О.А. Шамигулова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: гражданско-правовое образование, патриотическое воспитание, подготовка педагогических кадров, Федеральные государственные образовательные стандарты, качество предметной подготовки.
Аннотация: Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации гражданско-правового образования в современной России. Приведены примеры проектирования элементов основной образовательной программы высшего профессионального образования по подготовке будущих педагогов к преподаванию учебных предметов обществознания и права с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предлагаемые решения могут быть использованы при разработке основных образовательных программ ВПО по направлению «Педагогическое образование», а также программ повышения квалификации и подготовки педагогов в области гражданско-правового образования.
Ценности современного социума определяют и соответствующие приоритеты в образовании определяют профессиональную и личностную готовность тех, кому предстоит формировать ценности подрастающего поколения. Для педагогического образования проблема подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, «разработка новых образовательных программ, ориентированных на отраслевые профессиональные стандарты», «ориентация на прикладные формы подготовки и переподготовки», обеспечивающие максимальное погружение в условия профессиональной деятельности и готовность к реализации государственных и социальных задач в области образования, приобретает особый смысл [1].
Гражданско-правовое образование в современном мире рассматривается как одно из важнейших условий социально-политической и экономической стабильности государства и развития общества. Гражданско-правовое образование - одно из условий эффективной государственной молодежной политики, совершенствования общественных отношений, формирования необходимой социальной базы для благосостояния страны. Не случайно в современной России проблема гражданско-правового образования в последние два десятилетия обсуждается на различных уровнях и связывается с решением ряда вопросов: в том числе, концептуальное видение системы обучения и воспитания гражданина; нормативно-правовые и содержательно-методические аспекты организации и тьюторского сопровождения гражданско-правового образования; специальная подготовка кадров к его реализации. Первостепенными задачами такого гражданско-правового образования являются успешная реализация каждым гражданином позитивного социального, культурного, экономического потенциала, основу которого составляют
прослемы современной психологии и пеппгогини
ценности личности, уважение к закону и законопослушность в различных сферах жизни, гражданская ответственность и инициатива [См.: Государственные документы и ежегодные послания Президента страны Федеральному Собранию [2]; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Наука, технологии и образование») [3]; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику») [4]; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [5]].
На рубеже XX и XXI веков в России создано несколько авторских концепций гражданско-правового образования детей и подростков, которые предусматривают различные подходы к организации образовательного пространства и предполагают профессиональную готовность тьюторов, педагогов, учителей к реализации существующих моделей гражданско-правового образования. В концепциях, составляющих предметно-тематическую модель гражданско-правового образования (Н.И. Элиасберг, Л.Н. Боголюбов и другие) содержательное и инструментальное значение отводится учебным предметам «Обществознание», «Право», «Этика». Межпредметная модель гражданско -правового образования предполагает включение соответствующих содержательных модулей во все предметы гуманитарного цикла. Институциональная модель подразумевает реализацию гражданско-правового образования путем создания системы школьного самоуправления и расширения общественных и культурных связей с микрорайоном («Школа самоопределения» (Москва), Школа «Универс» (Красноярск)) [6]. Несмотря на некоторый опыт апробации и внедрения перечисленных подходов, в современной массовой практике школ Российской Федерации преобладает предметно-тематическая модель реализации гражданско-правового образования. При этом особая роль для освоения школьниками гражданско-правовых знаний, патриотических ценностей, развития гражданских и правовых компетенций отводится триаде учебных предметов - история, обществознание, право. Это те области знаний, освоение которых позволяет подготовить выпускников школы к самостоятельным ответам на важные, экзистенциальные вопросы: Какова роль человека в мире? Смысл бытия? Что есть добро и зло? Каковы цена и ценность жизни? Что дает свобода? Ценность и специфика гражданско-правового образования заключается в том, что оно дает возможность видеть адекватную картину мира, руководствоваться собственной системой ценностей в поведении, построении жизненной траектории. Иными словами, обеспечить выпускнику школы свободу в мыслях и действиях при осознании обязательных категорий «могу», «надо», «должен».
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°
Анализ состояния современной исторической, обществоведческой и правовой подготовки в школах Российской Федерации и Республики Башкортостан позволил выявить ряд противоречий между:
- усилением внимания со стороны государства и общества к гражданско -правовому образованию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения; формированию гражданской идентичности и недостаточным уровнем проработанности вопроса подготовки педагогических кадров к решению данных задач;
- развивающе-воспитательными возможностями обществоведческого и правового образования в плане подготовки учащихся к успешному решению задач повседневной социальной практики и отсутствием системности и инте-гративности в процессе преподавания истории, обществознания и права в реализации социальной функции данных учебных предметов;
- изменением требований ФГОС общего образования к результатам исторической, обществоведческой и правовой подготовки выпускника (в частности, вниманием к развитию личностных и гражданских качеств выпускника) и недостаточностью научно-методического сопровождения программ подготовки учителей обществознания и права, повышения квалификации учителей -предметников по реализации новых подходов к преподаванию предметов в условиях перехода на ФГОС [7].
Выявленные противоречия позволяют говорить об очевидности проблем, связанных с модернизацией системы подготовки педагогических кадров к решению задач гражданско-правового образования и патриотического воспитания молодежи, ориентированной на потребности и запросы и современного общества, и государства, отражающей требования ФГОС высшего профессионального образования и профессионального стандарта педагога. Возникают новые профессиональные задачи, связанные с подготовкой будущего педагога к реализации требований ФГОС общего образования, касающихся преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание»; с изменением в ФГОС среднего общего образования места и роли учебного предмета «Право» [8]; с развитием гражданской идентичности и других функций гражданско-правового образования в процессе социализации подростка и формирования гражданских и правовых компетенций. Очевидно, что содержание такой подготовки не может сводиться к получению лишь академической системы знаний и умений.
Сравнительный анализ зарубежного опыта реализации гражданско -правового образования в школах, в частности в Германии, Австрии, Финляндии, США, включая системы подготовки педагогических кадров в этих стра-
42
прослемы современной психологии и пеапгогики
нах, показывает, что эффективная реализация ценностно-мировоззренческой функции образования невозможна без специальной профессиональной подготовки и непрерывной информационно-методической поддержки учителя.
Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к подготовке выпускника (портреты выпускника основной школы и среднего общего образования), к освоению содержания учебных предметов «Обществознание» и «Право», а также анализ трудностей, с которыми сталкивается практикующий учитель в преподавании данных предметов (в условиях перехода на новые стандарты), выявил некоторые препятствия реализации развивающих возможностей гражданско-правового образования подростков и молодежи. Прежде всего, это отсутствие у практикующих учителей, обучившихся по образовательным программам специали-тета (ГОС ВПО 2000 и 2005 гг.), необходимого уровня теоретической и методической подготовки для преподавания предметов «Обществознание» и «Право». Так, ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 №46), предполагающий возможность моделирования содержания основной образовательной программы и выбора студентом индивидуальной образовательной траектории, позволяет организовать профессиональную подготовку педагога в области гражданско-правового образования на должном теоретическом и методическом уровне, в соответствии с запросом современной школы и требований ФГОС общего образования по программам бакалавриата и магистратуры.
Например, профильная теоретическая подготовка студентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Обществознание» (кафедра права и обществознания БГПУ имени М. Акмуллы) требует наполнения профессионального цикла дисциплин с учетом содержания обществоведческого образования в школе. Дисциплины вариативной части профессионального цикла соответствуют основному содержанию учебного предмета «Обществознание» и сгруппированы в модули «Философия», «Социология», «Политология», «Экономика», «Право» по базовым областям научного знания, составляющим данный курс. Дисциплины по выбору большей частью - юридические дисциплины и спецкурсы по методике обучения обществознанию; это позволяет усилить правовую подготовку выпускников, являющуюся одной из составляющих гражданско-правового образования в целом, а также сочетать принципы фундаментальности и практикоориентирован-ности в профессиональной подготовке. Особое значение в процессе подготовки имеет разработка программ повышения квалификации и дополнительного образования для учителей-практиков, а также организации научно-методических семинаров и конференций, формирующих у педагога способность к выстраиванию про-
43
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°
фессионально-личностной траектории на основе современных знаний об обществе и тенденциях его развития.
Другой проблемой гражданско-правового образования современных школьников является то, что проверка качества освоения обучающимися содержания учебных программ по обществознанию (и истории) сводится к стандартизированной процедуре ЕГЭ. За ее рамками остаются воспитательные и развивающие результаты, степень усвоения предмета. Как следствие - недостаточное внимание учителя к личностным результатам усвоения предмета обучающимися; к влиянию предмета на социализацию в подростковом и юношеском возрасте; к ценностному значению обществоведческого образования для подготовки выпускника к жизни. В результате - упущены развивающие и воспитательные возможности предмета, а это - общегуманитарная подготовка выпускника: умение самостоятельно мыслить, анализировать общественные явления и события, находить им теоретические объяснения, рефлексировать собственный социальный опыт, выстраивать стратегию своего поведения. В ФГОС общего образования решение задач личностного развития обучающихся, достижения личностных и метапредметных результатов предполагает выход за рамки предметной области в область реализации сквозных программ, в частности Программы развития универсальных учебных действий (УУД) и Программы воспитания и социализации [9]. Учитель должен уметь прилагать воспитательный и развивающий потенциал преподаваемого учебного предмета (истории, обществознания, права) для достижения планируемых результатов реализации каждой программы. Значительная часть требований к реализации программ связана с задачами гражданско-правового образования подрастающего поколения:
- формирование личностных ценностно-смысловых установок и различных учебных действий (Программа развития УУД);
- принятие обучающимися базовых национальных ценностей российского общества;
- осознание ответственности за настоящее и будущее своей страны;
- освоение социального опыта (основные социальные роли, соответствующие ведущей деятельности данного возраста; нормы и правила общественного поведения);
- формирование готовности обучающихся к выбору направления профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями, а также потребностями рынка труда (Программа воспитания и социализации).
Наше исследование показало: трудности, существующие в современной практике гражданско-правового образования, связаны с недостаточной соответст-
44
прослемы современной психологии и пеапгогики
вующей компетентностью педагога, что следует учитывать при проектировании компетентностной модели выпускников педвуза. В частности, реализация основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Обществознание», «Право» предусматривает общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также специальные компетенции, усиливающие профильную подготовку (с учетом конкретной предметной области и рекомендаций работодателей). При проектировании содержания специальных профессиональных компетенций целесообразно соблюдать преемственность требований ФГОС общего и высшего профессионального образования. В таком случае модель подготовки выпускника может включать следующие специальные профессиональные компетенции:
- объяснять (интерпретировать) и прогнозировать социально-экономические, политические, культурные явления и процессы, происходящие в России и за рубежом в опоре на знания философии, социологии, политологии, экономики, юриспруденции и социальной психологии;
- находить в различных источниках и критически анализировать обществоведческую информацию (научную, учебную, учебно-методическую, справочную, нормативно-правовую);
- планировать и осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями к результатам обществоведческого и правового образования (личностным, метапредметным и предметным);
- использовать соответствующие технологии организации работы обучающихся с учебной информацией обществоведческого содержания (анализ и обобщение фактов общественной жизни; обработка правовой информации; интерпретация и представление данных в графиках, диаграммах, таблицах; составление конспектов, кластеров и т. д.);
- организовывать проектную деятельность обучающихся по обществознанию; осуществлять тьюторскую функцию при выполнении индивидуальных и групповых проектов по предмету; способствовать социально-значимым инициативам обучающихся;
- обеспечивать процессы социализации и профессионального самоопределения обучающихся средствами обществоведческого образования.
Педагогические условия формирования компетенций у студентов обществоведческого и правового профилей (направление «Педагогическое образование»; согласно компетентностной модели ООП) включают: обеспечение междисциплинарного подхода к организации учебного процесса и развитие предусмотренных основной образовательной программой компетенций на трех уровнях - общекультурном, профессиональном и специальном профес-
45
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°
сиональном [10]; использование диалоговых и конструктивных форм организации учебного процесса; усиление гражданско-правовой подготовки студентов с помощью системы практик; работу экспериментальных площадок и студенческих проектов; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий формирования профессиональных компетенций в области обществоведческого, правового образования с учетом интересов и познавательных возможностей обучающихся.
Формирование специальных профессиональных компетенций осуществляется путем поэтапного освоения содержания дисциплин профессионального цикла и программ практик. При этом логика освоения содержания педагогического образования выстраивается «по линии конкретизации учебного материала» и предполагает переход от усвоения общетеоретического материала к «конкретно-методическому» [11]. Проектирование процесса формирования специальных профессиональных компетенций предусматривает:
1. Определение состава разделов и учебных тем по каждой дисциплине, изучение которых необходимо для формирования специальных компетенций (в нашем примере - в области обществоведческого и правового образования) - по каждому пункту содержания компонентов компетенции уточняется, в рамках изучения какой дисциплины и учебной темы будут освоены соответствующие знания, какие формы учебных занятий наиболее эффективны для их освоения.
2. Выстраивание последовательности изучаемых модулей и дисциплин, отражающей логику приращения знаний и опыта применения в области гражданско-правового образования.
3. Сочетание различных форм и видов теоретической и практической подготовки с помощью системы проектных заданий по дисциплинам; прохождение учебной и производственной практик; погружение в социокультурную среду для комплексного развития общекультурных, профессиональных и специальных профессиональных компетенций в области гражданско-правового образования.
В таблице 1 представлена последовательность изучения дисциплин и освоения программ практик, составляющих универсальный, специальный и вариативный учебные модули программы формирования специальных профессиональных компетенций в области обществоведческого образования.
прослемы современной психологии и пеапгогики
Таблица 1
Последовательность освоения специальных профессиональных компетенций в области обществоведческого образования
Учебные модули Время (семестры)
бакалавриат
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Универсальный учебный модуль
История Х Х
Модуль «Педагогика» Х Х Х Х
Практикум по решению профессиональных задач Х
Модуль «Психология» Х Х Х Х
Специальный учебный модуль
Модуль «Философия» Х Х Х
Модуль «Социология» Х Х Х
Модуль «Политология» Х Х Х
Модуль «Экономика» Х Х Х Х
Модуль «Право» Х Х Х Х Х
Модуль «Методика обучения обществознанию и праву» Х Х Х
Учебная практика Х Х Х
Производственная практика Х Х Х
Вариативный учебный модуль
Дисциплины по выбору правового содержания Х Х Х
Проектная деятельность Х
Формирование УУД в обучении обществозна-нию и праву Х
Компетентностная модель подготовки заданных профилей «Обществозна-ние» и «Право» позволяет проектировать варианты междисциплинарных модулей и индивидуальные траектории освоения компетенций; разрабатывать универсальный диагностический инструментарий для анализа, оценки и коррекции процесса формирования специальных профессиональных компетенций будущих педагогов.
Таким образом, подготовка педагога к задаче реализации развивающего потенциала обществоведческого и правового образования (его ценностно-мировоззренческой функции, согласно существующей предметно-тематической модели) должна быть целенаправленной, системной и интегративной, соответст-
пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). 2014 ввэээвв
вовать потребностям общества, государства, что отражено в требованиях к общим и предметным результатам освоения программ общего образования.
1. Асадуллин, Р.М. Еще раз о модернизации педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (49).2013. - С.7-12.
2. Справочная информация: «Перечень ежегодных посланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/search.
3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», гл IV, п.69, 70 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/search.
4. 4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/search.
5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/search/
6. Болотина, Т.В. Гражданин «на пятерку» // Первое сентября. - 2005. - №7. [Электронный ресурс]. - URL : http://upr.1september.ru/2005/07/8.htm
7. Шамигулова, О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на ФГОС ОО: современное состояние и перспективы развития// Педагогический журнал Башкортостана. № 3 - 4 (46-47). 2013. - С.55-60
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. - URL : 1пПр://минобрнауки.рф/документы.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL : 1пМр://минобрнауки.рф/документы.
10. Гаязов, А.С. Теория подготовки полифункционального специалиста [Текст] / А.С. Гаязов, Г.Т. Обыденнова, Т.Д. Шабанова, В.Ф. Бахтиярова, А.Т. Арасланова, Т.В. Набиева, О.А. Шамигулова, И.Н. Нестерова [и др.]. - Уфа : Сер.Высшее профессиональное образование, 2011. - 124с.
11. Асадуллин, Р.М. Реконструкция педагогического образования: соединение фундаментального и прикладного знания//Педагогический журнал Башкортостана. №2(51).2014. - С.7-12.
12. Янгирова, В.М. К вопросу о подготовке бакалавров педагогики к диагностике и развитию младшего школьника в свете реализации требований ФГОС // Педагогический журнал Башкортостана. №6(37). 2011. - С. 106-113.