УДК 37.036 : 37.018.32
ББК Ч 420.062 + Ч 420.054 ГСНТИ 14.25.025 Код ВАК 13.00.01
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nkbv@mail.ru.
Казанецких Светлана Владимировна,
аспирант кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет»; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kazaneckih72@bk.ru.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно-эстетическая среда, семейные ценности, методы реализации воспитательного потенциала искусства, воспитательная работа с младшими школьниками.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является содержание процесса формирования семейных ценностей у младших школьников в условиях школы-интерната. Цель статьи - раскрыть возможности художественно-эстетической среды в формировании семейных ценностей у обучающихся интернатных организаций. Тема статьи посвящена рассмотрению потенциала педагогически организованной художественно-эстетической среды в семейном воспитании обучающихся школ-интернатов. Методами исследования является анализ, обобщение материала по использованию потенциала искусства в воспитательной работе с младшими школьниками, моделирование процесса организации художественно-эстетической среды как ценностно-смыслового контекста взаимодействия взрослых и детей. Методология работы основана на средовом подходе в формировании семейных ценностей у воспитанников школы-интерната, позволяющим оптимизировать педагогический потенциал искусства через обращение к внутренним силам учащихся в процессе переживания, осмысления художественных образов - носителей семейных ценностей и самовыражения в художественном творчестве. Результаты работы: авторами определены формы и методы воспитательной работы средствами искусства и художественно-творческой деятельности обучающихся. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: результаты практического внедрения разработанной модели доказали значимость педагогически организованной художественно-эстетической среды в формировании ценностного отношения к семье и позитивных моделей семейных отношений у воспитанников школ-интернатов.
Kuprina Nadezhda Grigor'evna
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kazanetskikh Svetlana Vladimirovna,
Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ART AND AESTHETIC ENVIRONMENT IN FORMING FAMILY VALUES OF BOARDING SCHOOL PUPILS
KEYWORDS: art and aesthetic environment, family values, methods of realization of educational potential of arts, educational work with junior schoolchildren.
ABSTRACT. The article deals with the content of the process of formation of family values in junior boarding school children. The purpose of the article is to reveal the possibilities of artistic and aesthetic environment in the formation of family values among pupils of boarding institutions. The article focuses on the potential of a pedagogically organized artistic and aesthetic environment in family education of pupils of boarding schools. The methods of research include analysis, generalization of material on the use of the potential of art in educational work with younger schoolchildren, modeling the organization of the process of artistic and aesthetic environment as a value-semantic context of interaction between adults and children. The methodology of research is based on the environmental approach to the formation of family values among pupils of boarding schools, which allows optimizing the pedagogical potential of art through appeal to the internal potential of pupils in the process of experience and cognizing artistic images - carriers of family values and self-expression in creative art. As a result of their research, the authors determined the forms and methods of educational work by means of art and art-creative activity of students. The obtained results may be used for the development of the theory and methods of training and upbringing (general education). The results of practical implementation of the developed models have shown the importance of pedagogically organized artistic and aesthetic environment in the formation of value-oriented relation to the family and positive models of family relationships at boarding schools.
■роблема формирования семейных ется особенно трудным в связи с нарушени-
_ ценностей остро стоит перед выпу- ем эмоциональных и коммуникативных
скниками интернатных организаций, для связей с родственниками, отсутствием поло-
которых освоение роли семьянина оказыва- жительного примера семейных отношений.
П
© Куприна Н. Г., Казанецких С. В., 2016
Нарушения взаимоотношений затрудняют нормальное психическое и социальное развитие детей, приводят в будущем к трансляции негативных моделей поведения в семьях воспитанников [6, с. 2]. Разработка разнообразных форм и методов воспитательной работы, моделирующих семейные отношения и традиции в школьном коллективе, выступает важнейшей задачей в воспитательной работе школ-интернатов и специальных коррекционных учреждений для детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную социальную ситуацию.
Одним из путей решения данной проблемы является организация художественно-эстетической среды как ценностно-смыслового контекста взаимодействия взрослых и детей в воспитательном процессе. Педагогически организованная, ценностно ориентированная художественно-эстетическая среда школы способна восполнить дефицит положительного эмоционального опыта семейных отношений у воспитанников школы-интерната, включить их в переживание и осмысление художественных образов - носителей семейных ценностей. Соприкосновение с искусством, самовыражение обучающихся в художественно-творческой деятельности позволит им сформировать личностно значимое ценностное отношение к семье, обогатить свой опыт примерами гармоничных и ответственных семейных отношений.
Для доказательства плодотворности выдвинутой идеи мы разработали и внедрили в практику работы модель формирования семейных ценностей у младших школьников в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в МАОУ «Школа-интернат № 53» для детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную социальную ситуацию г. Ново-уральска Свердловской области. В своей работе мы ориентировались на младший школьный возраст как наиболее оптимальный для формирования семейных ценностей, поскольку ребенок в этом возрасте более открыт влиянию взрослого воспитателя, доверяет ему гораздо больше, нежели на последующих возрастных этапах. Младшим школьникам «свойственна особая эстетическая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость на образы искусства» [7, с. 139]. Исследователи, изучающие проблему потенциала искусства в воспитательной работе с младшими школьниками (М. С. Бережная, Е. П. Кабкова, А. А. Мелик-Пашаев, Б. Н. Не-менский, Л. П. Печко, С. Т. Погорелов, Н. Г. Тагильцева, Л. И. Уколова) подчеркивают сензитивность этого возраста для формирования ценностного сознания на основе активного усвоения образцов поведения,
представленных в образах искусства, необходимость «деятельности переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» [9, с. 12].
Авторская модель включает следующие взаимосвязанные блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый. Раскроем последовательно их содержание.
Целевой блок определяет ценностные ориентиры воспитательной работы с младшими школьниками на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», где ценности семьи «как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды» представлены в качестве базовых национальных ценностей [1, с. 3]. Мы определили задачи, конкретизирующие содержание процесса формирования семейных ценностей у младших школьников в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды школы-интерната:
- формирование представлений о семейных ценностях (ценности брака как духовного союза, ценности ответственного ро-дительства, ценности отношений взаимоподдержки и взаимопонимания членов семьи, ответственности в выполнении семейных обязанностей и различных ролей в семье, связанных с полом, возрастом) на основе нравственно-эстетических эталонов в жизни и искусстве;
- развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам, воплощающим ценности семьи, стремление к осмыслению проблем, связанных с семейными отношениями, на примере художественных произведений;
- развитие способности к нравственно-этической оценке содержания произведений искусства с семейной проблематикой, осознанному выбору модели ответственных и гармоничных отношений в семье в процессе творческой деятельности во взаимодействии с окружающими.
Методологический блок модели связан с обоснованием целесообразности реализации средового подхода в формировании семейных ценностей у воспитанников школы-интерната.
Значимость средового подхода связана со спецификой самого процесса формирования семейных ценностей у обучающихся. Основу процесса становления ценностных ориентиров личности, нравственных правил поведения составляет педагогическое взаимодействие взрослых и детей в образовательном учреждении, вынужденном брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Среда, созданная в школе-интернате, вы-
ступает ценностно-смысловым контекстом, в котором происходит трансляция образа жизни и видение мира от одного поколения к другому. Та атмосфера, которая царит в образовательной организации, уклад, которым живут дети и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение воспитанника школы-интерната, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, его представлений о семейных ценностях.
Важнейшим фактором формирования и развития личности ребенка в целом и его представлений о семейных ценностях, в частности, является художественно-эстетическая среда в образовательном учреждении. Представление о художественно-эстетической среде как определенном культурно-общественном феномене появилось в России в трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушин-ского, П. Ф. Каптерева, В. В. Зеньковского, в теоретическом анализе С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой. В их трудах подчеркивалось значение эстетически ценного предметно-пространственного окружения для гармонизации и разностороннего развития личности ребенка.
В современной трактовке содержательное наполнение понятия «педагогически организованная среда» [14, с. 3] значительно расширилось, включив в себя наряду с предметно-пространственным еще и ценностно-смысловой компонент. Ценностно-смысловой компонент представляет атмосферу всего школьного учреждения в целом, с его традициями, преемственностью, творческим потенциалом всего коллектива и отдельно взятого учителя, являющегося проводником и транслятором нравственных, в том числе семейных, ценностей через предметную и воспитательную деятельность. Так, в определении Л. П. Печко, художественно-эстетическая среда школы предстает как «пространственно-временное, содержательно-культурное, педагогически функционирующее поле, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкционным обликом, имеющим эстетические характеристики, а также эстетической атмосферой, создаваемой активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности» [10, с. 46].
Современные исследователи художественно-эстетической среды подчеркивают значение искусства как его «сердцевины», как «образной памяти человечества», концентрирующей в себе духовно-ценностный
опыт, накопленный человеческой цивилизацией [10, с. 47]. В художественном переживании «аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [7, с. 140]. Средовой подход позволяет оптимизировать педагогический потенциал искусства через обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов - носителей семейных ценностей, создание атмосферы доверия, высокого «нравственного градуса» (по выражению Л. И. Уколовой) в творческом взаимодействии детей и взрослых.
Содержательный компонент модели связан с описанием процесса достижения поставленных цели и задач в условиях образовательного процесса школы-интерната.
Значимое место в организации художественно-эстетической среды школы как фактора формирования семейных ценностей у обучающихся занимают предметы искусства. Уроки литературы, музыки, изобразительного искусства могут быть содержательно настроенными на включение личности школьника в процесс освоения семейных ценностей через эмоционально-образное восприятие и переживание художественных образов. Для этого мы разработали цикл этических бесед на основе художественных произведений, которые осваивают младшие школьники по учебному плану. В роли содержательного стержня этических бесед, позволяющего реализовать межпредметные связи художественных дисциплин, выступили программные произведения литературы, связанные с семейной проблематикой. Таким образом, дети знакомились с произведениями литературы, живописи, музыки, поэзии, с мультфильмами и кинофильмами, в которых герои с любовью относятся к близким людям, защищают то, что им дорого, демонстрируют примеры бережного и ответственного поведения в семье. Этические беседы были направлены на создание у обучающихся положительных образов отцовства, материнства, представлений о гармоничных отношениях в семье о семейных традициях, принятых в культуре нашего народа.
Не менее важным содержательным аспектом художественно-эстетической среды в школе является организация внеурочной деятельности обучающихся, что создает условия для внедрения в жизнь усвоенных ценностей через самостоятельную творческую деятельность обучающихся.
В современных Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения внеурочная деятельность включена в базисный учебный план и рассматривается в комплексе с учебной деятельностью. В соответствии с данной установкой мы разработали цикл внеклассных занятий, дополняющих содержание этических бесед по семейной проблематике на уроках искусства. На внеклассных занятиях дети вовлекаются в ролевые игры (например, «Я - семьянин», «Я и моя будущая семья», «Мой дом - моя крепость»), театрализации литературных произведений, проблемно-ценностное общение с педагогами и приглашенными деятелями культуры и искусства, просмотр и обсуждение кинофильмов с семейной тематикой, представление разработанных проектов («Живая связь времен», «Семейные традиции», «Семейные истории», «Великие семьи России» и др.).
При проведении календарных праздников особое внимание уделялось взаимодействию детей и взрослых - педагогов, родителей, приглашенных представителей общественности. Так, в праздничную программу «Дня пожилого человека» включались трудовые акции («С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет»), к «Дню матери» готовилась выставка детских рисунков и поделок «Маме в подарок», к «Дню семьи» -проводился конкурс семейного творчества. Излюбленными формами взаимодействия взрослых и детей во внеурочной деятельности были походы выходного дня, загородные экскурсии, посещение музеев и театров г. Екатеринбурга, проведение фестивалей, конкурсов художественного творчества. Рефлексия и самовыражение учащихся в освоении семейных ценностей ярко проявились в художественно-творческой деятельности при выпуске школьной газеты («Вместе - дружная семья»), обновлении постоянно действующих стендов («Семь Я», «Родительский дом - начало начал» и др.).
Перечисленные формы воспитательных мероприятий способствовали активному включению школьников в освоение семейных ценностей, воспитанию ответственного отношения к близким людям, уважения к родителям и педагогам.
Технологический блок модели включает принципы, методы, средства организации художественно-эстетической среды, направленной на формирование семейных ценностей у младших школьников.
Выделим наиболее эффективные методы для реализации педагогического потенциала художественно-эстетической среды в формировании семейных ценностей у обучающихся:
1) создание ситуаций эмоционального вовлечения в восприятие и переживание художественных образов - носителей семейных ценностей (методы демонстрации, визуализации, эмоционального погружения, эмоционального проживания проблемных ситуаций, эмоциональной драматургии урока как урока-образа);
2) создание проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности (методы контрастности художественных образов, диалоговых обсуждений просмотренных кинофильмов с семейной проблематикой, рефлексии в этической беседе, диспуте, творческих заданиях);
3) включение школьников в активную художественно-эстетическую деятельность, «задействование» имеющегося в их жизненном багаже опыта ценностного обобщения художественных явлений, сопереживания и самоанализа (методы нравственно-эстетического суждения, образного моделирования ценностного поведения, творческого самовыражения).
Итоговый компонент заключает результаты работы по формированию семейных ценностей у младших школьников в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды школы-интерната.
Теоретическое исследование проблемы позволило нам выделить следующие показатели сформированности семейных ценностей младшего школьника:
- образно-содержательный: полнота представлений о семейных ценностях (ценности брака как духовного союза, ценности ответственного родительства, ценности отношений взаимоподдержки и взаимопонимания членов семьи, ответственности в выполнении семейных обязанностей и различных ролей в семье, связанных с полом, возрастом), наличие у школьников эмоционально-образного тезауруса, воплощающего эти ценности в художественных произведениях;
- мотивационно-ценностный - эмоциональная отзывчивость учащихся на художественные образы - носители семейных ценностей, стремление к осмыслению проблем, связанных с семейными отношениями, на примере художественных произведений;
- деятельностный - способность к нравственно-этической оценке содержания произведений искусства с семейной проблематикой, осознанному выбору модели ответственных и гармоничных отношений в семье в продуктах творчества, в творческом взаимодействии с окружающими.
При диагностике мы использовали следующие методики: творческие задания на решение проблемных ситуаций, опросы и анкеты в этических беседах, наблюдение за школьниками в процессе ролевых игр,
выполнения групповых творческих проектов, диспутов в ситуациях проблемно-ценностного общения.
Результаты практического внедрения разработанной модели показали, что педагогически организованная художественно-эстетическая среда способствует формированию семейных ценностей у воспитанни-
ков школы-интерната: формированию ценностного отношения к семье, мотивации к формированию положительных отношений между членами семьи, к созданию в будущем собственной семьи, рождению и воспитанию детей, готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам поведения в семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А. Я. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 5 с.
2. Бережная М. С. Социокультурная адаптация личности в общеобразовательном процессе // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества : коллективная монография. М. : Компания Спутник+, 2006. С. 5-14.
3. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. М. : Владос, 2008. 183 с.
4. Загладина Х. Т. Задача формирования у школьников семейных ценностей в контексте деятельно-стно-компетентностной парадигмы общего образования. URL: http://www.isiksp.ru/library/zagladina_ht/ zagladina-00000l.html.
5. Кабкова Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. М. : ИХО РАО, 2004. 261 с.
6. Кулик И. В. Формирование основ культуры семейных взаимоотношений учащихся 1-4 классов школ-интернатов во внеурочной работе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
7. Куприна Н. Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе / / Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 138-143.
8. Мелик-Пашаев А. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. 1994. № 2. С. 9-15.
9. Погорелов С. Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки» // Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» : материалы науч.-практич. конф. 25 апреля 2007 года. Екатеринбург : ИРО СО, 2007. С. 7-17.
10. Печко Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). Вып. 2. Межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования РАО; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. М.- Луганск, 2000. С. 45-58.
11. Савенкова Л. Г. Особенности интегрированного обучения // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений : сборник науч. статей; ред.-сост. Е. П. Кабкова. М. : ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. С. 23-34.
12. Семеняка Т. В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 205 с.
13. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 330 с.
14. Уколова Л. И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 56 с.
15. Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами АРТ-педагогики в условиях детского дома : дис. ... канд. пед. наук, 2008. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01.
LITERATURA
1. Danilyuk A. Ya. Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009. 5 s.
2. Berezhnaya M. S. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya lichnosti v obshcheobrazovatel'nom protsesse // Problemy i perspektivy sotsiokul'turnoy adaptatsii detey i yunoshestva sredstvami khudo-zhestvennogo tvorchestva : kollektivnaya monografiya. M. : Kompaniya Sputnik+, 2006. S. 5-14.
3. Divitsyna N. F. Sotsial'naya rabota s det'mi gruppy riska. M. : Vlados, 2008. 183 s.
4. Zagladina Kh. T. Zadacha formirovaniya u shkol'nikov semeynykh tsennostey v kontekste deyatel'nostno-kompetentnostnoy paradigmy obshchego obrazovaniya. URL: http://www.isiksp.ru/library/zagladina_ht/ zagladina-000001.html.
5. Kabkova E. P. Khudozhestvennoe obobshchenie na zanyatiyakh iskusstvom v shkole. M. : IKhO RAO, 2004. 261 s.
6. Kulik I. V. Formirovanie osnov kul'tury semeynykh vzaimootnosheniy uchashchikhsya 1-4 klassov shkol-internatov vo vneurochnoy rabote : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 24 s.
7. Kuprina N. G. Nravstvennoe stanovlenie mladshikh podrostkov v usloviyakh pedagogicheski organizovannoy khudozhestvenno-esteticheskoy sredy v shkole // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 138-143.
8. Melik-Pashaev A. Transformatsiya detskoy igry v khudozhestvennoe tvorchestvo // Iskusstvo v shkole. 1994. № 2. S. 9-15.
9. Pogorelov S. T. Teoriya i praktika sotsiokul'turnogo podkhoda v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti. Perspektivy razvitiya proekta «Ural. Chelovek. Istoki» // Sotsiokul'turnyy podkhod v sovremennom obrazovanii: opyt realizatsii regional'nogo obrazovatel'nogo proekta «Ural. Chelovek. Istoki» : materialy nauch.-praktich. konf. 25 aprelya 2007 goda. Ekaterinburg : IRO SO, 2007. S. 7-17.
10. Pechko L. P. Osnovnye kharakteristiki estetiko-pedagogicheskoy sredy shkoly, uroka, klassa // Esteticheskaya sreda i razvitie kul'tury lichnosti (v shkole i pedvuze). Vyp. 2. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov / Institut khudozhestvennogo obrazovaniya RAO; Luganskiy gos. ped. un-t im. T. Shevchenko. M .- Lugansk, 2000. S. 45-58.
11. Savenkova L. G. Osobennosti integrirovannogo obucheniya // Effektivnye sistemy vzaimodeystviya predmetov gumanitarnogo tsikla v praktike obrazovatel'nykh uchrezhdeniy : sbornik nauch. statey; red.-sost. E. P. Kabkova. M. : IKhO RAO; Tol'yatti: TGU, 2005. S. 23-34.
12. Semenyaka T. V. Vospitanie semeyno-nravstvennykh tsennostey u shkol'nikov v protsesse prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin i vneklassnoy raboty : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010. 205 s.
13. Tagil'tseva N. G. Esteticheskoe vospriyatie iskusstva kak faktor vospitaniya samosoznaniya shkol'nikov : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002. 330 s.
14. Ukolova L. I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya dukhovnoy kul'tury rastushchego cheloveka : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2008. 56 s.
15. Ulengova R. B. Formirovanie semeynykh tsennostey u detey-sirot sredstvami ART-pedagogiki v usloviyakh detskogo doma : dis. ... kand. ped. nauk, 2008. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01.
Статью рекомендует д-р пед.наук, проф. С. А. Новоселов