УДК 378
Ярошенко Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент Челябинский государственный университет yaroshsernik@mail. т
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
В статье рассматриваются основные методологические подходы педагогического исследования общенаучного и конкретно-научного уровней, обосновываются и раскрываются методологические подходы формирования конкурентоспособности студентов-выпускников вуза.
Ключевые слова: научные подходы, конкурентоспособность студентов, системный подход, деятельностный подход, компетентностный подход.
Решая различные научные проблемы, важно выбрать правильный «вектор движения». В качестве основы, определяющей поиск разрешения научной проблемы, используют различные методологические подходы, как общенаучного, так и конкретно-научного уровней методологии.
В широком понимании научный подход даёт правильное направление исследователю в поиске ответов на поставленные задачи научного исследования.
«Научные подходы - методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств познания, а также это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении научной проблемы» [15].
В педагогике выделяют большое количество методологических подходов. Условно их можно разделить на общенаучный и конкретно-научный уровни методологии.
Говоря о первом уровне (общенаучном), исследователь, решая педагогические проблемы, опирается на следующие методологические подходы: деятельностный, системный, синергетический, информационный и квалиметрический. Прежде чем говорить об общенаучных методологических подходах формирования конкурентоспособности студентов-выпускников, охарактеризуем выше перечисленные.
С педагогической точки зрения представленной С.А. Смирновым [10], деятельностный подход связан с тем, что личность формируется и проявляется в деятельности, следовательно, требует специальной работы по её отбору и организации для воспитанника, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения.
Системный подход, с точки зрения В.М. Панченко [9], - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. При этом под системой понимают целостную совокупность различных элементов.
Синергетический подход рассматривает педагогические объекты как открытые, сложные самоорганизующиеся системы, развитие которых подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода.
В.И. Штанько [13] определяет информационный подход как способ абстрактно-обобщённого описания и изучения информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений на языке теории информации.
С точки зрения Е.В. Яковлева [14], информационный подход позволяет с единых позиций изучить те аспекты природных и социальных объектов, для которых существенным является процесс информационного обмена.
Квалиметрический подход обеспечивает изучение объекта с использованием идей квалиметрии, то есть научных знаний, изучающих проблемы разработки комплексных, количественных оценок качества любых объектов, явлений, процессов.
Рассмотренные пять общенаучных методологических подходов могут применяться в исследовании различных педагогических проблем, в том числе, и формирования конкурентоспособности студентов, однако об использовании всей совокупности подходов говорить не целесообразно, так как не каждый подход учитывает специфику формирования конкурентоспособности студентов-выпускников. Более точно отражают особенности формирования конкурентоспособных студентов-выпускников подходы конкретно-научного уровня.
К конкретно-научному уровню в педагогике можно отнести такие подходы как: аксиологический, личностно-ориентированный, культурологический, дифференцированный, интегративный, программно-целевой, технологический, партисипатив-ный и другие.
На наш взгляд, прежде чем выделять конкретнонаучные методологические подходы формирования конкурентоспособности студентов-выпускников вуза, необходимо дать общую характеристику перечисленных конкретно-научных подходов, с целью выявления оптимального подхода или их сочетания,
© Ярошенко С.Н., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
143
учитывающего цели и особенности формирования конкурентоспособности студентов в условиях вуза.
Аксиологический подход направлен на изучение явлений с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей и связан с понятием «ценность». По мнению Е.В. Яковлева [14], данный подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности.
Личностно-ориентированный подход, с точки зрения С.М. Вишняковой, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и развития личностных функций преподавателя и обучаемых» [4. с. 152].
Культурологический подход ориентирует образовательный процесс на то, чтобы при его построении учитывались культурные традиции, нормы, ценности между субъектами взаимодействия образовательного процесса.
Дифференцированный подход связан с тем, что достижение эффективности образовательного процесса связано с разделением учебного материала по уровням сложности, делении учащихся по способностям, интересам, наклонностям, а также подбору методов, форм и технологий обучения, учитывающих данные особенности дифференциации учащихся.
Интегративный подход представляет своего рода противоположность дифференцированному подходу, то есть образовательный процесс основан на педагогической интеграции, которая может быть: межпредметная, внутрипредметная, межличностная и внутриличностная.
Программно-целевой подход отталкивается от целевой программы управленческой деятельности, решающей задачи по согласованию педагогических целей с имеющимися ресурсами.
Рассматривая технологический подход, мы придерживаемся точки зрения М.В. Кларина [7], суть которой в том, что основное назначение данного подхода - представить обучение как производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
Партисипативный подход предполагает обеспечение коллективной ответственности и соуправле-ния, а также организацию совместной деятельности на основе сотрудничества.
В последнее время в профессиональном образовании получил широкое распространение компе-тентностный подход, в связи с введением в образовательные стандарты перечня формируемых компетенций, как общекультурного характера, так и профессионального.
Компетентностный подход, в первую очередь, должен согласовываться с результатами образования. С этой позиции понимания компетентностного
подхода нам близка точка зрения Д.А. Иванова. Ком-петентностный подход, акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях [6. с. 13].
В рассмотренные конкретно-научные методологические подходы имеют как положительные, так и отрицательные стороны в решении различных педагогических проблем. Нас интересует решение проблемы по формированию конкурентоспособности студентов-выпускников вуза. По этому, прежде чем определить выбор методологического подхода необходимо уточнить, что мы понимаем под понятием «конкурентоспособность студентов».
Как педагогическое понятие «конкурентоспособность» рассматривается многими исследователями. Исследования этого понятия и процесса его формирования как качества специалиста мы находим в работах В.И. Андреева, А.А. Ангеловского,
О.В. Душкиной, Е.В. Максимовой, Л.М. Митиной, В.А. Оганесова, В.И. Шаповалова, Д.В. Чернилевс-кого и других. Данные учёные показывают сложность и многогранность этого понятия. К сожалению единого понимания «конкурентоспособности» в педагогической науке нет, что в конечном итоге затрудняет или приводит к неоднозначности формирования специалиста, обладающего данным качеством.
Обобщив характерные признаки данного понятия, мы приходим к его собственному пониманию, а именно конкурентоспособность студентов - это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.
Из определения видно, что одним из основных факторов формирования конкурентоспособности студентов вуза являются ключевые компетенции.
Таким образом, можно говорить о том, что одним из методологических подходов может быть ком-петентностый, исследующий формирование конкурентоспособности студентов-выпускников на основе определения наиболее значимых компетенций в профессиональной подготовке.
Анализируя подходы по исследованию формирования конкурентоспособности у студентов в работах А.А. Ангеловского [1], Л.А. Бодьян [2], А.П. Быковой [3], С.Б. Давыдовой [5], Н.Н. Колобко-вой [8], М.М. Шехтер [11], Л.С. Шикиной [12] и других, мы пришли к выводу, что единых методологических подходов исследования данной проблемы нет. Это можно проследить в таблице 1.
На основании данной таблицы мы видим, что есть подходы у некоторых авторов совпадающие (например, аксиологический), но в основном их совокупность у каждого исследователя своя, то есть,
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
Таблица1
Методологические подходы в изучении конкурентоспособности студентов
Ф.И.О. исследователя Методологический подход
Ангеловский А.А. [1] Системный и личностно-профессиональный подходы
Бодьян Л.А. [2] Контекстно-модульный подход
Быкова А.П. [3] Аксиологический, культурологический, диалоговый, контекстный, системный подходы
Давыдова С.Б. [5] Компетентностный подход
Колобкова Н.Н. [8] Деятельностный, компетентностный и личностный подходы
Шехтер М.М. [11] Акмеологический подход
Шикина Л.С. [12] Аксиологический (ценностный), системный и системный анализ, личностный и деятельностный подходы
нет единообразия методологических подходов в изучении конкурентоспособности студентов, также как нет и одного доминирующего подхода, например: деятельностного или компетентностного. А это затрудняет процесс формирования конкурентоспособности у выпускников вуза в условиях уровневой системы подготовки.
В определении «конкурентоспособности студентов» мы выделяем такой компонент, как способность достижения успеха в профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, исходя из ранее перечисленных характеристик конкретно-научных методологических подходов, наиболее раскрывается данный компонент на основе личностно-ориентированного подхода. Этот подход будет способствовать построению деятельности участников образовательного процесса на основе уважения к личности, доверия к ней, целостного взгляда на студента и преподавателя, концентрации внимания на развитии личности, создании ситуации успеха.
В целом мы понимаем, что формирование конкурентоспособности студентов-выпускников носит не изолированный характер в профессиональной подготовке вуза, а является элементом системы подготовки специалиста в образовательном процессе. С этой точки зрения мы считаем целесообразно использование в исследовании и построении модели формирования конкурентоспособного студента системного методологического подхода.
Подготовка специалиста в вузе связана с различными видами учебно-профессиональной деятельности, в результате чего мы не просто формируем конкурентоспособного студента, а профессионала с определёнными качествами личности, умеющего их мобилизовать для достижения профессиональных целей.
Обобщая всё выше изложенное, можно сделать вывод:
- во-первых, конкурентоспособность выпускников вуза нужно рассматривать как способность достижения ими успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных;
- во-вторых, формирование конкурентоспособных выпускников вуза осуществляется на основе различных методологических подходов, но основанием этого процесса является: системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетен-тносный подходы.
Библиографический список
1. А нгеловский А .А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
2. Бодьян Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстномодульного подхода: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009. - 24 с.
3. БыковаА.П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 23 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ, 1999. - 538 с.
5. Давыдова С.Б. Формирование конкурентоспособного специалиста-менеджера на основе ком-петентностного подхода в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.
6. ИвановД.А., МитрофановК.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1986. - 80 с.
8. Колобкова Н.Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 23 с.
9. Панченко В.М. Теория систем. Методологические основы. - М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов и др. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
11. Шехтер М.М. Акмеологический подход к формированию конкурентоспособности будуще-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
145
го специалиста-психолога в условиях вуза: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Иваново, 2004. - 25 с.
12. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. -24 с.
13. ШтанькоВ.И. Информация. Мышление. Це-
лостность: Монография. - Харьков, 1992. - 144 с.
14. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
15. Интернет-источник: Словарь Яндекс [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ %D1%87%D1%82%D0%BE%20% (17.03.2012 г)
УДК 378
Богачева Екатерина Александровна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
kapitolina [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В данной статье, с педагогической точки зрения, проанализировано и раскрыто содержание понятия «качество жизни» как фактор оптимизации качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов.
Ключевые слова: качество жизни студента, оптимизация качества жизни, педагогическая поддержка, поддержка-сотрудничество, воспитательная система куратора.
Исследование качества жизни учащейся молодежи и факторов его определяющих входит в число актуальных задач общественного и социального развития и обуславливает необходимость теоретической и практической ее разработки, выработку методических и организационных подходов к оптимизации качества жизни субъектов образовательного процесса. Особенного внимания к себе требует педагогический аспект качества жизни студентов. Проблема изучения качества жизни студентов, в настоящее время не охвачена научно-педагогическим сообществом.
Говоря о важности изучения данной категории, следует отметить, что качество жизни студента - это степень удовлетворенности потребностей и интересов индивида на каждом уровне развития своей жизни.
Чрезвычайно интересны мнения Н.А. Голикова и Л.М. Федоряк, которые обращаются к понятию качество жизни субъектов образовательного процесса, как особой форме организованной социальнопедагогической системы, требующей постоянного совершенствования качества человека, развития его познавательной активности и способности к творческой созидательной продуктивной деятельности.
По определению Н.А. Голикова качество жизни
- это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-либо дефицитов; при этом не исключаются объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллект, физические возможности, а также способность формировать социальные отношения и получать удовольствие [2, с. 31].
Л.М. Федоряк утверждает, что качество жизни человека - это динамично развивающаяся многоаспектная социальная система, обладающая нали-
чием интегративных свойств, обеспечивающих достижение человеком своих целей во взаимодействии со средой - совокупностью внешних и внутренних условий и факторов, способствующих или препятствующих функционированию и развитию элементов системы и ее самой в целом [3, с. 24].
Таким образом, с педагогической точки зрения качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов студентов.
В педагогическом контексте практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности преподавателя конкретно создать для данной личности педагогическое общение взаимодействия преподавателя со студентами для обеспечения достоинства и свободы личности. Именно профессиональное общение преподавателя со студентами в процессе обучения и воспитания позволит создать благоприятный психологический климат, направленный на оптимизацию учебной деятельности. Задаваемые в качестве необходимых, должных, характеристики качества жизни для конкретной личности, определяют для студента желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве поддержки.
Одной из главных слагаемых педагогической деятельности, направленной на повышение качества жизни студентов может быть содействие каждому из них в самореализации, что на самом деле важнее, чем обретение материального благополучия. Следовательно, необходимо развивать способности к самореализации, самосовершенствованию, самопознанию и рефлексии, что и является важным условием осознанного выбора студента.
Таким образом, при подготовке студентов к самореализации необходимо учитывать не только их
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
© Богачева Е.А., 2012