ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О. А. Тарасенко*
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные методы преподавания юридических дисциплин: пассивный, активный и интерактивный; проводится их разграничение; обсуждаются возможности проведения разных типов занятий в активной и интерактивной формах, формирования дополнительных профессиональных компетенций (ДПК). Иллюстрация применения того или иного метода подана сквозь призму предметов предпринимательского и банковского права, обобщение методической литературы — на основе их апробации в ходе педагогической деятельности автора или его участия в работе Методического совета.
Ключевые слова: магистр, бакалавр, пассивный, активный и интерактивный методы обучения, занятия семинарского типа, занятия лекционного типа; коллоквиум; кейс-стади, деловая игра, ролевая игра, тренинг, мастер-класс, работа в малых группах.
001: 10.17803/1994-1471.2016.70.9.217-228
Приказом Министерства образования и на- по направлению «юриспруденция», степень
уки от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утвержде- «магистр») были утверждены требования к ус-
нии и введении в действие федерального ловиям реализации основных образовательных
государственного образовательного стандарта программ бакалавриата и магистратуры.
высшего профессионального образования по Как следует из ФГОС ВПО по направлению
направлению подготовки 030900 «юриспру- «юриспруденция», степень «бакалавр», глав-
денция» (квалификация (степень) «бакалавр»)1 ной целью ООП бакалавриата, особенностью
(далее — ФГОС ВПО по направлению «юриспру- контингента обучающихся и содержанием
денция», степень «бакалавр») и приказом от 14 конкретных дисциплин в целом должен быть
декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и вве- определен удельный вес занятий, проводимых
дении в действие федерального государствен- в активных и интерактивных формах. Вместе
ного образовательного стандарта высшего про- с тем данный документ устанавливает мини-
фессионального образования по направлению мальный удельный вес занятий подобного
подготовки 030900 «юриспруденция» (квалифи- типа — «в учебном процессе они должны со-
кация (степень) «магистр»)2 (далее — ФГОС ВПО ставлять не менее 20 % аудиторных занятий».
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.
© Тарасенко О. А., 2016
* Тарасенко Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. В качестве ориентира таких заданий можно рассматривать норму п. 7.3, предусматривающую, что в учебном процессе должны использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция», степень «магистр» закрепляет, что главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин должен быть определен удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий. В качестве примеров активных и интерактивных форм проведения занятий указываются: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, результаты работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой. Таким образом, можно увидеть различие в требованиях к реализации компе-тентностного подхода между двумя уровнями образования: ООП бакалавриата должна предусматривать не менее 20 % аудиторных занятий в активной и интерактивной формах, а ООП магистратуры — не менее 30 % и исключительно в интерактивной форме. Ввиду этого перечень возможных вариантов заданий для ООП
магистратуры расширен за счет включения в него семинаров в диалоговом режиме, дискуссий (в том числе и групповых, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игрового судебного процесса). Сходством реализации компетентностного подхода для анализируемых уровней образования является необходимость встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.
Активные и интерактивные методы обучения предполагается применять во время занятий, виды которых перечислены в п. 53 приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»3. В соответствии с данным документом по образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:
— лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (занятия лекционного типа);
— семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия (занятия семинарского типа);
— курсовое проектирование (выполнение курсовых работ);
— групповые консультации;
— индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой);
— самостоятельная работа обучающихся;
— иные виды занятий.
Отметим, что введением в действие вышеуказанных стандартов авторы рабочих программ учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры несколько дистанцировались от использования термина «семинар» при проведении занятий семинарского типа; теперь в своем
3 Российская газета. 2014. № 56.
большинстве занятия семинарского типа представлены «практическими занятиями». Однако поскольку содержание данных занятий осталось прежним (освещение преподавателем отдельных вопросов темы, классический опрос), с методологической точки зрения переименовывать их в практические занятия неверно. Кроме того, в этом нет и нужды, ибо, например, ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция», степень «магистр», устанавливает, что одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр, для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. Учитывая это, а также требования ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция», степень «бакалавр», семинар может выступать основной активной формой проведения аудиторных занятий на обоих уровнях образования.
Довольно часто также в рабочие программы учебных дисциплин не совсем корректно вписывается такой вид занятия семинарского типа, как коллоквиум. Коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа) — вид учебного занятия, прежде всего в вузах, проводимого с целью проверки и оценивания знаний учащихся. Это своего рода устный экзамен. Он может проводиться в форме индивидуальной беседы преподавателя со студентом или как массовый опрос. В ходе группового обсуждения студенты учатся высказывать свою точку зрения по определенному вопросу, защищать свое мнение, применяя знания, полученные на занятиях по предмету.
Когда какой-либо учебный предмет читается в течение 2—3 семестров, а итоговый контроль только один, коллоквиум играет роль промежуточного экзамена. Это делается с целью уменьшить количество тем для подготовки к основному экзамену. Обычно коллоквиум назначается на последнее занятие семинарского типа в семестре. Оценка, полученная на коллоквиуме, влияет на оценку основного экзамена.
Коллоквиумом называют также научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада, реферата, результатов научных конференций.
Таким образом, можно сделать вывод, что такой тип семинарского занятия, как коллоквиум, может быть удобен для дисциплин бакалавриата и магистратуры при рубежном контроле или обсуждении научных работ. Отсюда следует, что на коллоквиуме не предполагается традиционное рассмотрение темы, разбор конкретных ситуаций, решение задач, проведение деловых игр и пр.; этим он и отличается от семинаров и практических занятий.
Итак, определившись с минимальным удельным весом занятий в активной и интерактивной формах для ООП бакалавриата и интерактивной форме для ООП магистратуры, видами аудиторных занятий, перейдем к рассмотрению возможностей использования того или иного метода обучения на занятиях лекционного и семинарского типа.
Для начала установим, что понимается под методом обучения. Метод обучения (от др.-греч. Ц£0o6oq — путь) — процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1) пассивный метод;
2) активный метод;
3) интерактивный метод.
Каждый из этих методов имеет свои особенности. Пассивный метод — это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов, выступления с докладами, эссе и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным
методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если обучающиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Под активным методом следует понимать форму взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия.
Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные задания, в ходе выполнения которых студенты изучают материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый4 .
Рассмотрим теперь, на занятиях какого типа можно успешно применять те или иные методы5 .
Самый распространенный вид занятия в пассивной форме — лекция. Этот вид широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Кроме того, пассивный метод обучения применяется и во время семинаров, когда текущей формой контроля выступает классический опрос и преподаватель продолжает в развитие лекции освещать обучающимся сложные аспекты темы.
Если исходить из требований стандартов, то с использованием пассивного метода можно проводить занятия лекционного типа по учебным дисциплинам магистратуры и в большей степени использовать данный метод (включая и его применение на занятиях семи-
нарского типа) при преподавании дисциплин бакалавриата. Однако с учетом необходимости реализации компетентностного подхода представляется резонным некоторая модификация, модернизация пассивного метода. Например, на занятиях семинарского типа возможно сократить количество теоретических вопросов с заменой их на практические задания и задачи (допустим, по вопросу «Правовое положение индивидуального предпринимателя» сформулировать задание как «Консультация клиента о плюсах и минусах данной формы осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с юридическим лицом»); заменить обязательные контрольные работы на эссе и рефераты по выбору и увеличить использование демонстрации при подаче материала и контроля обучения (например, попросить обучающихся схематически представлять содержание законов, инструкций, механизма осуществления деятельности и пр.).
С применением активного метода возможно проводить абсолютное большинство занятий лекционного и семинарского типа.
Хотя, как было отмечено ранее, лекция тяготеет к использованию пассивного метода обучения (и он допускается стандартами). В некоторых случаях пассивную передачу материала можно трансформировать в лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию с применением обратной связи, проблемную лекцию5 и провести данный вид занятия в активной форме. Модель лекции с применением активного метода обучения предполагает:
— обеспечение обучающихся презентацией и раздаточными материалами заблаговременно до проведения лекции с обязательностью их предварительного изучения;
— целесообразность начала лекции с диалога (для выявления уже имеющихся знаний и определения уровня подготовки аудитории);
— постановку во время лекций вопросов, провоцирующих возражения обучающихся;
— использование аудиовизуальных материалов (презентаций, видеороликов, обращения к соответствующим теме порталам в сети Интернет);
4 URL: wikipedia.org (дата обращения: 06.02.2016).
5 Андровнова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. № 2.
— раскрытие материала в обязательной связи с практическими вопросами;
— отведение времени для ответов на вопросы, обсуждаемых по ходу лекций, внезапных дискуссий;
— завершение отдельного вопроса задачей или небольшим тестом с целью немедленного применения знания;
— обобщение обучающимися лекционного материала (в качестве обратной связи). Использовать интерактивный метод во время занятий лекционного типа затруднительно, поскольку он предполагает деловое общение обучающихся между собой. При этом использование ТСО и презентаций не дает достаточного основания говорить об изменении метода проведения занятия, поскольку обучающиеся продолжают оставаться исключительно реципиентами знаний.
Далее рассмотрим подробно конкретные примеры активных и интерактивных форм проведения занятий семинарского типа. Позволим сделать ремарку, что образовательные стандарты, указывая на то, что в учебном процессе должны широко использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий, называют некоторые из них. В то же время остается неясным, какие из них относятся к активным формам проведения занятий, а какие к интерактивным (поскольку они представлены общим перечнем). Указав выше, в чем заключается различие между активным и интерактивным методом, постараемся вычленить их разновидности. Однако предварительно стоит отметить, что законодатель, скорее всего, умышленно не разграничил примерных форм и методов обучения, поскольку, например, мозговой штурм, тренинг, кейс-стади могут проводиться с применением как активного, так и интерактивного метода обучения.
С применением активного метода можно проводить большинство занятий семинарского типа — семинары, практические занятия, коллоквиумы. Занятия семинарского типа с применением активного метода обучения направлены на развитие у обучающихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. К видам активных форм проведения заня-
тий семинарского типа можно отнести диалог, дискуссию, тренинг, кейс-стади.
Диалог — разговор преподавателя с одним или несколькими студентами, состоящий из обмена репликами. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос-ответ, добавление, повествование, распространение, согласие-несогласие). Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Зависимость студентов как участников диалога, от преподавателя заключается в их необходимости отвечать на инициируемые им вопросы. Диалог по типу сотрудничества предполагает разрешение определенной проблемы совместными усилиями обучающихся и преподавателя. Если преподаватель и студенты ведут беседу не направленную на достижение какого-либо результата — это диалог-равенство. Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому даже в научной речи развертывание диалога происходит спонтанно, ибо в подавляющем большинстве случаев реплики-реакции студентов неизвестны или непредсказуемы. Использование диалога на занятиях семинарского типа ценно возможностью обучающихся совершенствовать свою коммуникативно-речевую стратегию; нивелировать особенности разговорной речи, привычку говорить неполными структурами6. Речь профессоров вузов отличается логикой и стройностью изложения, большим словарным запасом и является своего рода образцом для участия в научной беседе.
Дискуссия — обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог, мало того, иногда оба эти понятия употребляют как синонимичные. Если все же попытаться провести между ними различие, то разумно опереться на этимологию, которая в слове «дискуссия» подчеркивает идею столкновения (discutere в переводе с латыни означает «разбивать»). Итак, диалог есть обмен мнениями, идеями или аргументами, дискус-
6 URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/20.htm (дата обращения: 06.02.2016).
сия — столкновение идей и аргументов7. Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем и своеобразный способ познания. Дискуссия полезна тем, что она уменьшает момент субъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного студента или группы студентов. Дискуссии обычно противопоставляется полемика, целью которой является утверждение определенных ценностей с использованием корректных приемов. В полемике, но не в дискуссии, можно говорить о победе одной из спорящих сторон. Когда истина открывается в результате дискуссии, она делается достоянием обеих спорящих сторон, и победа одной из них имеет чисто психологический характер8 .
Тренинг (англ. training, от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Большинство тренингов направлены на формирование и выработку определенного навыка, например, новостной тренинг, тренинг самопрезентации др.
В рамках учебного процесса тренинги рекомендуется использовать в следующих учебных ситуациях:
— при запуске новой учебной программы (проекта);
— когда нужно сделать паузу и переключить внимание учащихся с одного вопроса на другой;
— в конце занятия, когда учащиеся устали. При преподавании юридических дисциплин
возможен сквозной тренинг, стимулирующий прежде всего формирование у обучающихся устойчивой привычки следить за изменениями действующего законодательства, использования только актуального правового материала (подписка на рассылки СПС «Консультант-Плюс» или ЭПС система «ГАРАНТ»). К примеру,
студентам по очереди предлагается делать краткий еженедельный обзор изменений банковского законодательства. Посредством данного тренинга можно сформировать у обучающихся дополнительную профессиональную компетенцию — способность осуществлять мониторинг нормативной правовой информации, используемой в предпринимательской деятельности, и вносить в нее изменения с учетом требований законодательства.
Кейс-стади — усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов). Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительный элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством применения метода моделирования).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к имитационным методам обучения. При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения9 .
Кейс-стади может иметь несколько уровней сложности, что отчетливо проявляется при взятии за его основу материалов судебной практики. Начинать его внедрение целесообразно уже на первых курсах обучения посредством постановки студентам такого задания, как «проиллюстрировать тему самым ярким судебным делом». Обучающиеся получают навыки поиска, отбора, графической и устной демонстрации судебной практики. Отсутствие данного навыка зачастую обнаруживается в курсовых проектах, выпускных квалификационных работах, где примеры судебной практики «притянуты за уши», представляют собой не суть решения, а его сплошное копирование.
Философский словарь Спонвиля // URL: http://philosophy_sponville.academic.ru (дата обращения: 06.02. 2016) .
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2004.
Интересный кейс-стади в интерактивной форме предложен в статье: Шевченко О. М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания // Юридическое образование и наука. 2011. № 2.
7
8
9
В дальнейшем уровень сложности кейс-стади целесообразно повышать, постепенно дополняя практические занятия:
— анализом решения высшего суда по соответствующему профилю;
— решением практического казуса;
— выявлением отсутствия единообразия судебной практики и формулированием предложений по ее совершенствованию или внесению изменений в действующее законодательство.
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Данный метод может применяться в любой группе студентов, как с большим количеством обучающихся, так и нет. Суть метода состоит в том, что преподаватель в начале работы со студентами формирует проблему (задачу), а затем задает им ряд вопросов и получает на них ответы, тем самым выявляя уровень осведомленности группы в том или ином вопросе. В процессе занятия студенты формируют варианты решения проблемы. В конце занятия (части занятия) обсуждаются все предложенные пути решения проблемы и отмечаются наиболее ценные идеи. Пример задания для мозгового штурма может быть следующим: «В термине "небанковская кредитная организация" заложено внутреннее противоречие. Какие варианты его замены Вы можете предложить?».
Поскольку интерактивный метод основан на непосредственном контакте обучающихся между собой и преподавателем, то с его помощью целесообразно проводить практические занятия. Занятия могут проходить в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, мозгового штурма, педагогических тренингов, работы в малых группах, игрового судебного процесса, мастер-классов специалистов с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Проведение практических занятий в интерактивной форме имеет одну характерную черту: замену теоретических вопросов и обсуждение доктринальных подходов на практические задания, творческие задания или разрешение казусов. Студенты вовлекаются в процесс обучения путем постановки (моделирования) перед ними конкретных практических заданий-вопросов с последующим их разрешением.
Следовательно, интерактивное обучение — прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, обучающиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Интерактивное обучение — это специальный метод организации познавательной деятельности. Он имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:
— повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
— усиление мотивации к изучению дисциплины;
— формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
— формирование коммуникативных навыков;
— развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
— развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации. Рассмотрим некоторые интерактивные формы занятий семинарского типа, которые должны, на наш взгляд, активно использоваться в учебном процессе.
Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Проведение деловой игры как правило состоит из следующих частей:
— инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
— изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;
— собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);
— публичная защита предлагаемых решений;
— определение победителей игры;
— подведение итогов и анализ игры преподавателем.
В качестве примера можно привести деловую игру к практическому занятию «Банковские счета юридических лиц»: «Карточка с образцами подписей и оттиска печати». Деловая игра проводится в течение практического занятия с вовлечением всех присутствующих. Слушатели в рамках подготовки к деловой игре должны изучить приложения № 1 и 2 к инструкции Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»10 и инструкцию Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»11 .
В процессе деловой игры обучающиеся делятся на 3 группы. Первая группа заполняет карточки с образцами подписей и оттиска печати от имени конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Предварительно преподаватель раздает слушателям копии банковских карточек действующего банка и свидетельств о внесении в ЕГРЮЛ (чем больше свидетельств о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеется, тем выше степень индивидуализации задания). Цель группы безошибочно заполнить карточку с образцами подписей и оттиска печати. Вторая группа — сотрудники банка, уполномоченные оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати. Их цель: решить вопрос о возможности принятия карточки с образцами подписей и оттиска печати и оформить ее в установленном Инструкцией 153-И порядке. Последняя группа студентов — уполномоченные представители
Банка России, оценивающие соблюдение кредитной организацией законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Банка России. Проведение деловой игры позволяет обучающимся овладеть навыками заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати — строго формализованного документа, необходимого для открытия банковского счета; навыками работы банковского юриста, служащего Банка России.
Поскольку деловая игра имеет сходство с тренингом, возникает необходимость указать их некоторые отличительные признаки. Для наглядности представим их в виде таблицы.
Ролевая игра — структурированная обучающая ситуация, в которой студенты временно принимают на себя определенные социальные роли и демонстрируют поведенческие модели, которые (по их мнению) соответствуют этим ролям. В игре с помощью знаковых средств (речь, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки. Методически правильно построенная игра служит эффективным средством обучения технологии принятия решения.
Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка, регламент. Сценарий включает в себя характеристику игровой ситуации, правила игры и описание производственной обстановки. Поведение участников — основной инструмент игры. Очень важны правильный выбор временного режима проведения игры, воссоздание реальной обстановки. Регламент игры определяет порядок тем или
Деловая игра Тренинг
Развивает совокупность навыков Используется для тренировки конкретного навыка
Предполагает распределение ролей Все тренируются выполнению одной и той же функции
Выражено проблемное содержание: конкуренция, конфликт интересов, победители и проигравшие Состязательность только в степени овладения навыком
Основана на взаимодействии, общении Может осуществляться индивидуально
10 Вестник Банка России. 2014. № 60.
11 Вестник Банка России. 2014. № 23—24.
документов, общие требования к режиму ее проведения и к инструктивным материалам12. При этом, основной акцент в ролевой игре делается именно на форму, а не на содержание деятельности. Глядя на само определение ролевой игры, можно выделить ключевое ее отличие от деловой: в первой важнее всего придерживаться определенного образа действий, отыгрывая роль, не выходя за ее рамки, а во второй главное — выработка решения (или нескольких альтернативных решений), позволяющего разрешить заданную на начальный момент игры ситуацию наиболее благоприятным образом13. Разработка ролевой игры — трудоемкий и сложный процесс, он под силу не каждому педагогу, в связи с чем на ранних этапах преподавательской деятельности можно воспользоваться наработками других авторов.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, кейс-стади, почти все виды ролевых игр, судебный процесс и др. Например, по теме «Техническое регулирование» можно предложить для работы в малых группах такое задание: «Проконсультируйте директора крупной торговой сети на предмет возможности включения в ассортимент новой соковой продукции». «Наглядный материал» (собственно упаковку сока преподаватель может принести в аудиторию самостоятельно или попросить студентов сделать это).
Отметим, что работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и деву-
шек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В таких группах стимулируется творческое мышление, интенсивный обмен идеями,строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками. Роли внутри группы желательно распределить исходя из образовательных возможностей и предпочтений студентов. Обычно предлагаются к выполнению следующие роли внутри групп: фа-силитатор (организатор деятельности группы); регистратор (записывает результаты работы); докладчик (докладывает результаты работы); журналист (задает уточняющие вопросы, как самой группе, так и при дальнейшем обсуждении результатов участникам других групп). Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Обратим внимание, что предлагая работу в малых группах, педагог не должен самоустраняться и ожидать, что студенты сумеют хорошо выполнить задание без его помощи. Требуется постоянно обходить аудиторию, помогать учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе.
При подготовке задания для работы в малых группах следует продумать ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы аудитории. Обычно после завершения работы в группах предоставляется слово докладчикам для сообщения результатов выполнения задания. Поощряется использование плакатов, таблиц, презентаций.
Педагогический тренинг. Не стоит забывать и о том, что магистры и бакалавры по направлению подготовки юриспруденция готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Например, магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; способностью управлять самостоятельной работой обучающихся; уметь
12 Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы междунар. науч.-практ. конференции. М. : Юриспруденция. 2008. С. 73—75.
13 Попов Е. Б., Бабушкин С.С. От «игры вообще» к междисциплинарной деловой игре // Международный электронный журнал: устойчивое развитие, наука и практика. 2014. Вып. 2 (13). Ст. 14.
организовывать и проводить педагогические исследования; эффективно осуществлять правовое воспитание. Сформировать и развить данные способности у студента — задача преподавателя. Эффективным способом в их формировании, на наш взгляд, является возможность предоставить бакалаврам и магистрам самим провести определенную часть практического занятия (семинара) или все занятие. Студентам можно доверить разработать план занятия, вопросы и казусы, подлежащие исследованию, подобрать литературу, актуальные примеры практики. Обучающийся должен попытаться самостоятельно провести занятие, ответить на вопросы, поддержать дисциплину. Ценность подобного тренинга заключается не только в формировании педагогических навыков, но и в высокой степени подготовки обучающегося по избранной проблематике.
На мастер-классе происходит передача концептуально новой авторской системы, ноу-хау. Мастер классы способствуют личностной ориентации студента, его профессиональному, интеллектуальному и эстетическому воспитанию. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета. Мастер-класс решает следующие задачи:
— преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности;
— обучение профессиональному языку;
— передача продуктивных способов работы (прием, метод или технология);
— пример адекватной формы и способа представления своего опыта.
Методика проведения мастер-классов не имеет строгих норм, однако, как и все остальные интерактивные методики, требует предварительной подготовки (генерирование идеи, разработка плана, поиск личности мастера, погружение обучающихся в тему (можно по этой теме вначале провести классическое семинарское занятие), мастер-класс, мгновенное применение знания (факультативно); рефлексия. Пример мастер-класса председателя правле-
ния КБ «Максима» по теме «Банковское кредитование малого и среднего бизнеса» раскрыт в монографии «Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение»14
Что же касается компьютерных симуляций, представляющих собой моделирование учебной ситуации и последовательное ее проигрывание с целью решения на компьютере, то их использование в юридическом образовании — редкость. Минусом данного метода является необходимость привлечения ИT-специалистов к разработке программ. Но данный метод имеет и огромные преимущества. Компьютерные симуляции представляют некоторую часть окружающей действительности, они позволяют изучать те ее аспекты, которые не могут быть изучены другим способом по соображениям безопасности, этики, высокой стоимости, необходимого технического обеспечения или масштаба изучаемого явления. Симуляции помогают наглядно представить абстрактные понятия.
Компьютерная симуляция как интерактивная форма обучения обладает следующими возможностями:
— создает образ реальных атрибутов деятельности;
— выступает как виртуальный аналог реального взаимодействия;
— создает условия замещения реального исполнения социальных или профессиональных ролей;
— является формой контроля эффективности профессионального обучения.
При использовании компьютера на учебном занятии исчезает необходимость мотивации обучающихся на учебную цель, они с удовольствием включаются в выполнение работы, самостоятельно пытаются понять предложенное задание, все его особенности и добираются до самой сути15. В качестве примера использования компьютерной симуляции как формы контроля может послужить всем хорошо известный теоретический экзамен в ГИБДД.
В завершение отметим, что преподаватель может стимулировать и внеаудиторную самостоятельную работу в активной и интерактив-
14 Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение : монография / [И. В. Ершова, Л. В. Андреева, А. Г. Бобков и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Юриспруденция, 2014. С. 182—186.
15 URL: ec.dstu.edu.ru/site/ci/documents/downloadFile/2648542 (дата обращения: 06.02.2016).
ной формах, примерами которой может быть работа в малых группах над творческим проектом, подготовка бинарных докладов, переводов иностранной юридической литературы. По
учебным дисциплинам, предусматривающим большое количество часов, самостоятельная работа обучающихся может быть отражена в портфолио.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Андровнова Т. А, Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. — 2013. — № 2. 2. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение : монография / [И. В. Ершова, Л. В. Андреева, А. Г. Бобков и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Юриспруденция, 2014. — С. 182—186.
3 . Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права //
Предпринимательское право и методика его преподавания : материалы международной научно-практической конференции. — М., Юриспруденция, 2008. — С. 73—75.
4 . Попов Е. Б., Бабушкин С. С. От «игры вообще» к междисциплинарной деловой игре // Международ-
ный электронный журнал: устойчивое развитие, наука и практика. — 2014. — Вып. 2 (13). — Ст. 14.
5 . Шевченко О. М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при
обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания // Юридическое образование и наука. — 2011. — № 2. 6. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004.
Материал поступил в редакцию 24 февраля 2016 г.
CURRENT METHODS OF TEACHING COURSES IN LAW
TARASENKO Olga Aleksandrovna — Doctor of Law, Professor at the Department of Company and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 123995, Russia, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9
Review. The article discusses current methods for teaching courses in law: passive, active and interactive; the distinction between them; the possibility of delivering different types of classes in the active and interactive forms, formation of additional professional competencies (DPK). Illustration of application of different methods is given through the prism of courses in company and banking law, review of literature on methodology, which is based on their testing during the pedagogical activity of the author or her participation in the work of the Methodical Council.
Keywords: Master, Bachelor, passive, active and interactive method of teaching, seminar-type classes, lecture type classes; oral examination, case study, business game, role-play, training, workshop, small groups work.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Androvnova T. A., Tarasenko O. A. Aktivnye i interaktivnye formy provedenija zanjatij dlja bakalavrov i
magistrov // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2013. — № 2. 2. Maloe i srednee predprinimatel'stvo: pravovoe obespechenie : monografija / [I. V. Ershova, L. V. Andreeva,
A. G. Bobkov i dr.] ; otv. red. I. V. Ershova. — M. : Jurisprudencija, 2014. — S. 182—186. 3 . Kulenko T. N. Primenenie interaktivnyh metodov prepodavanija predprinimatel'skogo prava // Predprinimatel'skoe pravo i metodika ego prepodavanija : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M., Jurisprudencija, 2008. — S. 73—75.
4 . Popov E. B., Babushkin S. S. Ot «igry voobshhe» k mezhdisciplinarnoj delovoj igre // Mezhdunarodnyj
jelektronnyj zhurnal: ustojchivoe razvitie, nauka i praktika. — 2014. — Vyp. 2 (13). — St. 14.
5 . Shevchenko O. M. Formirovanie obshhekul'turnyh i professional'nyh kompetencij studentov pri obuchenii
predprinimatel'skomu pravu: voprosy metodiki prepodavanija // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2011. — № 2.
6. Filosofija : jenciklopedicheskij slovar' / pod red. A. A. Ivina. — M. : Gardariki, 2004.