Научная статья на тему 'От эколого-валеологии как науки к адекватной направленности профессионально-педагогической подготовки студентов'

От эколого-валеологии как науки к адекватной направленности профессионально-педагогической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECOLOGICAL VALEOLOGY / DIVERSIFICATION / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL READINESS TO RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ирина Леонидовна

В статье обосновывается актуальная проблема эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к диверсифицированной деятельности в области оздоровления образовательной среды, образовательного процесса, педагогического взаимодействия, субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From ecological valeology as a science to adequate orientation of students' professional-pedagogical training

This article examines the urgent problem of general education institution s teachers' ecological-valeological and professional-pedagogical training for diversified activity in such spheres as improving educational environment, educational process, pedagogical interaction and subjects of education.

Текст научной работы на тему «От эколого-валеологии как науки к адекватной направленности профессионально-педагогической подготовки студентов»

УДК 378:613.4 ББК 74.480:51.204

Орехова Ирина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции Челябинский государственный педагогический университет,

Институт здоровья и экологии человека г. Челябинск

Orekhova Irina Leonidovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Department of Valeology, Life Safety and Medical Correction Chelyabinsk State Pedagogical University Institute of Human Health and Ecology Chelyabinsk От эколого-валеологии как науки к адекватной направленности профессионально-педагогической

подготовки студентов From Ecological Valeology as a Science to Adequate Orientation of Students’ Professional Pedagogical Training

В статье обосновывается актуальная проблема эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к диверсифицированной деятельности в области оздоровления образовательной среды, образовательного процесса, педагогического взаимодействия, субъектов образования.

This article examines the urgent problem of general education institutions teachers’ ecological-valeological and professional-pedagogical training for diversified activity in such spheres as improving educational environment, educational process, pedagogical interaction and subjects of education.

Ключевые слова: эколого-валеология, диверсификация, профессионально-педагогическая подготовка, профессионально-педагогическая готовность к оздоровительной деятельности.

Key words: ecological valeology, diversification, professional-pedagogical training, professional-pedagogical readiness to recreational activity.

Человек выделяется в окружающем мире вообще и в живой природе в частности не только своими специфическими отношениями к ним, но и отражением этих отношений в его сознании. Благодаря познавательнодеятельностному отражению этих отношений в чувствах, восприятиях, представлениях, абстрагировании, мышлении и суждениях человека формируются и развиваются научные знания.

Особенные отношения человека с окружающей средой отражаются в нашем реальном сознании в виде выделенных научных знаний, которые называются экологией. Исторически позже выделяются отношения человека с самим собой, и отражение в нашем сознании этих отношений называют валеологией. Обнаруживается глубинная сущностная взаимосвязь сначала выделенных отношений человека с окружающей средой, а затем и отношений человека с самим собой, и эту взаимосвязь (в виде комплексных отношений) называют эколого-валеологией. Без знания таких комплексных отношений и соответствующей деятельности невозможно благополучие взаимоотношений человека с окружающей средой и самим собой.

Но такие благополучные взаимоотношения необходимо целенаправленно формировать; сделать это реально можно только средствами эколого-валеологизации образования. Разработки этой проблемы ведутся в Институте здоровья и экологии человека ЧГПУ и обобщены в исследованиях З.И. Тюма-севой, А.Ф. Аменда, Е.Г. Кушниной, Д.В. Натаровой, Н.Н. Щелчковой, Л.П. Архиповой, Л.И. Пономарёвой и других.

Актуальная задача, определенная в международных и государственных документах и требующая тщательной разработки, заключается в создании системы эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки педагогов. Такая новационная подготовка нацелена на формирование у будущих педагогов не только подготовленности, компетенции, но профессиональнопедагогической готовности к диверсифицированной деятельности в области оздоровления субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного общего образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия.

Эколого-валеология представляет важную область знаний и деятельности, которая появилась не просто с развитием науки и образования, но с развитием самого человека. Чтобы понять саму социально-историческую сущность её, необходимо изучить феномен, который называется педагогической антропологией и который обращён в нашем случае к генезису формирования отношений че-

ловека к другому человеку, социальным группам (обществу), природе, социально-природной среде и к самому себе.

Чтобы принимать или не принимать некоторый предмет обсуждения, важно исходить из той объективности, которая предопределяет это обсуждение, то есть необходимо обратиться к предпосылкам её. В аспекте исследования проблемы эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки студентов изучение предпосылочного тематического прошлого эколого-валеологии заключается в следующем:

• во-первых, это анализ развития реальных явлений - в виде социальноисторических взаимоотношений человека с другим человеком, обществом, природой, социально-природной средой и с самим собой;

• во-вторых, изучение социально-исторического развития понятий о названных взаимоотношениях; значимость развития понятий заключается в том, чтобы можно было передавать приобретенный опыт последующим поколениям;

• в-третьих, поскольку у разных людей и поколений, в процессе их исторического развития приобретается разный опыт, то проявляется необходимость обобщения его; относится это и к изучению предпосылок эколого-валеологии;

• в-четвертых, высшей формой обобщения стала абстракция, сформированная в первичную науку, называемую философией, изучающей и по настоящее время отношения человека с окружающим миром; и это понятно, так как изучение комплексных отношений обусловило и комплексные научные знания в виде философии;

• в-пятых, уже Аристотель в своём философском трактате говорит о мета-физике, то есть о физике, которая следует после философии; при том, что физика - это буквально наука о природе, да и современная физика тесно связана со всеми другими науками о природе;

• в-шестых, далее проявляется дифференциация в сознании и деятельности людей явлений, понятий, обобщений, абстракций, наук и т.д.; в ряду таких отдифференцированных наук появляются экология и валеология;

• в-седьмых, затем происходит обратный, относительно дифференциации, процесс - процесс интеграции отдельных областей знаний, наук; в результате появляются такие научные направления как био-физика, физ-химия, педагогическая антропология, эдукология и - в своё время - эколого-валеология, имеющая выражено самостоятельный предмет и методологию изучения;

• в-восьмых, обобщённые интегрированные и дифференцированные области знаний не только не исключают друг друга, но развиваются параллельно, дополняя и сущностно обусловливая друг друга. Аналогичное происходит с экологией, валеологией и эколого-валеологией, а также соответствующими образовательными областями. Нет никакого смысла говорить о первичности обобщённых знаний, которые по необходимости дифференцируются затем, потому что на определенном этапе развития последних они опять могут интегрироваться по целесообразности - но во вторичном смысле. Так происходит с экологией и валеологией, которые сами содержат десятки частных экологий и валеологий и при этом интегрируются в эколого-валеологию;

• в-девятых, исторически проявляющиеся интегрированные и дифференцированные области знаний проецируются на образование разных уровней, в том числе и на педвузовское образование, и поэтому экологическое, валеоло-гическое и эколого-валеологическое образования должны существовать и по отдельности, и вместе. Происходящий в настоящее время глобальный и комплексный кризис обусловлен во многом недооценкой роли системной экологии, системной валеологии и эколого-валеологии. Наши исследования показывают, что в последнее время широко используются термины - здоровье (оздоровление) общества, здоровье (оздоровление) экономики, здоровье производства, образования и культуры, содержание которых хотя и не раскрывается, но относится к интегрированному пониманию здоровья. Традиционное понятие «здоровье» соотносится с человеком, а здоровье в интегрированном его понимании - это предмет эколого-валеологии. Поэтому без эколого-валеологии обойтись при современном развитии общества невозможно; применению и реализации такой возможности необходимо учить и, прежде всего, студентов педагогиче-

ских вузов, которые призваны формировать подрастающего человека на основе эколого-валеологизации этого комплексного процесса;

• в-десятых, исторически сложилось так, что современная эколого-валеология как наука была упреждена созданием эколого-валеологического образования и во многом ему обязана, хотя в настоящее время она опережает уже идейно и методологически такое образование;

• в-одиннадцатых, эколого-валеологии и эколого-валеологическому образованию естественно необходима концепция, потому что концепция - это главная сущностная идея и система взглядов на определенное явление - в нашем случае таковыми являются комплексно благополучные, здоровые, гармоничные и коадаптивные взаимоотношения человека с другим человеком, социальными группами (обществом), природой, социально-природной средой и с самим собой, следовательно, и формирование их.

Научные предпосылки такой научно-концептуальной основы эколого-валеологии и соответствующего ей образования необходимо видеть в трудах И. Канта, Э. Геккеля, В.И. Вернадского, И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, А.И. Субетто, З.И. Тюмасевой, Л.И. Пономарёвой и других.

Таким образом, нельзя не отметить необходимость выделения эколого-валеологии в самой природе объективного и реального комплексного явления, которое было выделено ещё И. Кантом, подчеркнувшим, что человека формируют три основных фактора: природа (внешняя и внутренняя), социальное окружение, среда и сам себя человек - в аспекте комплексного благополучия, или интегрированного здоровья. Формирование рациональных, ответственных отношений подрастающего человека с окружающим миром и с самим собой является основной целью образования. Традиционное образование, как показывают исследования, не способно решить эту задачу, в таком случае проявляется актуальная необходимость в эколого-валеологизации образования и деятельности педагогов разных специальностей.

В связи с этим особое значение имеет эколого-валеологическая подготовленность отдельных педагогов и педагогических коллективов в целом. Эколого-

валеология, будучи интегрированной областью знаний и деятельности, проявляет качества фундаментальной идеи и мощного мировоззренческого фактора, которые, воздействуя на педагогический процесс, образование, нацеливают их на эффективное формирование гуманных и ноосферных отношений, а также рационального образа жизни.

Потребность в разработке новационной эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки педагогов актуализирована в «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"», где подчеркивается необходимость обновления образования на основе оздоровления его как среды, процесса и педагогического взаимодействия.

Таким образом, студентов педагогических вузов предстоит научить решать задачи, которые будут стоять перед ними в их практической деятельности в общеобразовательных учреждениях:

• эффективное управление собой, направленное на восстановление «увядающих» функций организма; от педагогов в процессе их профессиональной деятельности требуется способность эффективно управлять собой, постоянно поддерживать свою работоспособность, восстанавливать свою энергию, умение «разряжаться», справляться со стрессами школьной жизни;

• актуализация высших ценностей - жизнь, здоровье, среда жизни и социальное благополучие - в процессе формирования у подрастающего человека рациональных, ответственных отношений его к другому человеку, социальным группам (обществу), природе, природно-социальной среде и самому себе; изменение традиционных ценностей привели к серьезному «расстройству» личных убеждений и ценностей человека и общества. Свойственно это и профессионально-педагогической деятельности, поэтому от современных педагогов требуется способность глубокого осознания и эффективной реализации потребности в коадаптивном развитии человека, общества и природы;

• оздоровление и реализация субъект-субъектных отношений в учебновоспитательном процессе, адекватного сотрудничества всех субъектов образования по вопросам здорового образа жизни подрастающего человека, оздоров-

ления окружающей его природно-социальной среды и отношений в семье - в связи с формированием и развитием благополучия, здоровья обучаемого;

• оздоровление среды общеобразовательного учреждения как комплексного средства оздоровления обучаемых;

• реализация природосообразного образовательного процесса, направленного на развитие, активизацию возможностей подрастающего человека - в соответствии с его личностно-возрастными особенностями, предрасположенностями, возможностями, склонностями, интересами;

• создание условий для оптимальной физической активности обучаемых, профилактики гиподинамии;

• своевременное снятие перегрузки обучаемых, приводящей к выраженному состоянию переутомления;

• восстановление функций организма, личности обучаемого - при перенесении им возможных недугов, а также жизненных неурядиц;

• предупреждение вредных воздействий разного рода на здоровье подрастающего человека, сохранение и укрепление психологической составляющей здоровья;

• формирование и развитие культуры здоровья подрастающего человека -на основе развивающейся культуры здоровья педагогов и родителей учащихся;

• формирование, развитие и рационализация у обучаемых ценностного отношения к жизни, здоровью, благополучию природы;

• организация и обеспечение постоянного эколого-валеологического просвещения родителей учащихся - в разных формах и видах его.

Эколого-валеология как научное направление включает в себя интегрированные системные экологические и валеологические научные знания о специальных динамических и самоуправляемых системах, знания, которые ориентированы на взаимообусловленные сущностные принципы системной экологии и системной валеологии. Её проекция на общую педвузовскую профессиональнопедагогическую подготовку студентов обусловливает адекватный выбор факторов, влияющих на формирование личности подрастающего человека, пред-

метно-содержательное наполнение предметных дисциплин учебных планов, направления оздоровления российского массового общего образования, виды оздоровительных технологий.

Таким образом, наши исследования показали, что системные навыки оздоровления самого себя и своих будущих учеников средствами упреждающе оздоровленного образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия не могут быть сформированы в процессе традиционной педвузовской подготовки студентов - о чем свидетельствуют исследования в этой области и реальная ситуация в образовании) Тем самым осознана потребность создания новационной эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки будущего педагога, базирующейся на следующих положениях:

• здоровье является феноменом культуры и главным его достоянием;

• здоровьесозидание в процессе культуротворчества - примат общего и профессионального педагогического образования;

• системообразующим фактором здоровьесозидания и оздоровления подрастающего человека является здоровьесберегающая среда, составной частью которой не может не быть образовательная среда и здоровый образ жизни;

• только тот педагог может создать оздоровительную систему для своих учеников, который создал такую систему для самого себя.

Библиографический список

1. Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека [Текст]/В.П. Казначеев. - М.: Наука, 1986. - 262 с.

2. Орехова, И. Л. Организационно-содержательно-технологическое обеспечение подготовки педагогов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях: монография [Текст]/И.Л. Орехова. - СПб.: Изд-во ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2009. - 254 с.

3. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст]/З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. -СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.

Bibliography

1. Kaznacheev, V.P. Problems of Human Ecology [Text] / V.P Kaznacheev.-Moscow: Nauka, 1986. - 262 p.

2. Orekhova, I.L. Organizational, Substantial and Technological Maintenance of Teachers’ Training for Health Promotion in General Education institutions: Monograph [Text] / I.L. Orekhova. - St. Petersburg: "ASTERION"Publishing House, 2009. - 254 p.

3. Tyumaseva, Z.I. Valeology and Education [Text] / Z.I. Tyumaseva, B.F. Kvasha. - Saint-Petersburg: MANEB, 2002. - 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.