ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 5.8.7)
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-145-151
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Алексей Викторович Донцов1, Александр Александрович Волков2, Марина Владимировна Махринова3
1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2; 3Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия [email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. Правила педагогического такта теснейшим образом связаны с нормами педагогического этикета, которые вытекают, а многие совпадают с общими нормами этикета, но многие определяются спецификой общения в сфере образовательной деятельности. Специфические нормы педагогического этикета можно разделить условно на несколько групп: нормы этикета при подготовке к работе; нормы этикета на занятии; нормы этикета вне занятия; нормы этикета при внешкольном общении, но в роли педагога; нормы этикета в общении с родителями обучающихся; нормы этикета в общественных местах. Отмечается, что эти нормы нельзя считать неизменными, формы поведения преподаватель должен выбирать, сообразуясь с обстоятельствами.
Ключевые слова: личность, воспитание, тактичность, нравственность, культурное поведение, педагогическая деятельность.
Для цитирования: Донцов А.В., Волков А.А., Махринова М.В. Педагогический такт в процессе образовательной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 145-151. doi: 10.18522/20701403-2022-91-2-145-151
PEDAGOGY
(specialty: 5.8.7)
Original article
Pedagogical tact in the process of educational activity
© Alexey V. Dontsov1, Alexander A. Volkov2, Marina V. Makhrinova3
1 Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation; 2; 3 North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation [email protected] [email protected] [email protected]
Abstract. The rules of pedagogical tact are closely related to the norms of pedagogical etiquette, which result, and many coincide with the general standards of etiquette, but many are determined by the specifics of communication in the field of educational activity. Specific norms of pedagogical etiquette can be divided conditionally into several groups: etiquette standards in preparation for work; standards of ethics in the lesson; standards of etiquette outside the occupation; standards of etiquette in extracurricular communication, but in the role of a teacher; standards of etiquette in communication with parents of students; standards of etiquette in public places. According to the authors, it should be noted that these rules cannot be considered unchanged, the teacher should choose the forms of behavior in accordance with the circumstances.
Key words: personality, education, tactfulness, morality, cultural behavior, pedagogical activity. For citation: Alexey V. Dontsov, Alexander A. Volkov, Marina V. Makhrinova Pedagogical tact in the process of educational activity. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 91. No 2. P. 145-151. doi: 10.18522/2070-14032022-91-2-145-151
Введение
Преподаватель должен владеть внутренним самоуправлением, должен уметь остановить себя, когда в нем нарастает раздражение, должен научиться внутреннему спору с собой, должен уметь сдерживать себя поступить невежливо, нетактично ответить на замечание, доставить неприятность преподавателю, но не оскорбление. Грубейшим нарушением педагоги-
ческого такта является то, что отдельные преподаватели за колкое выражение обучающегося, за меткое замечание начинают ему мстить. Это безнравственно и противоречит высокому социальному положению преподавателя. При этом необходимо вести себя по отношению к коллегам очень уважительно.
Всегда пропускайте вперед себя своих старших коллег, заходя в учительскую, помогите открыть дверь тем, у кого заняты руки. Войдя в учительскую, преподаватель дружелюбно приветствует своих коллег. Допустимо сказать несколько теплых слов тем своим коллегам, которые отсутствовали по болезни, или тем, кого особенно уважаете. В учительской не следует курить, слишком громко разговаривать. Сюда на перерыве не следует приглашать обучающегося для разговора, для выяснения причин его поведения и неуспеваемости. Такие беседы должны проходить в другой, более подходящей обстановке. Частые приводы обучающегося в учительскую не дают должных результатов, так как он, желая доказать сверстникам свою выдержку и волю, может вести себя вызывающе. В учительской не следует делать резких замечаний коллегам. Даже если вы - директор или завуч, соблюдать нормы педагогического этикета обязаны.
О начале работы преподавателя извещает звонок. Задерживаться в учительской после звонка не положено. С приходом преподавателя в класс, начинается учебно-воспитательный процесс, в котором он - главное действующее лицо. От того, как преподаватель зайдет в класс, зависит тот момент занятия, который принято называть организационным и который определяет ход и характер всей последующей работы в классе. Поэтому, заходя в класс, следует помнить, что комично выглядит преподаватель, который, опаздывая на занятие, врывается, раскрасневшись, в класс и пытаясь наверстать упущенное, сходу задает повышенный темп занятия. Такой темп раздражает обучающихся, нервирует преподавателя и не работает на успех дела. Преподавателю необходимо беречь психическую энергию, грамотно психологически готовиться к занятию.
Обсуждение
Тактичность преподавателя проявляется и в том, как он опрашивает, как поправляет ошибки и комментирует выставляемые оценки. Преподавателю следует помнить, что умышленное создание атмосферы томительного ожидания вызова к доске не свидетельствует о его добрых намерениях. Выявление обучающихся, не выучивших урок, создание напряженной атмосферы отрицательно влияет на эмоциональных, застенчивых и неуравновешенных ребят. Перенапряжение в начале занятия компенсируется разрядкой во время объяснения нового материала.
Не допускайте фамильярности в походах, на экскурсиях, но и не создавайте искусственно дистанции между собой и детьми. Без нужды и просьбы ребят не говорите о себе и своих близких, не подменяйте ребят и не подавляйте их инициативу, не окружайте себя любимчиками, изучайте ребят, их отношение друг к другу, способность и стремление к преодолению трудностей, но делайте это без лишнего подчеркивания. Не забывайте, что они тоже внимательно изучают ваши привычки и вкусы, поэтому оставайтесь преподавателем в любой обстановке.
По долгу своей профессиональной деятельности, преподавателю необходимо посещать своих обучающихся на дому. При этом ни словом, ни выражением лица он не должен подчеркивать, что это для него тяжелая и неприятная обязанность. Входя в квартиру, нужно приветствовать всех, обращаясь в первую очередь к хозяевам, к старшим, а не здороваться сначала со своим обучающимся, как это часто бывает у молодых преподавателей. Если преподаватель зашел не на минутный разговор или не для краткого сообщения, ему следует снять верхнюю одежду (если ему не предложили этого, он сам должен испросить позволения). Поблагодарите обучающегося, если он помог вам снять пальто, подал стул или табуретку или предложил сесть на диван, но не подчеркивайте перед родителями, что это - результат вашего воспитания.
Не начинайте разговор с негативных фактов, в присутствии своего обучающегося. О них лучше говорить или попросив обучающегося оставить вас одних с родителями, или тогда, когда вы к этому подвели тему разговора. Даже в том случае, когда вам предстоит высказать родителям что-нибудь неприятное, не делайте этого стоя, в верхней одежде (это создает впечатление, что вы выполняете свой педагогический долг торопясь и не проявляете уважение к родителям). Выясните в процессе разговора, каких успехов достигли родители обучающегося, но только если вы знаете, что они в целом хороши. Не любопытствуйте относительной такой работы родителей, о которой не полагается рассказывать. Не торопитесь со своей темой разговора и не перебивайте при этом родителей, они сами начнут рассказывать о вашем обучающемся. Если их рассказ затягивается или принимает такой характер, что нейтрализует цель вашего прихода, найдите удобный момент, чтобы перевести разговор на те вопросы, ради решения которых вы пришли. Даже в тех случаях, когда вы не приходите к согласию с родителями по поводу оценки негативных поступков или действии их сына или дочери, не прибегайте к угрозам или предупре -ждениям об ответственности, старайтесь в любой ситуации быть как можно сдержаннее, корректнее, ни в коем случае не вступайте в перепалку с родителями у них дома. Не заводите длинных разговоров о делах и фактах, не имеющих отношения к теме вашего разго -вора с ними, не злоупотребляйте вниманием родителей, их временем. Старайтесь утешить родителей, если ваше сообщение о сыне или дочери их огорчило.
Постарайтесь корректно отказаться (но не делайте этого путем скоропостижного прекращения разговора и ухода), если вам предложили пообедать или поужинать. Но если вы пришли к родителям издалека, да еще в холодную ненастную погоду, не отказывайтесь от чашки горячего чаю - это будет искусственным.
В жизни может случиться так, что преподаватель может оказаться на одном сеансе со своими обучающимися в кинотеатре или на одном с ними спектакле в театре. Он должен при этом помнить, что обучающиеся, как и он, отдыхают, и что не нужно своим присутствием и тоном поведения сковывать их поведение (обучающиеся и так помнят, их преподаватель здесь с ними). При встрече с обучающимся в театре преподавателю не следует заниматься расспросами, подготовил ли он уроки, например; со старшеклассниками особенно нужно стараться не говорить о школьных делах (лучшей темой для разговора может быть предстоящий спектакль, а в антракте - изображаемые в спектакле факты и события). Будучи в театре, не делайте замечаний обучающимся об их одежде и поведении (если оно не выходит из рамки принятого в этом месте); в корректной форме они могут быть высказаны при удобном случае в общеобразовательном учреждении. Оказавшись рядом в зрительном зале со своим обучающимся, не комментируйте события в спектакле или кинофильме по ходу его, этим вы мешаете самостоятельному цельному восприятию произведения, не говоря уже о том, что вы мешаете другим зрителям (не следует этого делать даже в тех случаях, когда просматривается программное произведение). Не проявляйте бурных эмоций, аплодируя артистам, но и не оставайтесь равнодушны (если вас видят обучающиеся, они обязательно это заметят и сделают свой вывод о вашем эстетическом чутье).
Вместе с обучающимися, преподаватель может оказаться или, на стадионе, или во дворце спорта, например, на хоккейном матче. Он никак не должен позволить себе выражение негодования по поводу показавшимся неверным решение судьи. Это не значит, конечно, что он должен сидеть совершенно без эмоций. Они должны выражаться в корректной, культурной форме (подбадриванием спортсменов, аплодисментами), он должен управлять эмоциями и здесь, хотя и он подвластен тому же заражению болельщика, как и его обучающиеся.
Тактичность, чувство меры, всегда в основе соблюдения этикета. Она проявляется в темах разговоров в умении ощутить дух той аудитории, с которой работаешь, в тех оценках, которые даешь поступкам детей и друзей.
Возникает вопрос, а можно ли развить в себе тактичность и тренировать навыки этикета? Да, безусловно, можно. Но для этого нет определенных рецептов. Можно, очевидно, посоветовать преподавателю чтобы он больше и чаще анализировал поступки своих и других людей, пытаясь вскрыть их побудительные мотивы, внимательно наблюдал, всматривайтесь в глаза, мимику, жесты тех, с кем сталкивается в педагогической практике систематически и целенаправленно занимался самообразованием и самовоспитанием. Готовясь, стать воспитателем, каждый человек, обязан заботиться о том, чтобы сформировать у себя такие привычки и навыки культурного поведения, которые могли бы стать достойными для подражания. И поскольку человек способен сознательно программировать свою деятельность и воспитывать самого себя, он обязан тщательно корректировать свое поведение, не допускать неблаговидных поступков. Посеешь поступок - пожнешь характер, как говорит народная пословица.
Не на зазубренных правилах и искусственно усвоенных манерах основывается этикет преподавателя, а на правильном познании жизни, эмоциональном чутье, которое свидетельствует о том, что он ощущает себя частью общества, соизмеряет свои поступки с требованиями морали и нравственности. Мыслительные способности, которые формирует преподаватель, должны способствовать развитию творческих способностей. Возможность творчества предполагает обладание исходным материалом - необходимыми знаниями, поступающими в виде научной информации [1]. «Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов» [5]. Творчество является интегральной функцией человека как целостной личности. Оно учитывает в своем формировании «...проблему взаимосвязи и взаимовлияния различных форм и уровней сознания» [6, с. 632]. Если не развивается в личности творческое начало, основанное на интуитивном познании [7], невозможно создать целостную личность определенного типа в современных условиях. Нравственно развитая личность, ее деятельность в обществе, так или иначе связана с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [12]. При этом важно содержание учебного процесса [14], учитывающего дидактические и методические аспекты организации [13].
Особенно важным здесь является формирование стимулов воспитания у себя привычек культурного поведения, которые следует назвать необходимыми для преподавателя. Они образец для подражания, желание выполнять с честью профессиональный долг, забота о своем авторитете, без которого преподаватель не будет иметь влияния на воспитанников, а, следовательно, и не будет удовлетворен своей работой, что, в свою очередь, лишит его полноты человеческого счастья.
Таким образом, в систематической работе преподавателя, по выработке у себя необходимых привычек и навыков культуры поведения заинтересовано все общество, и он сам. Любой трудовой коллектив является ячейкой современного общества. Общественные отношения определяются «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2], что способствует существенным изменения культурной и цивилизационной картины мира [11], обеспечивают «единство взаимодействия всех подсистем» [9] общественного развития и «.максимальное взаимодействие социальных условий» [10]. Преобразование общественных отношений, определяет поведение личности в современном социуме [3], основания современных концепций общественного развития [4], культуру поведения. Культура поведения - это не зазубривание норм этикета, а умение тактично разрешать сложные жизненные ситуации, без знания этих норм, без понимания их социальной ценности неизбежны коллизии, в которых авторитет преподавателя может и не выдержать экзамена на зрелость.
В области этикета специфика самовоспитания в том, что преподавателю надо развивать у себя чутье эстетического восприятия должного, формировать хороший вкус. Хороший вкус определяет степень эстетической воспитанности человека. Он позволяет ему наслаждаться подлинными, а не фальшивыми эстетическими ценностями. Хороший вкус - это, прежде всего, стремление к естественности, жизненной правде, неприятие какой бы то ни было фальши, то ли в жизни, то ли в поведении, то ли в искусстве. Умение наслаждаться подлинным искусством, которое К. Маркс назвал возвышенным, одухотворенным отражением дей-
ствительности, под силу людям-оптимистам, одержимым. Такие преподаватели-оптимисты способны привить любовь у детей к искусству, они не копаются в теневых сторонах действительности и никогда не нарушают общественных установок и учат ребят благородным манерам, умению следить за модой, не бросать вызов общественному мнению.
Вкус и тактичность преподавателя проявляется во всем и всюду, а, именно, в понимании смысла своей жизни и отношении к ней, к своему труду, в поведении с обучающимися и товарищами по работе, с окружающими людьми. Они обнаруживаются в привычках, в речи, тоне, в манере одеваться, в предпочтении одних книг другим, в выборе видов деятельности в часы досуга, в умении правильно организовать свой труд.
Следует отметить, что если в поведении преподавателя будет отсутствовать эстетическое начало, даже его доброжелательные по содержанию поступки не будут обучающимися замечены, а подчас расценены как подчеркнутая декларативность. В свою очередь, блистательные по форме, но лишенные содержания, они могут восприниматься окружающими как циничный вызов. Первые не радуют глаз, вторые не трогают сердце. Поэтому истинный хороший вкус - это слияние этического и эстетического. Воспитанный тактичный преподаватель, обладающий выразительными манерами, запоминается обучающимся на всю жизнь и накладывает глубокий отпечаток на их взгляды, убеждения привычки. А это - вершина педагогического счастья, к нему должен стремиться каждый.
В процессе изучения правил педагогического этикета, молодому преподавателю надо помнить, что, слепое следование этикету не характеризует преподавателя как высоконравственную личность. Нормативные положения этикета - не догма, которой надо придерживаться во всех случаях жизни. Это - социально желаемые предписания, и не только допускающие, но и предполагающие творческую инициативу, способность педагога выбирать меру и форму выполнения предписания в соответствии с возникшей ситуацией. Незыблемым остается нравственность, нравственное содержание действий, направленных на выполнение той или иной нормы [8]. Выводы
Отмечая неразумность слепого исполнения придворного этикета, великий французский мыслитель Вольтер писал, что этикет - это разум для тех, кто его не имеет. Воспитанный человек, заботящийся об удобствах других людей, всегда поступит так, чтобы не причинить им неприятностей, не вызвать осуждения со стороны окружающих и их презрительного отношения к себе. Педагогический этикет, однако, предписывает преподавателю помнить, что даже тогда, когда он осуждает ребенка за неблаговидный поступок, нельзя сдерживать в нем уверенность в том, что он хороший [15, с. 7-8]. Следовательно, этикет преподавателя основан на гуманистическом содержании педагогической деятельности и служит выполнению задач, стоящих перед ним, по воспитанию подрастающего поколения. А среди этих задач одной из важнейших является задача воспитания культуры современного общества. И следует помнить при том, что подлинно культурным является человек, не автоматически овладевший навыками вежливости и учтивости, а тот, для кого высокая культура общения - органическая потребность, единственно возможная форма, норма поведения. Формирование такой потребности - труднейшая, сложнейшая, но зато и благороднейшая миссия преподавателя.
Список источников
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 95-100.
3. Бакланов И.С., Зырянов И.Е. Социально-философский аспект проблем модернизации российского социума // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012. № 1(30). С. 94-98.
4. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 152-154.
5. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. № 1(30). С. 175-179.
6. Гончаров В.Н., Шумакова А.В., Леонова Н.А. Социально-философский анализ развития религии как формы культуры в общественной системе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 632.
7. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 68-71.
8. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 378-381.
9. Колосова О.Ю., Говердовская Е.В. Системный подход как принцип экологической направленности подготовки современного преподавателя // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 124-128.
10. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 143-147.
11. Мустафаев М.Б., Мустафаева З.С., Мустафаев Ф.М. Национальное и национально-специфическое в системе межнационального общения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 1 (86). С. 83-89.
12. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 165-172.
13. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S3. С. e1181.
14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S1. С. е1375.
15. Makhrinova M., Makeenko I., Kashirina O. Formation of Ethnic Values of Personality in the Context of Ethnic Education // Научный альманах стран Причерноморья. 2020. N 2. -URL: http://science-almanac.ru
References
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // The Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). pp. 30-34.
2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of the sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. V. 8. No. 3-1. pp. 95-100.
3. Baklanov I.S., Zyryanov I.E. Socio-philosophical aspect of the problems of modernization of the Russian society // Bulletin of the North Caucasian State Technical University. 2012. No. 1(30). pp. 94-98.
4. Baklanova O.A., Dushina T.V. Methodological foundations of modern concepts of social development // Bulletin of the North Caucasian State Technical University. 2011. No. 2. P. 152-154.
5. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activity // Kant. 2019. No. 1(30). pp. 175-179.
6. Goncharov V.N., ShumakovaA.V., LeonovaN.A. Socio-philosophical analysis of the development of religion as a form of culture in the social system // Modern problems of science and education. 2015. No. 2. P. 632.
7. Kamalova O.N. The problem of intuitive knowledge in irrational philosophy // The Humanities and socio-economic sciences. 2010. No. 4. P. 68-71.
8. Kamalova O.N., Shapoval G.N. To the question of the moral education of Russian and foreign students studying together // The Humanities and social sciences. 2014. No. 2. P. 378-381.
9. Kolosova O.Yu., Goverdovskaya E.V. A systematic approach as a principle of ecological orientation in the preparation of a modern teacher // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1. pp. 124-128.
10. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of student-athlete personality development in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1. pp. 143-147.
11. Mustafaev M.B., Mustafaeva Z.S., Mustafaev F.M. National and national-specific in the system of interethnic communication // The Humanities and socio-economic sciences. 2016. No. 1 (86). pp. 83-89.
12. NesmeyanovE.E. To the problem of the subject of the philosophy of education // The Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 5. P. 165-172.
13. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No. S3. P. e1181.
14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. V. 9. No. S1. P. e1375.
15. Makhrinova M., Makeenko I., Kashirina O. Formation of ethnic values of personality in the context of ethnic education // Scientific almanac of the Black Sea countries. 2020. N 2. -URL: http://science-almanac.ru
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 20.02.2022; принята к публикации 05.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 20.02.2022; accepted for publication 05.03.2022.