УДК 76.9 ББК 569
Генишер Елена Сергеевна
соискатель кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Genisher Elena Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Higher School Pedagogy Orenburg State Pedagogical University Orenburg
Формы подготовки преподавателей вуза к реализации процесса воспитания правовой культуры студента
Forms of Teaching Tutors How to Promote Students’ Legal Culture
В статье дается характеристика основных способов работы с профессорско-преподавательским составом вуза с целью повышения квалификации в области воспитания правовой культуры студента, а именно: обеспечение готовности педагогов к использованию речевых образовательных ситуаций; внутрифирменное обучение, деятельность Школы молодого куратора, подготовка тьютеров воспитательной работы. Основным средством реализации данного педагогического условия является речевая образовательная ситуация.
The article describes the basic methods of teaching tutors how to promote legal culture of the students, namely: training tutors to use speech educational situations, in-house training, new curators’ school, teaching tutors for educational work. The basic implementer of this pedagogical condition realization is speech educational situation.
Ключевые слова: педагогические условия, речевая образовательная ситуация, школа молодого куратора, внутрифирменное обучение, программномодульная подготовка, центр правовой помощи, кейс-стади, технология самопрезентации, технология дебаты.
Key words: pedagogical factors, speech educational situation, new curators’ school, in-house training, program-modular training, legal aid centre, case study, selfpresentation technology, debates.
В условиях перехода России к рыночной экономике, построения правового государства, реформы системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложняется процесс социализации молодежи, поиска ею социально-приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. В этих условиях первостепенную значимость приобретает проблема воспитания правовой культуры личности.
Анализ различных точек зрения исследователей в области юриспруденции, философии, психологии, педагогики позволил уточнить понятие «правовая культура личности». Правовая культура - это сложное интегративное личностное образование, включающее в себя мотивационноценностный, когнитивный, деятельностный компоненты и характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, активным творческим отношением к ценностям правового характера, активной правовой деятельностью, направленной на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм.
Педагогическим средством воспитания правовой культуры студента были выбраны речевые образовательные ситуации как ситуации образовательного напряжения, возникающую спонтанно или организуемую преподавателем, целью которой является возрастание субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде, профессиональной сфере и личностном становлении. [5, с.89]
Процесс реализации педагогических условий воспитания правовой культуры студента в ходе опытной работы строился на основе принципа поэтапного усложнения речевой деятельности. Усложнение происходило за счет использования речевых ситуаций с учетом готовности студента к речевому взаимодействию: речевые ситуации восприятия, выражения и
воздействия.
Остановимся на содержании педагогического условия воспитания правовой культуры студента, которое связано с обеспечением готовности профессорско-преподавательского состава к использованию речевых образовательных ситуаций с целью воспитания правовой культуры студента. Высокий уровень правовой культуры социального окружения, в том числе педагогов, - одно из условий высокого уровня правовой культуры студентов.
Нами была разработана и реализована годовая циклограмма работы с профессорско-преподавательским составом, содержащая теоретическое и практическое направления. Данная циклограмма реализовывалась в рамках деятельности Школы молодого куратора на базе Оренбургского филиала Московской государственной юридической академии. Преподавателям был
предложен цикл теоретических и практико-ориентированных занятий, раскрывающих сущность правовой культуры, педагогические возможности гуманитарных технологий в воспитании правовой культуры. Итогом работы школы стало проведение круглого стола, где преподаватели делились опытом работы по использованию речевых ситуаций в воспитательной работе со студентами.
В рамках теоретического направления были проведены Ученые советы, конференции и публичные лекции, раскрывающие основные проблемы воспитания правовой культуры. Практическое направление включало: конференции, научно-практические семинары, мастер-классы профессионалов-юристов.
Кроме того, подготовка преподавателей к использованию речевых образовательных ситуаций с целью воспитания правовой культуры студента осуществлялась в рамках обновления содержания профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Для реализации данной деятельности была выбрана модель внутифирменного обучения преподавателей вуза.
Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте: в аудиториях, на лекциях. Обучение непосредственно в образовательном учреждении ориентировано на задачи конкретного вуза, интересы и затруднения конкретных педагогов, способствует созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию ППС. [2, с. 129]
Достоинством внутрифирменного обучения является наличие единого научно-методического пространства для преподавателей разных факультетов, разных кафедр. В основе внутрифирменного обучения лежат такие идеи, как: "выбор", "инициатива", "сотрудничество" и "успех". Преподавателям
предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой.
Преподавателям предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой. Преимуществами внутрифирменного обучения перед традиционными формами повышения квалификации являются такие, как:
• возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании;
• постоянный характер обучения, т.е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной преподавательской карьеры;
• возможность осуществления не только предметного повышения квалификации преподавателей, но также и межпредметной и внепредметной консультации;
• возможность организации командной работы преподавателей вуза;
• возможность распространения ценного опыта отдельных преподавателей по приоритетным направлениям развития системы образования;
• постоянное повышение квалификации всего коллектива вуза, а не только отдельных педагогов;
• оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным преподавателям по решению конкретной проблемы;
• возможность в большей степени учитывать особенности, как самого преподавателя, так и вуза, в котором он работает. [2, с. 130]
При этом возможны различные уровни повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:
1. информационный - теоретическая подготовка;
2. организационно-практический - закрепление и апробация теоретических знаний на практике;
3. рефлексивный - самостоятельная работа преподавателей по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов экспериментальной работы.
4. коррекционный - восполнение преподавателями знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных трудностей
5. методологический - подготовка преподавателей-тренеров, способных обучать как преподавателей своего вуза.
В настоящее время существуют различные модели внутрифирменного обучения профессорско-преподавательских кадров традиционная модель, которая включает теоретико-практические занятия; практическую деятельность по применению освоенных способов решения проблем; консультации, а также рефлексивную деятельность преподавателей; Комплексная «командная» переподготовка преподавателей кафедры или целого факультета, либо преподавателей обеспечивающих реализацию конкретной образовательной программы. Такая подготовка организуется, если необходимо найти путь решения конкретной проблемы, общей для всех преподавателей; «проживаемое образование педагога»; организация коллективной исследовательской деятельности преподавателей; обучение преподавателей кейс-методом; круговая модель разработки проектов.
К основным рискам организации внутрифирменного обучения могут быть отнесены следующие:
• формализация содержания деятельности педагогов, преобладание теоретических форм обучения над практическими;
• изолированность содержательной деятельности в рамках отдельного образовательного учреждения от существующей практики в образовательном пространстве;
• невостребованность педагогами содержательных и организационных форм деятельности других вузов;
• отсутствие действенной системы информирования о внутрифименном обучении в отдельном вузе, на отдельном факультете;
• нестабильный состав участников семинаров, педагогических мастерских.
Преодолением указанных противоречий может являться установление горизонтальных связей между университетами, создание профессиональных
сообществ педагогов. Кроме того возможна организация сетевого взаимодействия на уровне отдельных учебно-методических объединений или Научно-методическом совете.
Организация опытной работы по подготовке преподавателей к использованию речевых образовательных ситуаций имеет определенные сложности, т.к. предполагает освоение профессорско-преподавательским составом довольно большого объема новой информации, которую необходимо «вписать» в имеющийся опыт и сложившуюся систему подготовки специалистов с высшим образованием, получить новое знание, позволяющее совершенствовать систему воспитательной работы. Таким образом, сложность предмета опытно-экспериментальной деятельности позволяет предложить еще одни вариант подготовки сотрудников вуза, позволяющий системно повышать квалификацию любых работников на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска - программно-модульную подготовку. Кроме повышения квалификации в логике «выращивания» профессионального опыта, данная модель позволяет включить довольно широкий круг преподавателей в разработку программы опытноэкспериментальной деятельности.
Программно-модульная подготовка - это проблемно-ориентированная и сложная форма организации повышения квалификации используется для решения стратегических задач развития вуза. Она строится на основе общей стратегии методической работы и состоит из ряда самостоятельных подпрограмм - модулей.
Существуют две схемы организации таких программ - вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная схема предполагает разработку программы для преподавателей одного квалификационного уровня в целях освоения ими новых задач образовательной деятельности. Вертикальная схема включает в подготовку всех работников учреждения, в том числе и руководителей, профессорско-преподавательский состав, технический персонал и т.д.
Организация программно-модульной подготовки направлена на разрешение трех блоков задач:
Первый блок задач предполагает, что в ходе работы преподаватели осваивают сущность основных идей и понятий, знакомятся с зарубежным и Российским опытом в области реализации инновационных идей; выделяют наиболее продуктивные пути с учетом накопленного опыта подготовки кадров с высшим образованием и выстраивают своеобразное поле проблем структурно-организационного и учебно-методического характера. На этом этапе формируется образ программы опытно-экспериментальной деятельности.
Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием личностной образовательно-профессиональной ориентации, с поиском ответа на вопрос «Какие шаги мне как профессионалу необходимо предпринять, какое новое содержание необходимо освоить, чтобы решить задачи опытноэкспериментальной деятельности?». По сути, на этом этапе выстраивается пространство опытно-экспериментальной работы, создаются «команды» преподавателей, происходит самоопределение участников эксперимента («что именно я буду делать в этой программе?»), разрабатывается сама программа, определяются механизмы ее реализации.
Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала участника опытно-экспериментальной работы, непосредственно освоение нового содержания, разработка необходимых учебно-методических материалов и документов. При решении этой группы задач участникам эксперимента, скорее всего, потребуется консультационная помощь относительно выбора форм повышения своей профессиональной квалификации, координация их деятельности.
Рассмотрим последовательно основные этапы программно-модульной подготовки. Общий контур этих этапов сводится к схеме: поиск - проба -практика. Ниже на схеме представлены основные организационные этапы программно-модульной подготовки.
Первый этап условно можно назвать «Методический калейдоскоп». В течение года участникам эксперимента предлагается подобрать материалы и составить представление об основных направлениях поиска и достижениях в области воспитания правовой культуры студента средствами речевых
образовательных ситуаций. Чрезвычайно важным на этом этапе является анализ не только содержания, но также рисков и социальных эффектов перехода. С этой целью участникам семинаров предлагалось использовать самые разные формы поиска информации - посещение презентационных семинаров и конференций; анализ литературы и информации, представленной в сети Интернет. Основным принципом организации первого этапа стал принцип радиации, т.е. распространение информации о сущности и содержании речевых образовательных ситуаций через информационные ресурсы вуза: электронный журнал вуза, Интернет-рассылка ссылок на сайты, содержащих данную информацию, проведение внутривузовских конференций «Традиции и инновации в организации воспитательного процесса в вузе». Интересны и важны творческие встречи, круглые столы с приглашением для участия в них различных специалистов в области воспитания в вузе.
I этап --------------------► Методический калейдоскоп
(профессиональный поиск)
II этап Освоение программ и модулей
(профессиональная проба)
III этап ____________________ Совершенствование
(профессиональная практика)
Рис. 1 Организационные этапы программно-модульной подготовки
Нельзя забывать о достижениях работников собственного учреждения. С этой целью были проведены круглые столы, целью которых стала диссеминация педагогического опыта по использованию речевых ситуаций в учебной и внеучебной деятельности. Так, был проведен круглый стол «Воспитательный потенциал гуманитарных образовательных технологий», где преподаватели делились своими наработками по проблеме использования современных образовательных технологий. Участниками круглого стола был сделан вывод, что выбор технологии для учебного занятия должен соответствовать основной цели образования - формирование будущего профессионала, обладающего высокой культурой. Выяснилось, что ведущими технологиями способствующими достижению данной цели являются кейс-
стади, приемы технологии критического мышления, основой которых является речевая деятельность.
Итогом этого этапа стало создание программы деятельности по воспитанию правовой культуры студента, сформировалась команда единомышленников, состоящая из участников Школы молодого преподавателя, Школы кураторов, членов студенческого самоуправления, представителей администрации вуза.
Таким образом, на этом этапе основным средством подготовки преподавателей стало создание речевых ситуаций восприятия, когда преподаватель, как сложная категория слушателей, осознает необходимость речевого взаимодействия со студентами, учится слушать своих коллег, критически относится к своему и чужому педагогическому опыту. Вырабатываются мотивационные механизмы, движущие процесс воспитания. Преподаватель осознает необходимость совершенствования собственной педагогической деятельности.
Второй этап - освоение программ и модулей, созданных в рамках двух выше указанных направлений работы - структурно-организационного и направления обновления материалов. Ведущие - специалисты по данной теме, коллеги, передают свой апробированный опыт. Форма проведения занятий может быть различной, но на занятиях должен быть задействован интеллектуальный и творческий потенциал каждого участника, поэтому возможна любая другая, но обязательно интерактивная форма.
Например, одной из форм проведения является «погружение», когда занятия проводятся с выездом за пределы города в течение трех-четырех дней.
Основной целью погружения стало теоретическое и коммуникационное обучение преподавателей использованию речевых образовательных ситуаций. Первый модуль - теоретический. Тьютеры в группах преподавателей отрабатывали курс «Речевая деятельность - основа профессиональной деятельности преподавателя вуза». Система теоретических занятий раскрывала сущность речевой деятельности, речевых образовательных ситуаций как средства речевой деятельности, виды речевых образовательных ситуаций, технологии их создания.
Практический модуль включал решение кейсов. Преподавателям предлагался кейс, насыщенный реальными документами, характеризующими конкретную образовательную программу, конкретную группу студентов, конкретного студента. По предложенным документам преподаватели выделяют проблемы вуза или студентов, формулируют задачи, предлагают способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа преподавателей разрабатывает варианты решения выделенных реальных проблем. Далее группам было предложено участие в тренингах коммуникационного воздействия, где они отрабатывали приемы речевых образовательных ситуаций.
Итогом погружения стала защита проектов, которые разрабатывались в микрогруппах под руководством тьютеров. Проекты были направлены на создание форм работы, направленных на воспитание правовой культуры, где основным средством выступала речевая образовательная ситуация. Так были предложены: проект «Волонтерская правовая деятельность», «Взаимодействие студенческого самоуправления и администрации вуза», «Центр правовой помощи населению», «Служба модераторов в вузе».
Этот этап важен еще и тем, что преподаватели, работая в интерактивной форме, учатся взаимодействию, командной работе. Способность к педагогическому взаимодействию - универсальная особенность педагога, характерная для выполнения его функций в педагогическом процессе оказывать влияние на других людей в совместной деятельности. От способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса. Научить участников взаимодействовать - одна из наиважнейших задач всех проводимых программ и модулей. Если в основе педагогической деятельности лежит деятельность коммуникативная, то и процесс повышения квалификации учителей должен быть приближен к процессу коммуникации.
Таким образом, основным средством реализации данного этапа подготовки преподавателя являются речевые ситуации восприятия и выражения. Сначала преподаватели принимают позицию деятельностного
исполнителя, воспринимающего информацию в ходе усвоения теоретического модуля, затем в ход тренингов они учатся с помощью речевого высказывания и экспрессивной стороны речи воздействовать на участников коммуникационного процесса. И наконец, в ходе защиты проекта речевая ситуация выражения создается самой формой обсуждения проектов.
Третий этап - совершенствование. На этом этапе происходило активное использование в образовательном процессе вуза разработанных материалов, выявление уже возникших и возможных ошибок с определением путей их преодоления, разработка соответствующего управленческого, дидактического и методического инструментария.
Так в ходе реализации этапа был сформирован Центр правовой помощи, участниками которого стали студенты старших курсов и преподаватели специальных дисциплин, видеоконференции с участием авторитетных правозащитников страны, участие преподавателей и студентов итоговой научно-практической конференции «Потенциал современного студенчества». Было создано нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение процесса воспитания правовой культуры: разработано Положение о Центре правовой помощи, внесены изменения в Положение о студенческом самоуправлении, разработана подпрограмма к программе развития института «Волонтерская деятельность». Разработаны методические рекомендации по организации воспитательного процесса в студенческих группах для кураторов и службы академической поддержки института.
Кроме того, этап совершенствования отрабатывался на тренингах: тренинги самопознания и общения, тренинги по педагогической технике и технологиям, личностно-ориентированные технологии обучения
Итогом этой работы стал рефлексивно-инновационный практикум, где преподавателям было предложено обучить друг друга приемам создания речевых образовательных ситуаций.
Эффективность программно-модульной подготовки для подготовки можно проследить через полученные результаты. Критериями эффективности могут служить:
• востребованнность участниками содержания программно-модульной подготовки (активность и уровень запросов);
• динамика роста заинтересованности участников в преобразованиях образовательного процесса;
• общий рост профессиональной компетентности участников (в том числе профессиональный рост педагогов находит свое отражение в горизонтальной и/или вертикальной карьере работника).
Косвенным критерием эффективности может являться рост удовлетворенности студентов, преподавателей, администрации происходящими изменениями.
На этом этапе подготовки преподавателей основным средством является речевая ситуация воздействия. Преподаватели, осознав содержание профессионально-педагогической деятельности с точки зрения проблемы воспитания правовой культуры, активно взаимодействует со студентами, организуя разные речевые ситуации в ходе апробации форм воспитательной работы. Кроме того, рефлексия процесса готовности к применению речевых образовательных ситуаций в воспитательном процессе вуза приводит их к конструктивному диалогу с самими собой о возможностях речевых ситуаций в воспитании личности будущего юриста.
Таким образом, подготовка преподавателей вуза к использованию речевых образовательных ситуаций с целью воспитания правовой культуры студента строилась на основе системной работы, включающей в себя не только обогащение методической базы преподавателя, но и повышение уровня теоретической подготовки в области педагогики высшей школы.
Библиографический список
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. [Текст] / Е.В. Аграновский. - М.: Наука, 1998.-145 с.
2. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс. / Под ред. А.П. Тряпицыной. [Текст] / О.В. Акулова, Н.А. Вершинина, О.Б. Даутова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г. - 175с.
3. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. [Текст] / Н.М. Борытко. -Волгоград, 2001 - 342 с.
4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. [Текст] / Н.Н. Вопленко. -Волгоград, 2006. - 243 с.
5. Ксенофонтова А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности. [Текст] / А.Н. Ксенофонтова. - Оренбург, 2010 г - 267 с.
6. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А А. Леонтьев. - М.: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
7. Методика воспитательной работы: для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. [Текст] М.: Академия, 2006. -144 с.
Bibliography
1. Agranovskaya, E.V. Legal Culture and Ensuring the Rights of the Individual / E.V. Agranovskaya. - М.: Nauka, 1998. - 145 p.
2. Akulova, O.V., Vershinina, N.A., Dautova, O.B. The Russian Higher Educational Institution in the European Educational Sphere: Methodological Recommendations for Higher School Teachers On the Entry into Bolognese Process / Edited by A.P. Tryapitsyna / O.V. Akulova, N.A. Vershinina, O.B. Dautova. - SPb.: Published by RSPU n.a. A.I. Herzen, 2006. -175 p.
3. Borytko, N.M. Theory and Practice of Tutor’s Professional Standing in the System of Continuing Education / N.M. Borytko. - Volgograd, 2006. - 342 p.
4. Ksenofontova, A.N. Pedagogical Theory of Speech Activity / A.N. Ksenofontova. -Orenburg, 2010. - 267 p.
5. Leontiev, A.A. Language and Speech Activity in General and Pedagogical Psychology / A.A. Leontiev. - M.: RAE MPSI, 2001. - 127 p.
6. Methods of Educational Work: For Higher School Students / Edited by V.A. Slastenin. -M.: Academy, 2006. - 144 p.
7. Voplenko, N.N. Legal Sense and Legal Culture / N.N. Voplenko. - Volgograd, 2006. -
243 p.