Генишер Е.С.
Оренбургский институт (филиал) МГЮА им.О.Е. Кутафина E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
В статье дается характеристика сущности обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий воспитания правовой культуры студента, а именно: обеспечение готовности педагогов к использованию речевых образовательных ситуаций; создание Центра правовой помощи, использование гуманитарных образовательных технологий во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: культура, воспитание правовой культуры, педагогические условия, речевая образовательная ситуация; ситуации восприятия, выражения и воздействия, Центр правовой помощи, программно-модульное обучение, технология дебатов, технология самопрезента-ции, кейс-стади.
В условиях перехода России к рыночной экономике, построения правового государства, реформы системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложняется процесс социализации молодежи, поиска ею социально-приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. В этих условиях первостепенную значимость приобретает проблема воспитания правовой культуры личности. Воспитание правовой культуры молодежи в нашей стране идет трудно, распространены асоциальные проявления в молодежной среде. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении студенческой молодежи еще не стали воспитание и формирование гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм и ценностей. Участие студентов в жизнедеятельности общества на современном этапе во многом зависит от меры развития у них правовой культуры. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы формирования правовой культуры молодых людей, обуславливает необходимость изучения ее особенностей, факторов, противоречий. К тому же, без сформированной у личности правовой культуры невозможно построение в России правового государства и гражданского общества.
В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для разработки педагогических условий воспитания правовой культуры студента средствами речевых
образовательных ситуаций в области теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтоьев, Г.И. Щукина); работы раскрывающие сущность концепции развития личности (Л.И. Анциферова, А.С. Гаязов, Н.В. Кузьмин); подходы к саморазвитию и воспитанию личности, связанные с включением ее в различные виды деятельности (Т.К. Ахаян, Е.С. Заир-Бек, А.В. Кирьякова, А.Н. Ксенофонтова); исследования, посвященные воспитанию и формированию правовой культуры (Е.А. Крыгина, Т.М. Почтарь, И.Ф. Рябко, В.Е. Семенов и др.)
Исходя из специфики объекта и предмета нашего исследования, условиями воспитания правовой культуры студента средствами речевых образовательных ситуаций считаем следующие:
- обеспечение готовности педагогов к использованию речевых образовательных ситуаций с целью воспитания правовой культуры студента.
- создание в вузе Центра правовой помощи.
- использование гуманитарных технологий в воспитании правовой культуры студента.
Первое условие связано с осуществлением педагогической поддержки процесса воспитания правовой культуры. Высокий уровень правовой культуры социального окружения, в том числе педагогов, - одно из условий высокого уровня правовой культуры студентов.
Нами была разработана и реализована годовая циклограмма работы с профессорско-преподавательским составом, содержащая теоретическое и практическое направления. В рамках теоретического направления были проведены Ученые советы, конференции и публич-
ные лекции, раскрывающие основные проблемы воспитания правовой культуры. Практическое направление включало: конференции, научно-практические семинары, мастер-классы профессионалов-юристов.
Кроме того, подготовка преподавателей к использованию речевых образовательных ситуаций с целью воспитания правовой культуры студента осуществлялась в рамках обновления содержания профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Для реализации данной деятельности была выбрана модель внутрифирменного обучения преподавателей вуза.
Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте: в аудиториях, на лекциях. Данное обучение ориентировано на задачи конкретного вуза, интересы и затруднения конкретных педагогов, оно способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию ППС.
В настоящее время существуют различные модели внутрифирменного обучения профессорско-преподавательских кадров. Традиционная модель включает теоретико-практические занятия, практическую деятельность по применению освоенных способов решения проблем, консультации, а также рефлексивную деятельность преподавателей.
Еще одной моделью внутрифирменного обучения является комплексная «командная» переподготовка преподавателей кафедры или целого факультета, либо преподавателей, обеспечивающих реализацию конкретной образовательной программы. Такая подготовка организуется, если необходимо найти путь решения конкретной проблемы, общей для всех преподавателей. Основными формами такой подготовки являются: «проживаемое образование педагога», организация коллективной исследовательской деятельности преподавателей, обучение преподавателей кейс-методом, круговая модель разработки проектов.
Для формирования готовности преподавателей использовать речевые образовательные ситуации в процессе воспитания правовой культуры студента нами была выбрана модель программно-модульной подготовки.
Программно-модульная подготовка - это проблемно-ориентированная и сложная форма организации повышения квалификации, использующаяся для решения стратегических задач развития вуза. Она строится на основе общей стратегии методической работы и состоит из ряда самостоятельных подпрограмм - модулей. Организация программно-модульной подготовки направлена на разрешение трех блоков задач.
Первый блок задач предполагает, что в ходе работы преподаватели осваивают сущность основных идей и понятий, знакомятся с зарубежным и российским опытом в области реализации инновационных идей; выделяют наиболее продуктивные пути с учетом накопленного опыта подготовки кадров с высшим образованием и выстраивают своеобразное поле проблем структурно-организационного и учебно-методического характера. На этом этапе формируется образ программы опытно-экспериментальной деятельности.
Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием личностной образовательно-профессиональной ориентации, с поиском ответа на вопрос: «Какие шаги мне как профессионалу необходимо предпринять, какое новое содержание необходимо освоить, чтобы решить задачи опытно-экспериментальной деятельности?». По сути, на этом этапе выстраивается пространство опытно-экспериментальной работы, создаются «команды» преподавателей, происходит самоопределение участников эксперимента («что именно я буду делать в этой программе?»), разрабатывается сама программа, определяются механизмы ее реализации.
Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала участника опытно-экспериментальной работы, непосредственно освоение нового содержания, разработка необходимых учебно-методических материалов и документов. При решении этой группы задач участникам эксперимента, скорее всего, потребуется консультационная помощь относительно выбора форм повышения своей профессиональной квалификации, координация их деятельности.
Первый этап условно можно назвать «Методический калейдоскоп». В течение года участникам эксперимента предлагается подобрать материалы и составить представление об основ-
ных направлениях поиска и достижениях в области воспитания правовой культуры студента средствами речевых образовательных ситуаций. Чрезвычайно важным на этом этапе является анализ не только содержания, но также рисков и социальных эффектов перехода. С этой целью участникам семинаров предлагалось использовать самые разные формы поиска информации - посещение презентационных семинаров и конференций, анализ литературы и информации, представленной в сети Интернет. Основным принципом организации первого этапа стал принцип радиации, т. е. распространение информации о сущности и содержании речевых образовательных ситуаций через информационные ресурсы вуза: электронный журнал вуза, интернет-рассылка ссылок на сайты, содержащих данную информацию, проведение внутривузовских конференций «Традиции и инновации в организации воспитательного процесса в вузе». Интересны и важны творческие встречи, круглые столы с приглашением для участия в них различных специалистов в области воспитания в вузе.
Нельзя забывать о достижениях работников самого учреждения. Были проведены круглые столы, целью которых стала диссеминация педагогического опыта по использованию речевых ситуаций в учебной и внеучебной деятельности. Так, был проведен круглый стол «Воспитательный потенциал гуманитарных образовательных технологий», где преподаватели делились своими наработками по проблеме использования современных образовательных технологий. Участниками круглого стола был сделан вывод, что выбор технологии для учебного занятия должен соответствовать основной цели образования - формированию будущего профессионала, обладающего высокой культурой. Выяснилось, что ведущими технологиями, способствующими достижению данной цели, являются кейс-стади, приемы технологии критического мышления, основой которых является речевая деятельность.
Итогом этого этапа стало создание программы деятельности по воспитанию правовой культуры студента, сформировалась команда единомышленников, состоящая из участников Школы молодого преподавателя, Школы кураторов, членов студенческого самоуправления, представителей администрации вуза.
Таким образом, на этом этапе основным средством подготовки преподавателей стало создание речевых ситуаций восприятия, когда преподаватель, как сложная категория слушателей, осознает необходимость речевого взаимодействия со студентами, учится слушать своих коллег, критически относится к своему и чужому педагогическому опыту. Вырабатываются мотивационные механизмы, движущие процесс воспитания. Преподаватель осознает необходимость совершенствования собственной педагогической деятельности.
Второй этап - освоение программ и модулей, созданных в рамках двух выше указанных направлений работы - структурно-организационного и направления обновления материалов. Специалисты по данной теме, коллеги передают свой апробированный опыт. Форма проведения занятий может быть различной, но на занятиях должен быть задействован интеллектуальный и творческий потенциал каждого участника, поэтому возможна любая другая, но обязательно интерактивная форма.
Например, одной из форм проведения является «погружение», когда занятия проводятся с выездом за пределы города в течение трехчетырех дней.
Основной целью погружения стало теоретическое и коммуникационное обучение преподавателей использованию речевых образовательных ситуаций. Первый модуль - теоретический. Тьютеры в группах преподавателей отрабатывали курс «Речевая деятельность - основа профессиональной деятельности преподавателя вуза». Система теоретических занятий раскрывала сущность речевой деятельности, речевых образовательных ситуаций как средства речевой деятельности, виды речевых образовательных ситуаций, технологии их создания.
Практический модуль включал решение кейсов. Преподавателям предлагался кейс, насыщенный реальными документами, характеризующими конкретную образовательную программу, конкретную группу студентов, конкретного студента. По предложенным документам преподаватели выделяли проблемы вуза или студентов, формулировали задачи, предлагали способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа преподавателей разрабатывала варианты решения выделенных реальных проблем.
Далее группам было предложено участие в тренингах коммуникационного воздействия, где они отрабатывали приемы речевых образовательных ситуаций.
Итогом погружения стала защита проектов, которые разрабатывались в микрогруппах под руководством тьютеров. Проекты были направлены на создание форм работы, способствовавших воспитанию правовой культуры, где основным средством выступала речевая образовательная ситуация. Так были предложены проекты: «Волонтерская правовая деятельность», «Взаимодействие студенческого самоуправления и администрации вуза», «Центр правовой помощи населению», «Служба модераторов в вузе».
Этот этап важен еще и потому, что преподаватели, работая в интерактивной форме, учатся взаимодействию, командной работе. Способность к педагогическому взаимодействию -универсальная особенность преподавателя, характерная для выполнения его функций в педагогическом процессе оказывать влияние на других людей в совместной деятельности. От способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса. Научить участников взаимодействовать - одна из наиважнейших задач всех проводимых программ и модулей. Если в основе педагогической деятельности лежит деятельность коммуникативная, то и процесс повышения квалификации учителей должен быть приближен к процессу коммуникации.
Таким образом, основным средством реализации данного этапа подготовки преподавателя являются речевые ситуации восприятия и выражения. Сначала преподаватели принимают позицию деятельностного исполнителя, воспринимающего информацию в ходе усвоения теоретического модуля, затем в ходе тренингов они учатся с помощью речевого высказывания и экспрессивной стороны речи воздействовать на участников коммуникационного процесса. И наконец, в ходе защиты проекта речевая ситуация выражения создается самой формой обсуждения проектов.
Третий этап - совершенствование. На этом этапе происходило активное использование в образовательном процессе вуза разработанных материалов, выявление уже возникших и возможных ошибок с определением путей их пре-
одоления, разработка соответствующего управленческого, дидактического и методического инструментария.
Так в ходе реализации этапа был сформирован Центр правовой помощи, участниками которого стали студенты старших курсов и преподаватели специальных дисциплин; проводились видеоконференции с участием авторитетных правозащитников страны, преподаватели и студенты участвовали в итоговой научно-практической конференции «Потенциал современного студенчества». Было создано нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение процесса воспитания правовой культуры: разработано Положение о Центре правовой помощи, внесены изменения в Положение о студенческом самоуправлении, к программе развития института «Волонтерская деятельность» была разработана подпрограмма. Созданы методические рекомендации по организации воспитательного процесса в студенческих группах для кураторов и службы академической поддержки института.
Кроме того, этап совершенствования отрабатывался на тренингах самопознания и общения, тренингах по педагогической технике и технологиям, личностно-ориентированным технологиям обучения.
Итогом этой работы стал рефлексивно-инновационный практикум, где преподавателям было предложено обучить друг друга приемам создания речевых образовательных ситуаций.
На этом этапе подготовки педагогов основным средством является речевая ситуация воздействия. Преподаватели, осознав содержание профессионально-педагогической деятельности с точки зрения проблемы воспитания правовой культуры, активно взаимодействуют со студентами, организуя разные речевые ситуации в ходе апробации форм воспитательной работы. Кроме того, рефлексия процесса готовности к применению речевых образовательных ситуаций в воспитательном процессе вуза приводит их к конструктивному диалогу с самими собой о возможностях речевых ситуаций в воспитании личности будущего юриста.
Следующее условие - создание в вузе Центра правовой помощи. Деятельность центра заключается в оказании бесплатной правовой поддержки тем гражданам, которые не могут позволить себе услуги платной консультации.
Основная профильная направленность деятельности Центра правовой помощи - вопросы гражданско-правовой и административной направленности, в том числе из семейных, гражданских, земельных, жилищных, предпринимательских и иных правоотношений. Научное руководство и консультативную помощь деятельности центра оказывают преподаватели и сотрудники института.
Цель деятельности Центра правовой помощи - оказание квалифицированной правовой поддержки. В центре студенты получают определенные навыки юридической практики и представление о том, в чем нуждаются люди и как можно защитить их права, опираясь на закон. Центр правовой помощи был организован на базе Юридической клиники Оренбургского филиала МГЮА.
В состав центра входят: мобильная группа, преподаватели-консультанты и 15 студентов 25-х курсов Оренбургского филиала МГЮА.
В основном в центр обращаются по вопросам пенсионного обеспечения, гражданского и трудового законодательства. Многим необходима помощь по оформлению исковых заявлений и апелляционных жалоб, заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Студенты самостоятельно консультируют граждан, составляют документы, разъясняют процедуру обращения в административные органы и суды. Это не теоретическое обсуждение правовых проблем (как на традиционных занятиях), не наблюдение за деятельностью профессионалов (как в ходе ознакомительной практики) и даже не помощь в работе (как на производственной практике). Это полноценная самостоятельная работа. Студенты центра отличаются более глубокими и разносторонними знаниями. Анализ разнообразных точек зрения, стремление разобраться в проблеме, понять, как работает правовая система в реальной жизни -все это способствует профессиональному росту молодых специалистов центра, которые являются проводниками правовых знаний в социум.
С момента создания за получением помощи в центр обратилось 236 человек. Составлено 115 письменных документов. Выпущено 16 брошюр социально-юридического содержания («Приемная семья», «Что такое доверенность», «Правовые аспекты завещания», «Борьба с коррупцией», «Налоговые правонарушения» и др.).
Студенты проводили работу с клиентами в центре, расположенном на территории и в помещении своего вуза. Студенты распределены по группам (6 групп). Два раза в неделю в первом семестре и 3 раза - во втором, после окончания основных учебных занятий студенты, согласно составленному графику дежурства, ведут бесплатный прием граждан в приемной центра. В остальное время, кроме учебного процесса, они под руководством преподавателей, сотрудничающих с Правовым центром, готовят ответы на правовые вопросы, необходимые юридические документы.
Таким образом, правовое просвещение, бесплатная юридическая помощь, участие в решении общественных проблем - это часть миссии современного юридического вуза, если он не хочет превратиться в фабрику по выдаче дипломов или в закрытое академическое учреждение. Центр обеспечивает связь студентов и преподавателей с населением, своей каждодневной работой формируя общественное мнение о вузе. Прослеживается постоянная тенденция, что клиенты после полученной качественной консультации, иной правовой услуги приходят повторно в приемную центра к студенту как к «своему адвокату».
Сами процедуры работы в центре обеспечивают качество. Это и специальная подготовка студентов, и неоднократная проверка работы студента куратором, и совместная работа студентов в парах и группах, и возможность консультаций преподавателей и практиков, и большое время, отводимое на работу по делу (каждая группа дежурит 1 раз в две недели, остальное время готовит ответы).
Схема работы центра обычно одинакова: обучение - практическая деятельность - анализ работы.
На занятиях использовались интерактивные методики обучения: ролевые игры, анализ казусов, мозговой штурм, работа в малых группах. Как правило, обучение в центре включает серию аудиторных занятий-тренингов.
Таким образом, в рамках Центра правовой помощи было создано три взаимосвязанных сектора: сектор консультирования граждан; сектор систематизации и анализа судебной практики; сектор информационной поддержки деятельности центра.
Разработаны внутренние документы центра, регламентирующие порядок его работы: По-
ложение о юридическом центре, Положение о порядке работы с клиентами, Этический кодекс консультантов, Памятка по первичному приему и консультированию граждан, Положение о секторе систематизации и анализа судебной практики.
Совершенствование воспитания правовой культуры невозможно без расширения работы внутри самого центра. Таким образом, необходимо развивать такие направления, как:
1) Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, негосударственными правозащитными и общественными объединениями и организациями, с юридическими центрами других вузов в целях обмена опытом.
2) Правовое просвещение граждан. Для повышения правовой культуры населения необходимо организовать на базе центра ресурсный центр, основными задачами работы которого будут являться: организация и реализация мероприятий по борьбе с правовой неграмотностью населения, содействие органам государственной власти в реализации основных направлений, правовое обучение руководителей общественных некоммерческих организаций, а также государственных муниципальных служащих.
3) Привлечение большего числа студентов, отвечающих профессиональным и этическим требованиям, для работы в центре. Стимулом для привлечения студентов к работе в центре могло бы стать выделение, в дальнейшем, для студентов рабочих мест.
4) Информирование граждан в средствах массовой информации о существовании центра. Как правило, материалы такого рода занимают незначительное место в общем объеме публикаций, при этом они ситуативны и крайне поверхностны. Такое положение не способствует формированию адекватного представления в обществе о роли, функциях, задачах, целях деятельности юридических центров.
5) Центр, несомненно, будет развивать направление, связанное с анализом и систематизацией судебной практики, поскольку такое направление связано с обменом опытом между юристами-практиками, а также позволит в дальнейшем создавать модели рассмотрения тех или иных категорий дел.
Кроме того, совместно с Красным Крестом планируется подготовка и проведение цикла
лекций по гуманитарному праву, направленному на повышение правовой культуры и разъяснение прав мигрантов, вынужденных переселенцев, сотрудников правоохранительных органов, участвующих в урегулировании межнациональных конфликтов и др.
Итак, поэтапное вхождение студента в работу центра предполагает использования речевых образовательных ситуаций. В начале, на этапе адаптации - речевые ситуации восприятия (знакомство с организацией деятельности центра, нормативно-правовыми документами, теоретическим курсом). Далее на этапе стажировки студент учится выражать свое мнение относительно конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, разбор этих ситуаций сам по себе является речевой ситуацией выражения. И наконец, в ходе самостоятельной, но контролируемой деятельности, студент доказывает свою правоту, опираясь на букву закона, занимается отбором речевых средств для убеждения клиентов или для интерпретации их точки зрения в нормативно-правовых актах.
Третье условие - использование гуманитарных технологий в воспитании правовой культуры студента.
Работа по воспитанию правовой культуры студентов экспериментальных групп велась в соответствии с выделенными нами направлениями и этапами воспитания правовой культуры в процессе изучения иностранного языка: когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным. Все направления работы были взаимосвязаны, но на отдельных этапах каждое из направлений являлось приоритетным. На этапе формирования правовых знаний и понятий при изучении иностранного языка анализировались тексты правовой тематики, просматривались записи информационных программ ВВС и СЫ№ В ходе эксперимента в учебный план были введены следующие темы: «Конституция США», «Права и обязанности американского гражданина», «Основные этапы становления демократии в США», «Конституция Великобритании», «Права и обязанности граждан в Великобритании», «Демократия в Великобритании», «Основы конституционного строя России», «Мои права и обязанности», рекомендуемые нами для включения в тематические планы по дисциплине «Иностранный язык».
В ходе исследования был разработан спецкурс по иностранному языку «Мои права», который апробировался также в МГЮА. По данным эксперимента спецкурс эффективен в плане расширения правового понятийного аппарата, возможности применения знаний на практике. Студенты экспериментальных групп в ходе опроса подчеркнули ценность познавательного аспекта изучения курса «Мои права».
Деятельность студентов на стадии реализации когнитивного компонента правовой культуры способствовала развитию у них рефлексивных и коммуникативных навыков, последние из которых чрезвычайно важны при изучении иностранного языка. Повышение уровня информированности студентов в правовой сфере стало свидетельством успешности этапа воспитания когнитивного компонента правовой культуры. Мотивационно-ценностный компонент правовой культуры студентов формировался в ходе дискуссий по правовым проблемам и в процессе выполнения групповых творческих заданий. Цель этапа формирования мотивационноценностного компонента - формирование правовых убеждений, этико-правовых установок. При этом происходила интеграция накопленных знаний и личного опыта студента. Деятельность по формированию этико-правовых ценностей и правовых убеждений была основана на субъект-объектной основе и являлась рефлексивной, что способствовало развитию позитивных правовых чувств и обеспечивало нравственную направленность правового обучения и воспитания.
С целью воспитания деятельностного компонента правовой культуры мы разработали проблемные задачи и ситуации, решение которых направлено на выработку адекватных правовых установок. Студенты учились объектив-
но оценивать сложившуюся проблемную ситуацию, приближенную к реалиям их будущей профессии, принимать правильное решение в системе речевых действий на иностранном языке, сопоставляя свой нравственно-правовой выбор с требованиями закона, что в дальнейшем позволило использовать выработанные на занятиях по иностранному языку навыки и умения на занятиях по другим правовым дисциплинам. При этом у будущих специалистов формировался опыт правотворческой и правоохранительной деятельности.
Организация речевой образовательной ситуации в процессе воспитания правовой культуры включает в себя отбор речевого материала преподавателем (понятийно-терминологические карты, решение кейсов, чтение с разметкой, рецензирование работ, контент-анализ научных и учебных источников по проблемам правоведения и юриспруденции и др.), исследование отношений между участниками взаимодействия (ТРИЗ, игровые технологии, дебаты, тренинги, индивидуальные консультации), работу с ключевыми понятиями (выступления на конференциях, консультации для студентов младших курсов, наставничество, работа в правовой психологической службе и др.). Пробле-матизация преподавателем темы, связанной с правовой культурой, провоцирует студентов к созданию непредсказуемых, творческих и самостоятельных речевых продуктов.
Таким образом, апробированные условия воспитания правовой культуры студента, основным педагогическим средством реализации которых являются речевые образовательные ситуации, способствуют повышению уровня сфор-мированности правовой культуры студента и могут рекомендованы в практику работы вузов.
16.10.2011
Список литературы:
1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 175 с.
2. Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура. - Волгоград, 2006. - 243 с.
3. Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности. - Оренбург, 2010. - 267 с.
4. Методика воспитательной работы: для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
Сведения об авторе: Генишер Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургский институт (филиал) МГЮА им. О.Е. Кутафина г. Оренбург, ул. Комсомольская, 50, (3532)312543, е-шаИ: [email protected]