го специалиста-психолога в условиях вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 2004. - 25 с.
12. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. -24 с.
13. ШтанькоВ.И. Информация. Мышление. Це-
лостность: Монография. - Харьков, 1992. - 144 с.
14. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
15. Интернет-источник: Словарь Яндекс [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ %D1%87%D1%82%D0%BE%20% (17.03.2012 г)
УДК 378
Богачева Екатерина Александровна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
kapitolina [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В данной статье, с педагогической точки зрения, проанализировано и раскрыто содержание понятия «качество жизни» как фактор оптимизации качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов.
Ключевые слова: качество жизни студента, оптимизация качества жизни, педагогическая поддержка, поддержка-сотрудничество, воспитательная система куратора.
Исследование качества жизни учащейся молодежи и факторов его определяющих входит в число актуальных задач общественного и социального развития и обуславливает необходимость теоретической и практической ее разработки, выработку методических и организационных подходов к оптимизации качества жизни субъектов образовательного процесса. Особенного внимания к себе требует педагогический аспект качества жизни студентов. Проблема изучения качества жизни студентов, в настоящее время не охвачена научно-педагогическим сообществом.
Говоря о важности изучения данной категории, следует отметить, что качество жизни студента - это степень удовлетворенности потребностей и интересов индивида на каждом уровне развития своей жизни.
Чрезвычайно интересны мнения Н.А. Голикова и Л.М. Федоряк, которые обращаются к понятию качество жизни субъектов образовательного процесса, как особой форме организованной социальнопедагогической системы, требующей постоянного совершенствования качества человека, развития его познавательной активности и способности к творческой созидательной продуктивной деятельности.
По определению Н.А. Голикова качество жизни - это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-либо дефицитов; при этом не исключаются объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллект, физические возможности, а также способность формировать социальные отношения и получать удовольствие [2, с. 31].
Л.М. Федоряк утверждает, что качество жизни человека - это динамично развивающаяся многоаспектная социальная система, обладающая нали-
чием интегративных свойств, обеспечивающих достижение человеком своих целей во взаимодействии со средой - совокупностью внешних и внутренних условий и факторов, способствующих или препятствующих функционированию и развитию элементов системы и ее самой в целом [3, с. 24].
Таким образом, с педагогической точки зрения качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов студентов.
В педагогическом контексте практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности преподавателя конкретно создать для данной личности педагогическое общение взаимодействия преподавателя со студентами для обеспечения достоинства и свободы личности. Именно профессиональное общение преподавателя со студентами в процессе обучения и воспитания позволит создать благоприятный психологический климат, направленный на оптимизацию учебной деятельности. Задаваемые в качестве необходимых, должных, характеристики качества жизни для конкретной личности, определяют для студента желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве поддержки.
Одной из главных слагаемых педагогической деятельности, направленной на повышение качества жизни студентов может быть содействие каждому из них в самореализации, что на самом деле важнее, чем обретение материального благополучия. Следовательно, необходимо развивать способности к самореализации, самосовершенствованию, самопознанию и рефлексии, что и является важным условием осознанного выбора студента.
Таким образом, при подготовке студентов к самореализации необходимо учитывать не только их
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
© Богачева Е.А., 2012
индивидуальные способности, но и возможные изменения личностных качеств к данной профессии. Кроме того, следует отметить, что студент способен к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, готовый проектировать и реализовывать свои профессиональные и образовательные личностные ценности, стремящийся к самореализации и развитию на протяжении всей жизни.
В тоже время, каждый студент хотел бы, чтобы при планировании и проведении его обучения, преподаватель учитывал не только его умственные способности, но и весь спектр индивидуальных проблем в физиологической, психологической, эмоциональной и социальных сферах, выбор и самостоятельность принятия решений. Современный студент в условиях воспитывающей среды, требует всестороннего изучения и развития его ценностных ориентаций и отношения к смыслу получения образования как необходимого и решающего фактора в развитии и совершенствовании качества жизни каждого человека и общества в целом.
Таким образом, качество жизни студента определяет сам студент. Данная категория отражает четыре основные составляющие жизнедеятельности человека - физическую, психологическую, социальную и духовную. Исключительно важным в определении является то, что все функции оцениваются самими студентами, и именно такой способ получения информации о жизни студента делает эти данные чрезвычайно важными.
Педагогически значимыми компонентами качества жизни студентов является социальная и образовательная среда процесса воспитания, жизни и общения студентов и кураторов в вузе и за его стенами.
Е.А. Александрова акцентирует внимание на том факте, что специальная организация образовательной среды и образовательного пространства в целом направлена на ориентацию повышения качества жизни студентов. Данный исследователь считает, что необходимо позволить и куратору и студенту занять авторскую позицию по отношению к разработке (построению) и реализации индивидуальной траектории профессионального становления и развития личности. Причем, специфика воспитывающего пространства вуза заключается в том, что индивидуальные траектории в данном случае являются системообразующими, пространство составляющими [1, с. 82].
Следовательно, информацию о качестве жизни студента преподаватель (куратор) получает в результате активного сотрудничества и доверительного общения со студентом. Данные о качестве жизни, наряду с педагогическим заключением, сделанным кураторами, позволяют составить полную картину о жизни студента, осуществлять наблюдение за деятельностью (образе жизни) субъекта и комплексно оценивать эффективность его обучения.
Важнейшим звеном в системе учебной и вне-учебной воспитательной работы является деятельность куратора. Кураторы консультируют и помогают студентам в разрешении стрессовых ситуаций и освобождении от давления, регулировании настроений, разрешении противоречия в отношениях учащихся разных полов, в межличностных отношениях, оказывают помощь в определении карьерных планов и во взаимодействии с преподавателями. Для студента куратор - это человек и друг, готовый дать мудрый совет и помочь студентам разобраться с возникшими у него жизненными и учебными проблемами.
Таким образом, куратор является активным участником студенческой жизни, который создает условия для саморазвития и самораскрытия будущего специалиста, обретения им системы профессиональных знаний, ценностей, идеалов, опыта профессионального поведения и отношений.
Концептуально то, что именно куратор должен стать центральной фигурой в осуществлении педагогической поддержки студента в образовании. Куратор должен создавать наилучшие условия для развития творческой учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, для развития мотивации студентов, что обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения. Деятельность куратора состоит в том, чтобы поддерживать не только учебную и творческую деятельность студента на протяжении всего курса обучения в вузе, а также помочь ему преодолевать возникшие у него жизненные и учебные проблемы.
Следовательно, педагогическую поддержку студентов можно определить как целенаправленную педагогическую деятельность куратора направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии студентов.
Педагогический ресурс поддержки-сотрудничества уникален: преподаватель помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственные реальные и потенциальные возможности, выстроить варианты решений, выбрать наиболее оптимальный из них.
Педагогическая поддержка направлена на развитие нравственного потенциала студента, способствует повышению его профессиональной творческой активности и креативности. Именно такая активность студентов проявляется в их отношении к учебному процессу, общении, мотивах, интересах, потребностях и желаниях, активной жизненной позиции. Так система педагогической поддержки становится фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.
Таким образом, в процессе оптимизации качества жизни студентов необходимо определить педагогическую деятельность как особый вид высоко-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
147
квалифицированной деятельности творческого характера. Она играет немаловажную роль не только в обучении, но и в воспитании и развитии студентов. Таким образом, педагогическая деятельность должна стать доминирующей:
1) в воспитании активной жизненной позиции у студентов и самосозидании;
2) в самопреобразовании студентов;
3) в формировании потребности у студентов создавать качество жизни, как свое, так и общества.
Именно такая деятельность педагога, по мнению И.Ф. Исаева сможет обеспечить основу самореализации, способна выступать средством самореализации и профессионального самоутверждения. При этом потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности куратора.
Создавая благоприятные условия для оптимизации качества жизни студентов в ходе обучения и воспитания, куратор обязан профессионально обеспечить и развитие качества человека. С помощью педагогической поддержки куратор учит студента через осмысление, видеть себя и свои собственные жизненные ситуации, анализировать их с точки зрения желаний, стремлений и возможностей. Поддержка саморазвития студента позволяет ему успешно решать образовательные и поведенческие задачи, укрепить уверенность в себе, освоить сложную позицию субъекта жизнедеятельности. Это возможно при условии, если куратор понимает, как развить инициативность студента, чтобы воспользоваться результатами активной деятельности для развития личности студента и самостоятельность в учебе и труде.
В данном случае, необходимо стимулирование, побуждающее студентов учиться более эффективно, что является одним из важнейших факторов создания благоприятных условий для повышения качества их жизни, использование в этих целях методов мотивации.
Оптимизировать качество жизни студентов необходимо таким образом, чтобы максимально побудить индивида к деятельности по достижению личных и коллективных целей.
Дополняя вышесказанные идеи, отметим, что оптимизация качества жизни студентов представляет собой процесс, в котором осуществляется система воспитания, в том числе, система кураторства, если качество жизни студентов становится осознаваемой самими студентами. Так же оптимизация качества жизни студентов включает целый комплекс мероприятий, так как важно создавать студентам благоприятные условия и поддерживать их на протяжении всего курса обучения.
Библиографический список
1. Александрова Е.А. Требования к системе воспитательной работы в контексте обеспечения достойного качества жизни студентов современного вуза // Качество жизни субъектов современного образования: Альманах / под ред. Н.А. Голикова. -Тюмень: ТГАКИ, 2008. - С. 34-39.
2. ГоликовН.А. Социальное партнерство в школе: новый взгляд на качество жизни воспитанников // Качество жизни субъектов современного образования: Альманах / под ред. Н.А. Голикова. - Тюмень: Мандр и Ко, 2008. - С. 30-31.
3. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность: Монография. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 296 с.
148
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012