Научная статья на тему 'Социально-психологические контексты лидерства у студентов'

Социально-психологические контексты лидерства у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1798
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ТИП ЛИДЕРСТВА / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИДЕРСТВА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / LEADERSHIP / LEADERSHIP STYLE / GENDER SPECIFICS OF LEADERSHIP AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вержибок Г. В.

В статье представлены о бщие и частные социально-психологические особенности студенческих групп, раскрываются социальная ситуация и специфика возрастного развития, обозначены типология лидерства, значимые качества и образ лидера, показаны детерминанты и проявления изучаемого феномена с учетом гендерной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONTEXTS OF LEADERSHIP IN STUDENTS

The article presents the general and specific socio-psychological characteristics of student groups, reveals the social situation and the specifics of the age of development, marked leadership typology, significant quality and a leader image shows the determinants and manifestations of the phenomenon under study from a gender perspective.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические контексты лидерства у студентов»

Психологические науки

УДК 316.46+37.013.21

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ЛИДЕРСТВА У

СТУДЕНТОВ 2

Г.В. Вержибок, УО «Минский государственный лингвистический университет» (МГЛУ), Минск, Беларусь. E-mail: galina_minsk@mail.ru

Резюме. В статье представлены общие и частные социально-психологические особенности студенческих групп, раскрываются социальная ситуация и специфика возрастного развития, обозначены типология лидерства, значимые качества и образ лидера, показаны детерминанты и проявления изучаемого феномена с учетом тендерной специфики.

Ключевые слова: лидерство, тип лидерства, гендерная специфика лидерства, студенческая молодежь.

The social and psychological contexts of leadership in students

Abstract. The article presents the general and specific socio-psychological characteristics of student groups, reveals the social situation and the specifics of the age of development, marked leadership typology, significant quality and a leader image shows the determinants and manifestations of the phenomenon under study from a gender perspective.

Keywords: leadership, leadership style, gender specifics of leadership and students

Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности. Наблюдается непосредственная связь этих проявлений с особенностями их социализации, взаимодействия с социумом. Молодежь -основной стратегический ресурс общества, именно эта группа активно участвует в модернизации страны, в проведении реформ. Актуальным становится вопрос о приобретении лидерских навыков в молодежной среде для решения конструктивных и значимых задач социума.

Студенчество как социальная группа характеризуется особым общественным поведением и «собственной» психологией, которые связаны со специфическими

2 Статью рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия) .

условиями жизни, труда и быта. При этом жизненный цикл в современном обществе становится более гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, возраст теряет многие из своих привычных значений. В результате формируется общество, не зависящее от возраста (age-irrelevantsociety), в котором не существует единой возрастной нормы для принятия на себя какой-то конкретной роли (Б.И. Нойгартен).

В юношеском возрасте развитие общности молодых людей обусловлено технологическим и социальным усложнением общественной жизни, появлением новых требований профессионального образования, личностной зрелости и социального положения. Главный конституирующий момент социальной ситуации - молодой человек находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь, это эпоха «второго рождения» (Ж.-Ж. Руссо).

Существенным моментом выступает определение жизненного пути, обращенность в будущее, обретение идентичности, превращаясь в «аффективный центр» жизненной ситуации, где концентрируются интересы и основная деятельность. Значимыми предпосылками успешного социального самоопределения личности являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка. важную роль играет оценка своих возможностей, состояния здоровья, уровня учебной подготовки, материальных условий семьи и др. Суть вопроса развития состоит не в открытии чего-то совершенно нового, а в формировании инте-гративного самосознания личности (И.С. Кон, 1978).

Наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуально-личностных контактов и привязанностей. В общении со сверстниками преодолеваются многие внутрипсихологические барьеры и в группе разрешаются, хотя и не всегда социально приемлемым образом, личностные проблемы. С этим связана сильнейшая потребность в общении, где определяется чувство «мы», объединении «своих» и отделении «чужих». В этот период индивид конституирует себя и как представитель определенного поколения.

Приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является для студентов основным занятием. Общие социально-психологические особенности студенческих групп определяются тем, что по формальной классификации - это реальные, временные, по преимуществу малые, контактные, минимально иерархизированные (старший в учебной группе) и регламентированные группы. Они объединены единой учебной целью, но индивидуализированы по результату - каждый получается последствия собственного учения, хотя и испытывает порой влияние средовых факторов. В учебном коллективе нет материально или формально выраженных ежедневных критериев эффективности труда всех и каждого (подобно имеющимся на каждом производстве), есть лишь разрозненные текущие оценки отдельным обучающимся и рубежные (чаще всего семестровые и курсовые), материально практически не стимулируемые. Частные социально-психологические особенности студенческих групп связаны со спецификой социально-психологической атмосферы в вузе и на

факультетах, а индивидуально-групповые - с особенностями курсов и каждой группы, которые зависят от комплектования, состава тех лиц, из которых они состоят, сложившихся взаимоотношений между ними и микрогруппами (если они возникают), истории и уровня их развития, и пр. [1].

Осознание своих собственных интересов побуждает студенчество к общественно-политической и социальной активности. Внеучебная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. Активная жизненная позиция выступает как некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений, именно в таких специалистах особенно заинтересованы работодатели. Изучение современного поколения студенческой молодежи и воспитание лидеров представляется значимым и актуальным. Сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты (Е.С. Соколова, 2003).

Лидерство - это процесс влияния на людей, направленный на достижение поставленных целей. Первоочередными задачами лидеров являются: планирование процесса труда, создание структур организации и контроль над использованием ее ресурсов. С помощью направления действий других людей лидер достигает собственных результатов. К основным элементам процесса лидерства (руководства) относятся влияние (поддержка), обеспечение добровольного участия и достижение цели [2]. Студенческую среду можно рассматривать как показательную, где оформляются представления и проявляются новые социальные роли.

Определены пять основных сфер деятельности, где студенты проявляют лидерство. В зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых острота востребования проявления лидерских функций группы не однозначна. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в определенных условиях не создают предпосылок для актуализации лидерских функций и, соответственно, требований, предъявляемых членами группы к занятию социальной роли лидера.

Установлено (Е.С. Аврова, Т.Н. Мартынова, 2008), что для большинства студентов важно, как их воспринимает группа (70% респондентов ответили положительно, различий между группами юношей и девушек не выявлено). В качестве факторов, влияющих на восприятие того или иного члена группы, респондентами были отмечены:

• особенности поведения воспринимаемого, т.е. каким образом он строит свои отношения с группой (80% респондентов);

• личностные характеристики воспринимаемого, т.е. степень открытости группе, оригинальность, интеллектуальные способности (50%);

• внешние характеристики, такие как привлекательность, стиль и т.д. (15% опрошенных);

• восприятие человека человеком, которое обусловлено психологической установкой и сложившимися отношениями (8%).

Степень уважения всей группы к тому или иному студенту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты. Так создается четко регламентированная закрытая система с конкретными требованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее. Каждая структура (формальная и неформальная), сфера (деловая и эмоциональная) внутригрупповых отношений диктует свои требования к характеристикам лидерства, предъявляя соответствующие требования к лидерам.

Ряд исследователей (Т.В. Бендас, И.П. Волков, Е.М. Дубовская, О.И. Ключко, И.Н. Логвинова и др.) отмечают, что социальная активность девушек обнаруживается как в неформальном лидерстве, так и в сочетании с официальной позицией в группе - староста, что подразумевает выполнение формальных функций и проявляется в ярко выраженном общественном поведении. Юношей в большей степени привлекает неформальное лидерство, проявление которого происходит независимо от влияния педагогического состава и не требует выполнения различных директив и установок. Лидерская роль приемлема равно как для юношей, так и для девушек, независимо от их официального положения в группе (староста или рядовой член группы).

По мнению Н.Н. Григорьевой (2006), можно выделить следующие типы лидерства и установить психологические особенности студенческих лидеров в различных сферах жизнедеятельности группы:

• интеллектуальное (по Д.В. Ушакову) - определяется качеством умственных способностей, умением применять их и, частично, уровнем успеваемости студента;

• организаторское - способность студента выполнять функции организатора;

• эмоциональное (по Л.И. Уманскому) - студенты, к которым другие члены группы идут за эмоциональной поддержкой и сопереживанием;

• инициирующее (по Е.С. Соколовой) - креативный потенциал личности, ее активность;

• коммуникативное (по Н.Н. Григорьевой) -. устанавливается по принципу желательности и привлекательности в общении [3].

Интеллектуальное лидерство студентов связано с их основной деятельностью в колледже - учебной. У девушек оно основано в большей степени на стремлении быть образцом в учебной деятельности для остальных членов группы, заинтересованности в получении высоких оценок, ответственности и на способности к социальной адаптации (соответствие желаемым моделям поведения, адаптация к указаниям педагога). У юношей лидерство выражается в способности интеллектуально активизировать учебную деятельность всей группы, что проявляется в их умении анализировать, инициировать, нестандартно мыслить и интеллектуально влиять на однокурсников.

Организаторское лидерство студентов состоит в активном взаимодействии с членами группы, налаживании общественных связей и деловой интеграции (по Л.И.

Уманскому). Эксперты отмечают, в организаторской деятельности девушки проявляют себя как тактичные, рассудительные и исполнительные лидеры, иногда - как властные и требовательные по отношению к исполнителям. Юноши-организаторы преимущественно опираются на рядовых членов группы и предпочитают передать им часть своих обязанностей, они менее взыскательны, чем девушки, но они достаточно негативно относятся к критике и со стороны однокурсников, и со стороны педагогов.

Инициирующее лидерство в наибольшей степени характерно для юношей (по Т.В. Бендас). Отмечается их высокая активность тогда, когда необходимо придумать новый проект, составить интересную программу, предложить оригинальную идею, участие в инициации. Девушки готовы все это превратить в жизнь, кропотливо работать до полного достижения результатов, вникая даже в незначительные детали.

В эмоциональном лидерстве превалируют девушки, которое связано у них с повышенным уровнем экспрессии (по К. Левину), что способствует разрешению конфликтных ситуаций между членами коллектива и установлению благоприятного климата в группе. Для лидеров-юношей данный тип лидерства характерен в наименьшей степени.

В коммуникативном лидерстве студенты обоего пола практически в равной степени декларируют личностные характеристики в сфере общения. Это такие особенности индивида, как: коммуникативные навыки, контактность, объем и способы владения информацией, умение слушать и анализировать, преодолевать «барьеры» общения, компетентность и др.

При смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе учебной деятельности не выявляется четко обозначенной структуры лидерства, то при исследовании той же студенческой группы в условиях внеучебной деятельности четко выявляются наиболее значимые лица. Исследователь (Н.В. Белякова, 2002) объясняет такое положение так:

• учебная деятельность - ее цели, задачи, условия не предполагают наличие данной структуры, т.к. выдвижению лидера не способствует недостаточная конкретность образа цели, отдаленность перспективы, а также спокойное течение деятельности, очень слабо выраженные предпосылки проявления конфликтной ситуации;

• в управленческой деятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещение функций руководителя и общего лидера.

Соответственно, все это не предполагает актуализации лидерских функций, тогда как при возникновении конкретной ситуации возникают конкретные непосредственные цели и при осознании их группой важными лидерские функции становятся резко востребованными. Сделан вывод, что процесс учебной деятельности не является благоприятной почвой для выделения лидеров из числа студентов в силу его равномерности и небольшого количества ситуаций, требующих от группы принятия волевых решений. В свою очередь, деятельность

не связанная с процессом обучения предполагает постановку конкретных задач, что делает качества, присущие лидерам, необходимыми группе [4].

В студенческой среде роль формального лидера менее популярна, чем (в целом) роль лидера группы и роль неформального лидера. При анализе ответов на вопрос о том, почему статус формального лидера не совпадает со статусом неформального лидера группы, были получены следующие варианты ответов: «староста, профорг (формальный лидер) группы избирается, как правило, администрацией деканата, а не большинством членов группы», «формальный лидер чаще выдвигается сам в надежде стать полноценным лидером, но не получает поддержки со стороны группы», «когда выбирали старосту группы, не учли интересы и мнения всех членов группы», «формальный лидер не становится подлинным лидером потому, что не имеет необходимых для этого качеств, не умеет поддерживать отношений с членами группы» и пр. Роль формального лидера (например, староста группы) ассоциируется у студентов с официальной, т.е. преимущественно с деловой, учебно-организационной деятельностью, неформального - со сферой общения, развлечений, в меньшей степени с учебной деятельностью [5].

Для прогнозирования успешного развития студента как социально активного актора значимо определение индивидуально-типологических особенностей, которые находят место при проявлении лидерства. Современная психологическая наука рассматривает лидерство и социальное взаимодействие студентов с позиции социальной одаренности, которая приобретает многообразные формы. Первостепенную роль в ней играет личностная характеристика человека (Д.В. Ушаков, 2004), большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. Для выдвижения на роль лидера индивид должен обладать определенной совокупностью социально-психологических качеств, которые будут эталонными для группы (А.С. Крикунов, Б.Д. Парыгин, В.П. Позняков и др.).

Считается, что в качестве детерминантов лидерства могут рассматриваться (Р. Хоган):

• экстраверсия (высокий уровень выраженности - представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность);

• невротизм (низкий уровень выраженности - эмоциональная стабильность, уверенность);

• сознательность (высокий уровень выраженности - организованность, ответственность, надежность, настойчивость);

• доброжелательность (высокий уровень выраженности - склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта).

Подчеркивается значение формирования социальной ответственности, в частности, у лидеров молодежных движений. Субъективной предпосылкой развития ответственности является сформированность таких важнейших социально-психологических характеристик личности, как просоциальная направленность, сложившаяся система ценностей, интернальность, социальная зрелость, выраженная социальная активность, мотивация достижения. Выявлено

(И.А. Панарин, 2010), что среди лидеров молодежных движений присутствуют 6,6% испытуемых с высоким уровнем готовности к социальной ответственности. Большинство считают, что лидер наиболее ответственен за внутренние социально-групповые явления в молодежном движении и за изменение отношения к нему [6, с. 38-39].

При ассоциативном описании образа студенческого лидера (Н.Н. Григорьева, 2006) для большинства опрошенных (80,5%студентов) наиболее значимыми оказались его личностные качества. На следующих позициях отмечаются: коммуникативно-поведенческие, внешние и ролевые характеристики лидера. По их мнению, образ лидера складывается из следующих характерологических особенностей, это - ответственность, интеллект, сила воли и характера, отзывчивость, честность, настойчивость, чувство юмора, эмоциональная устойчивость, активность, доброжелательность, уравновешенность. Следовательно, в качестве лидера воспринимается тот член студенческой группы, в личности которого наиболее ярко выражены качества, соответствующие представлениям группы о лидерстве (прототипу лидера).

Фиксируется, что отношение большинства опрошенных студентов к лидеру (и лидерству) интерпретируется как положительное. Длительность существования студенческой группы отражается на особенности межличностного восприятия лидеров. Специфика выраженности и сочетания разных типов лидерства определяет принадлежность студенческих лидеров к группе абсолютных лидеров и парциальных лидеров (деловых и эмоционально-коммуникативных). Студенты 1-го курса более стереотипизированно воспринимают лидеров, притом, что более гибкое восприятие лидерской роли отмечается у студентов 2-3-го курсов. При самооценке реальных и оценке идеальных лидерских качеств студенты проявляют наличие и желательность всех лидерских признаков в варьирующей степени их выраженности [3].

Новым в разработке проблемы лидерства является изучение ее гендерного аспекта и организация конкретных научных исследований (Т.В. Бендас, 2000, 2005). Наиболее часто изучаются следующие шесть проблем связи лидерства и пола: 1) частота появления мужчин и женщин в роли лидеров; 2) лидерский стиль поведения; 3) эффективность выполнения лидерской роли; 4) лидерство и половая структура группы; 5) стремление к лидерству; 6) гендерная идентичность лидеров. Нередко отличия лидеров разного пола были просто отражением общих гендерных различий, т.е. имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного пола [7, с. 23].

Установлено (И.А. Панарин, 2010), что существуют значимые различия между полами по показателям социальной ответственности (готовность персональной позиции, установка на принятие, прошлый опыт) на уровне микро- и макросоциального окружения. Юноши более дифференцированно определяют социальную ответственность лидера, в то время как девушки чаще считают, что лидер должен быть ответственен за все и за всех, но редко называют, за что конкретно. Девушки имеют больший опыт социальной ответственности на уровне

микро- и макросоциального окружения и значимо более высокую готовность принятия позиции ответственности [6, с. 32].

Не обнаружено значимых различий по стилям ни у стихийных лидеров, ни у студенческих лидеров, хотя принадлежность к тому же полу может искажать оценки экспертов (в сторону преимуществ именно своего пола). Однако большей продуктивностью отличаются мужские группы и мужчины - стихийные лидеры, по сравнению с женщинами-лидерами в женских группах; у девушек-лидеров преобладают авторитарные черты, у юношей-лидеров - демократические; в женских студенческих группах по сравнению с мужскими отмечается большее рассогласование формального и неформального лидерства (Т.В. Бендас, 2000). Наиболее продуктивны работа в монополовых мужских группах и с ведомым своего пола (Е.П. Ильин, 2002). Анализируя поведение молодежных лидеров в ситуациях наличия или отсутствия социальной депривации, И.Н. Логвинов (1991) установил, что в обеих ситуациях лидерами чаще становятся девушки, чем юноши и их лидерство является скорее «парциальным», чем «абсолютным» и т.д. [7, с. 25-26].

Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность, компетентность. Студенческая молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена (И.М. Ильинский, 2001). Задачи образования состоят и в том, чтобы развивать и совершенствовать способность молодежи к активности, которая позволяет находить уникальные жизненные смыслы, вырабатывать способы личностного и профессионального самоопределения, и, в том числе, формировать собственный стиль поведения, развивать коммуникативные, организаторские и лидерские качества.

Литература

1. Павловский, В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи: моногр. / В.В. Павловский. - М.: Академический Проект, 2001. - 304 с. - (Серия «Gaudeamus»).

2. Давлетова, А.И. Развитие лидерских качествстудентов педагогического ву-за:автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ А.И. Давлетова; Славянск.-на-Кубани гос. пед. ин-т. - М., 2007. - 24 с.

3. Григорьева Н.Н. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов (на примере учебных групп колледжа): автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05 /Н.Н. Григорьева; Моск. гуманит. ун-т. - М., 2006. - 27 с.

4. Белякова, Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Белякова. - М., 2002. - 197 с.

5. Вержибок, Г.В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учеб.-метод. пособие / Г.В. Вержибок, В.И. Шупляк. - Минск: РИВШ, 2012. - 362 с.

6. Панарин, И.А. Психология оциальной ответственности лидеров молодежных движений:автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / И.А. Панарин; Гос. унт управл. - М., 2010. - 47 с.

7. Вержибок, Г.В. Гендерные различия активности и лидерства / Г.В. Вержибок // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. - 2009. -Т. 2. -1(5)87. - С. 20-27.

— • —

Сведения об авторе

Галина Владиславовна Вержибок - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Минского государственного лингвистического университета (Минск, Беларусь).

— • —

© Г.В. Вержибок, 2014.

© Наука. Мысль, 2014.

Подписано в печать 31.12.2014.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.