Научная статья на тему 'Аксиологические основы культурно-воспитательного процесса средней школы: опыт заведений интернатного типа'

Аксиологические основы культурно-воспитательного процесса средней школы: опыт заведений интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / SCHOOL / PEDAGOGICAL PROCESS / MORAL VALUES / CULTURE / EDUCATION / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боос Надежда Валентиновна

В статье рассматриваются проблемы организации культурно-воспитательной среды средней школы при применении теоретико-методологических основ аксиологического подхода. В культурно-воспитательном процессе средней школы исключительно эффективными являются средовые методы, то есть способы специальной целевой организации среды и условий педагогического процесса средней школы. Автор анализирует педагогический потенциал эстетически сформированной среды школы, доказывает эффективность средовых методов в культурном и нравственном воспитании учащихся. Автор отмечает, что объединение эстетики и педагогики, создание на их основе формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество образования. Приводятся материалы об эстетически организованной среде образовательных учреждений интернатов. обосновывается, что средовые художественноэстетические средства культурно-воспитательного развития школьников обладают высоким ценностно формирующим потенциалом и являются исключительно эффективными педагогическими решениями, которые могут продуктивно использоваться в школах различных типов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL BASIS OF CULTURAL-EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL: THE EXPERIENCE OF INSTITUTIONS PROVIDING RESIDENTIAL CARE

In the article the problems of organization of cultural and educational environment of high school when applying the theoretical and methodological foundations of axiological approach. The author analyzes the pedagogical potential aesthetically formed environment of the school, proves the effectiveness of the environmental methods in cultural and moral education of students. In the cultural-educational process in secondary school are extremely effective environmental methods, i.e. methods for special target environment and conditions of educational process of high school. The author proves that combining aesthetics and pedagogy, creating the basis of formative school space can increase the efficiency and quality of education. Contains materials about aesthetically organized environment of educational institutions schools. It is proved that environmental aesthetic means of cultural and educational development of pupils have high value-forming potential, and are extremely effective pedagogical solutions that can productively be used in schools of different types.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы культурно-воспитательного процесса средней школы: опыт заведений интернатного типа»

А

ЖИОАОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ ЗАВЕДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА УДК 37.031 н. В. Боос

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов "ШИК 16"»

В статье рассматриваются проблемы организации культурно-воспитательной среды средней школы при применении теоретико-методологических основ аксиологического подхода. В культурно-воспитательном процессе средней школы исключительно эффективными являются средовые методы, то есть способы специальной целевой организации среды и условий педагогического процесса средней школы. Автор анализирует педагогический потенциал эстетически сформированной среды школы, доказывает эффективность средовых методов в культурном и нравственном воспитании учащихся. Автор отмечает, что объединение эстетики и педагогики, создание на их основе формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество образования. Приводятся материалы об эстетически организованной среде образовательных учреждений — интернатов. Обосновывается, что средовые художественно-эстетические средства культурно-воспитательного развития школьников обладают высоким ценностно формирующим потенциалом и являются исключительно эффективными педагогическими решениями, которые могут продуктивно использоваться в школах различных типов. Ключевые слова: школа, педагогический процесс, нравственные ценности, культура, воспитание, общеобразовательная школа-интернат.

N. V. Boos

The state budgetary educational institution of the city of Moscow

"School with profound studying of the separate subjects "CHIC 16"",

Government of Moscow City, Prospect Mira, 123, 129223, Moscow, Russian Federation

AXIOLOGICAL BASIS OF CULTURAL-EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL: THE EXPERIENCE OF INSTITUTIONS PROVIDING RESIDENTIAL CARE

In the article the problems of organization of cultural and educational environment of high school when applying the theoretical and methodological foundations of axiological approach. The author analyzes the pedagogical potential aesthetically formed environment of the school, proves the effectiveness of the environmental methods in cultural and moral education of students. In the cultural-educational process in secondary school are extremely effective environmental methods, i.e. methods for special target environment and conditions of educational process of high school. The author proves that combining aesthetics and pedagogy, creating the basis of formative school space can increase the efficiency and quality of education. Contains materials about aesthetically organized environment of educational institutions — schools. It is proved that environmental aesthetic means of cultural and educational development of pupils have high value-forming potential, and are extremely effective pedagogical solutions that can productively be used in schools of different types. Keywords: school, pedagogical process, moral values, culture, education, boarding school.

БООС НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА — директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов "ШИК 16"» BOOS NADEZHDA VALENTINOVNA — Director of the state educational institution of secondary school "SHIK 16"

e-mail: nadusha616@mail.ru © Боос Н. В., 2015

^ Социально-культурная деятельность

Начало XXI века — время инновационных технологий, модернизации экономики и реформ образования. Несмотря на многочисленные кризисные явления, осложняющие социально-экономическое развитие нашей страны, образовательная инфраструктура видимым образом совершенствуется, появляются новые типы и виды учебных заведений, внедряются новые подходы и пересматриваются, казалось бы, хорошо знакомые, но недостаточно полно применяемые теоретико-методологические основания образовательного и воспитательного процесса. Образование — единая система, но некоторые её элементы реализуют системообразующие задачи, и в образовании таким краеугольным камнем является среднее общее образование.

Именно на этапе получения среднего общего образования ребёнок интенсивно развивается как личность и приобретает весь комплекс социально значимых качеств, окончательное формирование которых происходит в процессе получения профессионального образования и дальнейшей социализации. Школа закладывает основы культуры и созидательных свойств человека, прививает ему ценности этики и эстетики. Фактически только в школе растущий человек встречает организованное и массированное воспитательное воздействие, в связи с чем даже пример семьи и улицы не столь сильно влияет на становление растущей личности, как школа. Поэтому культурно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы должен быть обеспечен эффективными теоретико-методологическими основаниями.

Современные стандарты среднего (общего) образования ориентированы на два важнейших методологических подхода — лично-стно-ориентированный и компетентностный. Будучи приоритетными в деле обеспечения индивидуальной образовательной траектории в меняющихся условиях социальной среды, данные подходы исключительно эффективны в реализации обучающего потенциала школы и используются именно для этого [3; 6]. Но воспитательная и особенно культурно-

воспитательная составляющая педагогического процесса средней школы нуждается в применении и иных, более специализированных подходов.

Безусловная связь между системой личностных нравственных ценностей и культурным поведением человека определяет значимость аксиологического, или ценностно-ориентированного подхода в культурно-воспитательном процессе средней школы. сформировать систему гуманистических, высоких нравственных ценностей — значит сделать человека культурным, а нравственные ценности в культурно-воспитательном процессе средней школы определяют приоритетность аксиологического подхода [1]. Однако реализован на практике он может быть по-разному.

Простое объяснение сущности и содержания нравственных ценностей обычно представляется детям и подросткам скучным и малоинформативным. Ребёнок лучше воспринимает дело, а не только слово. Несмотря на то, что слово обязательно должно быть компонентом воспитательного воздействия, основная нагрузка должна ложиться не на него. Достаточно хорошо как педагогический метод зарекомендовал себя пример, но он наиболее эффективен в педагогическом процессе как обоснование нравственного выбора, будучи слишком узкоцелевым и ограниченно применимым в условиях необходимости выработки культурных, нравственно-эстетических, а не просто нравственных качеств личности. Поэтому при всей значимости примера и объяснения, они не должны быть единственными средствами реализации культурно-воспитательного воздействия в средней школе.

В соответствии с позициями ряда современных исследователей [2; 4; 8], а также основываясь на собственном опыте, мы можем утверждать, что в культурно-воспитательном процессе средней школы исключительно эффективными являются средовые методы, то есть способы специальной целевой организации среды и условий педагогического процесса. сама школа, её обстановка, интерьеры, оформительские и информационные решения

могут нести воспитательный потенциал ничуть не менее результативно, чем действия педагогов. Поэтому эстетически организованная среда учебного заведения, применение потенциала искусства в школе, организационные условия её педагогического процесса должны быть в полной мере ориентированы на задачи культурного воспитания школьников.

Та среда, в которой живёт и развивается человек, во все культурно-исторические эпохи призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как личности и части общества. В этом отношении учебно-воспитательному пространству школы принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом. Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение [4]. Школа нуждается в разработке и реализации современных проектов формирования среды, которые позволят с помощью создания определённого визуального образа связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое, что даст возможность целенаправленно использовать их в процессе ценностно-ориентированного воспитания личности ребёнка.

Преимуществом эстетически организованного учебно-воспитательного пространства школы является его способность повышать мотивацию учителя к педагогической деятельности и мотивацию ребёнка к обучению, формировать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно её оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, развивать коммуникативные навыки, прививать позитивное отношение к культуре и искусству, формировать нравственные ценности культуры.

Сегодня всё больше школ, решая проблему эстетизации среды учебного заведения, уделяют внимание и созданию художественно организованных школьных интерьеров. Но большинство школ выстроено по проектам

прошлых лет, когда данной проблеме не уделялось должного внимания, при их проектировании не всегда прорабатывались вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматривались элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладывались малые архитектурные формы и элементы наглядной агитации, не учитывались психологические и физиологические особенности детей различных возрастов (различных ступеней обучения).

В учебно-воспитательном пространстве школы сильное воздействие на состояние человека, особенно на его зрение, оказывает видимая среда, её насыщенность зрительными элементами. Всю видимую среду условно можно разделить на две части — естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная визуальная среда всё больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние [4]. При проектировании искусственной среды школы должна ставиться не только в широком смысле эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объёмно-пространственную структуру — город, здание, интерьер — можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Объединение эстетики и педагогики, создание на их основе формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество образования. Но проблемы, с которыми ежедневно приходится сталкиваться всем педагогическим коллективам, неизменны и едины как для общеобразовательных школ различных видов — с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев, так и для учреждений интернатного типа, то есть не зависят от типа и вида учебного заведения.

В нашем опыте организации деятельно-

^ социально-культурная деятельность

сти образовательного учреждения интернатного типа (ныне ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов "ШИК 16"») мы постарались решить такие проблемы, как привлечение профессионалов в области педагогики и искусства, которые могли бы сформировать и использовать культурно-воспитательную среду школы, а также обращали особое внимание на учёт сложных жизненных обстоятельств детей, обучающихся в подобных учебных заведениях. Притом что на сегодняшний день наше учебное заведение отказалось от статуса интерната и эволюционирует в сторону общеобразовательной школы с группами круглосуточного пребывания, для детей оно является домом, а не только местом кратковременной учёбы. Именно поэтому значимость использования средо-вых технологий особенно велика.

Посредством художественной организации среды школы мы доказали, что существует возможность эстетизации школьного учебно-воспитательного пространства, с тем чтобы оно полностью соответствовало задачам педагогического процесса, обеспечивало целостность воздействия на интеллект и эмоции ребёнка, а формирующие возможности пространства полностью использовались бы в учебном процессе. учитель должен не только понимать значение эстетизации школьной среды, организовывать её, основываясь на знании принципов дизайна, а не на интуитивном понимании, как надо украшать помещения, но и вовлекать учеников в эту деятельность. В процессе совместной деятельности необходимо научиться формировать эстетический образ школьного интерьера через художественную выразительность и гармонизацию внутреннего пространства с одновременным обеспечением комфортности помещений.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать её образ, особую среду как интегрированную ценность, её психологическое состояние, родственное познавательной и

творческой активности ребёнка. Именно поэтому средства формирования культурно-воспитательной среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых, — единственное основание и неформальный ход в «оживлении» или изменении качества школьного пространства.

Эстетически правильно организованное пространство школы не только улучшает самочувствие детей, но и способствует повышению качества их обучения, так как у учащихся возрастает интерес к учёбе, а сама учёба приобретает качества ценности. основное требование, которое нужно учесть при организации интерьера, — это помнить о назначении каждого школьного помещения. особое внимание следует уделять цветовому решению помещений, созданию жизнерадостной палитры; впрочем, выбор цвета того или иного элемента помещения напрямую зависит от его назначения.

В практике ГБОУ «ШИК 16» мы обратились не только к созданию художественно оформленной среды, но и к массовому и ненавязчивому вовлечению детей и педагогов в организацию праздников, причём постепенно охват подобными программами контингента учащихся достиг 70—80% школьников. Фактически учителя и дети стали деятельными участниками постоянного процесса формирования культурной среды и событий культурной жизни школы, что определило особый, созидательный дух этого учебного заведения. Творческая среда и творческая деятельность — лучшие средства нравственного и культурного воспитания.

таким образом, можно утверждать, что средовые художественно-эстетические средства культурно-воспитательного развития школьников обладают высоким ценностно формирующим потенциалом и являются исключительно эффективными педагогическими решениями, которые могут продуктивно использоваться в школах различных типов.

Примечания

1. Аксиологический подход в образовании: теория и практика : международный сборник научных трудов / под общ. ред. М. И. Лукьяновой, Е. А. Лодатко. Ульяновск, 2013. 504 с.

2. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учебное пособие для вузов. Москва : ВЛАДОС, 2004. 220 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

4. Культурно-воспитательная среда: становление и развитие / Е. А. Михайлычев и др. Таганрог : Издательский центр Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова, 2008. 222 с.

5. Культурно-развивающий и воспитательный потенциал современного образования : материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 1 декабря 2011 г.) / сост. и отв. ред. С. Н. Вачкова, Г. М. Коджаспирова. Москва : Экон-Информ, 2012. 626 с.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва : Школа-Пресс, 2008. 512 с.

7. Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика : материалы II Всероссийской научно-практической заочной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Сибирского государственного технологического университета (Красноярск, 23 апреля 2010 г.) / редколлегия: В. В. Огурцов и др. Красноярск : СибГТУ, 2010. 432 с.

8. Щуркова Н. Е. Воспитательный процесс в школе : [книга-справочник]. Москва : НОУ Центр "Педагогический поиск", 2011.

References

1. Lukyanova M. I., Lodatko E. A., ed. Aksiologicheskiy podkhod v obrazovanii: teoriya i praktika [Axiological approach in education: theory and practice]. Ulyanovsk, 2013. 504 p.

2. Eroshenkov I. N. Kul'turno-vospitatel'naya deyateTnost sredi detey i podrostkov [Cultural and educational activities among children and adolescents]. Moscow, Humanities Publishing Center "VLADOS", 2004. 220 p.

3. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovani [Key competence as effective-target basis of competence approach in education]. Moscow, Research center of problems of quality of training of specialists, 2004. 38 p.

4. Mikhaylychev E. A., etc. Kul'turno-vospitatel'naya sreda: stanovlenie i razvitie [Cultural-educational environment: formation and development]. Taganrog, 2008. 222 p.

5. Vachkova S. N, Kodzhaspirova G. M, ed. Kul'turno-razvivayushchiy i vospitatel'nyy potentsial sovremennogo obrazovaniya: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov i studentov (Moskva, 1 dekabrya 2011 g.) [Cultural-developmental and educational potential of modern education: materials of scientific-practical conference of teachers, postgraduates and students (Moscow, 1 December 2011)]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2012. 626 p.

6. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ. [School-press Publ.], 2008. 512 p.

7. Ogurtsov V. V., ed. Sovremennyy uchebno-vospitatel'nyy protsess: teoriya i praktika: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 80-letiyu Sibirskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta (Krasnoyarsk, 23 aprelya 2010 g.) [Modern teaching and educational process: theory and practice: materials II of the All-Russian scientific and practical correspondence conference with the international participation devoted to the 80 anniversary of the Siberian state technological university (Krasnoyarsk, on April 23, 2010)]. Krasnoyarsk, Publishing house of Siberian State Technological university, 2010. 423 p.

8. Shchurkova N. E. Vospitatel'nyy protsess v shkole: kniga-spravochnik [The educational process in the school. Book Directory]. Moscow, Center "Teaching Search" Publ., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.