\
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ - МОДЕРАТОР ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Ключевые слова: педагогическое образование, инновации, образовательное пространство, проектный подход, профессиональные компетенции, подготовка учителя.
Аннотация: В статье рассматриваются системные проблемы педагогического образования, не позволяющие профильным образовательным организациям успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. Предлагаются возможные инновационные пути развития педагогических вузов как региональных научно-образовательных центров, принимающих на себя функции модераторов проводимых образовательных реформ. Автор убежден в высокой миссии педагогического образования в процессах экономического развития региона и России.
Модернизация системы образования привела к тому, что образовательные организации сегодня, в условиях перемен, происходящих во всех сферах жизнедеятельности региона и России, находятся в состоянии постоянного поиска компромиссов между необходимостью внедрения инноваций в систему образования и сохранения накопленного богатого опыта. Оптимизационные процессы, смена образовательных императивов, обновление федеральных государственных образовательных стандартов, изменение механизмов организации и управления образованием, внедрение ЕГЭ - вот далеко не полный перечень инноваций в образовательной сфере. Все они обусловили жесткую безапелляционную конкуренцию среди российских вузов, вынуждая их в корне изменить содержание своей деятельности и существенно расширить границы своей «самобытности», отказавшись от профильной принадлежности в угоду рыночной экономике.
В этой борьбе за выживание педагогические вузы оказались наиболее уязвимыми: для того чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, им необходимо встать на один уровень с передовыми гуманитарными вузами и реализовывать форсайт-проекты инновационного развития системы образования регионов и России. Время, когда университеты идентифицировали себя лишь как образовательные структуры по реализации программ профессионального образования, прошло. Современный вуз рассматривается как провайдер инновационных технологий в производство, драйвер экономики и структура, задающая новые ориентиры развития общества и государства. При этом педагогический вуз - это «пропускной» механизм, позволяющий адаптировать существующую систему профессионального образования к новым требованиям производства.
Очевидно, что педагогическим институтам и университетам в силу их узкой гуманитарной направленности сложно соперничать даже на региональном уровне. Поэтому их главной задачей должно стать превращение в социальные и инновационно-технологические центры, в которых работа педагогических коллективов будет строиться на партнерских отношениях с работодателями - общеобразовательными организациями, учреждениями среднего профессионального образования, учебными центрами и т. д. Современное пространство профессионального педагогического образования не должно замыкаться в стенах вуза: актуальная на сегодняшний день система дуального образования по определению подразумевает внешнюю интеграцию в профессиональной подготовке и отборе студентов для стажировок, в организации образовательного процесса, НИР И НИОКР, в трудоустройстве выпускников и наставничестве над молодыми
пелпгогичесний жчрнпл бпшкортостпнп ы 4(77). aoia aggasgb
специалистами. Необходимо учитывать, что в соответствии с новыми требованиями к профессиональному образованию изменится и система оценки деятельности университетов - произойдет переход от формализованных показателей мониторинга эффективности деятельности вузов к анализу реального вклада высшей школы в экономическое развитие региона.
Несомненно, формирование новых отношений с производством возможно в результате кропотливой системной работы всего педагогического коллектива образовательной организации, готовности его членов к трансформации образовательного процесса, пересмотра содержания и технологий подготовки специалистов, а также инструментов оценки качества образования. Безусловно, эти изменения необходимо начинать с утверждения новой целевой модели компетенций выпускников, включающей в себя когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки будущего специалиста. При этом необходимо учитывать, что будущие учителя должны уметь формировать у школьников универсальные компетенции (так называемые мягкие, или гибкие, навыки - soft skills).
В условиях постоянного обновления образовательных технологий и знаний учителю необходимо как можно быстрее адаптироваться к складывающимся обстоятельствам. Поэтому педагогическое образование должно обеспечивать опережающее развитие выпускников, но такую задачу невозможно решить в процессе аудиторных занятий. Нар яду с реализацией ФГОС от вузов требуется проведение дополнительной аттестации выпускников на предмет соответствия их компетенций требованиям соответствующих профессиональных стандартов. И, несмотря на то, что последние решают задачи производства, соответствующего актуальному уровню развития экономики, не учитывая научную фундаментальность профессионального образования, образовательный процесс необходимо выстраивать как исследовательский, то есть предусматривающий применение проектных технологий и обеспечивающий субъект-субъектные отношения его участников. Университет, генерирующий инновации, способен опережать потребности существующего производства, формируя у будущих специалистов навыки XXI века, выстраивая векторы развития экономики и человеческого потенциала.
Так, в Республике Башкортостан в ближайшие пять лет общие показатели потребности в педагогических кадрах составят примерно 11,6 тысяч человек, то есть в среднем ежегодный кадровый запрос в системе образования будет исчисляться более чем двумя тысячами человек. К тому же система образования данного региона имеет ряд особенностей, как то:
- преобладание сельских школ (71 %) в общем количестве общеобразовательных организаций региона;
- большое количество сельских малокомплектных школ, где численность обучающихся не превышает 75 человек;
- отсутствие кадрового резерва (51,4 % педагогов в республике имеют возраст 4055 лет, 20 % учителей находятся в пенсионном возрасте).
Очевидно, что подготовка учителей должна осуществляться с учетом перечисленных особенностей региональной системы образования. При этом акцент в разработке современного программного и методического обеспечения подготовки педагогов должен быть делается на содержание образовательных и профессиональных стандартов. Новые стандарты меняют многое в отношении «педагогического производства», прежде всего, в определении профилей и программ подготовки, адекватных потребностям рынка труда. Однако данные положения учитываются не всегда: образовательные программы и профили подготовки определяются традиционно, исходя исключительно из опыта работы факультета и багажа знаний профессорско-преподавательского состава. То есть, не кадры подбираются под содержание
пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП ы 4(77). Я018 аё®5®вь
образовательных программ, а набор и содержание учебных дисциплин подстраиваются под имеющийся кадровый состав. Все это указывает на необходимость изменения кадровой политики, внедрения новых принципов подбора персонала с учетом перспективных направлений развития образовательной сферы региона.
Учитывая новые требования к организации пространства профессионального образования в республике, необходимо решить три ключевые задачи:
1) организация и обеспечение практико- и проектно-ориентированного образовательного процесса при сохранении сложившихся традиций базовой теоретической подготовки выпускников;
2) разработка и внедрение системы персонифицированного обучения с предоставлением студентам возможности построения индивидуальной образовательной траектории с учетом их будущего трудоустройства;
3) совершенствование общекультурных, научных и профессионально-педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава университетов.
Первая задача влечет обновление фонда оценочных средств и методик оценивания сформированности компетенций: кейсов, демонстрационных экзаменов, методик WorldSkills, внедрение интегрированных основных и дополнительных образовательных программ, привлечение работодателей к организации образовательного процесса; расширение форм и методов организации самостоятельной работы студентов в том числе в дистанционном формате. Необходимо также расширять ареал внеаудиторной работы для развития профессиональных компетенций будущих специалистов: дискуссионные площадки, творческие студии, авторские школы, клубы по интересам, мастер-классы, тренинги.
Вторая задача ориентирует вузы на индивидуализацию профессионального образования, обеспечивающую автономную траекторию профессионального роста, развития способности принимать решение в условиях неопределенности, усвоение теории и формирование опыта решения нестандартных задач. Поэтому в педагогический «конвейер» фронтальной работы должны быть встроены модули индивидуальной подготовки, позволяющие раскрыть творческий потенциал каждого студента. В качестве плацдарма для организации такой работы должны рассматриваться центры развития компетенций, симуляционные центры, базовые предприятия и образовательные организации. Опыт деятельности таких структур показывает, что они пока еще ассоциируются исключительно с предметными кабинетами, а не с базой для построения новых систем управления образовательными пространствами. Необходимо перейти от этой модели к рассматриванию таких центров как аккумуляторов и реализаторов специальных условий для формирования компетенций студентов в любом месте, в том числе в виртуальной и дополненной реальности. Подобная трансформация деятельности центров позволит создать непрерывную среду формирования и развития компетенций студентов с помощью мобильных приложений, интерактивного взаимодействия с тренажерами в местах массового скопления людей, автоматизированного решения задач и участия в конкурсах в краткосрочном формате, например, в перерывах между занятиями.
Приоритетным направлением деятельности педагогического вуза должно также стать обеспечение доступности и качества образовательных услуг через реализацию принципов цифровой педагогики, внедрение онлайн- и смартобразовательных технологий, разработку и продвижение уникальных научно-образовательных проектов, социальных инициатив. В этих целях в ведущем научно-образовательном центре региона - Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы разработаны и реализуются 44 интернет-проекта регионального и вузовского значения, реализована система дистанционного обучения, где преподавателями разработано более 3000 онлайн-курсов, 17 из которых одобрены экспертами и размещены на портале «Электронное
пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП ы 4(77). Я018
образование Республики Башкортостан». Создание и продвижение качественных и актуальных онлайн-курсов на ведущих российских и зарубежных электронных платформах предоставляет широкие возможности привлечения в университет дополнительных финансовых средств. Поэтому следующее направление деятельности - создание элитных курсов в соответствующих профессиональных областях, а также разработка и внедрение новых уникальных (и при этом научно обоснованных) форм медиаконтента (дополненная реальность, панорамное 360-видео, уникальные инструменты онлайн-взаимодействия).
Решение перечисленных важных задач требует полномасштабной и разносторонней работы в области повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава с учетом профессионального стандарта преподавателя вуза, в котором также указывается на использование цифровых технологий. Так как сложившееся в последнее время накопление опыта работы в удаленном формате себя исчерпало, то необходимо переходить к следующему этапу развития системы профессионального образования - повышению качества оказания образовательных услуг с применением дистанционных образовательных технологий. В этом случае большое значение придается накоплению студентом электронного портфолио путем освоения новых дисциплин и модулей, участия в различных формах внеаудиторной работы, прохождения профессиональных практик, деятельности в центрах развития компетенций и т. д.
Закономерно, что педагогический вуз в силу своей специфики уделяет исключительное внимание внеаудиторной работе студентов, поскольку такая деятельность заключает основательный потенциал для формирования профессиональных компетенций будущего учителя. Требования общества, государства и работодателей к выпускникам вузов, их конкурентоспособности постоянно возрастают, да и сами студенты требуют новых подходов к организации своей жизни в вузе, в котором имеют место доверие, профессиональное сотрудничество и общение. Поэтому система воспитательной работы в педвузе должна рассматриваться как дополнительное пространство профессионального развития будущих специалистов. Возможно, вузам стоит отказаться от формальных «показных» мероприятий в пользу форм и методов, обеспечивающих общую и профессиональную социализацию будущих педагогов.
В настоящее время в России практически во всех областях деятельности реализуется проектный подход как наиболее эффективный метод достижения результатов. В высшей школе такая форма работы позволяет качественно увеличить объем предоставляемых услуг, сервисов и повысить эффективность научно-инновационной деятельности. Приведем примеры проектов, реализуемых педагогическими вузами России: «Социальные медиа в образовательной практике» (РГПУ имени А.И. Герцена), «Школьная астролябия» (ЧГПУ), «Образовательная робототехника» (БГПУ имени М. Акмуллы, ЧГПУ), «Лаборатория виртуального пространства» (БГПУ имени М. Акмуллы) и другие. Следующим примером успешного внедрения в вузе проектного управления является «Бизнес-инкубатор», где студенты получают необходимые компетенции для осуществления проектной деятельности. Успешное развитие получают и проекты регионального уровня: «Трогательный Башкортостан», «Прикосновение к Уфе», «Международная система дистанционного обучения "Башкирский язык"», «Волонтеры родных языков».
Наряду с вышеперечисленными позитивными моментами существует и объективная проблема взаимодействия вуза с экономикой региона, для решения которой необходимы новые подходы: поисковые мероприятия, агрессивный мониторинг системы образования и социальной среды региона, новые социометрические методы, учет социально-экономических реалий Республики Башкортостан. Поэтому необходимо продолжить формирование портфеля проектов, в котором последние будут представлены в виде кейсов для конкретного заказчика, а также внедрить специальную систему
пелпгогичесний жчрнпл спшнортостпнп ы 4(77). aoia aggasgb
сопровождения проектов, позволяющую осуществлять мониторинг их эффективности и актуальности на каждом этапе жизненного цикла.
Зачастую в дискуссиях о направлениях развития образовательной организации неоправданно умаляется роль библиотеки. Тем не менее, именно на ней лежит основная задача по формированию новой открытой образовательной и культурной среды, внедрению проектных и командных форм организации обучения. В современном образовательном пространстве университетская библиотека перестает быть исключительно вместилищем книг и поставщиком информации: она трансформируется в новый формат - специально организованную динамичную образовательную и исследовательскую среду. Библиотечное пространство становится максимально открытым для новых проблемно ориентированных и проектных форм работы студентов и исследователей, обеспечения самостоятельной работы обучающихся, организации взаимодействия между участниками научно-образовательного процесса. Новые возможности возникают у библиотек с точки зрения их доступности для горожан, позиционирования культурной и научной жизни университета в городской среде, привлечения талантливых абитуриентов. Частью этой модели выступают организация комфортного пространства для различных видов творческой активности молодежи, внедрение полного цикла самообслуживания на основе технологии RFID (Radio Frequency Identification). В этом плане библиотека педагогического университета представляет собой уникальный ресурс для обеспечения целостности регионального информационно-образовательного пространства и создания условий преемственности образования как по вертикали (школа - колледж - вуз), так и по горизонтали (например, между образовательными организациями различного профиля).
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что система педагогического образования - важнейший инструмент социально-экономического развития региона: благодаря своей специфике и особому социогенному потенциалу педагогические вузы способны не только готовить профессиональные кадры для образовательной сферы, но и адаптировать проводимые в этой сфере реформы к особенностям регионального пространства общего и профессионального образования. Для этого профессиональное педагогическое образование своим содержанием и функционалом должно соответствовать требованиям времени, то есть обеспечивать благоприятные условия, чтобы будущие учителя могли выстраивать образовательную траекторию на основе собственных желаний и возможностей с учетом потребностей рынка труда. Таким образом, педагогический вуз -это аккумулятор инноваций и модератор образовательных реформ. И, осознав свою роль в современном многомерном социальном, научно-образовательном и экономическом пространстве региона, он будет способен успешно конкурировать с ведущими университетами любого профиля.