ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 5.8.7)
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-159-165
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Елена Игоревна Зритнева1, Юрий Александрович Лобейко2, Юлия Александровна Катилевская3
1 2Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия; 3Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия '[email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. Рассматриваются правила этикета, вытекающие из норм морали, которые не бывают неизменными и подходящими для всех случаев жизни, так как имеют не только конкретно-исторический и социальный характер, но и несут на себе печать национальных и этнических традиций. Правила этикета имеют не только культурно-эстетическое значение (красота манер поведения, одежды, речи), но и отражают особенности профессионального общения. Свою специфику имеет и профессиональная деятельность педагога, взаимоотношения в ходе ее также должны регулироваться особыми правилами поведения, выработанными на основе воспитательной практики техники общения - правилами педагогического этикета.
Ключевые слова: личность, общество, культура, поведение, моральные принципы, нормы, воспитание. Для цитирования: Зритнева Е.И., Лобейко Ю.А., Катилевская Ю.А. Педагогический этикет в контексте образовательной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 96. № 1. С. 159-165. doi: 10.18522/20701403-2023-96-1-159-165
PEDAGOGY
(specialty: 5.8.7)
Original article
Pedagogical etiquette in the context of educational activities © Elena I. Zritneva1, Yury A. Lobeiko2, Julia A. ^tilevskaya3
l2North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation; 3Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation '[email protected] [email protected] [email protected]
Abstract. The rules of etiquette, arising from the norms of morality, are not unchanged and suitable for all cases of life, since they are not only of a specific historical and social nature, but also bear the seal of national and ethnic tradi -tions. The rules of etiquette have not only cultural and aesthetic significance (the beauty of manners of behavior, clothing, speech), but also reflect the features of professional communication. The professional activity of the teacher also has its own specifics, the relationship during it should also be regulated by special rules of behavior developed on the basis of educational practice of communication technique - the rules of pedagogical etiquette Key words: personality, society, culture, behavior, moral principles, norms, upbringing.
For citation: Elena I. Zritneva, Yury A. Lobeiko, Julia A. Ktilevskaya Pedagogical etiquette in the context of educational activities. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 96. No 1. P. 159-165. doi: 10.18522/2070-14032023-96-1-159-165
Введение
Слово «этикет» - французского происхождения и в переводе означает ярлык, церемония. В современном русском языке под этикетом понимается установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе, в тех или иных его звеньях.
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в
общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры общества. В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Это касается честности, верности слову, правдивости, уважения к старости, общественным заслугам, гостеприимства, взаимоотношений детей и взрослых.
Возникает вопрос: может ли быть особый педагогический этикет? Положительно можно ответить методом аналогии. Никто, очевидно, не подвергает сомнению то, что существует особый дипломатический этикет, особый военный этикет. Как тот, так и другой вытекает из необходимости особого регулирования правил поведения, взаимоотношений в специфической профессиональной деятельности.
Обсуждение
Общие правила вежливости, в отличие от моральных принципов и норм, составляют внешнюю культуру личности. Само собой разумеется, ценность форм человеческого поведения именно в том, что они отражают его внутреннее содержание. Эта диалектическая взаимосвязь является важнейшим показателем нравственного развития личности, моральной зрелости и определяет характер нравственных отношений, которые имеют определенную логику и структуру.
Требования, посредством которых преподаватель добивается от обучающихся определенных действий, носят на себе отпечаток нравственных качеств его личности. Преподаватель, сделавший счастье обучающегося смыслом своей деятельности, не допустит унижения его достоинства, грубости и бестактности, не нанесет ущерб еще неокрепшей и легкоранимой психике. Педагогическим кредо отечественного преподавателя должна быть забота о нравственном здоровье обучающегося, его гражданском возмужании. Такой взгляд на отношение к обучающимся свойственен тем преподавателям, у которых закрепилась установка на развитие способностей обучающегося, воспитание у него чувства удовлетворенности собой, своей жизнью и учебой.
Требовательность этих преподавателей к обучающимся носит доброжелательный характер, в них подчеркивается доверие и уважение, признание за ним прав на ошибки (что свойственно растущей и развивающейся личности), и заключена вера в возможности человека стать лучше. Таких преподавателей обучающиеся считают справедливым и охотно выполняют их требования. Именно в требовании, как ни в чем другом, выявляется подлинный гуманизм отношений педагога к обучающимся и внутриколлективных отношений. И тот педагог, который не является на деле гуманным в отношениях с воспитанниками, не становится их старшим другом, не может быть по-настоящему требовательным.
Нормы морали - результат абстрагирования многократно повторенных в социальном опыте человечества способов регулирования поведением и отношениями людей в обществе.
Для того, чтобы моральное предписание играло роль регулятора нравственных действий обучающегося, необходимо создать условия для закрепления знаний этой нормы в привычку поведения. Каждому преподавателю известно, что далеко не все поступки совершаются подростком и даже юношей после долгих раздумий, тщательного взвешивания всех за и против. Мгновенный выбор, незамедлительные нравственные реакции сплошь и рядом осуществляются человеком интуитивно. В действиях обучающегося сказываются закрепившиеся в волевых актах нормативное поведение, характер которого зависит от степени закрепления познанных нормативов в предыдущем опыте.
Естественное отсутствие жизненного опыта, зрелого нравственного самосознания не позволяет обучающимся осуществлять правильный моральный выбор в сложной ситуации, требующей множества однопорядковых, но неравноценных решений. Истоком нравственного конфликта может быть противоречие между осознанием нормы и возможностями или стремлениями ее осуществлять. Ведь моральная норма, предписывающая обучаемому и преподавателю определенное поведение, становится для них обязанностью, выполнение которой связано с определенными волевыми усилиями. Этикет представляет из себя своеобразный кодовый язык взаимоотношений между людьми, который ничем заменить нельзя.
Кроме этого, правила этикета зависят от обстоятельств. В правилах хорошего тона нашли отражение простые, но весьма важные общечеловеческие нормы взаимоотношений, без которых не может существовать, ни одно общество. Правила этикета условны. Во-первых, потому, что являются знаками, символами внимания, уважения, благодарности и проч. Во-вторых, определяются местом, временем, обстоятельствами (поэтому ситуативны). Так, неэтично кричать в классе без всякого повода, но повышение голоса как проявление права преподавателя на гнев закономерно. В противном случае этот гнев будет ничем иным, как равнодушием. В-третьих, правила этикета не заменяют нравственных чувств и убеждений, а служат лишь формой их проявления. Умение соблюдать правила этикета характеризует зрелость развитых чувств, эстетический вкус, тонкий интеллект. Вместе с тем психологическая нейтральность, независимость от субъективных временных эмоций позволяет через этикет держать человека в рамках человеческого достоинства.
В педагогической деятельности порядок поведения, формы обхождения преподавателя со своими коллегами, обучающимися и их родителями имеют огромное значение для укрепления авторитета преподавателя, а следовательно, для решения стоящих перед образовательным учреждением задач. Важность усвоения преподавателем техники поведения обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, заключающейся в том, что обучающиеся в силу возрастных особенностей склонны к подражательности. Они копируют манеры, прическу и даже походку преподавателя. Первое впечатление, которое производит преподаватель на обучающихся, нередко надолго определяет их отношение к нему.
Вместе с тем А.С. Макаренко подчеркивал, что лишь тогда тактичность и этичность преподавателя способствует формированию нравственных убеждений детей, когда она не показная, а соответствует его внутренней культуре. Дети отличаются эмоциональным восприятием мира. Они скорее чувствуют, чем понимают правоту и неправоту преподавателя. Преподавателю следует помнить, что несовпадение слова и дела, манерничание может быть неразгаданным в течение короткого промежутка времени. Дети же наблюдают поведение преподавателя в течение ряда лет изо дня в день. Поэтому они легко улавливают фальшь и платят такому преподавателю неуважением.
А.С. Макаренко постоянно подчеркивал, что в воспитании нет мелочей, успех дела зависит не только от того, что говорит и делает педагог, но и от того, как он это говорит и делает: как ходит и отдает распоряжения, как одевается и все, что ценит и порицает. Огромное значение придавал он интонации, мимике, жестам, одежде преподавателя, его манерам.
Педагогическая этика оказывает существенное влияние на образование, определяющее и воспитание, и обучение, как целостность, которая проявляется в общественной системе, при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34], является «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2, с. 95100]. Образование становится непременным условием включения индивида в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им духовных и нравственных ценностей, через «... формирование духовных и культурных традиций» [9], через формирование личности в социуме [8]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие.» [4].
Образование является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов, и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности, учитывающего как ее межличностные отношения [9], так и ее огромное влияние на «... формирование гражданской позиции в обществе» [6]. Педагогическая этика рассматривает манеры преподавателя как форму внешнего проявления его внутренней воспитанности. Манеры проявляются в поведении как на занятии, так и вне его, общении с другими членами коллектива, с обучающимися, их родителями. Они включают в себя манеру одеваться, держаться, (осанку), походку, совокупность свойств речи (интонацию, дикцию, тон, употребление характерных для данного человека выражений), жестикуляцию, мимику.
В манерах преподавателя проявляется его внутренняя культура и внешняя эстетическая ее выразительность. В связи с этим они имеют большое значение, ибо выступают как яркая демонстрация преподавателем тех требований, которые он, предъявляет к культуре поведения обучающихся. Если требования или советы не согласуются с его собственным поведением, обучающиеся их не воспринимают. В связи с этим манеры педагога имеют своеобразную роль в воспитательном процессе. Они делают преподавателя тем наглядным пособием. Манеры выражают не только индивидуализированные свойства личности. Они вырабатываются под влиянием образа жизни определенных социальных групп, их сознания [12], а также мировоззрения, на формирование которого, так или иначе, оказывает влияние философия. «Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегративную функцию» [3].
Современная этика рассматривает манеры как выражение представителей всех слоев общества. Нравственное воспитание в обществе зачастую сводится к выработке внешнего лоска, в привитии детям принятых в манер. За этими манерами может скрываться пустота чувств и бедность мыслей. Подобную систему воспитания еще высмеивал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов выступали за слияние внешней и внутренней культуры человека, критиковали манерничанье, как проявление бестактности и убогости внутреннего мира человека.
Педагогическая этика рассматривает хорошие манеры как форму выражения простоты и скромности человека, тактичного и чуткого отношения к людям, его умения держать под контролем свои поступки и действия, управлять своими эмоциями. Целесообразность определенных манер в этике отечественного преподавателя продиктована тем, что внешний образ его поведения является для детей наглядной формой воплощения духовного облика воспитателя, естественным выражением его общей культуры и воспитанности [10, с. 25; 11].
Рассмотрим наиболее важные манеры поведения преподавателя.
Свойства речи: тон, интонация речи преподавателя в значительной мере зависит от привычки, выработанной в семье, где он воспитывался, в общеобразовательном учреждении, где прошло его детство, и юность, в высшем учебном заведении, где прошла молодость и приобретались профессиональные знания.
Есть преподавателя, обладающие сильным, громким голосом. Но на занятиях они говорят спокойным, приглушенным тоном. Если им надо подчеркнуть свое требование, они не повышают, а понижают голос, вкладывая в этот своеобразный громкий шепот всю силу своего негодования и решительности добиться выполнения своего требования. На занятиях таких преподавателей не слышно крика, на перерыве в классе или в коридоре дети тоже разговаривают спокойно. Но есть преподаватели, обладающие несильным, но резким, визгливым голосом. Они не всегда задумываются над тем, как действует на обучающихся их интонация, ведут занятие на пределе возможностей своих голосовых связок, а в конфликтных ситуациях переходят на резкий крик, нередко сопровождающийся стуком кулака по столу.
Повышенная интонация речи преподавателя будоражит и утомляет детей, вызывает у них ответную реакцию. В классе в такой обстановке сначала начинается легкий разговор, который не слышен за громким голосом преподавателя. Затем из тихого и локального разговор превращается во всеобщий, и преподавателю приходится еще больше повышать свой голос, чтобы успокоить класс. Но он, как правило, желаемого криком не достигает, так как крик есть скорее признак слабости, а не силы преподавателя. Чаще всего прибегают к крику, как к способу наведения порядка в классе те преподаватели, которые забывают, что уважающий себя человек не будет бросать зерна в неподготовленную почву, а уважающий себя преподаватель не будет говорить в говорящий класс, не станет давать сведения той аудитории, которая его не приготовилась слушать.
Правда, приготовление это зависит во многом от того, как она сориентирована всем ходом жизни детского коллектива. У А.С. Макаренко есть одно маленькое воспоминание, в котором очень хорошо передана зависимость восприятия тона воспитателя от состояния детского коллек-
тива. Речь идет о его заместителе, который был мягкий, как воск. Повысить голос, крикнуть он не мог. Очень способный человек, прекрасный преподаватель, очень трудолюбивый, к тому же очень хотел стать хорошим воспитателем. Человек не мог повысить голос, но в тактичной форме, по отношению к воспитанникам, выражал предел своего гнева. И в присутствии такого деликатного человека воспитанникам ведь и впрямь кричать даже неудобно.
Одной из причин того, что обучающиеся на перерывах разговаривают при помощи крика, является то, что на занятиях в начальных классах некоторые преподаватели, стремясь добиться выразительности и четкости речи детей, требуют громкого коллективного чтения. На занятии чтения во втором классе одного из общеобразовательных учреждений был случай, когда преподавательница (надо сказать, что в целом очень хорошая преподавательница с точки зрения методической подготовки и знания предмета) ввела в классе такую повышенную интонацию, что присутствующие на занятии вышли из класса с головной болью. На замечание, сделанное ей после занятия, она ответила, что ничего с детьми не случится, они уже привыкли так читать. Кроме вреда, наносимого здоровью детей, наносится огромный вред их воспитанию.
Порядочный и справедливый человек доказывает свою правоту убедительными доводами, невоспитанный - криком. Об этом преподаватель не только должен знать сам, но и обучать этому детей. Говоря об интонации речи преподавателя, необходимо напомнить, что спокойная интонация отнюдь не значит невыразительная. Выразительность интонации речи преподавателя - важное условие его влияния на обучающихся. В ней отражаются не только те элементы, которые заключены в самой информации, но и восприятие ее самим преподавателем. Следовательно, эмоциональная выразительность речи преподавателя - яркий показатель его восприятия мира, отношения к своему делу и к воспитанникам.
К сожалению, встречаются преподаватели, которые прекрасные поэтические строки Пушкина, Лермонтова, Маяковского читают так, что прививают обучающимся скорее равнодушие, чем любовь к поэзии. Они пробуждаются тогда, когда надо отчитать провинившегося. Тогда у них прорезаются и эмоциональные интонации. Но обучающиеся такому преподавателю уже не верят, так как видят, что там, на занятии его не волновал Пушкин и Маяковский, а здесь его волнует лишь собственное спокойствие. Требования такого преподавателя ребята воспринимают не как выражение интересов коллектива, общества, а как личную цель, проявляющуюся в следующем - не мешайте мне работать спокойно. Таких преподавателей, не способных и нежелающих гореть, ребята не любят и после занятий избегают с ними общаться.
Каким же с точки зрения педагогической этики должен быть тон преподавателя? Само собой разумеется, что он не должен быть однотипным, одинаковым на все случаи жизни. Но он, должен быть таким, чтобы сам тон воспитывал обучающихся, был образцом педагогического этикета. А.С. Макаренко придавал этому элементу педагогического этикета огромное значение и советовал преподавателям тренировать тон речи. Он писал, что настоящим мастером можно стать только тогда, когда научишься говорить иди сюда с пятна -дцать-двадцатью оттенками, когда научишься давать двадцать нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда не боишься, что кто-то ко не пойдет или не почувствует того, что нужно. А у воспитателей это мастерство проявляется на каждом шагу. И оно проявляется вовсе не в парном положении, когда я - воспитатель, и ты - мой обучающийся. Парное положение не так важно, как то, что вас окружает.
Выводы
Воспитание имеет значение даже в том случае, когда на вас никто не смотрит. И это не мистика. Здесь имеет большое значение еще одно обстоятельство. Настоящий преподаватель -всегда советчик для обучающегося. Придет ли обучающийся к преподавателю за советом, если тон предыдущего разговора преподавателя с ним был незаинтересованным, недоброжелательным и недружелюбным? Безусловно, нет. Только заинтересованный, дружелюбный и доверительный тон преподавателя может расположить обучающегося к откровенному разговору.
Может возникнуть вопрос: а как сделать тон своего разговора доверительным? Можно ли показать заинтересованность в судьбе человека, к которому ты равнодушен? Конечно, нет. Дети легче воспринимают мир наших чувств, чем суждений. Они легко различают под маской напускной доброжелательности игру в нее. Вместе с тем нередки случаи, когда под панцирем эмоциональной невыразительности, невозмутимого спокойствия обучающиеся угадывают доброе и отзывчивое отношение преподавателя к их сиюминутным нуждам и запросам. Вот в этой ситуации может помочь этическая технология.
Список источников
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 95-100.
3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5. С. 80-85.
4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.
5. Карташев А.В., Спевак Р.С., Склярова Е.К., Камалова О.Н. Становление высшего медицинского образования на Северном Кавказе (1915-1945). Ставрополь, 2018.
6. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.
7. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 73-78.
8. Мустафаева М.Г. Межнациональное общение в контексте социально-философского анализа. Махачкала, 2019.
9. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103). С. 66-72.
10. Hiyasova S., MustafaevaM., Mustafaev F. Reflection of prejudices and stereotypes in cross-cultural communication // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2018. № 3 (15). С. 23-29.
11. Kolosova O.Y., Goncharov V.N. Spiritual life of society: regional aspect // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 4. http://science-almanac.ru
12. Kuleshin M., Nemashkalov P., Plyako O. Historical consciousness in the process of forming ethnic stereotypes of material culture // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020. № 1(21). С. 29-35.
References
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // The Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). pp. 30-34.
2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of the sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. V. 8. No. 3-1. pp. 95-100.
3. Bolkhovskoy A.L., Goverdovskaya E.V., Ivchenko A.V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanitarian studies of regions. 2013. No. 5. P. 80-85.
4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.
5. Kartashev A.V., Spevak R.S., Sklyarova E.K., Kamalova O.N. Formation of higher medical education in the North Caucasus (1915-1945). Stavropol, 2018.
6. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3. P. 33-36.
7. Lobeiko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal public relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4. P. 73-78.
8. Mustafaeva M.G. Interethnic communication in the context of socio-philosophical analysis. Makhachkala, 2019.
9. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and ideological universal (reception of Plotinus's ideas) // The Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). pp. 66-72.
10. Khiyasova S., MustafaevaM., Mustafaev F. Reflection of prejudices and stereotypes in cross-cultural communication // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2018. No. 3 (15). pp. 23-29.
11. Kolosova O.Y., Goncharov V.N. Spiritual life of society: regional aspect // Scientific almanac of the Black Sea countries. 2015. No. 4. http://science-almanac.ru
12. Kuleshin M., Nemashkalov P., Plyako O. Historical consciousness in the process of forming ethnic stereotypes of material culture // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020. No. 1(21). pp. 29-35.
Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 20.01.2023; принята к публикации 05.02.2023.
The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 20.01.2023; accepted for publication 05.02.2023.