образования педагога // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-37.
31. Пермяков О. Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08. - СПб, 2009. - 237 с.
32. Клименко И. М. Мониторинг как педагогическая и управленческая технология [Электронный ресурс] // Проект Ахей. Электронный журнал. 3.05.2005. - Режим доступа: rudocs. exdat. com/ docs/index- 174131.html.
33. Дрешер Ю. Н. Подходы к проблеме оценки качества подготовки специалистов // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире
науки, культуры, образования и бизнеса: материалы 18-й Междунар. конф. «Крым 2011», Судак, 4-12 июня 2011 г. - М.: ГПНТБ России, Ассоциация ЭБНИТ, 2011.
34. Неделько В. С. Математические модели анализа и прогнозирования качества подготовки специалистов в военных вузах: на примере высших военных учебных заведений связи: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.13. - Новочеркасск, 2002. - 16 с.
35. Психология высшей школы: учеб. пособие для магистров пед. спец. вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
Статья поступила в редакцию 18 мая 2014 г.
Леницкий Константин Сергеевич - старший преподаватель Омского автобронетанкового инженерного института. [email protected]
Карычев Марат Халидович - доцент Омского автобронетанкового инженерного института. Т. 8-905-099-18-39.
© К.С. Леницкий, М.Х. Карычев, 2014
УДК 57.026
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИУМЕ ВОЕННОГО ВУЗА
О.В. Яценко, Н.А. Мамаева Омский автобронетанковый инженерный институт
В статье дан обзор целевого и содержательного аспектов курса экологии для офицеров, показана роль оптимальных организационных и психолого-педагогических условий для формирования экологической культуры, включающей использование полученных знаний и умений в процессе осознанного осуществления военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: экологическая культура, командирская подготовка, лекция, учебные и воспитательные цели, педагогические условия.
Вопрос формирования экологической культуры в социуме военного вуза в настоящее время достаточно актуален в рамках организации всех видов деятельности высших учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации (МО РФ). Он тесно связан с решением таких образовательных задач, как формирование экологического сознания военнослужащих и готовности к осуществлению экологически осознанной и
экологически обоснованной военно-профессиональной деятельности [3, с. 4-5, 6, с. 141]. Экологическая культура военнослужащего предполагает его способность использовать экологические знания и умения в процессе осуществления военно-профессиональной деятельности [2, с. 29].
Целостный многомерный и динамичный пласт в сознании военнослужащего, в котором представлены многовариантные,
целостные аспекты его взаимодействия с окружающей средой и миром в целом есть экологическое сознание, индикатором сфор-мированности которого как раз является экологически осознанная и обоснованная военно-профессиональная деятельность.
Однако, на наш взгляд, в проведённых ранее исследованиях недостаточно уделено внимания способам решения задач, связанных с развитием гуманитарного мышления офицеров, формированием у них экологических знаний и умений, а также владением способами применения законов экологии в практике обучения профессиональным дисциплинам и умением реализовывать их при достижении конкретных дидактических задач занятия.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института совместно с офицерами командирского звена занимается выполнением научно-исследовательской работы «Формирование экологической культуры курсантов военных вузов». Одной из задач данного исследования является использование педагогического потенциала курса экологии в рамках командирской подготовки офицеров в целях формирования экологической культуры военнослужащих.
Под педагогическим потенциалом понимаем интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, дающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования. Педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать воздействие на людей. Педагогический потенциал реализуется в образовательном процессе через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты [1, с. 4]. Педагогический потенциала курса экологии для офицеров реализуется путём использования ресурсов военного и экологического знания, военной культуры, а также дидактических традиций военного образования.
Цель данной статьи — провести обзор целевого и содержательного аспектов педагогического потенциала курса экологии для офицеров и дать оценку роли этих
компонентов в формировании экологической культуры в социуме военного вуза.
Отличительной особенностью военной экологии является приоритетность задач боевой подготовки, несовместимых, на первый взгляд, с природоохранными мероприятиями. Принцип единоначалия, заложенный в основу организации ВС РФ, делает командира ответственным за боевую подготовку вверенного ему воинского коллектива, но в то же время основы заложенного экологического сознания и культуры диктуют необходимость осуществления мероприятий по охране окружающей среды в пункте постоянной дислокации подразделения, а также в районе проводимых учений и на полигонах.
Отсюда можно сформулировать цель экологического образования офицеров в рамках командирской подготовки — изучение экологических проблем, связанных с осуществлением военной деятельности ВС РФ.
Офицеры, являющиеся преподавателями кафедр, должны осмысливать значение экологизации содержания дисциплин профессионального цикла и искать пути формирования у обучаемых не только военно-прикладных умений и навыков, но и экологических, а командиры — методы и приёмы, необходимые для воспитания экологического сознания и, как следствие, экологической культуры подчинённого личного состава.
Для достижения поставленных целей у офицеров должны быть сформированы следующие компоненты экологической культуры:
• система знаний и практических навыков в области экологии;
• умение видеть и формулировать педагогические задачи в области формирования экологической культуры личности военнослужащего на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения;
• собственное неравнодушное отношение офицера к экологическим проблемам и охране окружающей среды, отношение к правовым и нравственным аспектам экологии и т. п.
Процесс формирования экологической культуры офицера требует специальной методической организации, в основу которой положено сочетание когнитивного компонента, который реализуется в содержательной и информационной функциях курса
экологии, с мотивационно-деятельностным компонентом, который выполняет побуждающую функцию, реализующуюся в личностном восприятии экологических проблем, выработке определённых стратегий и решений. Содержание первого компонента представляет собой экологические знания на основе междисциплинарности, интеграции гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной составляющих военно-инженерного образования. Смысловая нагрузка второго компонента - потребность и интерес к экологическим знаниям, готовность военнослужащих к осуществлению экологически обоснованной деятельности как в социоприродной среде, так и профессиональной [6, с. 142]. Эмоциональный компонент направлен на формирование ценностных ориентиров и эмоционально-чувственной сферы личности военнослужащего относительно восприятия природы, обладающей духовностью и нравственностью как системными координатами, лежащими в основе гармонизации взаимоотношений на всех уровнях военно-профессиональной деятельности [2, с. 32, 7, с. 5-6].
Тематическое планирование командирских занятий для офицеров Омского автобронетанкового инженерного института включает лекционные занятия по экологической подготовке военных специалистов. Проведём краткий обзор целевого и содержательного аспектов педагогического потенциала курса экологии для офицеров в формировании экологической культуры в социуме военного вуза.
Лекция 1. «Основы экологии. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить направления экологических проблем, возникающих в деятельности ВС РФ.
2. Ознакомить с содержанием и структурой понятий «Экология» и «Военная экология».
3. Воспитывать потребность в формировании условий для развития экологического сознания и экологической культуры военнослужащих в социуме военного вуза.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Экологические проблемы военной деятельности ВС РФ.
2. Задачи военной экологии и её роль в подготовке военных кадров.
Лекция 2. «Предотвращение и ликвидация загрязнений окружающей природной среды, возникающих в результате деятельности войск».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить теоретические аспекты осуществления мероприятий по ликвидации загрязнений окружающей среды на военных объектах на примерах очистки атмосферного воздуха и сточных вод.
2. Ознакомить с моделью функционирования системы утилизации многоцелевых гусеничных и колесных машин (МГ и КМ) в свете защиты окружающей среды в воинской части.
3. Воспитывать осознание необходимости использования активных методов охраны окружающей природной среды в повседневной деятельности войск.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Загрязнение окружающей среды в процессе военной деятельности.
2.Цель, задачи и порядок ликвидации загрязнений окружающей среды.
3. Способы защиты окружающей среды в воинской части.
Лекция 3. «Нормативно-правовые и экономические основы охраны окружающей природной среды и обеспечение безопасности деятельности войск (сил)».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить основные положения экологического права, цели и задачи экологической экспертизы и паспортизации, основываясь на Наставлениях по правовой работе в ВС РФ.
2. Ознакомить с положениями методики расчёта ущерба антропогенной нагрузки в местах дислокации войск.
3. Воспитывать осознанность в вопросе соблюдения экологического правопорядка, повышающую общую правовую и экологическую культуру военнослужащих.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Основы экологического права. Профессиональная ответственность.
2. Принципы и содержание экологической экспертизы.
3. Экологическая паспортизация.
Лекция 4. «Соблюдение требований по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники. Принципы экологического мониторинга в районе деятельности войск (сил)».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить цели, задачи экологического мониторинга военных объектов.
2. Ознакомить с требованиями по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники.
3. Воспитывать осознание необходимости непрерывного контроля состояния окружающей среды в военной экосистеме.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Экологический мониторинг военных объектов.
2. Требования по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники.
Лекция 5. «Основные правила предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) с экологическими последствиями при повседневной деятельности войск (сил). Организация ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить методологические основы управления экологической безопасностью при ЧС на военных объектах.
2. Ознакомить с факторами экологического и техногенного рисков аварий и катастроф на военных объектах.
3. Воспитывать осознание необходимости предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями в повседневной деятельности войск.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Методические основы оценки экологического риска.
2. Факторы экологического и техногенного рисков аварий и катастроф на военных объектах.
3. Основы управления экологической безопасностью при чрезвычайных ситуациях на военных объектах.
Лекция 6. «Обязанности и ответственность должностных лиц по руководству природоохранной деятельностью воинской части и экологическому воспитанию личного состава».
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить особенности формирования экологической культуры в техническом вузе.
2. Ознакомить с особенностями современных требований к военно-инженерной подготовке выпускников.
3. Воспитать потребность в экологизации современного военно-инженерного образования.
На лекции рассматриваются вопросы:
1. Требования к инженеру XI в. и их «экологическая составляющая».
2. Психологические основы экологической компетентности.
3. Обязанности и ответственность должностных лиц по руководству природоохранной деятельностью воинской части.
4. Особенности экологического воспитания личного состава.
Таким образом, представленная совокупность учебно-воспитательных целей всех занятий раскрывает целевой и содержательный компоненты педагогического потенциала курса экологии для офицеров, который позволяет им достичь понимания следующих аспектов:
• экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, масштабы и природу социально-экологических кризисов в нашей стране определяет социально-культурный, духовный фактор;
• необходимо насыщение экологическим и непосредственно природоохранным материалом всех дисциплин курса обучения;
• необходимо внедрение в тематику курсовых и дипломных работ исследований, имеющих экологическую направленность развития военной техники и производства;
• необходимо включение в задания учебных производственных практик и войсковых стажировок отчётов по масштабам техногенной нагрузки на среду во время повседневной деятельности войск, а также в ходе учений; о природоохранительной деятельности частей; комплексной оценке экологической обстановки на территории военных объектов;
• необходимо повышение эффективности самостоятельной творческой работы по поиску экологических проблем в повседневной деятельности войск и путей их решения; воспитание духовности, нравственности, ответственности.
Критерием, по которому оценивалась эффективность целевого и содержательного аспектов педагогического потенциала курса экологии для офицеров, выбрана способность офицеров использовать полученные знания для поиска выхода из различных учебных ситуаций как стандартных, так и нестандартных. В возможности использования знаний по экологии для решения учебных ситуаций выделялось четыре случая, соответствующие четырём способам переноса по Е.Н. Кабановой-Меллер [3].
В качестве примера рассмотрим различные способы классификации военных объектов. В зависимости от того, известно ли классификационное основание, дано ли оно в качестве ориентировочной основы деятельности, можно выделить четыре следующих способа:
1 способ - классификационное основание известно и дано в качестве ориентировочной основы;
2 способ - классификационное основание неизвестно, но оно дано в условии классификационной задачи;
3 способ - классификационное основание известно, но необходимо выявить в качестве ориентировочной основы;
4 способ - классификационное основание неизвестно обучающемуся и не дано в условии задачи, но предполагается возможность использования основания для проведения классификации.
Экспериментальные данные и результаты статистической обработки представлены в табл. 1. Статистическая достоверность
различий оценивалась по многофункциональному непараметрическому критерию
ф* (угловое преобразование Фишера). Критические значение ф * составляют:
ф *0,05 = 1,64, ф *0,01 = 2,31.
Таблица 1
Сравнительные данные осуществления офицерами различных способов переноса
Этап и показатели Способы переноса
Начало обучения 0,73 0,41 0,24 0,11
Окончание обучения 0,89 0,84 0,81 0,79
ф эксп 1,41 3,15 4,12 5,13
ф * кр Ф *кр = 1,64 (р < 0,05) ф*кр = = 2,31 (р < 0,01)
Как видно из данных табл. 1, существенных различий по первому способу переноса нет. В тех случаях, когда необходимо осуществлять перенос в учебные ситуации, отличные от стандартных, мы наблюдаем значительное повышение результативности, особенно существенны различия по четвёртому способу переноса. С помощью критерия Джонкира проведена статистическая оценка достоверности полученной тенденции увели-
чения А а при переходе от первого к четвёртому способу переноса. Критические значения критерия Джонкира составляют Якрит = 138 (при р < 0,05) и Бщит = 195 (при р < 0,01). Полученная в эксперименте величина 8эксп = 578 свидетельствует о закономерном увеличении продуктивности переноса по окончании обучения по сравнению с начальным этапом.
Таким образом, достижение целей экологического обучения офицеров в рамках командирской подготовки, по мнению авторов, позволяет прогнозировать развитие их экологического сознания, а также усиление роли и значения экологического образования в социуме военного вуза. Данный результат заключается не только в повышении уровня осведомлённости по экологическим проблемам военной деятельности, не только в усилении когнитивной составляющей, но и в определении оптимальных организационных и психолого-педагогических условий для формирования экологической культуры, позволяющей использовать полученные знания и умения в процессе осознанного осуществления военно-профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Божинская Г.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании: автореф. ... канд. филос. наук: 10.02.05. - Краснодар, 2010. - 27 с.
2. Попова Т.В. Экологическая культура преподавателя высшей школы. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 167 с.
3. Турчаева Р.А. Развитие экологического сознания будущих специалистов: автореф. на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.13. - М.: 2008. - 30 с.
4. Яценко О.В. Современные проблемы военной экологии в области военно-профессиональной подготовки выпускников вузов МО РФ // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: материалы межд. научно-
практ. конф. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - Ч. 10. - С. 157-158.
5. Яценко О.В. Исследование готовности курсантов к осуществлению экологически обоснованной профессиональной деятельности / О.В. Яценко, Н.А. Мамаева, Н.Н. Кобзев // Совершенствование системы эксплуатации ВВСТ: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. военно-науч. общества курсантов ОАБИИ и студентов вузов (военных кафедр) г. Омска. - Омск: ОАБИИ, 2014. -С. 141-145.
6. Яценко О.В. О методике формирования экологического сознания курсантов военного вуза (статья) // Деп. в ЦВНИ МО РФ. - СРДР, серия Б, вып. 94, 18.03.11, № Б7570 - М., 2011.
Яценко Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового института
Мамаева Наталья Анатольевна - кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового института [email protected]
Статья поступила в редакцию 6 мая 2014 г.
© О.Я. Яценко, Н.А. Мамаева, 2014