РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕГО
ОБЩЕСТВА Гафурова Ю.К. Email: Gafurova667@scientifictext.ru
Гафурова Юлдуз Каххаровна - преподаватель, кафедра языков, педагогики и психологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о том, что речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения, о том, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Этикет тесно взаимосвязан с этикой. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников. Объяснение всех этих нюансов речевого этикета способствует развитию устной и письменной речи студентов.
Ключевые слова: этикет, этика, репутация, тактичность.
SPEECH ETIQUETTE AND ITS ROLE IN THE LIFE OF OUR SOCIETY Gafurova Yu.K.
Gafurova Yulduz Kaxxarovna - teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, ANDIJAN STATE MEDICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article says that speech etiquette is a system of rules of speech behavior and stable formulas of polite communication, that the possession of speech etiquette contributes to the acquisition of credibility, generates trust and respect. Etiquette is closely interrelated with ethics. Speech etiquette defines the rules for choosing one of these forms. In general, the choice is dictated by a complex combination of external circumstances of communication and individual responses of interlocutors. The explanation of all these nuances of speech etiquette contributes to the development of oral and written speech of students. Keywords: etiquette, ethics, reputation, tact.
УДК: 811.111-26
Успех социально-экономических реформ, осуществляемых в нашей стране, воспитание гармонично развитого поколения во многом зависит от доведения системы образования до уровня мировых стандартов и современных требований. Основная цель Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров, принятой по инициативе первого Президента нашего государства также была направлена на это. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления -одна из злободневных задач педагогической практики. Главный путь ее решения -рациональная организация всего учебного процесса. На нем мы решаем вопросы формирования мыслительной деятельности студентов, а это сравнение, анализ, выделение главного; выдвижения нестандартных идей, раскованности, альтернативного мышления[1].
Большое внимание на занятиях уделяется теме, посвященной речевому этикету. На протяжении занятий преподаватели знакомят студентов с понятием «речевой этикет», объясняют им значение изучения этой темы, места применения, т.к. наши студенты - будущие врачи, которые не только лечат лекарствами, но и своей речью. Речевой этикет - это система правил речевого поведения и
устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкость и затруднений в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у больных, клиентов и партнёров благоприятное впечатление об организации, поддерживает её положительную репутацию[3].
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В нашем обществе особую ценность представляют такие качества как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника[2].
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определённые манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости.
Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм -это обман окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведёт неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности[4].
В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнёра по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентном общении. Недаром гласит пословица «Рана от клинка заживает, а рана от языка-нет». Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем[1].
Нормы этики и этикета касаются и письменной речи. Важным вопросом этикета делового письма является выбор обращения. Для стандартных писем по формальным или незначительным поводам подходит обращение «Уважаемый!» Для письма к вышестоящему руководителю, письма-приглашения или любого другого письма по важному вопросу желательно использовать слово «многоуважаемый» и называть адресата по имени и отчеству. Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников, степенью знакомства партнёров ты - знакомому, дружеское, неофициальное, равному нижестоящему. Вы -незнакомому, официальное, вежливое или натянутое, равному и вышестоящему[2].
Запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела. Объяснение всех этих нюансов речевого этикета способствует развитию устной и письменной речи студентов, а также воспитанию культурного, делового человека, уважающего себя и окружающих[5].
Список литературы /References
1. Балабанов В.С., Дудин М.Н., Лясников Н.В. М.: АП «Наука и образование», 2014. 254 с.
2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление. / Инновации и инвестиции. 2015. № 11 (30). С. 15-18.
3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.А. Хуторской. М., 2005
4. Пендлот Д., Скоуфилд Т., Тейт П. и др. Врач и больной: искусство общения. М.: Практика, 2005. 150 с.
5. Стародубов В.И., Сидоров П.И., Коноплев И.А. Управление персоналом организации. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 1104 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Эргашева Ю.О. Email: Ergasheva667@scientifictext.ru
Эргашева Юлдуз Отамирзаевна - преподаватель, кафедра языков, педагогики и психологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения, как наиболее актуальные на современном этапе преподавания. Рассматриваются некоторые формы и приводятся приемы обучения для практического внедрения их в учебный процесс. Статья содержит отрывок урока с применением данного метода. Упомянутые в статье методы могут служить базисом для создания все новых форм. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично, в этом и есть основное преимущество интерактивного обучения.
Ключевые слова: язык; обучение; интеракция; инновационные технологии.
USING INTERACTIVE FORMS AND METHODS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Ergasheva Yu.O.
Ergasheva Yulduz Otamirzaevna - Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, ANDIJAN STATE MEDICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the features of teaching foreign languages using interactive forms and teaching methods, as the most relevant at the present stage of teaching. Some forms are considered and teaching methods are given for their practical implementation in the educational process. The article contains a lesson passage using this method. The methods mentioned in the article can serve as a basis for creating all new forms. Interactive creativity of the teacher and the student is limitless, this is the main advantage of interactive learning.
Keywords: language; teaching; interaction; innovations.
УДК:. 811.111-26
Иностранный язык в современном мире практически такой же атрибут успешного человека, как и мобильный телефон. С помощью английского, в частности, языка