удк 378
ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Е. А. Богачева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме оптимизации качества жизни учащейся молодежи; уделяется особое внимание основополагающим педагогическим принципам оптимизации в учебно-воспитательном процессе в вузе.
Ключевые слова: педагогические принципы, оптимизация, качество жизни студентов.
Pedagogical Principles of optimization of students' Life Quality in a High Educational Establishment
E. A. Bogacheva
The paper focuses on the problem of the optimization of students' life quality. This article gives close attention to the main concepts and suggests principles to optimizing the students' life quality in educational process in a high educational establishment.
Key words: pedagogical principles, optimization, student's life quality.
В современных условиях оптимизация качества жизни студентов базируется на их духовных и нравственных ценностях и находится в неразрывной связи с самореализацией учащейся молодежи в различных значимых для них сферах жизнедеятельности. В этом контексте важным условием оптимизации является воспитательная работа с доминирующей в ней ролью куратора. С одной стороны, этот факт никем не оспаривается и сегодня наблюдается возрождение традиций института кураторства, с другой стороны, в вузах до сих пор отсутствует целенаправленная работа кураторов, нацеленная на оптимизацию качества жизни студентов, причем во всех сферах их жизнедеятельности. Таким образом, изучение этой проблемы является перспективным направлением педагогических исследований.
В педагогике существует система Ю. К. Бабанского, предлагающая выбор такой методики проведения, оптимизации, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Применительно к нашему исследованию - чтобы повысить качество жизни студентов, необходимо осуществить оптимизацию учебно-воспитательного процесса именно в вузе. Это будет осуществление наилучшего и благоприятного для данных условий варианта учебно-воспитательной работы преподавателя.
Опираясь на работы Н. А. Голикова,
В. О. Мандыбура, В. И. Орлиогло, Л. М. Федоряк и др., мы рассматриваем оптимизацию качества
жизни студентов как процесс, имеющии свою временную протяженность, логику развития, стадии, отличающиеся целями, формами, методами их реализации. Поэтому, разделяя точку зрения Н. А. Голикова в том, что оптимизация качества жизни студента - это «комплексный процесс системной стабилизации функционирования субъекта во всех сферах обитания и жизнедеятельности, извлечение наилучшего результата из возможных с учетом состояния здоровья и реальных условий жизнеобеспечения»1, мы рассматриваем этот процесс как целеустремленную деятельность куратора, способствующую повышению качества жизни студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Именно деятельность куратора является важнейшим звеном в системе учебной и внеучебной воспитательной работы, именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями.
Оптимизация качества жизни студентов в учебно-воспитательном процессе - это увеличение их возможностей решать свои проблемы, добиться успеха, создать комфортные условия существования. Этот процесс при наличии созданных куратором педагогических условий позволяет удовлетворить базовые потребности студентов во всех сферах жизнедеятельности и повысить их качество жизни.
Процесс оптимизации предполагает сотрудничество куратора с молодым человеком, обеспечивающее ему успех в образовательной деятельности и творческом саморазвитии: помощь в реализации различных потребностей и способностей, в свободном выборе стратегии личностного роста через актуализацию новых, позитивных личностных смыслов, сохранении человеческого достоинства. В процессе оптимизации качества жизни события и процессы в жизни студента рассматриваются через призму духовных, ценностных изменений, лежащих в основе самоопределения личности, способствующих индивидуальному саморазвитию и самоопределению в выборе стратегии личностного роста.
Самообразование - один из необходимых факторов развития и совершенствования качества жизни каждого человека и общества в целом. Естественно, каждый студент хотел бы, чтобы при планировании учебной деятельности их преподаватель (куратор) учитывал не только его умственные способности, но и весь спектр индивидуальных проблем (физиологических,
© Богачева Е. А., 2012
психологических, эмоциональних и социальных), возможность выбора и принятия им самостоятельных решений.
Учёт этих потребностей позволяет контролировать эффективность оптимизации качества жизни, которая состоит в способности преподавателя обеспечить педагогическое взаимодействие со студентами, что позволяет создать благоприятный психологический климат.
В педагогическом контексте оптимизацию качества жизни следует осуществить на основе специально разрабатываемых программ, систем, моделей, которые включают в себя:
1)выбор и приспособление (апробацию) новых форм организации и стимулирования обучения;
2) совершенствование планирования индивидуальной и коллективной деятельности;
3) использование методов оптимизации качества жизни студентов (развитие индивидуальных способностей, удовлетворение потребностей в самовыражении).
Оптимизировать качество жизни студентов необходимо таким образом, чтобы максимально побудить индивида к деятельности по достижению личных и коллективных целей. Рассматривая всю систему принципов, регламентирующих деятельность куратора в сфере профессионального образования, необходимо выделить основные общепедагогические принципы, применение которых способствует гармоничному развитие личности:
учет базовых потребностей студента;
повышение мотивации учения на основе развития ценностных ориентаций студентов, их заинтересованности в достижении высоких результатов, улучшении качества жизни для себя, группы, общества в целом;
субъект-субъектное взаимодействие куратора и студентов (педагогическая поддержка и сотрудничество).
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Учет базовых потребностей студента подразумевает их удовлетворение в основных сферах жизнедеятельности: физиологической, психологической, социальной, духовно-нравственной. Потребности студента - фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение, они -источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления, чувств и воли. Исходя из этого, потребности студента рассматриваются как внутренняя причина его жизнедеятельности, а интересы являются формой выражения и способом реализации потребностей.
Принцип повышения мотивации учения заключается в том, что ценностно-смысловая направленность личности формирует смысл и цели жизнедеятельности студента и регулирует способы их достижения. С одной стороны,
ценностно-смысловые ориентации прививаются студенту социумом, с другой - сам студент активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной. Реализация указанного подхода позволяет восстановить ценностные ориентации в учебно-воспитательном процессе, преодолеть отношение к студенту как к объекту учебно-воспитательной системы, повысить его активность.
Принцип субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов предполагает использование идей поддерживающего сотрудничества, направленных на достижение успеха и удовлетворенность жизнью студентов. Важнейшей характеристикой субъект-субъектного взаимодействия является диалог, построенный на взаимном уважении, доверии, открытости, взаимопонимании, опирающемся на рефлексию, сотрудничество. Взаимопонимание способствует взаимораскрытию и взаимоутверждению. Доминирующими эмоциональными компонентами
2
в диалоге являются терпимость и сочувствие .
При субъект-субъектном взаимодействии куратора и студента достигается максимальное развитие самостоятельности студента, активно происходят процессы его самоопределения, самореализации, саморазвития. Главной целью становится формирование личности как субъекта, воспитывающего самого себя. При этом необходимым положением в развитии субъекта становится его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии3. В таком случае именно рефлексия обеспечивает повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый студент, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траекторию своего движения к поставленной цели. Субъект-субъектные взаимодействия, использование средств совместной деятельности для стимулирования внутренних и внешних процессов непосредственно влияют на самочувствие, жизнедеятельность и качество жизни студента.
Диалог субъектов учебно-воспитательного процесса рождает их сотрудничество, оно обеспечивается активностью обеих сторон, совместно осознанными и реализованными действиями. Это касается и определения целей деятельности, ее детального планирования, совместной работы по реализации планов и контроля ее успешности.
В учебно-воспитательном процессе отношения сотрудничества напрямую связаны с высокой результативностью совместной деятельности куратора и студентов. В трудах О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина отмечается,
Педагогическая акмеология
97
что успех в образовательной деятельности и творческом саморазвитии субъекта образования приходит лишь в том случае, если в каждом воспитаннике видеть равного, уважать его мнение и всячески поощрять его творческую активность. Следовательно, куратору необходимо мотивировать учебную деятельность студента, использовать коллективно-творческую деятельность и ситуацию успеха, создать эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, помочь студенту в самоанализе и формировании его адекватной самооценки. Реализация данного подхода позволяет куратору найти подход и установить отношения с каждым студентом, определить его способности самоопределения в рамках социальной системы, что позволит оптимизировать качество его жизни.
Педагогическая поддержка и сотрудничество направлены на организацию личностного взаимодействия со студентом, способствуют повышению его активности и креативности в учебной деятельности. Именно такая активность проявляется в отношении к учебному процессу, общении, мотивах, интересах, потребностях и желаниях, активной жизненной позиции. Реализация этого принципа позволяет стимулировать внешнюю и внутреннюю активность студентов. Педагогическая поддержка способствует удов-
УДК 37.011
летворению различных потребностей и развитию способностей к личностной саморегуляции, служит «мостиком» для самовоспитания, личностного саморазвития студентов. Таким образом, сотрудничество со студентами, поддержка их активности влияют на оптимизацию их качества жизни.
Анализ научной литературы свидетельствует, что сущность оптимизации качества жизни заключается в том, что кураторами осуществляется наилучший и благоприятный для данных условий вариант учебно-воспитательной работы, включающий помощь студентам в адаптации к образовательной среде, приобщение к студенческой жизни.
Примечания
1 См.: ГоликовН. А. Социальное партнерство в школе : новый взгляд на качество жизни воспитанников // Качество жизни субъектов современного образования. Тюмень, 2008. С. 30-31.
2 См.: ГирфановА. С. Диалог в учебно-воспитательном процессе : социально-психологические и педагогические условия : лекционные записи. Петродворец, 1992. 48 с.
3 См.: ПлигинА. А. Личностно-ориентированное образование : история и практика. М., 2003. 432 с.
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПОНЯТИЮ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Е. Г. Марчук
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье сделана попытка систематизации некоторых научных позиций отечественных ученых, содержащих отдельные аспекты исследования понятий «компетенция», «компетентность» и «интеллектуальная компетентность».
Ключевые слова: компетентность, интеллектуальная компетентность.
On the Question of Pedagogical Approaches to the Concept of «Intellectual Competence»
E. G. Marchuk
In article attempt of ordering of some scientific positions of the domestic scientists containing separate aspects of research of concepts «competence», «competence» and «intellectual competence» is made.
Key words: competence, intellectual competence.
Анализ работ по проблеме компетентного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетент-
ность», часто используемых в одном контексте. В настоящее время понятие «компетентность» заменяется на бытовом уровне на понятия «знания», «умения», «навыки». Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы: ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью. В педагогической литературе эти термины часто используются и уже стали традиционными. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Рассмотрим данные понятия в контексте педагогической науки.
Так, в работах А. В. Хуторского представлены различия в определении понятий «компетенция» и «компетентность». Он предлагает следующие
© Марчук Е. Г., 2012