Научная статья на тему 'Гражданское лидерство: психологопедагогическая характеристика студентов технического вуза'

Гражданское лидерство: психологопедагогическая характеристика студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ГРАЖДАНСКОЕ ЛИДЕРСТВО / СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА / КАЧЕСТВА ЛИДЕРА / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE LEADER / THE CIVIL LEADERSHIP / LEADERSHIP STYLE / LEADERSHIP QUALITIES / STUDENT ACTIVITY / PERSONALITY TYPOLOGY / CIVIL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Миронов Игорь Петрович

Рассматриваются научно обоснованные представления о гражданском лидерстве в качестве актуальной проблемы педагогики. Освещаются особенности личности студентов – лидеров студенческого самоуправления технического вуза. Анализируются доминирующие психологические типы студенческих лидеров с целью изучения как самого феномена лидерства, так и потенциала педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a scientifically based understanding of civic leadership, as the actual problem of pedagogy. The features of the personality of students, student government leaders technical college. Characterized by the dominant psycho student leaders to explore how the phenomenon of leadership, so the potential of pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Гражданское лидерство: психологопедагогическая характеристика студентов технического вуза»

УДК 378.035

И.Г. Долинина, И.П. Миронов,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Гражданское лидерство: психолого-педагогическая характеристика студентов технического вуза

Личность лидера всегда привлекала к себе внимание исследователей - социологов, психологов, историков. Очевидно, это связано с особой социальной ролью лидера как руководителя, организатора, реформатора.

Несмотря на многочисленные исследования, до настоящего времени единой научной трактовки лидерства не существует, возможно, в силу противоречивости имеющихся о нем представлений, недостаточной тео-

© Долинина И.Г., Миронов И.П., 2013

ретической и эмпирической разработанности, многогранности самой личности лидера [3]. Положение дел, однако, оптимистично и стимулирует к дальнейшему поиску, разработке концепции формирования лидера, прежде всего с позиции гражданственности, в которой нуждается современное демократическое общество.

Наш контингент - студенты. Они - будущие руководители различных сфер социально-

экономической жизни, поэтому должны хорошо представлять себе, как меняется личность при целенаправленном формировании у нее качеств гражданского лидера. И наконец, основное, что мы ждем от активных студентов-лидеров, - это эффективное функционирование студенческого совета как самостоятельной, творческой, организованной, воспитывающей себе достойную смену лидеров, самоорганизующейся системы.

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА ДОЛИНИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: демократическое образование, подготовка студентов к гражданскомуучастию,участиевзаконо-творческой деятельности (участие в экспертизах законов, круглых столах). Автор более 100 публикаций

ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ МИРОНОВ

ведущий психолог Управления внеучеб-ной и социальной ра-

Тботы Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: демократическое образование, психология, подготовка студентов к гражданскому лидерству, участие в студенческом самоуправлении. Автор 20 публикаций

Рассматриваются научно обоснованные представления о гражданском лидерстве в качестве актуальной проблемы педагогики. Освещаются особенности личности студентов - лидеров студенческого самоуправления технического вуза. Анализируются доминирующие психологические типы студенческих лидеров с целью изучения как самого феномена лидерства, так и потенциала педагогического воздействия.

Ключевые слова: лидер, гражданское лидерство, стиль лидерства, качества лидера, активность студентов, типология личности, гражданская компетентность.

The article contains a scientifically based understanding of civic leadership, as the actual problem of pedagogy. The features of the personality of students, student government leaders technical college. Characterized by the dominant psycho student leaders to explore how the phenomenon of leadership, so the potential of pedagogical influence.

Key words: the leader, the civil leadership, leadership style, leadership qualities, student activity, personality typology, civil competence.

Гражданское лидерство -это новый уровень воспитания и развития личности молодого человека с позиции включения индивида в активную деятельность в социально-культурном и политико-правовом пространстве. Качественную полноту процессу формирования гражданского лидерства придает интеграция информационной, познавательной, мотивационной составляющей педагогического дискурса, с одной стороны, и развитие гражданского сознания, опыта социальной практики молодого человека - с другой.

Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) -лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действие. Это член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, играющий центральную роль в органи-

зации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [4].

В настоящем исследовании впервые предпринята попытка охарактеризовать гражданского лидера студенческого самоуправления с психолого-педагогических позиций, представить психологические типы лидеров с точки зрения созидающей социальной деятельности молодых людей.

Личность человека - это неповторимое образование. Если рассматривать ее через призму психолого-педагогического исследования, то, на наш взгляд, можно понять движущие мотивы и потребности личности, возможности использования организующей, воспитательной, реформирующей сущности лидерства. Применяя методы педагогики и психологии, можно добиться этой цели.

В качестве надежного диагностического инструмента мы использовали типологический тест Майерс-Бриггс (Maers-Briggs Type Indicator) [6], который приме-

няется российскими и зарубежными исследователями для решения самых различных задач, в том числе для оценки способов принятия решений, деловых и лидерских качеств личности.

Признанное достоинство этого теста заключается в том, что он позволяет взглянуть на личность в следующих плоскостях:

- в непосредственной характеристике каждой из четырех шкал и балльной оценке соответствующего качества: способа проявления энергии, сбора и получения информации, принятия решения, образа жизни;

- в стиле руководства и постановки цели личностью с помощью доминантной, дополнительной, третичной и низшей функций. Доминантная функция - способ получения, переработки информации и принятия решения;

- в описании стилей лидерства, особенностей обучения и профессиональной деятельности человека;

- в группировке по четырем типам темперамента как внешним проявлениям особенностей поведения лидера, позволяющим понять динамику развития гражданского лидера на определенном временном отрезке.

Задачей исследования, проведенного при помощи этого диагностического инструмента, стал мониторинг состояния лидерства у наиболее активной части студенчества Пермского национального исследовательского политехнического университета с целью дальнейшего использования этого ресурса, чтобы сформировать гражданственность и классифицировать лидеров через психологические, интеллектуальные, деловые и морально-этические особенности, что поможет в будущем разработать типологию гражданского лидерства студентов.

Исследование позволило оценить потенциал формирования гражданской компетентности как многоуровневого, развивающе-

гося качества личности, объединяющего правовые и гражданские знания, умения и навыки, формирующие гражданские ценности и гражданскую позицию, необходимую для успешной самореализации в общественной жизни демократического общества [1].

Гражданская компетентность позволяет личности участвовать в общественных процессах, добиваться индивидуальных, общественных и государственных целей на основе заинтересованности, коммуникабельности и способности к взаимодействию [5].

В Пермском национальном исследовательском университете, например, отдел по внеучебной и социальной работе и кафедра философии и права проводят огромную работу по формированию гражданского лидерства. Студенческому самоуправлению в рамках студенческого совета вуза, студенческих советов факультетов, а также отдельных направлений студсовета придается большое значение.

Проводятся мероприятия «Школа лидера» и «Точка отсчета» - уникальный формат организационно-массового мероприятия, удачно использующий присущую студенческому возрасту активность, потребность к лидерству и самореализации.

Организуется также педагогическое пространство с полным погружением на два дня по выбранной заранее теме. «Школа лидера» 2013 года нацелена на совершенствование направлений работы студенческого совета: добровольческую, оргмассовую, информационную деятельность, работу с факультетами. Были также случаи создания и защиты проектов по реализации социально значимых целей вуза.

Задача воспитательной работы в вузе заключается в том, чтобы использовать лидерский потенциал студентов для достижения двух целей учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, для повышения успеваемости посредством развития интеллектуальной сферы, деловых, морально-этических качеств самого студента.

Во-вторых, для обучения лучших студентов-лидеров навыкам воспитательной работы, кураторству, наставничеству для работы с поступившими в вуз молодыми людьми.

Эту возможность лидеры студсовета реализуют на правах кураторов и соорганизаторов во время проведения массового мероприятия «Точка отсчета», цель которого - лучшая адаптация первокурсников к учебе и жизни в вузе.

Положение о студенческом совете Пермского национального исследовательского политехнического университета включает следующие цели:

- формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- обеспечение реализации прав студентов на участие в управлении вузом, оценку качества образовательного процесса;

- формирование у студентов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества [5].

Вся деятельность в университете основывается на концепции гражданско-информационной парадигмы российского образования. «Гражданско-информаци-онная парадигма образования -это методологический конструкт, который интегрирует основополагающие философские, политологические и педагогические научные теории, объясняющие направление развития современного мира, способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации образовательного конструирования» [7, с. 257-258].

Гражданско-информационная парадигма включает в себя совокупность фундаментальных знаний, ценностей, научных убеждений, методов и приемов, выступающих в качестве эталона научной деятельности для большинства представителей научного сообщества. Ее значение состоит в научно обоснованном выборе средств и методов, соответствующих конкретно поставленной цели - подготовке обучающихся к жизни в демократическом обществе. А «позиции участников учебно-воспитательного процесса определяются как взаимное партнерство»[7].

Для исследования были выбраны участники «Ежегодной школы лидера» Пермского национального исследовательского политехнического университета. Был опрошен 121 респондент и получены ответы на следующие вопросы.

1. Личностные ресурсы лидеров студенческого совета.

Средний возраст студентов составил - 18,8 года. Из них молодые люди (81,8%) имеют тенденцию фокусироваться на окружающем их мире людей и вещей. Энергичность и активность этих студентов определялся самой их физиологической основой: темпераментом, силой и устойчивостью процессов нервной системы.

По способу получения информации группа лидеров студенческого совета разделилась следующим образом: 48,7% студентов предпочитают получать и анализировать информацию посредством пяти органов чувств, например через ощущения, уделяя внимание тому, что для него более актуально; а 51,3% готовы довериться своей интуиции, постигая суть и глубину анализируемого явления. Следует отметить, что получение информации особенно важно для освоения фундаментальных знаний в рамках гражданско-информационной парадигмы. Были выявлены два па-

раллельных способа получения информации, каждый из которых по-своему необходим в формировании гражданских лидеров. Интуиция, например, дает возможность мыслить неординарно, находить неочевидные решения, а развитые ощущения помогают идти от частного к общему, а значит, детально прорабатывать любой материал.

В отношении способов принятия решения в группе доминируют 73,5% молодых людей, предпочитающих четко организовывать и структурировать информацию, принимать решения логическим путем, и лишь 26,5% используют чувства и субъективные оценки, чтобы принимать личностно значимые решения. Отсюда следует, что большинство студентов-лидеров студенческого совета владеют развитыми деловыми качествами, помогающими формировать гражданское лидерство.

И наконец, в отношении образа жизни лидеров студенческого самоуправления. Молодые люди обоего пола предпочитают вести организованный, спланиро-

ванный образ жизни (47,1%) , а 52,9% - спонтанный, гибкий образ жизни, всегда сохраняя свободу выбора.

2. Описание стилей лидерства, особенностей обучения и профессиональной деятельности студентов.

На первом месте оказался «действующий инноватор» (42,9%). Он руководит прежде всего через свой энтузиазм. Личностные ориентации в стиле лидерства: системность и взаимоотношения. В работе они ориентированы на изменения. Их девиз: «Давайте изменим это!»

На втором - «действующий реалист» (38,0%). Руководит через свои действия. Личностная ориентация направлена на практические действия. Девиз этих людей: «Давайте делать это!» Эту группу составляют практичные, деятельные, исполнительные люди.

На третьем - «размышляющий реалист» (10,7%). Руководит, направляя внимание на то, что должно быть сделано незамедлительно. Личностная ориентация направлена на практи-

ческое рассмотрение проблем. Ориентация в работе на последовательность, относительный консерватизм. Девиз: «Давайте сохраним это!»

На последнем месте - «размышляющий инноватор» (8,2%). Руководит посредством выдвижения идей о том, что должно быть сделано. Личностная ориентация направлена на интуитивно возникающие мысли и идеи. В работе может быть хорошим «генератором идей». Ориентация на предвидение. Девиз: «Давайте взглянем на сделанное с другой точки зрения!»

3. Стиль руководства и постановка цели.

Готовы руководить на основе детального анализа фактов в постепенном процессе движения от причины к следствию 42,1% студентов. Они могут быть педантичными. Ставят цели, относящиеся прежде всего к решению повсед-невныхзадач.

Могут руководить с помощью объективного анализа возможностей в процессе движения от причины к следствию 31,4% студентов. Они предпочитают ставить цели, связанные с теоретическими и техническими моделями и концепциями.

Руководят исходя из субъективного взгляда на возможности и значимость результата 19,8% студентов. Они ставят цели, связанные с коммуникациями. Руководство со значительным эмоциональным компонентом.

Руководят исходя из субъективного взгляда, но прежде всего на факты в постепенном процессе рассмотрения значимости результата 6,6% студентов. Ставят цели исходя из необходимости практической помощи людям.

Основные психологические типы лидеров (71,1%) группы составили:

- экстраверсия - ощущение -мышление - суждение (тип «орга-низатор-регламентатор»). Девиз: «Обопрись на меня».

Это логические, аналитические, решительные, непокладистые люди, способные заранее хорошо подбирать факты и действия. Видят ошибки заранее, логическим путем критикуют предлагаемые программы, организуют, контролируют выполнение работ людьми и процесс создания продукта. В роли начальника непосредственно сами осуществляют руководство и умеют быстро взять ответственность на себя. Для решения проблем адаптируют и применяют прошлый опыт, быстро принимают решения. Тверды и прямы в постижении сути ситуации. Действуют как типичные руководители, которые в управлении уважают иерархию (авторитарный стиль);

- экстраверсия - ощущение -мышление - восприятие (тип «стратег-полководец»). Девиз: «Побеждают не числом, а умением».

Они ориентированы на деятельность, результат, практичны, изобретательны и реалистичны, предпочитают выбирать самый эффективный путь. Отличаются гибкостью в поведении и деловом общении. Чтобы дело двигалось вперед, ведут переговоры и ищут компромиссы. Приверженцы реалистического подхода в делах, однако при необходимости способны и на риск. Стиль руководства: в критической ситуации готовы взять все на себя. Убеждают других в своей точке зрения. Придерживаются руководящего и уверенного стиля поведения. Выбирают наиболее целесообразный путь. Ищут дела и ждут немедленных результатов (авторитарный стиль);

- экстраверсия - интуиция -мышление - восприятие (тип «ученый-лидер»). Девиз: «Творчество -катализатор в жизни лидера».

Это изобретатели, индивидуалисты, разносторонние, аналитически мыслящие молодые люди. Их привлекают творческие идеи. Ограничения они рассматривают

как вызов, который нужно преодолеть. Обеспечивают новые способы выполнения дел. Предлагают концептуальную структуру решения проблем.Берут инициативу на себя и подгоняют других. Получают удовольствие от конкуренции. Стиль руководства: планируют теоретические системы для удовлетворения потребностей организации. Поощряют независимость в других, применяют логические способы мышления. Находят веские причины для того, что хотят сделать. Действуют между людьми и системами подобно катализатору. Поощряют риск (либеральный стиль).

- экстраверсия - интуиция -чувство - восприятие (тип «энтузиаст-мотиватор»). Девиз: «Гореть самому, зажечь других, быть впереди».

Это энтузиасты, проницательные, изобретательные, разносторонние люди, неутомимые в погоне за новыми возможностями. Своим энтузиазмом заражают других людей энергией. Дают начало проектам и действиям.

Они ценят других, ориентированы на дело. Стиль руководства: руководят с энергией и энтузиазмом. Любят быть ответственными за начальную фазу работы. Работают с целью вовлечения и поддержания других людей. Обращают внимание на мотивы поведения других людей (демократический стиль).

- экстраверсия - интуиция -мышление - суждение (тип «лидер-локомотив»). Девиз: « Мы не боимся проблем, мы их решаем».

Они логичны, организованы, требовательны, структурированы, объективны и решительны в отношении того, что они считают концептуально обоснованным. Создают хорошо продуманные планы.

Они ориентированы на цель. Вносят структурированность в организацию. Разрабатывают стратегии, которые работают на широкие цели, при этом получают удовольствие от решения сложных проблем. Быстро принимают на себя ответственность. Стиль руководства: управляют непо-

средственно, а когда необходимо могут быть жесткими, используют энергичный подход, ориентированный на действия, заранее предвидят проблемы, которые могут возникнуть перед организацией, упорны, управляют организацией так долго, насколько это возможно (авторитарный стиль).

Таким образом, выявлено пять типов лидера, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Вектор активности по всем пяти типам лидеров задает экстраверсия как способ проявления и источник энергии. Мы можем предположить, что этот фактор является определяющей составляющей личности лидера студенческого совета технического вуза, создающий благоприятные условия для формирования гражданственности у лидеров.

По энтузиазму, работоспособности исследуемая группа студентов полностью соответствует необходимой физиологической основе деятельности лидера и предпосылкам эффективного формирования гражданского лидерства. Такие необходимые психологические качества, как смелость, стремление выделяться, настойчивость, самоутверждение, упорство, независимость, творчество, созидательность, вы-

ражены у абсолютного большинства студентов.

Однако у значительной части необходимо отметить наличие властности, авторитарности. Насколько такой стиль лидерства является оправданным, будет от него польза делу или нет? Каким образом он будет влиять на уровень воспитания и развития личности новых студентов, приходящих в технический вуз (или входящих в студенческий совет), с позиции гражданского лидерства?

Отношение к такому стилю лидерства в обществе далеко не однозначно. Ради объективности, мы не будем давать оценку тому или иному стилю. Вероятно, в различных ситуациях может быть эффективен каждый из них. Результаты теста Майерс-Бриггс показали, что в интеллекте респондентов преобладают такие необходимые лидерам качества, как развитая логика, концептуальность, оригинальность, рассудительность.

Гражданскому лидеру необходимы и деловые качества. Многие студенты во время исследования проявили организованность, надежность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, ответственность, готовность к риску.

Характеристику гражданского лидера дополнят морально-этические качества личности, необходимые для оценки состояния гражданской компетентности студентов. Для студентов присуща доброжелательность, коммуникабельность, тактичность, честность, порядочность, убежденность в социально значимых целях.

Полученные результаты психодиагностического исследования активной части студенчества вуза дают возможность педагогам понять и осмыслить объективность процессов психической деятель-

ности личности студентов и закономерность происходящих эволюционных изменений в процессе формирования гражданского лидерства.

Психолого-педагогические исследования обогащают педагогику и помогают в реализации основной цели образования -воспитании и саморазвитии личности, привитии студентам общечеловеческих и гражданских ценностей общества, формировании социального опыта, гражданской зрелости, а следовательно, и гражданского лидерства.

Литература

1. Алексеев В.Н., Долинина И. Г. Формирование гражданской компетентности. Пермь, 2013. 122с.

2. Долинина И.Г. Гражданско-информационная парадигма российского образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета: культура, история, философия, право. 2012. № 6. С. 22-27.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: М.: Статут, 2007. 544 с.

4. Лидерство: материал из Вики-педии - свободной энциклопедии. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%CB%E8%E4%E5%F0.

5. Миронов И.П. Воспитание гражданского лидерства студентов // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2013. С. 257-258.

6. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.: Андреев и сыновья, 2009. 238 с.

7. Положение о студенческом совете Пермского национального исследовательского политехнического университета. Режим доступа: http://pstu. ru/title1/student/automanagement/ doc/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.