Научная статья на тему 'Деонтологические требования к подготовке офицеров запаса'

Деонтологические требования к подготовке офицеров запаса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваев B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деонтологические требования к подготовке офицеров запаса»

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Деонтологические требования к подготовке офицеров запаса

В. КАРАВАЕВ, ст. преподаватель Ижевский государственный технический университет

Важнейшее воспитательное значение имеет личное воздействие преподавателя на формирование жизненной позиции обучаемых, пробуждение у них интереса к изучаемой дисциплине, потребности работать и совершенствоваться в избранной сфере деятельности. Образованный человек с благодарностью хранит в своей памяти имена выдающихся преподавателей, встретившихся на его жизненном пути — в школе, училище, вузе. Своей убежденностью, эрудицией, духовной культурой и нравственным обликом они определяют положительное отношение к предмету изучения, а подчас играют решающую роль в окончательном выборе профессии. Эту особенность педагогического воздействия — перенос отношения к личности преподавателя на отношение к преподаваемому предмету — следует особенно учитывать преподавателю военной кафедры гражданского вуза. Ведь он выступает в восприятии студентов как фигура неординарная, прежде всего как кадровый офицер, представитель Вооруженных сил РФ. Вполне естественно, что, внимательно наблюдая за ним на занятиях, студенты подвергают качества его личности (общее развитие, культуру речи, научную эрудицию, педагогические навыки и пр.) оценке, проводят своеобразное «исследование». По его результатам у студентов, в особенности не служивших в армии, создается представление об интеллектуальном уровне офицерского корпуса в целом, и на этой основе в значительной степени формируется их отношение к военной подготовке и предстоящей службе в войсках.

Ситуация, в которую в этом смысле попадает преподаватель военной кафедры, осложняется для него рядом факторов. Во-

первых, студенты оценивают его качества в сравнении с аналогичными у гражданских преподавателей: происходит как бы негласное заочное соревнование, в котором арбитрами являются студенты. Не проиграть это соревнование — весьма непростое дело. Ведь среди гражданских преподавателей вуза много заслуженных ученых и специалистов высокой квалификации, талантливых педагогов, имеющих большой опыт работы в вузе и пользующихся у студентов заслуженным авторитетом.

Во-вторых, за время обучения в вузе студент контактирует с десятками гражданских преподавателей (профессоров, доцентов, докторов и кандидатов наук), а в процессе военной подготовки — лишь с несколькими преподавателями военной кафедры. Поэтому воздействие каждого из этих преподавателей на студента весьма значительно, а его вклад в формирование у него военнопрофессиональных, морально-психологических качеств достаточно велик.

Любой преподаватель вуза — это специалист в определенной научной области плюс педагог. Зачастую приоритет в этой формуле отдается лишь первому слагаемому, которое предполагает достаточно высокую квалификацию преподавателя по специальности, второе же слагаемое рассматривается как второстепенное. В результате бытует ошибочная точка зрения, что преподавателем может быть любой образованный в своей области специалист. В этом проявляется недооценка решающей роли личного воздействия преподавателя на обучаемых, значения направленности, психолого-педа-гогической обоснованности и эффективности исходящих от него педагогических воздействий [1, с. 229].

144

Высшее образование в России • № 3, 2008

Очень важным в деятельности преподавателя военной кафедры является деонто-логический аспект. В переводе с греческого деонтология есть учение о долге, составляющее раздел этики. Под педагогической деонтологией — «наукой о профессиональном поведении педагога» [2, с. 5] — понимается совокупность этических норм и принципов поведения педагогического работника при выполнении своих обязанностей. Их соблюдение является безусловно важным и для преподавателя военной кафедры.

Деонтологические качества субъектов учебно-воспитательного процесса на военной кафедре проявляются в следующих характеристиках:

• постоянная готовность исполнять свой воинский долг по защите Отечества;

• развитое чувство патриотизма, верность военной присяге;

• образцовая дисциплинированность, исполнительность, строевая подтянутость и физическое совершенство;

• самостоятельность и инициатива;

• стремление к лидерству, обладание командирской волей и организаторскими способностями;

• сочетание справедливой требовательности с чуткой заботой о подчиненных;

• высокая общая культура, профессиональная компетентность и нравственная чистота;

• развитое чувство офицерской чести и собственного достоинства;

• коммуникабельность, умение уважать людей и способность убеждать их словом и личным примером, проницательность, выдержка, такт;

• деловой и моральный авторитет, практический опыт и склонность к работе с личным составом.

В концепции воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ просматривается озабоченность состоянием военной профессиональной этики и сказано, что без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно ис-

полнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии [3].

Основными направлениями нравственного воспитания студентов военных кафедр являются следующие:

• вооружение знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;

• разъяснение социальной значимости военной службы;

• стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании;

• применение воспитательных воздействий в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

• целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, формируются нравственные качества, такие как ответственность, гордость и доблесть;

• изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах;

• использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

О роли личности воспитателя К.Д. Ушин-ский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности... Только личность может воздействовать на личность, только характером можно образовать характер» [4, с. 154]. К личности российского военного педагога, в том числе и преподавателя военной кафедры, предъявляются повышенные деонтологические требования в силу особой важности и сложности воспитательных задач по формированию качеств личности офицера российской армии, которые будут подвергаться серьез-

Научный дебют

145

ным испытаниям, «проверке на прочность» в современном мире.

Литература

1. См.: Ефимов Н.Н., Чернеев С.В., Григорьянц В.Г., Кузнецов А.В. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе. - М., 1986.

2. Левитан К.М. Основы педагогической де-

онтологии. - М., 1994.

3. Концепция воспитания военнослужащих

Вооруженных сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 70 от 2004 г.

4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 3 т.

- М.; Л., 1950.

Т. СУДНИК, ст. преподаватель Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Как показывает опыт работы со студентами, пробелы в знании отечественной истории, к сожалению, в настоящее время чрезвычайно велики. Привить интерес к историческим знаниям поможет самостоятельная научно-исследовательская работа студентов, обучающихся не только по блоку гуманитарных дисциплин. С этой целью в учебном процессе можно использовать факультативные занятия. Особый интерес вызывают неординарные темы, такие как исследование генеалогии своих семей.

Этот интерес обусловлен прежде всего возрастающим интересом к семейным ценностям как основе жизненного уклада россиян. Объявленный Годом семьи 2008 г. может и должен стать той точкой отсчета, с которой начнется перелом в историческом сознании граждан РФ в сторону развития и укрепления семейных традиций, исстари бытовавших на Руси. Фактором, позволяющим восстановить память о своих корнях, о своем прошлом как о части истории государства, является интегрирование в учебный процесс занятий по генеалогии.

Несмотря на ряд достижений в разработке этой исторической дисциплины, она продолжает оставаться одной из наиболее отстающих. Одной из главных причин является недостаточное внимание к практической генеалогии. До настоящего времени нет основательных учебно-методических работ по генеалогии, нет единой методики

Работа с документами при изучении генеалогии

поиска, сбора и работы с генеалогической информацией.

Важно подчеркнуть: для изучения истории семьи нужно использовать многочисленные источники, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому необходимо ознакомить студентов с перечнем видов документов, содержащих необходимые сведения о семье. Затем предложить методику сбора информации по истории семьи. При этом следует отметить, что все источники по истории семей, как показывает опыт исследовательской работы автора статьи в области генеалогии, можно условно разделить на две большие группы: устные и письменные (документальные). Соответственно исследование истории своей семьи можно условно разделить на два этапа: устный опрос родственников, дающий предварительную информацию, исходную для дальнейших поисков, и работа с письменными источниками.

Из бесед с родственниками, воспоминаний можно узнать факты из жизни конкретных людей, время и причины переездов, смены работы, вероисповедание (или его отсутствие), сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, семейные предания. Эта информация поможет в дальнейшем более точно определить круг письменных, документальных источников. Поскольку, зная место рождения и, как минимум, приблизительный год рождения хотя бы одного из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.