УДК 37.015.31
Seleznyova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk Institute of Tank-Automotive Vehicle and Engineering
(Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mamaeva N.A., Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department, Omsk Institute of Tank-Automotive Vehicle
and Engineering (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Al-Khanini S.M., cadet, Omsk Institute of Tank-Automotive Vehicle and Engineering (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESULTS OF STUDY OF CONCERNS OF RUSSIAN AND FOREIGN MILITARY PERSONNEL BY ENVIRONMENTAL PROBLEMS. Development of an educational system in the sphere of environmental sciences in institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation is a crucial problem for military education. To organize effectively the process of shaping of environmental awareness one needs to study psychological specifics of interaction between military personnel and nature. Since not only Russian, but also foreign military specialists study in the HEIs of the Ministry of Defence of the Russian Federation, there is a special need for methodical guidelines that take into consideration ethnopsychological particular features of the personnel. This article contains results of environmental awareness research among military personnel. There is also description of common and special aspects of the emotional component of environmental perception in Russian and foreign serving personnel. The research has shown that cultural features affect the process of environmental awareness shaping in a greater degree than professional distinctiveness. There are methodical recommendations for development of the educational system in the sphere of environmental sciences in institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation in the article. The recommendations are written for Russian and foreign cadets of military academies and institutions.
Key words: environmental awareness, concern, environmental problems concern, ecology teaching methods, military personnel, cadets.
О.В. Селезнева, канд. пед. наук, доц. Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск,
Е-mail: [email protected]
Н.А. Мамаева, канд. техн. наук, зав. каф. Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск,
Е-mail: [email protected]
С.М. Аль-Ханини, курсант Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск, Е-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЕСПОКОЕННОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ
РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Особенности обеспокоенности экологическими проблемами - одно из значимых направлений исследования в области психологии взаимодействия военнослужащих с окружающей природной средой, поскольку отражает связь между установками по отношению к окружающей среде и проблемами самосознания. В статье представлены результаты исследования обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих, включающие обсуждение не только рангов наиболее волнующих военнослужащих проблем, но и типичные для каждой группы респондентов высказывания о причинах и следствиях экологического неблагополучия. Обсуждены общие закономерности и специфические особенности проявления аффективного компонента экологического сознания российскими и иностранными военнослужащими. Выявлено, что особенности культурной среды воспитания в большей степени оказывают влияние на формирование и проявление экологического сознания, чем специфика профессиональной деятельности. В заключение статьи приведены методические рекомендации использования результатов исследования для совершенствования методики обучения экологии российских и иностранных курсантов в вузах МО РФ.
Ключевые слова: экологическое сознание, обеспокоенность экологическими проблемами, методика обучения экологии, военнослужащие, курсанты.
Общеизвестным фактом является то, что экологические проблемы в сфере деятельности Вооруженных сил (ВС РФ) связаны с рядом типовых и специфических негативных факторов. При этом опыт показывает, в войсках природоохранные мероприятия часто сводятся только к обеспечению жизнедеятельности воинской части без учета необходимости выполнять природоохранную деятельность [1; 2]. Несмотря на то, что в ВС РФ развернута система экологического обучения и воспитания, на практике многие военнослужащие слабо представляют структуру и содержание современной военно-экологической деятельности. Проблемы окружающей среды воспринимаются как абстрактные понятия, а не как реальные опасности, порождаемые, в том числе военной деятельностью [2, с. 6]. Желания приложить реальные усилия для их скорейшего решения не возникает. Полученные в ходе образовательной деятельности экологические знания превращаются в элементы «мёртвой науки», экологическая компетентность не проявляется [3, с. 6].
В поисках решения проблемы неэффективности реализации традиционного экологического образования военнослужащих проанализирован собственный преподавательский опыт в области методики обучения дисциплине «Экология» в Омском автобронетанковом инженерном институте (ОАБИИ), а также опыт коллег других военных вузов МО РФ1. Мы предположили, что необходим комплексный подход к решению сложившейся
ситуации, заключающийся в формировании экологической культуры военного социума в целом. На кафедре физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института выполнена научно-исследовательская работа (НИР) «Формирование экологической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе». За основу принято научное мнение о том, что ядром экологической культуры личности является её экологическое сознание, признаком сформированности которого будет включенность в экологически обоснованную деятельность [4, с. 22-24]. Одно из направлений научно-исследовательской работы состояло в выявлении факторов и условий, необходимых и достаточных для получения оптимальных результатов сформи-рованности экологического сознания курсантов. Очевидно, что обеспокоенность проблемами окружающей среды будет значимым показателем развития экологического сознания, поскольку существует связь между установками по отношению к окружающей среде и проблемами самосознания [5].
В настоящей статье приведены результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих. Опрос проведён в рамках выполнения НИР в период с 2012 по 2015 год.
В ходе исследования проверены следующие гипотезы:
1. На выбор приоритетов и характер обеспокоенности экологическими проблемами существенно влияет:
1 ВА ВПВО ВС РФ им. А.М. Василевского (г. Смоленск), РВВДКУ им. В.Ф. Маргелова (г. Рязань), КВВАУ им. Героя Советского Союза А. Серова (г. Краснодар).
- специфика профессиональной деятельности военнослужащих: выбор приоритетных экологических угроз у военнослужащих будет отличаться от подобного выбора людей, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с решением проблем охраны окружающей среды;
- национально-культурная среда, в которой формируется личность военнослужащего: выбор приоритетных угроз иностранных военнослужащих, в первую очередь, связан с региональными проблемами территории стран, гражданами которых они являются.
2. Обеспокоенность экологическими проблемами в среде военнослужащих в большей степени лежит в области когнитивного (знание о существовании проблем, осведомленность о причинах и последствиях), а не аффективного (личные переживания за состояние окружающей среды, конкретные природные объекты) компонента экологического сознания.
Экспериментальную базу составили следующие группы военнослужащих:
- военнослужащие срочной службы воинской части 54097 (г. Новосибирск). Исследование проведено в 2013 учебном году. В опросе участвовало 182 солдата срочной службы в возрасте от 18 до 22 лет;
- курсанты 4 и 5 курсов Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ, г. Омск). Исследование проведено в период с 2012 по 2014 год. В опросе в общей сложности участвовало 470 человек в возрасте от 20 до 23 лет;
- курсанты 3 курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ, г. Краснодар). Исследование проведено в 2015 году. В опросе в общей сложности участвовало 60 курсантов в возрасте от 17 до 22 лет;
- слушатели из числа офицеров, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (офицеры ОАБИИ, г. Омск). Исследование проведено в период с 2013 по 2015 год. В опросе в общей сложности участвовало 50 офицеров в возрасте от 22 до 44 лет;
- иностранные военные специалисты, обучающиеся в Омском автобронетанковом инженерном институте (иВс ОАБИИ, г. Омск). Исследование проведено в период с 2012 по 2015 год. В опросе в общей сложности участвовало 90 курсантов специального факультета в возрасте от 20 до 27 лет;
- иорданские военнослужащие пехотного дивизиона, 2 батальона г. Альмафрак (ИВС, Иордания). Исследование проведено осенью 2015 года. В опросе в общей сложности участвовало 30 военнослужащих (сержанты) иорданской армии в возрасте от 20 до 33 лет. Опрос проведён через русскоговорящего переводчика.
С целью проверки гипотезы о влиянии военно-профессиональной деятельности на характер обеспокоенности экологическими проблемами помимо военнослужащих в опросе приняли участие студенты института безопасности жизнедеятельности Омского государственного технического университета (ИБЖД ОГТУ, г. Омск). Исследование проведено в 2013 году. В опросе участвовало 39 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.
Методика опроса обеспокоенности проблемами окружающей среды заимствована из монографии И.А. Шмелевой [6, с. 127] и адаптирована для опроса в среде военнослужащих [7, с. 79-87].
В ходе опроса было предложено выбрать 5 наиболее значимых (с точки зрения наибольшей угрозы) проблем окружающей среды и прокомментировать свои ответы.
Российские военнослужащие практически единодушно I место определили проблеме уничтожения лесов (35%).
Примеры наиболее типичных комментариев к выбору проблемы2:
«Из-за глобального уничтожения лесов может возникнуть нехватка кислорода».
«Эта проблема актуальна во многих частях земного шара».
На II и III местах - проблемы техногенного загрязнения окружающей среды: загрязнение воздуха, почв, вод (30%), загрязнение промышленными отходами (26%).
«Загрязняя окружающую природную среду отходами производства, меняем среду обитания различных животных и образ жизни людей».
По усреднённому показателю IV место отведено проблеме экономического кризиса (23%).
«Экономические проблемы приводят к бедности и безработице».
Примечательно, что среди российских респондентов, опрошенных в 2015 году проблема обеспокоенности экономическим кризисом на первом месте у офицеров ОАБИИ (60%) и втором у курсантов КВВАУЛ (35%).
V место российские военнослужащие отводят обеспокоенности проблемой угрозы применения ядерного оружия (20%).
«Одна из важнейших проблем, так как постоянно существует угроза начала ядерной войны».
«На сегодняшний день ядерное оружие разрабатывается и разработано многими странами, это дает им возможность не только уничтожить противника, но и уничтожить окружающую среду».
Проблем, ни разу не упомянутых среди значимых и (или) волнующих, нет.
Примеры проблем, которые записали в графе «Другие»:
«Информационные войны: из людей делают глупых потребителей».
«Нравственное растление - нет ответственности за все, что нас окружает, от этого все проблемы».
«Россия - многонациональная страна, конфликты по национальному признаку могут привести к распаду государства».
В большинстве случаев комментарии носят характер разъяснений причин и последствий указанных экологических угроз. Встречаются ответы с неправильным, неточным или неполным комментарием к проблеме с точки зрения экологических знаний. Нет ни одного комментария, в котором проведена связь между проблемами окружающей среды и военной деятельности. Только в графе «Другие» косвенным образом через обеспокоенность морально-нравственным обликом Вс РФ упомянуты следующие проблемы:
«Алкоголизм и наркомания в ВС РФ - подрыв боевой готовности Российской Армии».
Если абстрагироваться от усредненных результатов опроса военнослужащих, обнаружим, что выбор офицеров существенно отличается от выбора курсантов: I место (60%) - экономический кризис; II место (56%) - промышленные отходы; III место (25%) -бездумная охота; IV место (23%) - глобальное потепление; V место (17%) - ущерб от лекарств, применения гормонов или неправильного медицинского воздействия.
В большинстве комментариев отмечено отрицательно влияние человека на процессы, происходящие в окружающей среде, высказано предположение о том, что только изменения в мышлении и культуре человека способны остановить надвигающуюся экологическую катастрофу.
Офицеры в своих опросных листах практически не оставили комментариев, не пояснили причины выбора экологических проблем.
Студенты ИБЖД ОГТУ - респонденты, чья будущая профессиональная деятельность напрямую связана с решением проблем природопользования и охраны окружающей среды (эко-логоориентирована), на I место ставят проблему уничтожения лесов, однако уже в значительно большей доле от общего числа опрошенных (64%).
«При высоком уровне промышленности уничтожение лесов является значимой проблемой, так как углекислый газ поглощается в малом количестве».
II место занимает проблема промышленных отходов (48%), III и V места - проблема загрязнения воздуха (39%) и вод Мирового океана (33%), на IV месте - социально-экономическая проблема голода и бедности (36%).
«Сбросы, отсутствие методов утилизации, малая доля переработки мусора, неэффективная утилизация отходов -вот причина образования загрязнений».
«Вредные отходы в атмосферу способствуют глобальному потеплению. А сбросы в реки истощают запасы пресной воды».
«Вследствие голода и бедности погибают люди, снижается рождаемость, отмечается высокая смертность, вымирание рода».
Меньше всего студентов волнуют проблемы: подземных ископаемых (7%); глобального потепления (5%); перенаселения (7%); нехватки продовольствия (2%); клонирования (2%).
Проблем, упомянутых в категории «Другие», нет.
2 Здесь и далее по тексту комментарии приведены без редакции авторов статьи.
Особенностью выбора ответов студентов ИБЖД ОГТУ является высокая доля комментариев с попыткой установить причинно-следственные связи между проблемой и качеством жизни людей. Немало комментариев, в которым приведена классификация проблем по разным основаниям.
«Считаю, что все проблемы важны в своей степени, т.к. фактически одно вытекает из другого - все 33 проблемы имеют место быть в нашем мире, и не вижу смысла их разделять на важные и неважные. Бороться надо со всеми проблемами в комплексе».
Иностранные военнослужащие (ИВС ОАБИИ, г. Омск) в
большей мере, чем все участники опроса, обеспокоены проблемой уничтожения лесов (72%), на II место они ставят проблему угрозы ядерного оружия (61%), III и IV места отданы социально-экономическим проблемам - голод и бедность (37%), безработица (37%), на V месте проблема религиозного антагонизма (33%).
Меньше всего иностранных военнослужащих волнуют проблемы: промышленных отходов (6%); проблема миграции (6%); ущерб от лекарств, применения гормонов или неправильного медицинского воздействия (6%).
Особое отношение к выбранным проблемам прослеживается в комментариях:
«Мне неприятно дышать грязным воздухом, не хочу, чтобы это отразилось на работе сердца».
«Я всегда волнуюсь, когда мне нечего есть».
«У каждой страны своя территория, я не хочу видеть, как за территорию воюют страны».
«Я не люблю, когда друг друга убивают, все должны уважать веру друг друга, потому что мы живем в одном мире».
«Проблема ядерного оружия связана с возможностью массового уничтожения людей и полного разрушения земного шара».
«Война приводит к уничтожению самых бедных народов».
«Я считаю, что Бог - это синоним любви, все должны любит друг друга. Религия неважна, важен - Бог».
Иорданские военнослужащие (ИВС, Иордания) I место отвели проблеме опустынивания (60%), II место - проблеме уничтожения лесов (50%), III место - проблеме нестабильной политики (45%) , IV и V места - проблемам загрязнения воздуха и рек (по 30%).
Комментариев к выбранным проблемам респонденты не оставили.
Анализ проведённого исследования позволяет говорить о том, что общие закономерности, касающиеся функций, структуры, состава компонентов сознания военнослужащих могут быть отнесены к проявлению экологического сознания:
1. У всех респондентов отмечается обеспокоенность экологическими проблемами. Выбор наиболее значимых проблем (с точки зрения угрозы) показал, что и российские, и иностранные военнослужащие озабочены как сугубо экологическими, так и эколого-экономическими и эколого-социальными проблемами.
2. Выбранные проблемы относятся, в большинстве своем, к проблемам регионального и локального характера, в меньшей степени, к проблемам глобального, биосферного характера. Однако в комментариях к выбранным проблемам звучит опасение за человечество и окружающую природную среду в целом. Таким образом, военнослужащие обнаруживают как биосферный, так и альтруистический уровни обеспокоенности экологическими проблемами.
3. В большинстве комментариев к значимым проблемам респонденты отмечают приоритет в обществе материальных ценностей над духовными, эстетическими; высокий уровень развития промышленности, технологий при недостаточно организованном экологическом контроле со стороны государства; неравномерное распределение ресурсов планеты среди населения; низкий уровень культуры, бездуховность, аморальность, безнаказанность.
4. Из числа российских военнослужащих курсанты и солдаты срочной службы проявили большую эмоциональную вовлечённость в сам процесс опроса, тогда как иностранные военнослужащие курсанты проявили большую эмоциональность в описании своих переживаний по поводу выбранных приоритетных экологических проблем.
5. Характер большинства приведенных комментариев к выбранным значимым проблемам (с точки зрения угрозы) иллюстрирует, скорее, проявление когнитивного компонента экологи-
ческого сознания, чем аффективного. Большинство российских военнослужащих в комментариях демонстрировали свои знания причин и последствий экологических угроз из предложенного перечня, а не писали о своих переживаниях. Тогда как иностранные военнослужащие из числа обучающихся (ИВС ОАБИИ) напротив, в большинстве своем, проявляли личную озабоченность состоянием окружающей среды в контексте заботы о своем здоровье.
6. Отсутствие в комментариях российских военнослужащих упоминания воздействия неблагоприятных экологических факторов на боеспособность войск и причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и техногенной деятельностью войск может свидетельствовать об отсутствии способности к переносу экологических знаний и решению нестандартных экологических ситуаций. Без этой составляющей говорить о сформированности экологической компетентности специалиста не приходится [3; 8]. Проблемы, упомянутые военнослужащими в графе «Другие», указывают, с одной стороны, на попытку рефлексии относительно губительности некоторых видов пороков для человечества в целом и для боеготовности армии, в частности, с другой стороны, могут быть отнесены к проявлению бытийного уровня экологического сознания.
7. У иностранных военнослужащих, в отличие от всех других групп респондентов, в комментариях обозначается негативная роль военных действий (войн, терроризма, вооруженных конфликтов) в формировании экологической обстановки как в регионе, так и во всей биосфере в целом. Но нет ни одного высказывания о двустороннем характере связей между военной деятельностью и факторами окружающей среды.
8. Ответы офицеров в большей степени связаны с переориентацией озабоченности с чисто экологических на эколого-соци-альные проблемы.
9. Наблюдается тенденция приоритетности выбора по возрастным группам со смещением акцента с чисто экологических (возрастная группа до 21 года) на социально-экологические проблемы (возрастная группа старше 21 года).
10. Сравнение результатов опроса российских военнослужащих и студентов ИБЖД ОГТУ позволяет говорить об общности в характере обеспокоенности экологическими проблемами регионального уровня, связанными с уничтожением лесных ресурсов, загрязнением окружающей среды, социально-экономическим развитием государства. Военно-профессиональная деятельность незначительно влияет на выбор приоритетных экологических угроз. Но при этом военнослужащие к числу значимых проблем отнесли угрозу ядерного оружия, что является признаком проявления военно-профессионального мышления, в то время как студенты проявили больше системных знаний о причинах и последствиях экологических проблем.
8. Ответы российских военнослужащих - курсантов и офицеров - существенно отличаются по эмоциональной включенности в процесс самого исследования, проявившийся в желании комментировать выбранные приоритетные экологические проблемы. Офицеры к данному опросу отнеслись скорее формально, нежели как к возможности что-то изменить в области экологической культуры военного социума.
9. Сравнение точек зрения российских и иностранных респондентов указывает на этнопсихологический аспект личностного отношения к экологическим проблемам и природным, в основе которых лежат: тип традиционного экологического сознания (проявляется в комментариях к выбору проблем), традиционная специфическая установка по отношению к природе (выбор проблем), выраженность эмоциональной и эстетической составляющей (комментарии эмоционально насыщены переживаниями, обращены «на себя»). При этом у ИВС, проживающих долгое время вне своего государства (ИВС ОАБИИ), приоритетные проблемы в большей степени напоминают выбор российских военнослужащих и студентов, за исключением проблемы религиозного антагонизма. Выбор же иорданских военнослужащих отличается большей индивидуальностью, в нем, в первую очередь, отражены наиболее актуальные экологические проблемы, возникающие на территории их государства.
В заключение приведем методические рекомендации использования результатов исследования для совершенствования методики обучения экологии в военных вузах российских и иностранных курсантов:
1. Для формирования экологической составляющей общекультурной компетенции военнослужащего важно, чтобы в пери-
од его обучения материал дисциплины «Экология» был максимально приближен к практике войсковой деятельности. Помимо изучения основных понятий и законов общей, прикладной и военной экологии; наставлений, руководящих и нормативных документов по организации природоохранной деятельности в ВС РФ, важно организовать получение практического экологического опыта при оценке ущерба окружающей среды от военной деятельности, опыта исследования и оценки качества окружающей среды в районах дислокации войск, проведения учений; планирования и проведения природоохранных мероприятий в повседневной войсковой практике.
2. На занятиях по экологии необходимо:
- обсуждать экологические угрозы и последствия, наносимые ВС в процессе войн и боевых действий; возможность экологизации работы военно-промышленного комплекса; экологические аспекты процесса утилизации ВВТ, применение активных методов обеспечения экологической безопасности военной деятельности; экологические аспекты международного гуманитарного права;
- поднимать вопросы, связанные с экологическими последствиями применения оружия массового поражения; соблюдением требований экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации парков воинских частей; необходимостью более серьезного отношения к экологическому образованию и воспитанию военнослужащих, формированию их экологической культуры и т.д.;
- обращать внимание на важность таких повседневных экологических мероприятий, как: соблюдение нормы загрязнений в рабочей зоне технического облуживания и ремонта военной техники, в жилой и служебно-казарменной зоне; исправности и надежности работы природоохранных установок и сооружений на территории воинской части; правил обращения с эксплуатационными материалами; рекультивации земель в местах движения военной гусеничной и колесной техники (ВГ и КМ) и после проведения полевых занятий (выходов), учений и т.д.;
- обсуждать с курсантами ситуации не только отрицательных последствий военной деятельности, но и положительные примеры эффективной организации природоохранной деятельности в воинских частях;
- ориентировать военнослужащих на самообразование в области военной экологии.
3. Поскольку когнитивный компонент не является определяющим при формировании экологического сознания, важно максимально опираться на эмоциональный опыт общения с природой. При этом для российских военнослужащих, в первую очередь, следует сделать акцент на описание природы в класси-
Библиографический список
ческой русской литературе, иллюстрации типично русских ландшафтов, а для иностранных военнослужащих - применить прием обращения к ценностям традиционной национальной культуры, религии (буддизм, конфуцианство, ислам, католическое христианство), восточной философии.
4. При обучении усилить рефлексирующую составляющую образовательного процесса, направленную на вычленение, анализ экологических проблем:
- для российских военнослужащих: локального уровня, касающихся жизни военных городков, воинских частей и подразделений, последствий несоблюдения эксплуатационных требований и предписаний по охране окружающей среды в повседневной деятельности. Учить высказывать свои эмоции и чувства, связанные с возможным экологическим неблагополучием природного и техногенного характера;
- для ИВС: глобального и регионального уровней, их проявления на территории стран, гражданами которых они являются. Учить их транслировать собственные переживания за качество окружающей среды в заботу о других людях и планете в целом.
5. Командирам воинских частей и подразделений в рамках проведения воспитательной работы повышать персональный уровень экологической ответственности личного состава.
6. Считаем важным и необходимым усиление эмоционально-волевого, деятельностно-поведенческого и рефлексивного компонента экологической компетентности офицеров через изменение форм и методов проведения занятий по экологии в рамках профессионально-должностной подготовки, а также обязательное проведение инструкторско-методических занятий с офицерами кафедр и межкафедральных совещаний по вопросам реализации междисциплинарных связей с военно-профессиональными дисциплинами.
Итак, нами предпринята попытка раскрыть особенности обеспокоенности российских и иностранных военнослужащих и обосновать мысль о том, что национально-культурная среда, в которой формируется личность военнослужащего в большей степени влияет на особенности его экологического сознания, нежели специфика профессиональной деятельности. Эту особенность необходимо учитывать при организации процесса экологического образования, поскольку в настоящее время в военных вузах МО РФ проходят обучения помимо российских курсантов иностранные военные специалисты. Методические рекомендации, сделанные на основе проведенного исследования, могут быть полезны как преподавателям экологии в военных вузах, так и командирам при планировании и проведении воспитательной работы с личным составом.
1. Зыкова А.В. Формирование экологических умений у курсантов высших военных учебных заведений в образовательной, военно-профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2007.
2. Кравцова В.А. Экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
3. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: монография. Москва: Издательство РУДН, 2008.
4. Лихачев Д.С. Экология культуры. Знание - сила. 1982; 6: 22 - 24.
5. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер,1997.
6. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.
7. Селезнева О.В., Мамаева Н.А. Содержание когнитивного компонента и доминирующие ценности в структуре экологического сознания военнослужащих срочной службы. Армия и общество. 2014; 6: 79 - 87.
8. Мудрак С.А. Специфика проявления экологической компетенции личности у российских и иностранных студентов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.
References
1. Zykova A.V. Formirovanie 'ekologicheskih umenijukursantovvysshih voennyh uchebnyh zavedenijvobrazovatel'noj, voenno-professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2007.
2. Kravcova V.A. 'Ekologicheskoe vospitanie voennosluzhaschih vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
3. Ivaschenko A.V., Panov V.l., Gagarin A.V. 'Ekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2008.
4. Lihachev D.S. 'Ekologiya kul'tury. Znanie - sila. 1982; 6: 22 - 24.
5. Majers D. Social'naya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter,1997.
6. Shmeleva I.A. Psihologiya 'ekologicheskogo soznaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2006.
7. Selezneva O.V., Mamaeva N.A. Soderzhanie kognitivnogo komponenta i dominiruyuschie cennosti v strukture 'ekologicheskogo soznaniya voennosluzhaschih srochnoj sluzhby. Armiya i obschestvo. 2014; 6: 79 - 87.
8. Mudrak S.A. Specifika proyavleniya 'ekologicheskoj kompetencii lichnosti u rossijskih i inostrannyh studentov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 30.06.16