ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 5.8.7)
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-125-131
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
© Наталья Ивановна Белоцерковец1, Евгения Николаевна Миронова2, Айзанат Халимбековна Магамедова3
1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Россия; 3Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия [email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. Ряд психологов утверждает, что источником эмоций является физиологическое состояние человека, а не его рассудочная деятельность. Поэтому приказать себе чувствовать нельзя, но поставить себя в положение обучающегося можно (хотя бы относительно), можно так же посмотреть на обучающего -ся, как на равного с самим собой в переживаниях человека. Волнение обучающегося может и должно пере -даваться преподавателю, он должен проявлять эмоциональное восприятие. Это волнение возбудит заинтересованность и придаст речи необходимый тон. Утверждается, что преподаватель должен уметь исполь -зовать различные ситуации таким образом, чтобы его тон и манера обращения к обучающимся были бы активными, действенными.
Ключевые слова: интонация, общение, педагогический этикет, сознание, мораль, нравственные идеалы, культура.
Для цитирования: Белоцерковец Н.И., Миронова Е.Н., Магомедова А.Х. Нормы поведения в обучении и воспитании // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 125-131. doi: 10.18522/20701403-2022-91-2-125-131
PEDAGOGY
(specialty: 5.8.7)
Original article
Standards of conduct in training and education
© Natalya I. Belotserkovets1, Evgenia N. Mironova2, Aizanat H. Magomedova3
1 Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation; 2 Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol, Russian Federation; 3 North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation [email protected] [email protected] [email protected]
Abstract. A number of psychologists claim that the source of emotions is the physiological state of a person, and not his/her subsidiary activity. Therefore, it is impossible to order yourself to feel, but you can put yourself in the position of a student (at least relatively), you can also look at the student as an equal with yourself in the expe -riences of a person. The excitement of the student can and should be transmitted to the teacher, he/she must show emotional perception. This excitement will arouse interest and give the speech the necessary tone. According to the authors, the teacher should be able to use various situations in such a way that the tone and manner of address -ing students would be active, effective.
Key words: intonation, communication, pedagogical etiquette, consciousness, morality, moral ideals, culture. For citation: Natalya I. Belotserkovets, Evgenia N. Mironova, Aizanat H. Magomedova Standards of conduct in training and education. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 91. No 2. P. 125-131. doi: 10.18522/20701403-2022-91-2-125-131
Введение
Преподаватель в своем стремлении общения с детьми в доброжелательном тоне не должен скатываться до притворства или показной многозначительности. А.С. Макаренко в своих трудах о воспитании, о манере взаимоотношений педагога с воспитанниками неоднократно подчеркивал, что требовательность - высшая форма уважения человеческого достоинства. Нормальные педагогические взаимоотношения должны строиться так, чтобы требовательность подкреплялась твердой волевой интонацией.
Интонацией преподаватель должен владеть так же, как и методикой преподавания предмета, ибо это для него не просто элемент хорошего тона, обязательный для каждого воспитанного человека, а тот инструмент педагогического воздействия, который трудно заменить каким-либо другим. С интонацией связаны такие элементы педагогического этикета, как мимика и жесты. А.С. Макаренко настойчиво советовал педагогам не просто учиться, а упражняться и в постановке голоса, и в постановке движений головы, рук, специальных методических движений.
К сожалению, редко кто из педагогов следует этому полезнейшему совету великого человека. Поэтому, готовясь к педагогической деятельности, будущему преподавателю нужно этому учиться. В школьной практике можно наблюдать, как преподаватель, войдя в класс, вызывает к доске обучающегося, ставит перед ним вопрос и во время его ответа, заложив руки за спину, прохаживается прямо перед обучающимся по классу. А обучающемуся приходится поворачиваться из стороны в сторону. Если к тому же он и записывает на доске, то вынужден контролировать, в какой стороне преподаватель. Таких преподавателей ребята нередко называют маятниками.
Казалось бы, что может быть проще, чем понимание того неудобства, которое создает маячащий перед классом преподаватель, перекрывающий доску. Однако это понимание доступно тем, кто обладает тактичностью, хорошими манерами и чувством меры в движениях. Чувство меры не позволит преподавателю чрезмерно жестикулировать, объясняя материал, так как это отвлекает внимание обучающихся. Комично выглядит преподаватель, если он, превышая меру, пытается не только интонацией, но жестами и мимикой лица изобразить героев, чей диалог читает в классе. Обучающиеся, как правило, следят за мимикой преподавателя, его жестами, а не за содержанием произведения. Препода -вателю следует помнить, что он не на театральных подмостках, поэтому не надо перено -сить сценические приемы в школьный класс.
Вместе с тем бесстрастная, неэмоциональная речь преподавателя не только не соответствует, но и противоречит правилам педагогического этикета: слова преподавателя не зажигают ребят, не волнуют ни чувств их, ни разума.
Обсуждение
Во взаимоотношениях преподавателя с обучающимися его педагогический этикет неумышленно подвергается бесконечному испытанию. Суть этого испытания заключается в том, что у обучающихся появляются претензии на такие роли, которые не соответствуют их возможностям и способностям. Как быть в таких случаях? Отказывать? Значит, погасить энтузиазм, подорвать веру в наливающиеся силы обучающегося. Помогает словесное убеждение, хороший тон.
Нормы профессионального поведения предполагают прямой и честный разговор с обучающимися. Откровенность импонирует обучающимся (особенно старшеклассникам), и требования к ним со стороны преподавателя перерастают рамки только педагогических. Хотя поступать по справедливости бывает трудно, но правда и справедливость - главные слагаемые преподавательского поведения. Иной преподаватель не замечает, что покупает доверие ребят ценой снисходительного выслушивания их критических замечаний по адресу своих коллег. В критике этой много правды, но беда в том, что эта правда приобретает оттенок нечестности по отношению к коллегам по работе.
Так что правила хорошего тона, педагогического этикета заключаются не только в том, как преподаватель говорит и что он говорит, но и в том, как и что он выслушивает. И это, так или иначе, связано с моралью. Мораль выступает непременным аспектом не только всех сторон общественной практики, но и занимает особое место среди форм общественного сознания. «Анализ ее функций способствует формированию сознания и поведения людей» [3]. Формы сознания оказывают влияние на личностное развитие, определяются «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2]. Несколько сложнее проявляется связь науки и морали, морали и философии [1; 3], определяющих образовательное пространство в целом [1], так как эти связи предполагают наличие определенных нравственных идеалов в обществе. Практическое назначение морали заключается в регулировании отношений личности и общества, «...научно-информационной деятельности в общественной системе» [2], через формирование духовных традиций [9], через формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [7]. Для осуществления личностью морального выбора сохраняется относительная свобода, учитывающая как межличностные отношения [6], так и ее огромное влияние на «... формирование гражданской позиции в обществе» [5].
Несмотря на то, что теория морали (в том числе и педагогической) отдает предпочте -ние внутренней культуре, предполагая ее диалектическое единство с внешней, А.С. Макаренко писал, что внешняя культура тоже крайне важна сама по себе. Эта установленная форма вежливости в деловых отношениях чрезвычайно полезна, она мобилизует волю, она заставляет человека себя чувствовать собранным, она подчеркивает тип деловых отношений, она учит человека различать: это дружба, это соседство, это любовь, это приятельство, а вот это - дела. И это вызывает особое уважение к делу [8]. В правилах хорошего тона, благопристойности заключена не только внешняя эстетическая сторона поведения, которая сама по себе уже важна для хорошего самочувствия, но, главным образом, воспитанность, удерживающая нас в рамках приличий.
Для успешной воспитательной работы и авторитета преподавателя большое значение имеет его внешний вид, который обнаруживает степень развития его вкуса. Хороший вкус предполагает чувство гармонии, которая обнаруживается в единстве внешнего облика человека и его поведения. Несоответствие между черным парадным костюмом преподавателя и светлой обувью легко заметят обучающиеся. Элегантный костюм человека, обладающего грубыми, развязными манерами, лишь подчеркивает убогость его внутреннего содержания [4].
Каким должен быть костюм преподавателя? Важно ли вообще поднимать этот вопрос? Педагогическая практика и изучение мнения обучающихся и студентов говорят о том, что внешний вид преподавателя, его отношение к моде влияют не только на становление вкусов обучающихся, но и создают определенное отношение к преподаваемому преподавателем предмету.
Обучающиеся требовательны и взыскательны к внешнему виду преподавателя. Они скрупулезно изучают его костюм, прическу, его опрятность, как проявление уважения или неуважения к ним. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение на занятии.
Таким образом, костюм преподавателя, его внешний вид - не только его личное дело. Это вовсе не значит, что надо вести речь о какой-то обязательной форме преподавателя. Требования к костюму педагога не могут не совпадать с общепринятыми нормами этикета.
Современный костюм не существует вне моды. Мы знаем, что мода - это своего рода малый стиль, появляющийся внутри художественного стиля эпохи. Но мода весьма подвижна, динамична по сравнению со стилем. Нередко ее называют капризной и ветреной. Человек с развитым эстетическим вкусом вслепую не последует за модой. Не она будет властвовать над ним, а он подчинит ее своим интересам.
Человек со вкусом, приобретая предметы туалета, украшения, руководствуется соображениями целесообразности и красоты, а не слепым подражательством. Однако пренебрежение новой модой означает подражание старым образцам и совсем не украшает преподавате-
ля. Но следовать моде преподаватель должен с умом, соблюдая правила педагогического этикета, учитывая и физический свой склад, и возраст, и условия, в которых он находится. Главная задача преподавателя - развивать в себе и в окружающих хороший эстетический вкус, важнейшее требование которого - простота и изящество. Преподавателю лучше чуть отстать от моды, нежели обнаружить слепое, некритическое отношение к ней. Этому и должен преподаватель учить своих воспитанников: простоте, скромности, опрятности, умению выделять из нового положительное, быть защитником этого положительного. А для этого он сам должен быть примером для обучающихся.
Внешний вид человека во многом определяется опрятностью костюма. Тяжело представить себе, чтобы неопрятный человек мог следить за своими поступками, говорил А.С. Макаренко. Неопрятность костюма преподавателя больше всего раздражает обучающихся, поэтому педагог должен быть всегда аккуратно одет, ибо каждая мелочь в его внешнем виде заметна, не говоря уже о гармонии внутренней и внешней культуры. Следует, однако, подчеркнуть, что не следует переоценивать воспитательную роль костюма педагога. Сам по себе костюм никогда не делает его культурным, не обеспечивает ему авторитета и признания обучающихся. Для педагога костюм - выражение себя, своего характера, своей индивидуальности. Ведь обучающимся не нравится, по их высказываниям, вылощенный внешний вид преподавателя. Каждому преподавателю важно найти свой, индивидуальный стиль костюма. Преподаватель всегда должен помнить, что его воспитанникам необходимы специальные знания о мастерстве одеваться. А все это требует от него определенной целенаправленной и терпеливой работы.
Личный пример преподавателя, высокая требовательность к своему внешнему виду -важное условие привития обучающимся здорового эстетического вкуса. Мы не назовем красивыми манеры человека, в поведении которого резкость движений не соответствует их назначению или, наоборот, которому присущи вкрадчивые движения и разговор, когда обстоятельства требуют от него определенности и даже резкости. Очень важным эти-ко-эстетическим понятием, связанным с внешним поведением человека, является мера. Мера - это единство количественных и качественных сторон того или иного явления. Этикет - это и есть своего рода мера.
Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на осознанность их социальной ценности, а не на притворство, лицемерие или на ложный стыд. В педагогической деятельности чувство меры и техника общения имеет особенное значение и специфические особенности.
Это, в первую очередь, техника и особое искусство общения преподавателя с коллегами, детьми, их родителями и со всеми, с кем ему приходится организовать свое поведение таким образом, чтобы и словом, и делом преподаватель не оскорблял самолюбия и не унижал чувства собственного достоинства обучающихся [11]. Основным принципом здесь является вдумчивое и внимательное отношение преподавателя к обучающимся, к детскому коллективу, осторожность в выводах и решениях, исключительно корректная форма обращения с учетом возрастных особенностей детей, что основывается на принципе гуманизма и предполагает искреннюю любовь к детям, уважение их достоинства, справедливость, великодушие, терпимое отношение к их ошибкам и промахам. Это проявляется в сердечности, понимании преподавателем состояния других людей, в первую очередь своих воспитанников (боль, радость); умении не вмешиваться в чужие дела там, где это не угрожает общественным интересам, ему самому или кому-либо другому; умении критически относиться к себе даже и в тех случаях, когда формальные установки на стороне преподавателя.
Важны естественность, простота обращения, не доходящая до панибратства и не исключающая той роли, которую преподаватель выполняет в конкретной ситуации; умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, без высокомерия и безапелляционного поучительства; внимательность и предупредительность по отношению ко всем, с кем общается преподаватель, а по отношению к обучающимся - с учетом их возраст-
ных особенностей; педагогическая уравновешенность, сосредоточенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего обучающегося.
Надо проявлять терпимость к недостаткам, от которых человек (особенно воспитанник) старается избавиться; умение в условиях быстро изменяющихся педагогических ситуаций быстро ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать решение, имеющее необходимое воспитательное значение, воздействие на воспитанников в форме аргументированного предложения, предупреждения, совета. Имеют большое значение принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении; поддержание справедливого мнения или поступка, направленного против зла и несправедливости; умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения, отвращения с учетом конкретной ситуации; умение не демонстрировать своей неприязни к одним воспитанникам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим, если они у преподавателя и сформировались. Имеют принципиальное значение умение не допускать неумеренного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну и не влекут за собой нарушений норм морали; стремление не замечать и не разглашать то, что известно о неловком положении, в котором оказался воспитанник. Важными качествами являются умения не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства своих знаний, жизненного опыта перед молодыми коллегами и воспитанниками; погасить в себе раздражительность; использовать иронию и юмор без насмешливости и унижения чести и достоинства, особенно воспитанников; разряжать натянутую обстановку, не навязывать свою волю и не использовать положение старшего; быть скромным простым и человечным, требовательно и самокритично относиться к себе, к своим способностям и манерам поведения [10, с. 20-21].
Выводы
Существует немало педагогических приемов, пользуясь которыми, преподаватель добивается создания обстановки взаимопонимания, поддержания дисциплины и порядка. Некоторые из них можно считать нормами педагогической деятельности, их можно кратко сформулировать следующим образом: воспитывать обучающихся - это не значит крепко держать их в руках. Воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли обучающихся никогда не способствует формированию чувства уважения их к преподавателю. Не следует придираться к обучающимся за мелкие проступки - достаточно показать, что проступки эти мешают нормальной жизни коллектива и их собственной.
Нельзя употреблять по адресу обучающихся не только выражений, оскорбляющих их человеческое достоинство, но и применять меры, которые затрагивают чувство самоуважения обучающегося; обращаться к угрозам, практически невыполнимым или к таким, выполнение которых повлечет негативные последствия; никогда не нужно отзываться о своих коллегах непочтительно в присутствии обучающихся. Нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого обучающе -гося. Нельзя обращаться за помощью к руководителям общеобразовательного учреждения для налаживания дисциплины, когда в этом нет настоятельной необходимости или если не использованы самостоятельно все меры воздействия. Никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках. Не следует часто говорить и о приобретенных ими недостатках, если они обучающимся осознаются и если упоминание о них больно ими пережи -вается - всегда лучше быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение. Нужно знать близких обучающемуся людей и делать упор на его уважение к ним, а не на запугивание их воздействием, прямым или косвенным. Нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях - не следует избегать назревающих конфликтов, нужно умело идти на их разрешение.
Нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем обучающимся, которые доставляют преподавателю неприятность; обида на обучающихся не должна быть долговременной и мел-
кой. Никогда не нужно сетовать на отсутствие уважения обучающихся и выговаривать им за это, уважение нужно у них заслужить. Во взаимоотношениях с обучающимися у преподавателя не должно быть никакой предубежденности. Никогда не нужно подчеркивать преимущество своего положения - чем больше преподаватель подчеркивает свое превосходство перед обучающимися, тем меньше обучающиеся доверяют ему, советуются с ним, прислушиваются к его требованиям. Нужно уметь пойти на уступку, если это педагогически оправдано, если преподаватель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств или в результате допущенной ошибки виноват перед обучающимися, он должен извиниться. Преподаватель не должен одергивать обучающихся в тех случаях, когда они говорят неприятные для него факты - он должен уметь выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания.
Список источников
1. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.
2. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. № 1(30). С. 175-179.
3. Гончаров В.Н. Политическая информация в общественной системе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3(58). С. 106-110.
4. Иващенко А.П. Архетипы коллективного бессознательного и этническая идентичность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 6 (85). С. 21-24.
5. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.
6. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 73-78.
7. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.
8. Мустафаев Ф.М. Современные межнациональные конфликты и компромиссы Северокавказского региона // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1.
9. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. «Цивилизация молодых»: идея и реальность // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 6. - URL: http://hses-online.ru/2013_06.html
10. Keleberda N., Atanesyan A. Informational Society and Optimization of Education in the Current Circumstances: Russian and Armenian Experience // Научный альманах стран Причерноморья. 2020. N 3. - URL: http://science-almanac.ru
11. Kolosova O., Goncharov V. Ethnic functions of culture: social and philosophical analysis of ethnographic research // Научный альманах стран Причерноморья. 2018. № 3. С. 18-22. -URL: ttps://science-almanac.ru/documents/211/2018-03-03-Goncharov.pdf
References
1. GoverdovskayaE.V. Features of designing the educational space of a higher school in a multicultural region // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 4. P. 7-10.
2. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activity // Kant. 2019. No. 1(30). pp. 175-179.
3. Goncharov V.N. Political information in the public system // The Humanities and socio-economic sciences. 2011. No. 3(58). pp. 106-110.
4. Ivashchenko A.P. Archetypes of the collective unconscious and ethnic identity // The Humanities and socio-economic sciences. 2015. No. 6 (85). pp. 21-24.
5. KuleshinM.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3. P. 33-36.
6. Lobeiko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal public relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4. P. 73-78.
7. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). S. 195-201.
8. Mustafaev F.M. Modern interethnic conflicts and compromises of the North Caucasian region // The Humanities and social sciences. 2013. No. 1.
9. Nesmeyanov E.E., Matyash T.P. "Civilization of the Young": idea and reality // The Humanities and social sciences. 2013. No. 6. URL: http://hses-online.ru/2013_06.html
10. Keleberda N., Atanesyan A. Informational society and optimization of education in the current circumstances: russian and armenian experience // Scientific almanac of the Black Sea countries. 2020. N 3. - URL: http://science-almanac.ru
11. Kolosova O., Goncharov V. Ethnic functions of culture: social and philosophical analysis of ethnographic research // Scientific almanac of the Black Sea countries. 2018. No. 3. P. 18-22. - URL: ttps://science-almanac.ru/documents/211/2018-03-03-Goncharov.pdf
Статья поступила в редакцию 28.01.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 20.02.2022.
The article was submitted 28.01.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 20.02.2022.