ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА
Л.З. Лисейчикова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональная компетенция, педагогическая деятельность, личностно ориентированный образовательный процесс, саморазвитие, самоменеджмент.
Аннотация. Особенность подготовки будущих педагогов в современном вузе - переориентация образовательного процесса со строго дисциплинарного, «знаниевого» подхода на развитие и саморазвитие личности обучаемого. Исследователи отмечают актуальность личностно ориентированного образования, предусматривающего активизацию, индивидуализацию каждого обучающегося путем включения его в различные виды деятельности; формирования навыков самостоятельной работы и интереса к ней; самообразования и самопознания студента с помощью личностно-развивающих ситуаций. Это требует расширения и углубления культурно-образовательного, человековед-ческого, нравственно-духовного и социального аспектов содержания образования. То есть, необходимо конструирование дидактического материала для обучения тем или дисциплинам как разноуровневого и дифференцированных по сложности заданий, проблемности и направленности содержания, а также как личностно ориентированного. Важно предусмотреть создание «широкого поля выбора» для студентов как содержания обучения, так и его форм, методов и видов учебной деятельности; организацию творческой самостоятельной работы (СРС); внедрение современных средств оценивания результатов обучения. Данную задачу целесообразно решать, опираясь на новую картину становления образовательной сферы, в которой рассматриваются встречные процессы познания действительности и полюса, между которыми разворачивается проектно-технологическая деятельность.
В статье обосновывается личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса в педагогическом вузе, что на практике означает смену стиля педагогического общения, поощрение самообразования, творческой самостоятельности, свободы выбора и ответственности, развитие многих качеств личности, таких как уважение к себе и другим людям; изложены теоретические и технологические принципы личностно ориентированного обучения; раскрыты методические особенности построения личностно ориентированного образовательного процесса в педагогическом вузе и показаны практические возможности их реализации на конкретных примерах.
Одной из главных задач подготовки будущих педагогов в современных условиях является повышение качества образования на основе обеспечения его фундаментальности, соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Другими словами, данная задача связана с философскими категориями фундаментального и прикладного знания. Согласно Р.М. Асадуллину и Ф.Ш. Терегулову, успешное ее решение возможно при опоре на новую картину становления образовательной сферы, в которой указанные категории рассматриваются как два встречных процесса познания действительности и полюса, между которыми разворачивается проектно-технологическая деятельность. Это обстоятельство позволяет считать любой педагогический проект компромиссным решением, в котором проявляется огромное разнообразие различных видов образовательной деятельности [3].
К сожалению, педагоги руководствуются в образовательном процессе представлениями, которые обнаруживают фрагментарность, разрозненность и рядоположенность, отсутствие системного видения образовательного процесса. Современные педагогические исследования и практика образования свидетельствуют, что у многих выпускников педвуза фиксируется недостаточный уровень готовности к профессиональной деятельности в новых условиях и профессионального саморазвития [1]. Наше изучение студентов-выпускников, проводившееся в течение ряда лет, подтверждает данное положение: так, педагогику и психологию как интересующие области знаний назвали лишь единицы; важ-
пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ
ность формирования у будущего учителя готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений по максимальному баллу (5 баллов) оценили 16,2 % респондентов. Таким образом, только малая часть студентов пятого курса, прошедших педагогическую практику и прослушавших курс педагогических дисциплин, готовы овладеть теорией и практикой образования (направленного на развитие личности). В связи с этим усилия многих ученых, преподавателей и учителей ориентированы на обоснование и реализацию профессиональной направленности обучения и межпредметных связей; на создание интегрированных учебных дисциплин, поиски инвариантов, универсальных средств познания и закрепление результатов этого отражения во внешней форме в виде наглядно-методических пособий и мультимедийных средств обучения.
Как известно, эффективность педагогического процесса зависит от условий, в которых он протекает [2, 8]. Какой должна быть соответствующая модель организации образовательного процесса в педагогическом вузе и каковыми будут особенности личностно ориентированной педагогической деятельности? Педагогическая деятельность рассматривается как профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности студента, выбора возможностей для самовыражения, создание личностно развивающих ситуаций. Под личностно развивающей ситуацией понимают условия, виды деятельности, в которых студент мог бы проявить свой потенциал. Это ставит обучающегося перед выбором (и ответственностью), сознательным принятием решений, обоснованием собственной точки зрения. Тем самым воспроизводится система внутренних связей и отношений учебно-воспитательного процесса, составляющих конкретный образовательный опыт; зафиксировать изменения, которые состоялись у субъекта; актуализировать опорные факты, понятия и теоретические положения. То есть создаются условия для самореализации и саморазвития студентов; обеспечивается успешное формирование профессиональных компетенций с опорой на субъектный опыт (опыт собственной жизнедеятельности, студенческий опыт).
Исследователи В.А. Болотов, Д.В. Чернилевский и другие выделяют специфические принципы личностно ориентированного обучения: принцип деятельной активности, принцип индивидуальности, принцип партнерского взаимодействия, принцип рефлексивности, принцип свободы личного выбора и ответственности за него. Реализация данных принципов, наряду с общедидактическими, способствует более эффективной личностно ориентированной педагогической деятельности. Ряд авторов - Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие - указывают на следующие ее особенности:
• гуманитаризация учебного процесса в образовательном учреждении путем расширения, углубления и реализации человековедческого, нравственно-духовного, культурно-образовательного и социального аспектов содержания образования;
• сочетание педагогической требовательности с признанием индивидуальности каждого обучающегося, неповторимости его личности;
• активизация и индивидуализация каждого обучающегося через включение его в разнообразные виды деятельности, формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и интереса к ней и самопознание с помощью личностно развивающих ситуаций.
Следовательно, возникает необходимость конструирования специального дидактического материала для обучения тем или иным дисциплинам, для чего, опираясь на разработки исследователей кафедры педагогики БГПУ имени М. Акмуллы [9, 13], кафедры педагогики РГПУ имени А.И. Герцена [12] и собственный опыт работы в данном направлении [9], нами определены следующие методические аспекты реализации личностно ориентированного образовательного процесса при подготовке будущих учителей в педвузе:
1. Самоменеджмент в профессиональном становлении будущего учителя.
а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП
2. Создание «широкого поля» выбора для студентов как содержания обучения, так и его форм, методов и видов учебной деятельности.
3. Выполнение заданий для самостоятельной работы студентов, предусматривающих формирование профессиональных компетенций будущего учителя и профессиональное саморазвитие при изучении педагогических дисциплин.
4. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента.
5. Использование современных средств промежуточной и итоговой аттестации для поддержания учебных целей и стремлений студентов к самосовершенствованию, формированию у них профессиональных компетенций.
Приведем практические примеры приемов самоменеджмента, заданий для самостоятельной работы студентов (создающих условия для развития профессиональных компетенций будущего учителя и профессионального саморазвития при изучении педагогических дисциплин) и портфолио достижений как средство индивидуальной оценки знаний обучаемого.
На первых лекциях по учебной дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» первокурсники-бакалавры знакомятся со следующими приемами самоменеджмента по профессиональному становлению:
- воспринимать обучение в вузе не как обязательство, а как ступень к самосовершенствованию, саморазвитию;
- интересоваться всем, так как не известно, что может пригодиться на работе, в
жизни;
- постоянно учиться, узнавать новое и не останавливаться на достигнутом;
- верить в себя, в свои силы;
- уметь ставить цели и сосредоточиться на главном, рационально использовать свое время;
- придерживаться принципов: «Учиться не для экзаменов, а для профессии и жизни»; «Образование на протяжении всей жизни»; «Применение - мать учения»; после каждого занятия задавать себе вопросы: что нового я узнал для своей профессии и жизни?; чему я научился?; какие выводы для будущей работы я сделал?; какие советы и наставления я получил? и т. д.[11].
Студенты усвоили данные приемы, что способствовало формированию и развитию у большинства из них положительного отношения к изучаемому предмету, выбранной профессии, людям, социуму.
Задания для самостоятельной работы студентов разработаны и классифицированы по следующим признакам.
1. Задания по работе с информацией
а) собрать сведения о выдающихся отечественных и зарубежных педагогах (краткие биографические сведения, основные труды);
б) составить краткое описание жизни и творческого наследия великого просветителя, педагога М. Акмуллы;
в) составить педагогический словарь-глоссарий;
г) изучить профессиональный стандарт педагога и предложить письменный «портрет» современного учителя,
д) описать инновационный опыт двух - трех педагогов;
е) написать реферат по теме из предложенного перечня;
ж) составить список авторских работ, описывающих профессиональную деятельность учителя в какой-либо период; изучить одну из работ и составить аннотацию;
з) составить картотеку статей, посвященных профессиональной деятельности учителя (газеты, журналы, Интернет и др.).
2. Задания на проведение мини-исследования
пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ
а) проведите опрос нескольких человек по выбранной Вами теме из предложенного
перечня;
б) проведите мини-исследование по изучению проблемы «Мотивы выбора профессии учителя» (физики, математики, биологии, истории и др.) и составьте аналитическую справку;
в) проведите мини-исследование по изучению образовательных потребностей студентов учебной группы и составьте аналитическую справку.
3. Задания на составление профессионально ориентированной программы саморазвития (по семестрам, на весь период обучения в вузе с определением основных целей и задач)
а) сформулируйте важнейшие цели, которые Вы хотите достичь во время обучения
в вузе;
б) составьте список учебных достижений и достижений в области самообразования на определенный период обучения в вузе;
в) проанализируйте свои учебные достижения и достижения в области самообразования за последние два года и оцените свое саморазвитие за этот период;
г) составьте список умений, необходимых Вам для того, чтобы стать настоящим профессионалом; опишите, как Вы хотите их сформировать;
д) составьте список образовательных областей, которые Вы хотели бы изучить; опишите как, когда и где Вы хотите их освоить.
4. Задания на разработку проекта и решение педагогических ситуаций
а) решение педагогической ситуации с вариантами ответов;
б) решение педагогической ситуации с описанием необходимых действий;
в) составить проект решения проблемы, выбранной из перечня предложенных;
г) смоделировать воспитывающую ситуацию.
5. Задания-эссе
а) выразите свою позицию по отношению к своей будущей профессии;
б) напишите воспоминание о своих учителях;
в) сформулируйте свою позицию об имидже педагога;
г) опишите мотивы выбора профессии учителя [9, 12].
Приведенный фрагмент перечня заданий для студентов, используемый нами при обучении дисциплине «Введение в педагогическую деятельность», требует умений проявлять профессиональные и личностные качества, необходимые педагогу. Выполнение подобных заданий позволило студентам оценить свои знания, умения и качества; узнать специфические требования, предъявляемые к педагогу; осознать предстоящие собственные изменения; разработать программу профессионального развития; моделировать элементы педагогической действительности. Все это являлось своеобразным «тренингом» профессионального и личностного развития; создавало основу для реализации опережающего характера профессиональной деятельности будущего учителя.
Значима роль промежуточной и итоговой аттестации студентов в обеспечении качественной профессиональной подготовки в вузе при обучении дисциплинам педагогического цикла - модуль «Педагогика»: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «История образования и педагогической мысли». Их изучение в вузе строится в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на основе разработанных учебных программ и учебников с использованием упомянутых промежуточной и итоговой аттестации.
Согласно учебному плану, при подготовке бакалавров по окончании семестров (14-й) не предусматривается проведение традиционных зачетов и экзаменов после изучения каждой дисциплины модуля «Педагогика», а планируется только один экзамен по модулю в 4-м семестре. Однако студенты проходят после изучения каждой дисциплины в 1-4-м семе-
sssssss профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп
страх промежуточную аттестацию по дисциплинам модуля «Педагогика». С этой целью в университете внедрена балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, для чего преподавателями разрабатываются технологические карты по изучаемым дисциплинам, задания для самостоятельной работы студентов и заполняются электронные ведомости. Вместе с тем у студентов-первокурсников, которые в большинстве своем не знакомы с данной системой оценивания и проходят адаптацию к вузовской системе обучения, возникают определенные трудности и при усвоении учебных дисциплин, и при подготовке к различным видам аттестации. Для повышения эффективности внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов и адаптации студентов-первокурсников к процедуре аттестации, наряду с тестовыми технологиями, в вузе для индивидуальной оценки знаний студента используется портфолио его достижений. Оно используется преподавателями кафедры педагогики при изучении дисциплин модуля «Педагогика» на всех факультетах университета; практика подтвердила эффективность создания портфолио как для поддержания учебных целей и стремлений студентов к самосовершенствованию, так и формирования у них профессиональных компетенций.
Портфолио соответствует целям, задачам личностно ориентированного обучения в педвузе и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- формировать у студентов умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- формировать основу для изучения других учебных педагогических дисциплин по модулю «Педагогика»;
- формировать оценочную и рефлексивную деятельность;
- мотивировать изучение педагогических дисциплин, повышая интерес к будущей профессиональной деятельности;
- осуществлять самопознание; проявлять творческую самостоятельность.
Функция портфолио - индивидуальная накопительная оценка (определение, наряду с результатами экзаменов, рейтинга студентов). Существует множество различных вариантов его структурирования: так, ряд авторов и практиков - З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова [9] и другие - предлагают следующие структурные разделы портфолио: я и моя семья; я и вуз, мое профессиональное саморазвитие; мои жизненные планы; мои рабочие материалы (конспекты, проекты, программы, индивидуальные задания, рецензии, аннотации и др.); мои достижения (грамоты, сертификаты, творческие работы, публикации и др.) и другие. Данные разделы позволяют систематизировать успехи в учебе (баллы, дипломы, сертификаты, грамоты) и результаты динамики развития собственной личности (характер, способности, общение); изучать особенности своей личности в системе социальных отношений и усовершенствовать их.
Портфолио студентов первого курса БГПУ имени М. Акмуллы создается на начальном этапе изучения педагогических дисциплин модуля «Педагогика» при изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»; вес портфолио для студентов первокурсников (на начальном этапе изучения педагогических дисциплин) составляет пять баллов. Портфолио для студентов 1-го курса имеет следующую структуру:
1) описание жизни и творческого наследия просветителя, педагога М. Акмуллы;
2) сведения о выдающихся отечественных и зарубежных педагогах (фамилия, имя педагога, краткие биографические сведения, основные труды);
3) программа профессионального саморазвития на период обучения в вузе (1-й семестр, информация о себе, основные цели и задачи, пути повышения своего профессионального уровня);
4) педагогическое сочинение «Мой первый учитель» («Мой любимый учитель», «Зачем сегодня нужна профессия учителя?» и другие темы);
5) словарь-глоссарий по педагогической дисциплине;
пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы л(бз). aoi6 sSSasgs
6) тест достижений по основным разделам учебной дисциплины;
7) мини-реферат по выбранной теме [9].
Система практических заданий по перечисленным разделам направлена на формирование профессиональных компетенций студентов: осознавать социальную значимость своей будущей профессии; обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности - ОПК 1; развитие общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; постановка цели и выбор путей ее достижения - ОК 1). В следующем семестре в структуру портфолио включается раздел «Рабочие материалы»: конспекты к семинарским и лабораторным занятиям, планы-конспекты уроков, планы-конспекты воспитательных мероприятий, проекты, диагностические методики, выполненные задания самостоятельной работы, индивидуальные задания, рецензии, аннотации и т. д. В процессе изучения дисциплины студенты, согласно технологической карте, сдают различные задания, включенные в портфолио. После проверки портфолио преподаватели организуют их защиту и презентацию. В частности, защита может проходить в форме круглого стола, когда преподаватель и студенты задают вопросы, обсуждают и дают оценку презентируемому портфолио. Результатом обсуждения является усовершенствованная программа профессионального саморазвития студента; скорректированные тема, содержание и структура реферата; уточненная проблема, которую они исследуют, а также повышение у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности. Эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов определяется тем, насколько системно работает студент над созданием своего портфолио, насколько прочно сформированы мотивы к осуществлению будущей профессиональной деятельности - его готовность и стремление к знаниям, к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.
Итоги экспериментальной работы по организации личностно ориентированного образовательного процесса в БГПУ имени М. Акмуллы показали, что уровни владения формируемыми компетенциями, готовности к профессиональному саморазвитию студентами второго, третьего курсов оказались выше, чем у студентов-выпускников прошлых лет, обучавшихся по традиционной схеме. По результатам издано учебное пособие для студентов «Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра» (Уфа, 2014), прошедшее апробацию на занятиях со студентами всех педагогических специальностей, направлений и профилей. Многолетний педагогический эксперимент по реализации модели личностно ориентированного образовательного процесса, проведенный кафедрой педагогики, свидетельствует об эффективности формирования у студентов профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств и качеств профессионально саморазвивающейся личности.
1. Асадуллин Р.М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. - 2005. - № 1(1). - С.15-23.
2. Асадуллин, Р.М., Терегулов, Ф.Ш. Пространство и время образовательного процесса // Новое в психолого-педагогических исследованиях.- 2012.- № 2. - С.34-53.
3. Асадуллин, Р.М., Терегулов, Ф.Ш. Фундаментальное и прикладное в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал.- 2014.- № 4.- С.9-14.
4. Балашов, М.М., Лукьянова, М.И. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст]. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-28 с.
5. Болотов, В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление [Текст].- Волгоград, Перемена,2001.- 290с.
6. Давыдов, В.В.Виды обобщения в обучении [Текст]. - М.: Педагогика, 1972.-423с.
7. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук [Текст]. - М., 1974.
8. Загвязинский, В.И.Теория обучения: Современная интерпретация [Текст].- М.: Академия,2007.-192с.
9. Лисейчикова, Л.З. // Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра [Текст] : учеб.пособие / Н.С.Сытина, А.Т.Арасланова, Л.П.Гирфанова, Л.З.Лисейчикова, Т.В.Набиева, Л.С.Скрябина / под ред. Н.С. Сытиной. -Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. - С. 9-27.
gSSSSSs ПРО<Р€ССИОНПЛh H ОС ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП
10. Личностное портфолио старшеклассника / З.М. Молчанова, Т.В. Тимченко и др.; под ред. Т.В. Черниковой [Текст]. - М. : Глобус, 2006. - 128 с.
11. Наперов, В.А. Самоменеджмент в профессиональном становлении будущего специалиста // Специалист. - 1999. - №8. - С.14-15.
12. Роботова, А.С., Хоменко, И.А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций [Текст]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. -75 с.
13. Сытина, Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №3 (40). - С.67-71.