Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как фактор повышения качества жизни студентов'

Педагогическая поддержка как фактор повышения качества жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КУРАТОР / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / PEDAGOGIC MAINTENANCE / CURATOR / LIFE QUALITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачёва Екатерина Александровна

В данной статье проанализировано и раскрыто содержание понятия «педагогическая поддержка» как фактор повышения качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов. Предложена система педагогической поддержки, как фактор, способствующий личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of concept pedagogic maintenance as factor of improving students life quality is analyzed and revealed in this article. Main attention is emphasized on pedagogic activity (maintenance) by the curator of self-formation of students. The system of pedagogic maintenance as factor providing personality advance and success of each student that improves his/her life quality is proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как фактор повышения качества жизни студентов»

2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Г. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю Мещеряков. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 144 с.

3. Захаревич А.С., Тонков В.В. Способ регулирования эмоционально-психического состояния // Патент на изобретение РФ N° 2135223 от 27.08.1999.

4. ЗахаревичА.С. Дыхание, Сознание, Здоровье человека. Опыт теоретического и экспериментального исследования дыхательных психотехнологий. Монография. - СПб.: Изд. БПА, 2003. - 182 с.

5. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998.

6. Обзоров Н.Н Психодиагностика личности. Часть 1 - СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента; «Облик», 1998. -227 с.

7. ОлифировичН.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. -

СПб.: Речь, 2007. - 360 с.

8. ТимофеевВ.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). - СПб.: ГП «Иматон», 2001.

9. Тонков В.В. Патент на изобретение .№2169524 «Способ выявления скрытых психических реакций человека» от 21.09.99.

10. ФилипповаГ.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.

11. Шапарь В.Б. Практическая психология: Инструментарий. - Изд. 3-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 768 с.

12. Щеховцова Л. Ф. Консультирование в школе: (В помощь школьному психологу). - СПб., 2003. - 112 с.

13. Bosomworth A., Bettany-Saltikov J. 2006. Just take a deep breath. A review to compare the effects of spontaneous versus directed Valsalva pushing in the second stage of labour on maternal and fetal wellbeing. MIDIRS Midwifery Digest 16(2): 157-165.

УДК 378

Богачева Екатерина Александровна

Саратовская государственная академия права kаpitolinа [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

В данной статье проанализировано и раскрыто содержание понятия «педагогическая поддержка» как фактор повышения качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов. Предложена система педагогической поддержки, как фактор, способствующий личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, куратор, качество жизни, студент.

В основе поведения человека находится «рефлекс цели» - стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная психологическая и педагогическая поддержка.

У истоков обоснования российскими педагогами взаимосвязи воспитания и саморазвития ребенка стоял О.С. Газман, который теоретически и практически, доказал значимость педагогической поддержки и защиты детей. Педагогическая поддержка детей, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь пози-

тивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическую поддержку Т. Анохина рассматривает как «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые студенту сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Богачева Е.А., 2010

Итак, прежде всего, что такое педагогическая поддержка? Определяют ее по-разному.

О.С. Газман отмечает, что суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий [1].

Педагогическую поддержку студентов можно определить как целенаправленную педагогическую деятельность куратора направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии студентов.

Концептуально именно куратор должен стать центральной фигурой в осуществлении педагогической поддержки студента в образовании. Ведь именно куратор должен создавать наилучшие условия для развития творческой учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, для развития мотивации студентов, что обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения.

Ни для кого не секрет, что студенты, поступившие на первый курс с искренним желанием учиться, нередко к 3-4 курсу, а иногда и раньше теряют желание овладевать знаниями. Дело здесь не только и не столько в возрастных особенностях или трудности учебного материала, сколько в том, что в высших учебных заведениях не уделяется достаточного внимания развитию мотивов учебной деятельности, учебный процесс не строится так, чтобы на всех его этапах поддерживалась, сохранялась и развивалась заинтересованность студента в овладении знаниями.

Однако в студенческой жизни возникает масса ситуаций, когда студенту жизненно необходимы разнообразные формы защиты и помощи со стороны взрослого и взаимодействия с ним. Без этого невозможно саморазвитие. Но важно заметить, что преподаватель-предметник не в силах обеспечивать регулярную педагогическую поддержку, здесь нужен куратор - носитель особых установок, профессиональной позиции, специальных компетенций.

Ведь для студента куратор - это, в первую очередь человек и друг, готовый дать мудрый совет и помочь студентам разобраться с возникшими у него жизненными и учебными проблемами.

Куратор - это лицо, сопровождающее профессиональную подготовку студентов, осуществ-

ляющее свою деятельность с целью формирования у студентов профессиональных ценностей и культуры через различные формы работы со студенческим коллективом, создающее условия для саморазвития и самореализации студентов, обретения ими самостоятельности и опыта профессионального поведения и отношений.

Таким образом, куратор является активным участником студенческой жизни, он создает условия для саморазвития и самораскрытия будущего специалиста, обретения им системы профессиональных знаний, ценностей, идеалов, опыта профессионального поведения и отношений.

Деятельность куратора состоит в том, чтобы поддерживать не только учебную и творческую деятельность студента на протяжении всего курса обучения в вузе, а также помочь ему преодолевать возникшие у него жизненные и учебные проблемы.

Определяя место педагогической поддержки “между” воспитанием и обучением и процессами становления отношений студента к фактам собственной жизнедеятельности можно полагать, что:

1) педагогическая поддержка студентов направлена на то, чтобы не только выявить проблемы студента, но и дать возможность ему преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение;

2) помочь студенту адекватно оценить и проявить себя;

3) увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослым;

4) простроить свою линию поведения, которая признается студентом как значимая и необходимая для него.

В этой деятельности между куратором, осуществляющим поддержку, и студентом, видящим в этой поддержке шанс на выход из тупика, предметом их взаимодействия является отношение студента к себе в ситуации проблемы.

Педагогический ресурс поддержки-сотрудничества уникален: преподаватель помогает студенту осознать суть возникшей проблемы, вскрыть собственные реальные и потенциальные возможности, выстроить варианты решений, выбрать наиболее оптимальный из них.

Критерием качества образования выступает разносторонняя успешность студента, ставшего

опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Он становится готовым к жизненному самоопределению и самореализации благодаря гуманной атмосфере студенческой жизни.

Педагогическая поддержка направлена на развитие нравственности студента, способствует повышению его профессиональной творческой активности и креативности. Именно такая активность студентов проявляется в их отношении к учебному процессу, общении, мотивах, интересах, потребностях и желаниях, активной жизненной позиции.

Так система педагогической поддержки становится фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.

Е.В. Бондаревская, определяя цели личностно-ориентированного образования, считает, что необходимо «поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [2].

Поддержать студента - использовать личностно-ориентированные педагогические приемы для взаимодействия с ним. Студенты доверяют кураторам (преподавателям) и обращаются к ним в трудной жизненной ситуации.

Отсюда надо сделать вывод, что педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностноориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности студента и преподавателя является проблема студента.

Педагогическая поддержка необходима студенту для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Таким образом, педагогическая поддержка студента - система педагогической деятельности, помогающая раскрыть личностный потенциал студента, включая тем самым помощь в пре-одолевании его личностных трудностей. Педаго-

гическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию студента на основе общепринятых нравственных и культурных норм.

Целью педагогической поддержки является создание образовательного пространства, способствующее максимально содействовать студенту в осознании и реализации потребности в самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки.

Т.Г. Пузыни в своей статье «Педагогическая поддержка в творчестве учащихся» пишет что, результатом педагогической поддержки является углубление индивидуальных качеств и творческих способностей. Выражение индивидуальности в творчестве - результат системы средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы - для самостоятельного и успешного продвижения в творчестве, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки рассматривается шире, чем просто «работа с проблемой человека». Таким образом, необходимо стимулировать творческий взгляд на вещи, стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру, рефлексию.

Качество жизни определяется рефлексивными практиками и знаниями, т.е. принципиально строящимися на основе анализа субъектом средств организации своего мышления и деятельности [3].

Рефлексивность, как направленность сознания на себя является фундаментальным свойством работы по определению и организации необходимого качества жизни. Другим свойством является непрерывная сопоставимость качеств жизни различных личностей или общностей между собой (бенчмаркинг) как способ определения реальности собственного качества жизни.

В процессе оптимизации качества жизни студентов необходимо определить педагоги-

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ческую деятельность, в том числе и поддержку, как особый вид высококвалифицированной деятельности творческого характера. Она играет немало важную роль не только в обучении, но и в воспитании и развитии студентов. Таким образом, педагогическая деятельность должна стать доминирующей:

1) в воспитании активной жизненной позиции у студентов и самосозидании;

2) в преобразовании других и самопреобра-зовании;

3) в формировании потребности у студентов создавать качество жизни, как свое, так и общества.

Именно такая деятельность педагога, по мнению И.Ф. Исаева сможет обеспечить основу самореализации, способна выступать средством самореализации и профессионального самоутверждения. При этом потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности куратора.

Создавая благоприятные условия для оптимизации качества жизни студентов в ходе обучения и воспитания, куратор обязан професси-

онально поддержать, обеспечить и развитие качества человека. С помощью педагогической поддержки куратор как бы учит студента через осмысление, умение видеть себя и свои собственные жизненные ситуации, анализировать их с точки зрения желаний, стремлений и возможностей. Поддержка саморазвития студента позволяет ему успешно решать для него образовательные и поведенческие задачи, укрепить уверенность в себе, освоить сложную позицию субъекта жизнедеятельности. Это возможно при условии, что куратор понимает как развить инициативность студента, чтобы воспользоваться их результатами активной деятельности для развития личности студента и их самостоятельность в учебе и труде.

Библиографический список

1. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

3. Крупнов Ю. Качество жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kroupnov.rU/5/ 42 1^Мт1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.