***
Г.Р. Шафикова,
министр образования Республики Башкортостан, доктор психологических наук СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По материалам доклада на Республиканском августовском совещании по образованию 10 августа 2018 года
За последний год в системе образования Республики Башкортостан наблюдались стабильные позитивные сдвиги. Сначала разрешите выразить всем благодарность за подготовку и проведение государственной итоговой аттестации. Результаты кампании показали достойный штатный уровень организации самой процедуры и хороший уровень организации образовательной деятельности в школах, что позволило нашим выпускникам сдать ЕГЭ в целом лучше, чем их сверстникам в прошлые годы. По итогам проведения ЕГЭ в 2018 году средние значения по всем предметам соответствуют среднероссийским, наблюдается увеличение среднего балла по большинству учебных предметов, на 4 % снизилась доля выпускников школы, получивших неудовлетворительные результаты, и соответственно на 2,4 % увеличилась доля участников ЕГЭ, получивших 81 и более баллов; снизился децильный разрыв между худшими и лучшими школами с 1,68 до 1,59. Сделан еще один шаг к повышению доступности качественного обучения в республике на ступени общего образования. В течение прошлого года ощутимыми инновациями в организации системы стали внедрение проектного подхода и реализация национальных проектов по образованию Правительства РФ. Наиболее значимые изменения можно отметить по проекту «Современная школа»: изменения коснулись инфраструктуры школы, содержания общего образования и системы оценивания.
Так, в прошлом году на создание современной инфраструктуры образовательных организаций Правительством республики было выделено 1 млрд 546 млн. рублей и 812,5 млн. рублей привлечено из федерального бюджета. Данные средства были направлены на строительство трех школ в г. Уфе, капитальный ремонт и укрепление материальной базы 292 организаций (80 муниципальных школ и 108 государственных подведомственных учреждений; 82 спортивных зала в школах сельской местности; на развитие программы «Доступная среда» для детей ОВЗ в 19 образовательных организациях, на приобретение новейшего оборудования для 3 школ).
В 2018 году выделяемые Правительством РБ финансовые средства выросли на 6 % и составили 1 млрд 636 млн.рублей и из федерального бюджета привлечено 523,145 млн. руб. Благодаря этому будет построено 7 школ и введено 6842 новых школьных места, отремонтировано 272 организации (100 школ и 46 спортивных зала). Впервые в 2018 году отпущены средства на ремонт загородных оздоровительных лагерей и создание безопасной образовательной среды (еще 500 организаций), что позволит родителям спокойно отпускать детей там учиться.
Таким образом, сегодня 98 % зданиий школ республики имеют условия, отвечающие требованиям ФГОС. Однако есть еще 35 объектов, частично признанных ветхими и аварийными, еще 2 % требуют капитального ремонта; работа по приведению их к соответствующим требованиям будет продолжена в рамках следующих лет по проекту «Современная школа» и проекту «100 объектов к образованию БАССР». Отметим, что в рамках данного проекта 49 объектов - объекты сферы образования, что свидетельствует о приоритетном внимании к сфере со стороны Правительства и Главы РБ.
Кроме инфраструктуры, в прошлом году менялись содержание обучения и оценка его качества. По поручению Главы РБ (с прошлого совещания) много внимания было уделено преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», внедрению
пеппюгнческий ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП Н 4(77), 2018
пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП ы 4(77). Я018
модуля безопасности в сети «Интернет», разработке необходимых методических материалов. Это принесло хорошие результаты: наша команда успешно выступила на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету, завоевав самое большое количество призовых мест. Наряду с этим, в отдельных школах внедрялись такие авторские курсы, как «Предпринимательство», «Пчеловодство», «ЗД-моделирование», «Робототехника», «Основы веб-дизайна», «Шахматы», которые мы предлагаем для внедрения во всех школах в рамках реализации национального проекта и решения задачи майского указа Президента по совершенствованию преподавания предмета «Технологии». Данный предмет необходимо рассматривать как один из самых важных для школьника, так как именно он формирует жизнеспособность и конкурентоспособность человека, развивает его функциональную грамотность, которая является важной частью личностного капитала выпускника.
Необходимо отметить, что в новых программных документах четко прослеживается переход государственной политики образования от развития учебных достижений к формированию человеческого капитала и конкурентоспособности обучающихся. Учебные достижения важны, но они лишь этап в развитии читательской, цифровой, функциональной грамотности обучающихся. Пока же, по результатам мониторинга данных навыков в международном исследовании PISA, обучающиеся Российской Федерации занимают 34-е место, причем достижения детей республики соответствуют общероссийским. Однако в ближайшие годы перед нами поставлена задача вхождения в двадцатку лучших стран, а к 2024 году - в десятку лучших мировых систем образования по данным показателям. Для этого следует активно заниматься развитием читательской, математической, естественнонаучной, цифровой и функциональной грамотности обучающихся; а также совершенствованием технологий преподавания соответствующих предметов. Кроме этого важными для современной жизни детей становятся «гибкие», метапредметные, общекультурные компетенции, финансовая и правовая грамотность, поэтому мы будем продолжать наши проекты по данным направлениям. Не случайно в РБ появился методический центр по бюджетной грамотности при ИРО РБ; учрежден и будет развиваться всероссийский конкурс «Юные лидеры России»; продолжится работа по формированию предуниверсариумов на базе государственных образовательных организаций.
Для повышения качества образования на всех уровнях второй год в нашей республике, наряду с общероссийской системой, внедряется региональная система оценки качества обучения, которая показывает стабильный рост показателей по предметам «русский язык», «математика». Однако объективность данных значений еще необходимо повышать: как показывает анализ, 17 % оценок знаний детей необъективны, что мешает школьникам выстраивать правильную траекторию подготовки к итоговой аттестации.
Также, исходя из поставленных задач по проекту «Современная школа», следует уделять важное внимание нашим школьным библиотекам, их задействованию в образовательном процессе, включая цифровизацию фондов. Пока же в республике всего 72 школьных информационно-библиотечных центра, но они должны появиться в каждом районном центре.
Подводя итоги развития проекта «Современная школа», доводим до вашего сведения, что в качестве механизма мотивации руководителей образовательных организаций к достижению высоких результатов мы возобновляем рейтингование школ -это проект «30 лучших школ РБ» по критериям, обеспечивающим формирование человеческого капитала региона: «Читательская грамотность», «Цифровая грамотность», «Функциональная грамотность», «Финансовая грамотность», «Правовая грамотность», «Бюджетная грамотность» (конкурс «Юные лидеры России»).
Важным элементом сегодняшней системы образования является цифровая среда -еще один значимый проект, реализуемый в нашей системе образования; и республика
пелпгогичесний жчрнпл бпшкортостпнп ы 4(77). aoia aggasgb
делает в этом уверенные шаги. Это гранты Главы Республики, благодаря которым созданы электронные платформы «Одаренные дети», «Кружковая работа», «Сетевая электронная школа», «Портал для родителей»; портал профессиональной образовательной помощи детям с ОВЗ в выборе профессии. Еще один шаг - подключение к открытым всероссийским урокам «ПроеКТОриЯ» для 106 тысяч обучающихся два раза в месяц (этих подключений могло быть и больше, если бы позволяла интернет-связь). В следующем году высокоскоростная связь будет доступна во всех школах нашей республики, а в целом по России данная задача будет решена лишь к 2024 году. Остается создать необходимый медиаресурс для достижения современного качества образования и создания безопасной цифровой образовательной среды во всех уголках Башкортостана. Пока же интернет-ресурсы в образовательной деятельности используются в 35 % школ; нам необходимо в следующем году обеспечить ими 40 % школ, при этом необходимо внедрять образовательные модули по кибербезопасности и кибергигиене в интернт-сети; а также развивать региональный медиаконтент (в рамках грантов по развитию электронного образования и сохранению и развитию родных и государственного башкирского языка).
Цифровизация образования происходит и в среднем профессиональном образовании: в прошлом году наш регион вошел в число пяти пилотных субъектов по реализации данного проекта; шесть профессиональных образовательных организаций республики стали участниками проекта по разработке и распространению новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в сетевой дистанционной форме. Благодаря этому появились новые онлайн-курсы для студентов, которые можно пройти и получить перезачет в любом пилотном колледже. Такие курсы помогают повысить качество обучения в каждом профессиональном учреждении, которое занимается подготовкой высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий.
«Рабочие кадры для передовых технологий» - так называется еще один проект, который второй год реализуется в республике. Благодаря его внедрению началась масштабная модернизация профессионального образования в РБ. За прошедший год появились три специализированных центра компетенций, соответствующие стандартам WorldSkills Russia; в этом году их станет пять. 183 студента в пилотном режиме попробовали и продемонстрировали уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia; в следующем году их станет четыреста. Уже сегодня по 37 компетенциям проводится чемпионат молодых профессионалов. В 2017 году по итогам медального зачета мы заняли 13-е место, среди субъектов ПФО - 3-е место. В этом году движением WorldSkills Russia будет задействовано 70 % колледжей по 50 компетенциям, для чего выделено 75 млн. рублей на модернизацию оборудования, 171 млн. руб. на капитальный ремонт зданий, привлечено 44 млн. руб. из федерального бюджета в рамках грантовой поддержки. Почти 900 мастеров производственного обучения прошли повышение квалификации по стандартам WorldSkills Russia.
Республика успешно включилась в проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». В 2017 году Уфимский государственный нефтяной технический университет стал участником данного проекта и показал хорошие результаты, а именно: созданы центры превосходства по перспективным отраслям химической и нефтегазовой промышленности, повысились позиции вуза в ведущих мировых рейтингах и российских рейтингах. Так, по версии RAEX (Эксперт РА), УГНТУ занял 54-е место среди ста лучших вузов России, УГАТУ - 91-е место (улучшил рейтинг на одну позицию), а БГУ - 94-е место (улучшил рейтинг на одну позицию).
пелпгогичесний ЖУРНПЛ БПШКОРТОСТПНП ы 4(77). Я018 аё®5®вь
Национальный проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» ставит перед вузами новые задачи: стать центрами инноваций; решать масштабные технологические задачи; вести работу по долгосрочным приоритетным направлениям; готовить высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики нашего региона.
Важным механизмом повышения конкурентоспособности является международная деятельность вузов. На протяжении последних лет наблюдается увеличение контингента обучающихся студентов из числа иностранных граждан. Доля иностранных студентов (в общем числе студентов) составляет в вузах РБ от 6,5 % (УГНТУ) до 1,7 % (УГИИ). Их число за шесть лет должно увеличиться в два раза, в том числе благодаря внедрению программ обучения на иностранных языках. За эти же шесть лет количество таких программ должно вырасти в десять раз (сейчас они составляют лишь 1%).
Особая тема - педагогическое образование: в республике появился центр непрерывного педагогического образования при БГПУ имени М. Акмуллы; создается предуниверсарий при данном вузе; восстанавливаются педагогические классы при педагогических колледжах. Подобные центры непрерывного образования необходимы по каждому направлению подготовки: они должны стать пилотными площадками для внедрения проекта «Билет в будущее» в рамках реализации нового национального проекта « Успех каждого ребенка».
С прошлого года увеличилась доступность дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности благодаря включению в проект «Доступное дополнительное образование для детей». Сегодня расширена площадка детского республиканского технопарка до «Кванториума Башкортостана» на базе трех центров дополнительного образования, в котором более тысячи детей развивают свои таланты на новом технологическом оборудовании. Охват детей естественнонаучной и технической направленности с 2017 года увеличился с 8 % до 10,5 %, и к концу 2019 года планируется охватить 12 % детей. Для этого в нынешнем году в семи моногородах появятся детские технопарки, а при созданном республиканском модельном центре будут повышать квалификацию педагоги дополнительного образования, которые до этого, к сожалению, такой возможности не имели. Кроме того, данный модельный центр позволит начать внедрение персонофицированного сертификата по дополнительному образованию, запустить навигатор дополнительного образования, что позволит обеспечить свободный выбор программ детьми и родителями, формирование индивидуальных образовательных траекторий каждого ребенка.
Важным шагом для развития республиканской системы дополнительного образования стало подписание соглашения с фондом «Талант и успех» и центром «Сириус», что открывает новые возможности для наших одаренных детей (и готовивших их педагогов) в развитии способностей каждого ребенка на современном оборудовании с использованием опыта лучших педагогов страны. Перечисленное, в свою очередь, важный этап внедрения еще одного проекта - «Успех каждого ребенка». В его рамках мы начинаем реализацию республиканской Концепции развития одаренных (талантливых) детей и молодежи РБ. Концепция предусматривает создание и поддержку сети образовательных организаций, работающих с молодыми талантами, с учетом опыта деятельности образовательного фонда «Талант и успех»; совершенствование профессиональных компетенций педагогов, работающих с одаренными детьми. Благодаря реализации данной концепции доля победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на межрегиональном, федеральном, международном уровнях, в общем количестве участников от Республики Башкортостан в таких мероприятиях, должна вырасти с 22,9 % до 23% к 2019 году; сеть инновационных школ расширится до 28 % от общего числа школ. Важным ресурсом для работы с одаренными детьми являются детские технопарки, в которых
пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП ы 4(77). Я018
предусмотрены коворкинг-зоны как пространство для творчества детей и молодежи, детских общественных объединений. В следующем году детские технопарки и коворкинг-зоны должны появиться во всех городах с населением свыше 60 тысяч человек.
Отдельно остановимся на организации дополнительного образования в профессиональных образовательных организациях. К сожалению, охват студентов дополнительным образованием в вузах в РБ составляет только 30 %, а в колледжах -42,2 %, что в 2-2,5 раза меньше, чем в общем образовании.
Известно, что именно на студенческом этапе жизни наблюдается самое большое число случаев агрессивного поведения, и даже правонарушений. Дополнительное же образование позволяет их уменьшить, поэтому на следующий учебный год для профессиональных образовательных организаций ставится задача - увеличить охват дополнительным образованием до 50 %; обращаемся, в том числе, к вузам с просьбой довести охват дополнительным образованием до 35% студентов.
Более доступным должно стать и дошкольное образование для детей до трех лет. Для этого запущен национальный проект «Современный родитель», к которому республика присоединилась. Хочется отметить, что 19 регионов РФ не смогли в полном объеме подключиться к данному проекту, так как не было достойного задела в виде строительства новых детских садов. Республике же определен самый большой объем на софинансирование на ближайшие два года для создания новых мест в детских садах для детей до трех лет за счет строительства. Это более 1 миллиарда 361 миллиона рублей из федерального бюджета, при этом республика выделяет 1 миллиард 29 млн. рублей на эти же цели; также планируется выделить 325 миллионов рублей на капитальный ремонт зданий для перепрофилирования их под ясли-сады. Все это должно привести к тому, что в следующем году 90 % детей до 3 лет смогут посещать ДОО, а в 2021 году - все дети этого возраста. На 1 июля 2018 года доступность дошкольного образования для детей до трех лет по Республике Башкортостан составляет 89,34 % (РФ - 91,04 %, ПФО - 90,22 %). К концу 2019 года запланирован ввод в эксплуатацию 17 детских садов, введение за счет разных форм более 10000 новых мест.
Современные родители сегодня испытывают трудности в организации правильного воспитания своих детей, особенно на этапе раннего возраста (когда женщина находится в декретном отпуске). Для организации дошкольного образования в семье в помощь родителям создано 514 консультационных центров при дошкольных образовательных организациях, что на 31 %, больше, чем в 2016 году. Успешный опыт организации консультационных центров при детских садах республики отмечен на российском уровне, что позволило нашим детским садам второй год выигрывать гранты на разработку модели таких центров при ДОО. В 2017 году это МАДОУ Детский сад № 58 г. Уфы; в 2018 году МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка» г. Бирска, МАДОУ Детский сад № 212 г. Уфы (на слайде также представлены районы, где создание консультационных центров идет очень слабо).
Необходимо помогать родителям в воспитании детей не только раннего возраста. Сегодня они как участники образовательных отношений имеют широкие полномочия в организации образовательного процесса. Для их консолидации и повышения активности хорошо зарекомендовали себя различные общественные организации в республике, такие как Советы матерей, отцов; родительские комитеты; второй год самых активных родителей из районов мы приглашаем на августовское совещание. Нужно отметить их активную деятельность на местах, благодаря чему сформировалась сеть организации «Продвинутые родители», стал появляться позитивный родительский медиаконтент в социальных сетях. Таких родительских клубов нам нужно больше, в том числе в формате социально-ориентированных некоммерческих организаций, которым можно передать оказание отдельных образовательных услуг.
пелпгогичесний жчрнпл спшнортостпнп ы 4(77). aoia aggasgb
Особая категория детей - дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Такая категория детей в нашем регионе за год снизалась до 1,45 % от детского населения (в 2017 году - 1,55 %). Для нас важно, чтобы выявленные дети-сироты были устроены в семьи. По итогам 2017 года в Республике Башкортостан в семьи было передано 1267 детей (достигнут показатель 98,49 %). Республика Башкортостан по данному показателю находится в пятерке лучших субъектов по Приволжскому федеральному округу, в тридцатке
- среди всех субъектов Российской Федерации.
По итогам 1-го полугодия 2018 года отметим еще одну положительную тенденцию
- снижение возврата детей в детские дома в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Здесь наблюдается активизация деятельности служб сопровождения замещающих семей, слаженная и оперативная работа различных ведомств и организаций. Служба сопровождения замещающих семей с этого года расширяется, что позволит оказывать своевременную и квалифицированную помощь родителям (законным представителям) приемных детей.
Образовательная активность сегодня наблюдается не только у родителей, но и у всего населения. Для удовлетворения образовательных потребностей человека любого возраста запускается национальный проект «Новые возможности для каждого», благодаря которому в республике продолжится создание центров опережающего дополнительного профессионального образования на базе действующей сети профессиональных образовательных организаций. В настоящее время в республике восемь таких многофункциональных центров, и далее они должны появиться по каждому востребованному направлению подготовки. В них предусмотрены «короткие» модульные программы для взрослых: у них появится возможность заявить о себе в различных конкурсах для дальнейшего роста, так как мы расширяем систему профессиональных конкурсов для данной категории участников. Такой успешный опыт в республике имеется по чемпионату «Абилимпикс», благодаря которому все победители разных возрастов были трудоустроены.
Высокий уровень трудоустройства достигается благодаря тому, что на конкурсы приглашаются бизнес-ангелы [англ. business angel, informal investor, angel investor - частный инвестор, который инвестирует средства в инновационные стартапы (проекты) - прим. ред.], работодатели и наставники с производства. Такой механизм взаимодействия весьма эффективен, его необходимо использовать повсеместно, начиная с образовательного процесса в школе и заканчивая профессиональными образовательными организациями. Именно это предполагает новый национальный проект - «Социальная активность», в рамках которого должны быть созданы условия для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства). Данная работа в наших вузах началась с 2012 года; ссузы этот вид деятельности в рамках профессионального наставничества использовали всегда, а к волонтерской работе студентов присоединились с 2014 года. И сегодня во всех профессиональных образовательных организациях имеются волонтерские центры, в их деятельность вовлечены 19,5 % всех студентов. Кроме того, хорошо зарекомендовал себя проекты «Наставники: не рядом, а вместе!» для детей сирот из детских домов, «Серебряные волонтеры» для добровольцев в разных областях социальной сферы. Охват обучающихся волонтерскими объединениями к следующем году должен быть увеличен на 20 %, а за шесть лет - в два раза.
Но все же главным условием современного и качественного образования всегда были и будут педагоги, которых в нашей республике почти семьдесят тысяч. Для их развития запускается новый национальный проект «Учитель будущего». Он предполагает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, установление уровней владения профессиональными компетенциями, новую систему
пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП ы 4(77). Я018
аттестации. Следующий год в этом плане переходный: предстоит кардинально изменить содержание курсов повышения квалификации и формы аттестации. Помочь в организации данных процессов должны профессиональные сообщества; у нас уже есть ассоциация различных учителей-предметников, директоров дополнительного и профессионального образования. Два года их работы показали позитивные результаты: привлечение учителей-предметников к повышению квалификации учителей из школ со стабильно низкими результатами позволило повысить качество общего образования и снизить разрыв между сильными и слабыми школами по основным предметам. Такие ассоциации должны появиться по всем учебным предметам, что позволит консолидировать республиканские ресурсы и привлечь финансовые ресурсы различных грантов.
В прошлом году мы запустили пилотный проект по изучению компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций и персонифицированное повышение их квалификации. В этом году данный проект будет предложен для тиражирования для руководящего состава всех образовательных организаций, что позволит выстроить индивидуальный маршрут профессионального роста каждого и выстроить кадровый резерв системы образования республики. Он необходим, так как сегодня наблюдается кадровый голод, особенно в сельской местности. Для снижения оттока молодых квалифицированных педагогов из села, кроме Грантов Главы РБ, с этого года будет предложена на конкурсной основе финансовая поддержка в 200 тысяч рублей для тех, кто показал в первый год профессиональной деятельности хорошие результаты и готов работать дальше. Нужно не только создавать педагогам на селе финансовые условия, но и повышать престиж их работы. Важный аспект работы руководителей педагогов - информационная работа. За прошлый год о педагогах в различных СМИ вышло более 4 тысяч публикаций, однако в системе работает 147 тысяч профессионалов, о каждом из которых можно рассказать. Это сильная мотивация профессиональной деятельности, эффективный способ популяризации профессии учителя. Однако активную информационное освещение деятельности в системе образования пока ведут лишь некоторые районы.
Обновленным национальным проектом «Развитие образования» перед системой ставятся амбициозные цели - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. И если по первой цели мы можем сказать, что в республике сделано много, имеется достойный задел, то достижение второй заставляет нас еще и еще раз обращаться к проблеме организации воспитательной работы в образовательных организациях.
Сегодня можно констатировать, что при повышении результатов в обучении, мы наблюдаем и рост числа преступлений среди несовершеннолетних, а также указать на недостаточный уровень организации индивидуальной профилактической работы как в отношении образовательных организациях, так и в отношении районов. Проблема воспитания была лейтмотивом прошлого августовского совещания, после которого было дано поручение разработать и внедрить планы воспитательной работы на уровне каждого района и школы. Однако наш мониторинг показал, что большинство районов формально подошли к данному поручению, не провели мониторинг ситуации и имеющихся ресурсов в районе, подменяют системную профилактическую работу разовыми публичными акциями и массовыми мероприятиями, доверяют ее волонтерам. В большинстве районов отсутствует система профилактической воспитательной работы. Так, не все школы имеют заместителя по воспитательной работе; низка обеспеченность республики социальными педагогами в школах - 40 %, психологами - 36 % (хотя за два года их количество возросло на 8 %).
пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП ы 4(77). Я018
Только половина из них имеют квалификацию по диплому о высшем образовании, остальные прошли лишь курсы, то есть данную ситуацию необходимо скорректировать.
Подводя итог выступлению, хочется отметить, что перед системой образования РБ поставлены важные цели, достижение которых зависит от нас, от нашей слаженной совместной работы. Имеются достаточные ресурсы для того, чтобы обеспечить решение поставленных задач, и мы знаем, что в республике работают сильные, высокопрофессиональные педагогические кадры, которые успешно справляются с поставленными задачами. В преддверии нового учебного года позвольте пожелать всем присутствующим крепкого здоровья, творческих успехов!