7. Chomsky N. Aspekte der Syntax-Theorie. Frankfurt, 1969.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 6.
9. Ожегов С. Ю., Шведова Н. В. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2005.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования. Мин. обр. РФ, реш. от 11 октября 2000 г.
11. Краевский В. В. Воспитание или образование? // Педагогика. 2001. № 3. С. 9-10.
12. Компетентностный подход в педагогическом образовании. С. 8.
13. Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Барселона: Юнеско, 1998.
14. Качественное образование для всей молодежи: вызовы, тенденции и приоритеты: междунар. конф. по образованию. Женева, 8-11 сентября. 2004.
15. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Лиссабон, март 2000 года. URL: http: //www.znanie.org/docs/memorandum.html
16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
17. eLearning - Планирование завтрашнего образования. Сообщение Комиссии Европейского Сообщества. URL: http://europa.eu.int/comm/information_ society/ europe/ documentation/ index_en.htm
18. Recommendations on the application of the Training degree profiles and competences for the purpose of international credential evaluation, 2006. URL: http: //www.enic-naric.net
19. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe //Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997.
20. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
21. Recommendations on the application of the Training degree profiles and competences for the purpose of international credential evaluation, 2006. URL: http: //www.enic-naric.net
22. Selection of key competencies, -Executive Summary-DeSeCo Project Web. URL: www.oecd.org/edu/ statistics/deseco
23. Key competencies for a successful life and a well-functioning society (2003) D. S. Rychen and L. H. Salganik (eds.); Contributions to the second DeSeCo symposium (2003) D. S. Rychen, L. H. Salganik, and M. E. McLaughlin (eds.). URL: www.deseco.admin.ch
24. Компетентностный подход в педагогическом образовании. С. 9.
25. Каган M. С. Наука и ценности. Проблема интеграции естественного и социогуманитарного знания. Л., 1990. С. 52.
26. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
27. Компетентностный подход в педагогическом образовании. С. 10.
28. Философская теория ценностей / С.-Петерб. гос. ун-т; Акад. гуманитар. наук. СПб.: Петрополис, 1997.
29. Грановская Р. M. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994.
30. Баранов П. А. Дифференцированный подход в постдипломном педагогическом образовании: монография. СПб.: СПб ГУМП, 2003. C. 151.
31. Там же.
32. Компетентностный подход в педагогическом образовании. С. 14.
33. Там же. С. 130-131.
34. РТР 01.09.2007 Национальный интерес. URL: http:// www.mon.gov.ru/ press/ smi/4096/
УДК 37.014.3
Н. С. Александрова, Р. А. Яббарова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ У ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье раскрыты теоретико-методические аспекты вопроса формирования образа семьи у воспитанников школы-интерната в ключе личностно-ори-ентированного подхода. Проанализированы основные подходы к построению практики семейного воспитания в условиях школы-интерната на традициях народной педагогики.
The article analyses theoretic-methodical aspects of forming the image of the family in boarding school pupils in the context of personality-oriented approach. Basic approaches to the family upbringing practice in boarding-schools are analysed with the special emphasis on national pedagogy traditions.
Ключевые слова: образ семьи, школа-интернат, средства народной педагогики.
Keywords: family image, boarding school, means of national pedagogy.
В современных социокультурных условиях стала широко разрабатываемой проблема воспитания ценностного отношения к семье у подрастающего поколения. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Н. И. Демидова, Т. В. Кузнецова, Т. В. Лодкина, Е. Л. Никитина и др.) к проблемам семьи и воспитания будущего семьянина в современной России. Действительно, только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни: супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности.
Одной из важных негативных характеристик современного общества является рост количества детей, лишенных родительского попечения (социальных сирот) и воспитывающихся в различных интернатных учреждениях. В начале XXI в. в России насчитывается более миллиона таких детей. При этом более 80% из них - социальные сироты, лишившиеся родителей по социально-эко-
© Александрова Н. С., Яббарова Р. А., 2010
номическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент детских домов и школ-интернатов. Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В частности, проблемы воспитания детей-сирот отражены в работах А. М. Аксенова, Р. Н. Гречаник, О. А. Карсаковой, Т. А. Ромашовой, А. М. Савельева и др.
Исключение из общей системы формирования личности ребенка фактора влияния семьи резко ограничивает возможности усвоения индивидом социального опыта, самоопределения, самосознания и самореализации. Ограниченные возможности в формировании семейных ролевых представлений и образов являются одним из факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию воспитанников интернатных учреждений.
Мы предполагаем, что целенаправленная работа по устранению последствий социальной деп-ривации, включающая в себя создание представления о семейных ролях и позитивных представлений о будущем, стимулирование рефлексии и самопознания, способна позитивно изменить образ семьи у детей-сирот.
Анализ научной литературы и многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что стихийно формирующиеся у сирот представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с исключением фактора семьи, пребыванием до школы-интерната в неблагополучных семьях, кризисными явлениями в современной семье. Такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи и сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности (О. А. Карсакова, Н. А. Ко-рягина и др.).
Наше исследование направлено на поиск эффективных средств формирования образа семьи у воспитанников школ-интернатов. Мы предполагаем, что ими являются средства народной педагогики (фольклорные жанры, игра, труд, традиции, обряды и др.). Проведенный анализ научной литературы показал, что изучение возможностей народной педагогики в формировании образа семьи у младших школьников школы-интерната не проводилось.
Народная педагогика, воспроизведение ее ис-торико-педагогического опыта и возрождение на этой основе прогрессивных традиций семейного воспитания приобретают особую актуальность в настоящее время, когда российская семья претерпевает значительные изменения, которые ха-
рактеризуются деградацией семейного образа жизни: снижением престижа семьи, увеличением количества разводов, разрушением духовно-нравственных основ семьи. Внимание к семье обусловлено противоречием между огромным ее значением как социального института, постоянно растущей актуальностью социального заказа, отраженной в государственных документах и программах («Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), и усилением дестабилизации семьи, которое отмечают практически все исследователи проблемы.
В современных теориях и подходах отражается процесс формирования отдельных характеристик образа семьи у дошкольников, младших школьников и подростков. При этом специалисты, отмечая отсутствие у детей целостного «образа семьи», «программируют» развитие фрагментарного образа, ограничиваясь формированием конкретных представлений.
Анализируя психолого-педагогические работы последних лет, мы сделали вывод: в тексте некоторых работ используется понятие «образ семьи», но возникают лишь «фрагменты» этого образа (чаще когнитивный); в ряде работ элементы «образа семьи» формируются как побочный продукт исследований, посвященных трудовой, досуговой деятельности детей; в исследованиях так или иначе решается проблема подготовки будущего семьянина.
Теоретические основы «образа семьи» разработаны в единичных исследованиях (Н. И. Демидова, Т. В. Кузнецова). Так, работа Н. И. Демидовой посвящена формированию образа семьи у дошкольников, воспитывающихся в семье. Демидова, обращаясь в своем исследовании к генезису понятия «образа семьи», родовым понятием для которого является понятие «образ мира», рассматривает, как оно наполнялось конкретным содержанием, какова его структура, функции, характеристики. «Образ семьи», по ее мнению, включен в «образ мира», поэтому ему свойственны все те же характеристики, что и «образу мира». «Образ семьи» раскрывается в четырех типах категоризации (денотативная, коннотатив-ная, ценностная, мотивационная), фиксирующих его содержание как в представлениях детей о членах семьи, их ролях, интересах, занятиях, домашнем хозяйстве, семейном укладе, своей родословной, семейных традициях, так и в форме эмоциональных оценок, ценностных установок и мотивации иметь в будущем свою собственную семью. Работа Т. В. Кузнецовой, посвященная формированию адекватного «образа семьи» у старшеклассников, по существу рассматривает условия становления адекватного «образа семьи»,
хотя теоретическое осмысление самого понятия «образ семьи» отсутствует.
Подчеркнем, что ценность формирования «образа семьи» у ребенка заключается в том, что он определяет степень социализации ребенка, ориентируя его на усвоение семейных ролей (мужа и жены, отца и матери), на этические принципы семьи (любовь, взаимное уважение и поддержка). Однако на каждом этапе психического развития существует свой особый образ семьи. При этом на разных ступенях онтогенеза у ребенка может быть как два образа семьи - «своя» и «идеальная», так и один, обобщенный (совмещенный) образ семьи. Особенности образа семьи непосредственно связаны со спецификой развития самосознания ребенка, социальными условиями.
Формирование образа семьи является важным фактором социализации ребенка. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей-сирот, которые находятся вне воспитательного института семьи, большинство из которых до попадания в школы-интернаты воспитывались в неблагополучных семьях и чьи представления о семейной жизни далеки от идеала.
Анализ исследований позволил нам сделать вывод о том, что особенности младшего школьника создают благоприятные предпосылки для формирования образа семьи. Рассматривая вопрос целесообразности формирования образа семьи у детей младшего школьного возраста, мы исследовали возрастные характеристики данного периода развития личности и выделили общие черты личности, которые способствуют формированию образа семьи: активное развитие познавательного интереса к явлениям окружающей жизни; единство эмоциональных и познавательных процессов; воспитание нравственных чувств на основе эмоциональных переживаний в творческой (игровой) деятельности; стремление следовать нравственным нормам, принимая на веру все, что определит взрослый; большая внушаемость и восприимчивость к усвоению морально-нравственных представлений; склонность совершать полезные дела в присутствии взрослых, на виду у людей и др.
Особое внимание в формировании образа семьи у воспитанников школы-интерната мы уделяем средствам воспитания в народной педагогике, под которыми понимаются различные виды деятельности (игра, труд, учеба и т. д.), а также совокупность предметов и объектов культуры (пословицы, поговорки, сказки, легенды, эпос, музыкальное искусство и т. д.). Наиболее продуктивными средствами, на наш взгляд, являются фольклорные жанры, игра, труд, традиция. Например, многие жанры народного фольклора нацелены на воспитание будущего семьянина: в них в занимательной форме ребёнок постигал
«этический кодекс» семейных отношений, идеальные модели полоролевого поведения.
Потенциал средств народной педагогики в воспитании будущего семьянина состоит в многофункциональной значимости и универсальности этих истоков воспитания личности воспитанника школы-интерната, он направлен на воссоздание и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются представления детей о составе семьи, семейных ролях, обязанностях, формируется эмоционально-ценностное отношение к семье, а также складывается и совершенствуется характер поведения воспитанника по отношению к себе, семье и окружающим людям. Все это имеет большое прогностическое значение, ориентируя воспитанников школы-интерната на создание в будущем своей семьи на основе этических принципов (любовь, взаимное уважение и поддержка).
Учитывая все вышесказанное, мы разработали и апробировали методику формирования образа семьи младших школьников средствами народной педагогики в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Работу по формированию и коррекции образа семьи у воспитанников школы-интерната мы начали с психолого-педагогической подготовки к этому процессу педагогического коллектива. Педагогам предстояло познакомиться и проникнуться идеями разработанной нами программы формирования «образа семьи» у младших школьников школы-интерната.
Работа с воспитанниками школы-интерната проходила на основе разработанной нами программы формирования образа семьи «Воспитание будущего семьянина». Работа по авторской программе опиралась на использование в работе средств народной педагогики: музыки, народной песни, сказки, фольклора, природы, традиций, обрядовых и народных праздников. В процессе знакомства с различными средствами народной педагогики дети получили знания о семейных ценностях, обычаях и домашнем быте народа.
В ходе реализации разработанной программы апробировались уроки и занятия, классные и внеклассные, опирающиеся на систему упражнений и заданий по формированию образа семьи младшего школьника средствами народной педагогики.
В экспериментально-опытной работе с детьми мы определили следующие блоки: «Семья и дом», «Домашнее хозяйство», «Семейные традиции».
Технология обогащения и коррекции «образа семьи» выстраивалась с тематического блока «Семья и дом». Мы осознавали деликатность, этичность проблемы формирования «образа семьи» у воспитанников школы-интерната, понимали, что
акцентирование внимания детей на структуре семьи могло усилить их психологический дискомфорт. Поэтому в центр работы поставили осознание детьми эмоциональных взаимоотношений в семье. В связи с этим приоритет отдали произведениям народного фольклора. Острые и проблемные вопросы, поднимавшиеся учителями на уроках чтения, помогали ученику рассказать о прочитанном, об увиденном и услышанном, а также о своих переживаниях, основанных на образах, созданных народом, и осознании его моральной основы.
Мы начинали работу с формирования представлений о доме, со сказок о животных, где персонажи не наделены четкими социальными ролями - «Зимовье зверей», «Заяц, лиса и петух», «Кот, петух и лиса»; пословицы «В тесноте, да не в обиде», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Дома и стены помогают». Затем перешли к изучению сказок, где персонажи играют семейные роли, выполняют обязанности по дому. При этом каждый ребенок убеждался в многообразии своих социальных ролей в семье: дочки, внучки, сестры, племянницы и т. д. Затем дети обыгрывали воображаемые игровые ситуации по многопоколенной и нуклеарной семье, что способствовало обобщению их представлений. Театрализованные, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гостях у дедушки и бабушки» позволяли детям на практике воспроизвести полученные на уроках чтения знания, примерить на себя различные семейные роли, эмоционально окрасить их.
В рамках тематического блока «Домашнее хозяйство» мы содействовали расширению у детей школы-интерната представлений о домашних обязанностях, воспитывая уважительное и ответственное отношение к труду как неотъемлемой части семейного быта. Мы также формировали навыки самообслуживания, трудовые навыки, обогащали представления детей о социальных ролях, привлекая средства народной педагогики (пословицы о труде, сказки, предметы домашнего хозяйства русского и татарского народов). Центральное место в этом блоке принадлежало
кружковой работе («Домашняя мастерская», «Фабрика рукодельных изделий», «Смак» и др.).
Обучающий этап блока «Семейные традиции» включал ознакомление с традициями семьи в учебной деятельности: на уроках чтения дети узнали о традициях праздновать дни рождения, вести семейный альбом, встречать в семейном кругу различные праздники, вместе проводить выходные, выезжать на природу, участвовать в спортивных мероприятиях и т. д. В рамках этого блока были обыграны народные традиции. Например, задачами игры «Свадьба» было познакомить воспитанников в игровой форме с обязанностями мужа и жены в семье, воспитывать взаимоуважение, ответственность за жизнь других членов семьи и др.
Таким образом, формирование образа семьи воспитанников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики происходит наиболее эффективно при условии их самостоятельной деятельности в развивающей среде. Анализ теоретических аспектов изучаемого направления позволил нам уточнить сущность образа семьи у воспитанников школ-интернатов, которая характеризуется совокупностью представлений о составе семьи, семейных ролях, домашнем хозяйстве, ценностного отношения к семье, мотивации иметь в будущем свою семью, имеющих прогностическое значение.
Разработанная и экспериментально проверенная программа «Воспитание будущего семьянина» как методический аспект этого направления представлена тематическими блоками «Семья и дом», «Домашнее хозяйство», «Семейные традиции», разработанными на материале народных игр, игрушек, фольклора. Методика формирования у воспитанников школ-интернатов образа семьи средствами народной педагогики реализуется посредством поэтапного формирования знаниевого, ценностного, мотивационного компонентов; создания положительно-эмоциональной мотивирующей среды в процессе взаимодействия воспитанников при проигрывании семейных ролей; стимулирования творческой деятельности, направленной на обогащение перспективного образа семьи.