Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 20-25.
Е. С. Генишер, С. Д. Чуркин
педагогические возможности речевых образовательных ситуаций в воспитании правовой культуры студента
Рассматривается проблема речевых образовательных ситуаций в педагогической науке. Автор предлагает типологию речевых образовательных ситуаций, раскрывает их сущность и педагогический потенциал в воспитании правовой культуры студента.
Ключевые слова: речевая образовательная ситуация; ситуации восприятия, выражения, воздействия; правовая культура; механизм воспитания правовой культуры; формы воспитания; студент; правовое сознание; правовое поле; правовые ценности.
В переломные моменты развития общества чрезвычайно остро стоит проблема сохранения его духовного потенциала, укрепления правосознания граждан и воспитания законопослушного подрастающего поколения, способного воспринимать систему духовных ценностей, идеалов, социальных и правовых норм и жизненных ориентиров. Решающую роль в этом играет современная система образования, нацеленная на воспитание политической, экономической и правовой культуры личности, ее активной социальной, гражданской позиции, человеческого достоинства и ответственности за свои поступки.
Поставленные задачи требуют от современного педагога готовности и способности к осуществлению многогранной профессиональной деятельности, одним из аспектов которой является правовое образование и воспитание личности.
В обществе, где нарушена стабильность, происходит крушение нравственных идеалов, обостряются социальные конфликты, нарастает социальная дезадаптированность граждан, вопросы воспитания правовой культуры подрастающей личности стоят чрезвычайно остро. В этой ситуации особая роль отводится проблеме воспитания правовой культуры студентов, которым предстоит профессионально обеспечивать решение важных государственных задач.
Правовая культура как компонент профессиональной культуры личности студента характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву, его предмету, содержанию, средствам и результатам; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально ориентированной деятельности. Правовая культура включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка
и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.
Правовое воспитание — это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих соблюдение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.
Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека, традиционно выделяемые в педагогике высшей школы и в юриспруденции. Прежде всего это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие, как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературы.
Другим важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов с целью воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка.
К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная цель правового просвещения — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России, овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности.
Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы с помощью средств массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т. д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переоценкой ценностей в нашей стране в последние десятилетия значение этих форм работы существенно снизилось: они не пользуются популярностью в обществе и проводятся только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
В нашем исследовании, целью которого являлась апробация педагогических условий воспитания правовой культуры студентов, основным средством воспитания были выбраны речевые образовательные ситуации. Данный выбор обусловлен тем, что высокая правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно слушать и говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. Студент как будущий профессионал в любой области деятельности обязан иметь азы правовых знаний, уметь доказывать свою точку зрения и убеждать с позиции закона.
Педагогический потенциал речевых образовательных ситуаций в воспитании правовой культуры заключается в формировании субъектной позиции студента в его профессиональной и учебной деятельности, в овладении студентом речевыми умениями восприятия, выражения и воздействия как показателе сформированно-сти субъектной позиции и внутренней культуры, в реализации диалогического характера процесса воспитания (диалог с преподавателем, литературой, с самим собой).
Проблема речевых образовательных ситуаций в науке не нова. Становление и развитие данной категории были рассмотрены в работе М. Фиминой «Речевая образовательная ситуация как средство развития иноязычного делового общения». Обращение к речевой ситуации впервые было использовано в методике обучения языкам, описанной в статье «Ситуативность и обучение устной речи» И. М. Бермана и В. А. Бухиндера, которые определяют речевую образовательную ситуацию как совокупность внешних обстоятельств и отношений, влияющих на формирование речевого высказывания.
В дальнейшем разработке данной проблемы были посвящены практические исследования филологов С. М. Эрвин-Трипп, Г. А. Золотовой.
В психологической науке теоретические основания под понятие «речевая ситуация» подвел в своем исследовании «Язык, речь, речевая деятельность» А. А. Леонтьев: «Речевая ситуация — это совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану...» [5].
С точки зрения теории речевой деятельности в психологической науке понимание речевой ситуации как совокупности лингвистических и экстралингвистических условий позволит нам определить возможности и потенциал речевых образовательных ситуаций в процессе воспитания правовой культуры студента.
В дальнейшем речевую ситуацию рассматривают как:
- компонент речевой деятельности, находящийся во взаимосвязи с речевым действием (Д. И. Изаренков);
- структурированный объект, состоящий из следующих переменных: отправитель и получатель речи в совокупности с их социальными ролями, отношения между ними, тональность, цель, средство, способ (Е. М. Верещагин, Ю. Н. Кузьмин);
- в методике обучения иностранному языку — совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение; система речевых и неречевых условий (Е. Ю. Панина, В. М. Филатов); форма организации процесса обучения (А. М. Стояновский, Е. И. Пассов); обучающий прием развития речи (Г. Г. Рожкова);
- сочетание обстоятельств, побуждающих и определяющих речевую деятельность и языковую оформленность (А. А. Алхазишвили).
Таким образом, определения, принятые в психологии, психолингвистике, методике обучения языку сводятся к рассмотрению речевой ситуации как части речевой деятельности, связанной с участниками коммуникационного процесса и возникающей на основе воздействия или создания определенных условий, обстоятельств.
В дальнейшем в науке появляется понятие «учебно-речевая ситуация». Так, М. Л. Вайсбург трактует ее как динамическую структуру (систему) факторов, «.определяющих собой содержание и форму учебно-речевого действия учащихся» [2]. Методические аспекты создания учебно-речевых ситуаций раскрыты в работах Ф. Ф. Азнабаевой, Н. Ш. Галлямовой, К. З. Закирьянова, А. Б. Ишемгуловой, А. А. Леонтьева, М. Р. Львова, М. С. Соловейчик.
В педагогической литературе можно рассмотреть различные классификации учебно-речевых ситуаций. Дж. Лайонз и Е. В. Падучева различают канонические и неканонические учебноречевые ситуации.
В педагогике выделяются еще некоторые типологии учебно-речевых ситуаций:
а) по речевым формам — монологические, диалогические и полилогические учебно-речевые ситуации;
б) по цели высказывания — информативные. альтернативные, проблемные учебно-речевые ситуации;
в) по соотношению с действительностью — реальные и воображаемые учебно-речевые ситуации.
Сущность образовательной функции ситуации заключается в необходимости изучения и пополнения запаса знаний как о культуре, обычаях, традициях страны изучаемого языка, так и о предмете обсуждения. Например, при воспитании правовой культуры участникам учебно-речевой ситуации необходимы знания правоведения, юриспруденции, основ этики профессиональной деятельности юриста.
Анализ научной литературы по проблеме теории учебно-речевых ситуаций показывает, что в науке определены:
1. Сущность учебно-речевых ситуаций.
2. Способы их формализации.
3. Типология учебно-речевых ситуаций.
Вместе с тем проблеме воспитания правовой
культуры в контексте речевых образовательных ситуаций в научно-методической литературе уделяется мало внимания. Освещены, в частности, следующие аспекты данной проблемы:
1. Использование педагогического потенциала речевых образовательных ситуаций в формировании субъектной позиции студента — будущего профессионала в воспитательном пространстве вуза.
2. Реализация педагогической сущности процесса воспитания, которая заключается в его диалогическом характере, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из субъектов через систему речевых образовательных ситуаций.
3. Педагогические возможности речевой деятельности как основы любой профессиональной деятельности в воспитании культуры студента вуза.
Педагогическая сущность и возможности использования речевых образовательных ситуаций определены в исследованиях научной школы профессора А. Н. Ксенофонтовой.
«Речевая образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через речевую деятельность всех ее участников» [4].
А. Н. Ксенофонтовой речевая образовательная ситуация рассматривается в контексте педагогической теории речевой деятельности, где она выступает как единица конструирования речевой деятельности при ее анализе и построении.
Речевая образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок речевой реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учащимися речевых выражений.
Образовательно-речевая среда организуется педагогом следующим образом: отбирается необходимый речевой материал, анализируются отношения между участниками деятельности, выбираются ключевые понятия. Основой речевой ситуации могут быть: общий объект исследования; его смысл; разнородные ученические речевые продукты; необходимость поиска новых способов и видов речевой деятельности.
Речевые образовательные ситуации приобретают личностную значимость для субъекта деятельности, окрашиваются яркими переживаниями (удивлением перед «открытиями»), радостью самостоятельного продвижения, удовлетворением своими находками, приобретениями («научился»; «помог другим»; «преодолел трудности»).
Речевые ситуации способствуют становлению и укреплению субъектной позиции в речевой деятельности. В этих ситуациях студент занимает позицию субъекта деятельности, когда от начала ее до завершения осуществляются самонастраивание, саморегуляция, самоорганизация.
Анализ научной литературы (А. А. Алхази-швили, И. Л. Бим, К. З. Закирьянов, А. Н. Ксено-фонтова, Т. А. Ладыженская, Л. В. Меркулова, Е. И. Пассов, О. М. Осиянова, В. Т. Рогова, Е. М. Розенбаум, Г. Р. Халюшева) позволил рассматривать речевую образовательную ситуацию как функциональную единицу деятельности, в составе которой две неразрывно связанные стороны — объективная (наличие внешних обстоятельств, побуждающих к действию) и субъективная (характер восприятия субъектом внешних условий, их личностная организационная значимость).
Наличие субъективного аспекта и его большая значимость отличают речевую образовательную ситуацию от большинства других приемов организации образовательного процесса. В контексте воспитания правовой культуры речевая образовательная ситуация выступает основным средством. Воспитание правовой культуры студента в образовательном процессе вуза носит системный характер. В зависимости от курса студент не только постепенно накапливает правовые основы наук, учится применять их в практической деятельности, если это касается студентов — будущих юристов; кроме этого, у него происходит становление личностных образований (субъект-ность, самостоятельность, активность, мотивация к профессиональной деятельности и др.). Воспитательный процесс в вузе охватывает как учебную деятельность студента, так и вне-учебную, профессиональную в различных видах практик. Речевая деятельность становится неким мерилом воспитанности студента, сфор-мированности правовой культуры, поскольку именно здесь студент проявляет личностное отношение, умение убеждать, доказывать и отстаивать свою позицию. Включение студента в различные речевые образовательные ситуации позволяет сформировать данные речевые умения.
Итак, под речевой образовательной ситуацией мы будем понимать ситуацию образовательного напряжения, возникающую спонтанно или организуемую преподавателем, целью которой является формирование субъектности человека: самоопределение и самоутверждение его
в социокультурной среде, профессиональной сфере и личностном становлении.
Основываясь на позиции А. Н. Ксенофонтовой, согласно которой цикл речевой образовательной ситуации включает основные элементы деятельности, мы выделили следующие структурные компоненты речевой образовательной ситуации: мотивацию, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию речевых продуктов в процессе воспитания правовой культуры, владение речевыми качествами, речевыми умениями, рефлексию результатов.
Возникновению речевой образовательной ситуации соответствует образовательная напряженность, искусственно создаваемая преподавателем или определяемая естественными условиями. Способы ее создания могут быть различными:
- плановое создание напряженности преподавателем;
- косвенно возникшее непредвиденное противоречие или проблема;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- сопоставление разнородных студенческих образовательных продуктов;
- самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу.
Субъектная позиция — это способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимодействии с другими, единство сознания и деятельности. Педагогический потенциал речевых образовательных ситуаций в воспитании правовой культуры студента состоит в возможности реализации диалоговой сущности процесса воспитания (преподаватель — студент), когда продуктом речевой образовательной ситуации является формирование не только речевой культуры, но и мотивов профессиональной деятельности студента, основ профессиональной этики, ценностных ориентаций в профессии, развитие личностных образований.
Типология речевых образовательных ситуаций в науке выстраивается по нескольким основаниям (Л. В. Колобова, А. Н. Ксенофонтова, Л. В. Меркулова, Л. А. Пасечная).
1. Речевые ситуации восприятия, которые ставят студента в позицию деятельностного исполнителя, воспринимающего информацию. Система речевых ситуаций направлена на осознание
потребности в речевом общении, выработку мотивов, связанных с самой речью (желание отвечать на занятиях, рассуждать), и мотивов, связанных с познанием («я знаю, что я не знаю, но хочу знать»). Все это направлено на формирование субъектной позиции студента в образовательном процессе, создание ситуации успеха для каждого с учетом его интересов и потребностей.
2. Речевые ситуации выражения, которые вовлекают студента в речевую деятельность совместно с преподавателем. Постепенно студент включается во все типы речевых ситуаций выражения:
1) ситуации, способствующие пониманию содержания учебного материала и адекватному выражению этого содержания в речи;
2) ситуации, связанные с эмоциональным восприятием и обогащением экспрессивной стороны речевой деятельности;
3) ситуации, связанные с субъектной позицией учащегося.
3. Речевые ситуации воздействия, целью которых является самостоятельное оперирование речевой деятельностью в образовательном процессе. Речевые ситуации воздействия самые сложные по характеру речевой деятельности, требующие индивидуального своеобразия, адекватности в выражении мысли, высокого уровня развития речевой культуры и речевых умений воздействия (умений убеждать, доказывать, возражать, отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы). Этот тип речевых ситуаций в полной мере отражает педагогические возможности технологии, которые реализуются в воздействующей функции речи и направлены на становление субъектной позиции студента.
Таким образом, типология речевых образовательных ситуаций предусматривает разные аспекты применения и целеполагания.
Создание речевых образовательных ситуаций — важный момент перехода от субъект-объектных отношений («надо обладать правовой культурой») на более высокий уровень. Стратегия преподавателя в воспитании правовой культуры студента направлена на включение студента в активную, самостоятельную деятельность, организованную с помощью речевых ситуаций таким образом, чтобы студент самостоятельно приходил к открытию для себя нового, вырабатывал ценностные убеждения, овладевал способами решения задач.
Организуя в воспитательном процессе вуза речевую образовательную среду с помощью речевых образовательных ситуаций, преподаватель обеспечивает условия для создания студентом собственного речевого продукта (высказывание, сообщение, доказательство, научная статья, выступление, рецензирование, защита проекта). Степень отличия созданных студентом речевых продуктов от заданной педагогом речевой образовательной среды является показателем эффективности решения речевой образовательной ситуации.
Все это становится условием воспитания правовой культуры студента и может реализовываться в образовательном процессе вуза. Организация речевой образовательной ситуации в процессе воспитания правовой культуры включает отбор речевого материала преподавателем (понятийно-терминологические карты, решение кейсов, чтение с разметкой, рецензирование работ, контент-анализ научных и учебных источников по проблемам правоведения и юриспруденции и др.), исследование отношений между участниками взаимодействия (ТРИЗ, игровые технологии, дебаты, тренинги, индивидуальные консультации), работа с ключевыми понятиями (выступления на конференциях, консультации для студентов младших курсов, наставничество, работа в правовой психологической службе и др.). Проблематизация преподавателем темы, связанной с правовой культурой, провоцирует студентов на создание оригинальных, творческих и самостоятельных речевых продуктов.
С этой целью нами был организован на базе НОАНО ВПО «Институт бизнеса и политики» I студенческий форум «Наука — молодым». Основной целью форума стало создание условий для реализации научного и творческого потенциала студенческой молодежи. При реализации цели мы ставили следующие задачи:
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов;
- привлечение молодежи к инновационной деятельности;
- развитие и поддержка научно-исследовательской работы студентов;
- развитие взаимодействия представителей органов власти, бизнеса и образования с целью повышения профессиональной компетентности будущих специалистов в области экономики, управления, юриспруденции и психологии.
Одной из задач, которую мы ставили в рамках этого форума, явилось воспитание правовой
культуры студентов через создание речевых образовательных ситуаций.
Для участия в форуме были приглашены студенты вузов г. Оренбурга, старшеклассники общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы экономического, юридического и педагогического профилей.
Мероприятия в рамках форума предполагали дискуссионный характер. Студентам важно видеть свое будущее еще в процессе профессиональной подготовки, поэтому мы решили организовать встречу с представителями государственной исполнительной и законодательной власти региона, бизнес-элитой области, которым студенты могли задать вопросы на волнующие темы и выслушать ответные предложения и пожелания.
Речевые ситуации восприятия были созданы в рамках первого мероприятия форума — дискуссии на тему «Студенчество: инновационный потенциал или балласт современности». Для участия в дискуссии были приглашены депутаты Оренбургского городского Совета, специалисты Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, управления молодежной политики Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, управления молодежной политики г. Оренбурга, директор областного «бизнес-инкубатора», генеральный директор фонда «Паутинка: инновации и инвестиции». В начале дискуссии мы огласили результаты социологического исследования, которое было посвящено анализу проблем молодежи и проходило с участием студентов института бизнеса и политики. Приглашенным гостям предстояло ответить на следующие вопросы, которые были поставлены в начале разговора:
1. Какие наиболее острые проблемы стоят перед молодежью?
2. Какие меры необходимо принять представителям политики, образования и бизнеса для решения выявленных проблем?
Студенты имели уникальную возможность, включившись в речевую образовательную ситуацию восприятия, услышать от гостей образцы знания законов РФ, в рамках которых обсуждалось правовое поле положения студентов и начинающих специалистов в нашем регионе. Они услышали, какими правами обладает молодой специалист, какие формы поддержки предлагает государство относительно трудоустройства
молодых специалистов, их обеспечения жильем, а также, каков вообще правовой статус студента. Далее студенты сами защищали свои бизнес-проекты; при этом предстояло не только экономически обосновать свою идею, но и обозначить правовое обеспечение проекта. Студенты должны были указать, какие нормативно-правовые акты лежат в основе бизнес-идеи. Тем самым мы создали речевые ситуации выражения и воздействия, когда студентам пришлось доказывать, убеждать присутствующих в экономической и правовой целесообразности проекта.
Итогом форума стало трудоустройство 10 студентов в компаниях г. Оренбурга, поддержка двух бизнес-проектов со стороны «бизнес-инкубатора» Оренбургской области. Кроме того, мы организовали мастер-классы «Шаги к успеху», которые вели представители малого бизнеса Оренбургской области. Они рассказали, как им удалось построить свой бизнес, с какими проблемами пришлось столкнуться и какими качествами должен обладать российский предприниматель. Студенты, в свою очередь, задавали вопросы, большая часть которых была посвящена правовым аспектам предпринимательской деятельности. Таким образом, мы еще раз убедились в несовершенстве построения вузовского учебного процесса в отношении правового образования студента и необходимости воспитания правовой культуры студента во внеучебной работе вуза.
Список литературы
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М. : Наука, 1988. 145 с.
2.Вайсбург М. Л. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранному языку. М. : Изд-во АПН СССР, 1981. С. 81-90.
3. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 43.
4.Ксенофонтова А. Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2000.
5. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М. : РАО : МПСИ, 2001. 127 с.
6.Методика воспитательной работы: для студентов высших учебных заведений / под ред.
В. А. Сластенина. М. : Академия, 2006. 144 с.