Научная статья на тему 'Этапы развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы'

Этапы развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА / УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА / PEDAGOGICAL CULTURE OFFICER / DEVELOPMENT MODEL OF PEDAGOGICAL CULTURE OFFICER / STAGES OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OFFICER / LEVELS OF PEDAGOGICAL CULTURE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солоницын Дмитрий Александрович

Статья посвящена проблеме развития педагогической культуры офицера Российской армии. Автором описан операциональный аспект модели развития педагогической культуры офицера, отражающий алгоритм воздействия на него специальным образом организованной военной службы и представленный как педагогический инструмент для развития педагогической культуры офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of development of pedagogical culture officer within course of military service

The article is devoted to the urgent problem of development of pedagogical culture officer of the Russian army. The author describes the operational aspect of the development model of pedagogical culture officer reflecting the algorithm effect on specially arranged military service, and presented as a pedagogical tool for the development of the pedagogical culture of the officer.

Текст научной работы на тему «Этапы развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы»

УДК 378:355

Д. А. СОЛОНИЦЫН

Омский автобронетанковый инженерный институт

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА В ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья посвящена проблеме развития педагогической культуры офицера Российской армии. Автором описан операциональный аспект модели развития педагогической культуры офицера, отражающий алгоритм воздействия на него специальным образом организованной военной службы и представленный как педагогический инструмент для развития педагогической культуры офицера.

Ключевые слова: педагогическая культура офицера, модель развития педагогической культуры офицера, этапы развития педагогической культуры офицера, уровни педагогической культуры офицера.

Современный российский офицер, обучая и воспитывая подчиненный личный состав, одновременно преподает солдатам и сержантам дисциплины боевой подготовки, решает воспитательные задачи и задачи по боевому предназначению подразделения. Справедливым остается мнение военного историка начала ХХ века М. С. Галкина о том, что «...ныне он (офицер) — «подвижник», он не только учитель, он воспитатель армии, он принял участие в великом деле воспитания народа» [1, с. 369]. Как показывает войсковая практика, офицер, в первую очередь молодой выпускник военного вуза, не может успешно реализовывать педагогические функции такой сложности без сформированных глубоких личностных оснований профессионализма.

Культурное развитие военнослужащих в последнее десятилетие является довольно востребованной проблемной областью. Большая часть авторов рассматривает развитие отдельных видов культуры военнослужащих преимущественно в профессиональном военном образовании, но иногда и в русле их профессиональной деятельности [2 — 4]. Комплексное, объемное исследование педагогической культуры офицера провели А. В. Барабанщиков и С. С. Му-цынов [5]. Однако сегодня данное исследование в силу давности проведения уже не исчерпывает большую часть возникающих проблем развития педагогической культуры офицера.

В этой связи нами исследуется актуальная, на наш взгляд, проблема развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы. Педагогическую культуру офицера мы определяем как составляющую предметной педагогической культуры общества и его социально-профессиональной группы, военно-профессиональной культуры, которая осваивается офицером и используется им в обучении и воспитании личного состава, а также в совокупности с результатами личностного и профессионального развития офицера характеризует его как субъекта военно-педагогической деятельности.

Специфику развития педагогической культуры офицера образуют различные виды деятельности, в которые включен офицер: целенаправленная пси-холого-педагогическая подготовка, самостоятельная военно-педагогическая деятельность, самообразование и самостоятельное профессиональное развитие. В основе процесса развития педагогической культуры офицера лежат диалектические противоречия,

которые могут создаваться в ситуации его личностного и профессионального развития целенаправленно, с помощью специальных условий. К таким условиям относятся: профессионально-развивающая среда, наполнение профессиональной подготовки и повышение квалификации специальными знаниями, мотивирование развития педагогической культуры, доступ и организуемый контакт личности с содержательным многообразием предметной культуры и др. [6].

Идеальным, графически и логически описанным аналогом организации военной службы офицера в воинской части, воспроизводящим те ее элементы, которые создают условия развития педагогической культуры офицера, выступает модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы. Представления, необходимые для практического осуществления целенаправленного развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы, дает операциональный аспект данной модели.

Операциональный аспект модели развития педагогической культуры офицера отражает алгоритм воздействия на него специальным образом организованной военной службы: от момента прихода офицера в воинскую часть (первичная диагностика) до момента достижения им такого уровня развития, при котором он способен (рис. 1):

— самостоятельно и мотивированно развиваться как субъект педагогической культуры;

— творчески относиться к педагогической культуре;

— добиваться за счет использования массива педагогической культуры эффективной военно-педагогической деятельности.

Единицами описания модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы выступают этапы этого процесса, а также составляющие их операции. Естественно, сам процесс развития глубоко индивидуален, поэтому единой в каждом конкретном случае остается только логика процесса, а также групповые мероприятия командирской подготовки и воспитательной работы воинской части.

Ориентировочный этап содержит мероприятия, позволяющие актуализировать саму проблему развития педагогической культуры офицера, активизировать этот процесс, создать первичную мотивацию и интерес.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Рис. 1. Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы (операциональный аспект)

Ориентировочный этап начинается с момента назначения офицера в воинскую часть и может продолжаться, по нашим оценкам, весь первый год службы офицера в должности.

В течение ориентировочного этапа офицер участвует в групповых мероприятиях воспитательной работы, нацеленных на то, чтобы для него стала понятной роль педагогической культуры в его профессиональном развитии, ее многообразие и возможность обеспечить профессиональную и личностную самореализацию.

Отметим, что в ходе этого этапа офицер, выполняя свои должностные обязанности, сравнивает себя с другими субъектами военно-профессиональной деятельности, вступает в соревнование, специально организованное, воспринимает рейтинги в оценке деятельности себя и своих коллег, а иногда и участвует в конкурсе на выдвижение на вышесто-яшую должность. Организованный контакт с представителями педагогической культуры, а также правильные представления о ней позволяют офицеру впервые оценить себя как ее субъекта, сформулировать проблему и поставить перед собой определенные задачи. Однако это возможно только в том случае, если он будет способен к рефлексивной деятельности, а такая способность редко формируется на базовой ступени военного образования. Вовлечение офицера в рефлексивную деятельность на ориентировочном этапе обеспечивается:

— в командирской подготовке — за счет реализации специального содержания, посвященного проблеме развития педагогической культуры, а также включающего знания, умения и навыки профессиональной рефлексии;

— в групповой воспитательной работе — культивированием передового педагогического опыта и образцов развития педагогической культуры;

— в индивидуальной воспитательной работе — за счет помощи и консультирования в рефлексии, выработки адекватной самооценки, формирования индивидуальных планов развития.

Ориентировочный этап заканчивается первичной диагностикой развития педагогической культуры, при которой предполагается, что часть офицеров сможет достичь более высоких уровней, чем базовый (адаптивное состояние, репродуктивное освоения педагогической культуры). В случае если офицер уже при первичной диагностике обладает высшим творческим уровнем развития педагогической культуры (вместо репродуктивного освоения педагогической культуры занимается ее формированием и развитием, сам создает необходимые технологии и выступает образцом развития педагогической культуры для других), мы считаем целесообразным его использование в роли руководителя предметно-методической комиссии, рабочей или проектной группы.

Этап внешней активности в развитии педагогической культуры офицера в процессе военной службы охватывает, как правило, следующее полугодие и характеризуется максимумом усилий, которые прикладываются со стороны командиров и начальников при постепенном возрастании собственной активности и внутренней мотивации офицера. В содержании данного этапа предусмотрена уровневая дифференциация.

Так, для офицеров, показавших в ходе первичной диагностики продвинутый уровень развития педагогической культуры, предусмотрены научные и педагогические стажировки. Стажировки прово-

дятся в военных или гражданских образовательных учреждениях, если это возможно, без отрыва от выполнения основных обязанностей военной службы. Основная задача таких стажировок, с учетом которой составляются стажировочные задания, заключается в вовлечении офицера в творческую педагогическую или научно-педагогическую деятельность, которую ведет образовательное учреждение. Это будет способствовать возникновению творческого, продуктивного отношения к педагогической культуре, а также критического отношения к себе как ее субъекту. Кроме того, возникающие связи с образовательными учреждениями, которые выступают очагами педагогической культуры, дают дополнительные возможности самообразования и самостоятельного профессионального развития офицера.

Остальные офицеры, уровень развития педагогической культуры которых ниже продвинутого, осваивают специальный курс, в котором концентрируется необходимое педагогическое содержание. Отметим, что по замыслу он выглядит как погружение офицера в культурные массивы. Кроме того, необходимым элементом практики на данном этапе мы считаем индивидуальную воспитательную работу, дающую необходимый уровень рефлексии офицера.

Этап внешней активности, так же как и предыдущий, заканчивается диагностикой, по результатам которой дифференцируется участие офицера в следующем этапе.

Этап внутренней активности по замыслу означает, что развитие педагогической культуры офицера происходит преимущественно за счет осознаваемых и переживаемых им диалектических противоречий. Он может занимать четвертое полугодие службы офицера в части. У большей части офицеров развитие педагогической культуры будет происходить в процессе самообразования и самостоятельного профессионального развития. Для тех офицеров, которые будут испытывать трудность в самостоятельном развитии педагогической культуры, предусмотрены две формы помощи:

— первая форма — повышение квалификации, которое представляет собой достаточно длительное обучение с отрывом от выполнения основных должностных обязанностей. Часть курсов повышения квалификации, действующих в Министерстве обороны Российской Федерации, имеет педагогические цели и содержание. Считаем, что направление офицера на такие курсы может помочь ему в самостоятельном развитии педагогической культуры;

— вторая форма — кураторство, широко используемое в военной практике для оказания помощи в профессиональном становлении. В этом отношении помощь товарища, как показывает практика, может быть эффективнее внешнего воздействия;

— третья форма — внешнее управление самообразованием, которое заключается в формировании специальных заданий для самостоятельного выполнения, ориентированных на «слабые» места в подготовке офицера.

Офицеры, которые к началу этапа достигли продвинутого и повышенного уровня (итоговая диагностика) могут быть направлены на стажировки. Естественно, по окончании этапа внутренней активности проводится диагностика развития педагогической культуры офицера.

Заключительный, контрольно-аттестационный этап предусматривает использование результатов развития педагогической культуры офицера в рабо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

те аттестационных комиссий и принятие кадровых решений. Офицеры, у которых сохранился базовый уровень педагогической культуры, направляются еще раз на специальный курс; обладающие более высокими уровнями направляются на стажировки, а не достигшие базового уровня рассматриваются на предмет соответствия занимаемой должности.

В заключение, обобщая исследовательские действия, изложенные в настоящей статье, подчеркнем, что предложенный операциональный аспект модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы представляется полноценным педагогическим инструментом, позволяющим выстраивать непосредственную военную практику на основе теоретических положений в интересах развития педагогической культуры офицера, проводить диагностику уровней ее развития, по результатам диагностики принимать решения о должностном предназначении офицера.

Библиографический список

1. Галкин, М. С. Новый путь современного офицера / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / М. С. Галкин ; сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин // Российский военный сборник. — 2000. — № 17. — 639 с.

2. Иоаниди, А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза : моногр. / А. Ф. Иоани-

ди, И. Б. Нагаев, К. А. Манченко. — Омск : Омское кн. изд-во, 2013. - 228 с.

3. Лобач, А. И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. И. Лобач. — М. : ВПА, 1992. — 23 с.

4. Назаров, А. Н. Подготовка военных кадров и культура офицерского корпуса России : моногр. / А. Н. Назаров. — М. : Акад. ФСК РФ, 1994. — 302 с.

5. Барабанщиков, А. В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцы-нов. — М. : Воениздат, 1985. — 159 с.

6. Ромашин, В. Н. Теория и практика развития профессионально важных качеств офицера : моногр. / В. Н. Ромашин, С. А. Маврин, А. Э. Фёдоров, И. Б. Нагаев. — Омск : Омское кн. изд-во, 2010. — 188 с.

СОЛОНИЦЫН Дмитрий Александрович, полковник, заместитель начальника.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.04.2013 г.

© Д. А. Солоницын

УДК 37.013.73 Т. Э. ДУСЬ

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Омск

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи анализирует основные тенденции развития непрерывного профессионального образования и предлагает новые философские основания данного процесса.

Ключевые слова: философия образования, постнеклассика, непрерывное профессиональное образование.

Тенденции развития социально-экономических условий определяют возрастание роли системы непрерывного профессионального образования как социального института, обеспечивающего инновационное развитие экономики и социальную защиту специалистов. В этой связи представляет интерес исследование особенностей развития непрерывного профессионального образования в настоящее время и поиск философских оснований данного процесса.

Как известно, приобщение к профессии начинается еще в школе, захватывает сегменты дополнительного образования детей (различные кружки, спортивные секции, художественные и музыкальные школы и т.п.), а далее напрямую реализуется в системах среднего и высшего образования. Свое

профессиональное развитие специалист может продолжить на следующем образовательном уровне, носящем название «подготовка кадров высшей квалификации», а также в рамках дополнительного профессионального образования. Понимание непрерывного профессионального образования в логике последовательного прохождения уровней профессионального образования традиционно. В данном случае это понимание отражает представление о линейном развитии профессиональной карьеры, как непрерывном процессе приращения и обновления профессиональных знаний в рамках имеющейся специальности. Однако противоречия рынка труда в настоящее время формируют новые представления о логике развития карьеры. Активно отстаивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.