптации, индивидуального развития обучающихся образовательных учреждений различного типа и вида не имеет аналогов в отечественной практике и свидетельствует о необходимости ее широкого использования в других регионах Российской Федерации.
Администрацией Кемеровской области, Департаментом образования и науки, Комитетами и Управлениями образования муниципальных образований в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по реализации региональной научно-педагогической политики, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса и создание здоровье сберегающей службы в системе образования различного типа и уровня, и с этой точки эта деятельность является частью реализации национального проекта по образованию в Кузбассе.
В докризисный период - с 2004 по 2008 гг. - в Кемеровской области была утверждена на уровне исполнительных и законодательных органов региона
программа «Образование и здоровье», а также муниципальные программы в 24 территориях региона, целью которых является решение трех основных проблем: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях; организацию и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса: обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся по вопросам формирования, сохранения, укрепления и развития физического, психологического и социального здоровья.
Реализация областной и муниципальных программ, осуществляемая в основном за счет средств, выделяемых на образование, позволила нам подготовить и опубликовать более двух десятков учебно-методических и научных материалов, необходимых для научного обоснования деятельности педагогов и специалистов по вопросу формирования, сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов; провести ряд межрегиональных и областных семинаров, в которых приняли участие представители Сибирского, Центрального, Южного федеральных округов.
Результаты психолого-физиологического и социально-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ходе реализации региональной и муниципальных программ позволяют снизить физиологическую «стоимость» процесса адаптации в условиях профильного обучения, оптимизировать развитие личности молодого человека в сложный для него период выбора профессии и самоактуализации за счет внедрения в систему образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, стимулировать психолого-педагогический комплекс средств и методов профилактики дезадаптивных состояний; овладеть навыками сохранения собственного здоровья и реализации внутренних резервов (ресурсов) личности; создать систему непрерывного физического воспитания на всех этапах образования; уменьшить число групп социального риска (девиантные формы поведения, наркомания, табакокурение, нарушения эмоционально-волевой сферы); решать проблемы защиты детей, нуждающихся в социальной поддержке в специальных образовательных учреждениях.
Реализация методических рекомендаций разработанных нами, убедительно свидетельствуют, что создание адаптивно-развивающей образовательной среды во многом зависит от организации специализированных условий, способствующих формированию системы ценностных ориентаций личности, направленных на сохранение, укрепление здоровья, социализацию, индивидуализацию, что, в свою очередь, является возможным только при тесном взаимодействии специалистов всех уровней (субъектов воспитательно-образовательного процесса), комплексном использовании в учебной деятельности здоровьесберегающих и развивающих технологий.
Теоретический и организационно-практический опыт, накопленный нами, позволил нам рассматривать здоровьесберегающую образовательную среду как адаптивно-развивающую, которую можно определить как «сово-
купностъ организационно-педагогических условий и психолого-физиоло-гических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социальной ссшоидентификации, индивидуальному развитию личности» (Э. М. Казин и др., 2009).
Показано, что наиболее существенными деятельностными компонентами, необходимыми для организации адаптивно-развивающего воспитатель-но-образовательного процесса являются: достаточно высокий уровень здо-ровъесберегающей профессиональной компетенции педагогов; обеспечение правильного питания учащихся; развитие системы непрерывного физического воспитания; валеологическое образование, ориентированное на создание позитивного отношения к здоровью; психолого-физгюлогическое сопровождение образовательного процесса; формирование устойчивости к девиантным формам поведения.
Исходя из вышеизложенного, социально-педагогическая система здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, сложившаяся в регионе, может быть охарактеризована как «комплекс психолого-педа-гогических и медико-физиологических средств и методов и технологий, направленных на психофизическое развитие, социализацию, профессиональную самоидентификацию личности, повышение уровня стрессоус-тойчивости и приспособительных возможностей организма, реализуемых с учетом возрастных и типологических особенностей субъектов воспитательно-образовательного процесса».
Библиографический сиисок
1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]/ Под ред. Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова и др. Кемерово Из-во КРИПиПРО - 2009. - С. 348.
2. Здоровьесберегающие подходы и развитие системы образования в современных социокультурных условиях Кузбасса. [Текст]/ Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова // Валеология. - 2005. - № 4 - С. 79-85.
3. Мониторинг изучения проблемы семьи в условиях Кузбасса [Текст]/ Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева // Образование. Личность. Здоровье Коллективная монография. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ - 1996. - С. 65-73.