Профессионально-прикладную направленность модульного обучения обеспечивает моделирование типовых ситуаций профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, содержание которык носит междисциплинарный характер. Создаются условия для решения задачи формирования личности компетентного сотрудника, способного самостоятельно оценивать обстановку, занимать правильную позицию и конструировать решения в любой ситуации профессиональной деятельности. У обучаемых развиваются навыжи эффективных действий в стандартных ситуациях. Вариативность ситуационных заданий обеспечивает формирование способов действий и в нетипичных ситуациях, с учетом своеобразия ситуации, сложившихся реалий. Модульный подход позволяет обучаемому более самостоятельно или полностью самостоятельно работать с предложенным учебным материалом, содержащим в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4, с. 116].
Необходимо отметить, что обучение в контексте профессиональной деятельности требует совершенно иной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Функции педагога варьируются от информа-ционно-контролирующей до консультативно-координи-рующей. Такая модель поведения преподавателя достигается за счет увеличения групповых форм организации учебной работы, применения активных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных (служебных) задач, деловые игры, представляющие имитацию процесса принятия управленческих решений, ролевые игры, упражнения и др.). Методика проведения таких занятий стимулирует обучаемых к регулярной самооценке, корректировке своих действий, пополнению и совершенствованию собственных знаний, навыков и умений, предоставляет возможность каждому обучаемому быть деятельным на всех этапах подготовки. Таким образом, на занятиях достигается диалог между субъектами образовательного процесса, основанный на паритетных началах.
Анализ научно-методической литературы, обобщение эффективного педагогического опыгга, собственные результаты в этом направлении доказали предпочтительность модульного подхода к преподаванию дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» будущим юристам. Применение модульного подхода дает возможность существенно повысить практическую направленность обучения, осуществить отбор, координацию и упорядоченность изучения учебного материала, и на этой основе обеспечивает формирование у обучаемых высокого уровня компетентности, позволяющего эффективно выполнять в дальнейшем задачи борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
1. Информационные материалы Официального интернет-сайта МВД России. иКЬ: www.mvd.ru (дата обращения: 20.02.2010).
2. Федеральная целевая программа «Дети России» на2007-2010 годы : постановление Правительства Российской Феде-
рации от 21 марта 2007 г. № 172 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 14, ст. 1688. С. 3194-3298.
3. Казарцева Г А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие / под общ. ред.
О. Д. Нациевского. Челябинск, 2004.143 с.
4. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы : монография. М., 2006. 154 с.
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Т. Е. Вавилова, Е. И. Мещерякова, И. В. Сакоренко
Культура познавательной деятельности является одним из факторов педагогических условий и технологии формирования профессиональной культуры. Модульно-рейтинговые системы рассматриваются как средство активизации познавательной самостоятельности курсантов.
Ключевые слова: познавательная деятельность, самостоятельность, модульно-рейтинговая система.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта проектирования и использования технологий обучения иностранному языку курсантов - будущих юристов в образовательных учреждениях МВД России позволил прийти к выводу о существовании следующих противоречий: 1) между складывающейся новой парадигмой высшего профессионального образования и преобладанием традиционно консервативных подходов к его организации в ведомственных образовательных учреждениях; 2) между необходимостью творческого развития и саморазвития личности курсанта, формирования культуры познавательной деятельности в контексте непрерывного образования и недостаточными возможностями их обеспечить применяемыми в учебном процессе методами и средствами обучения; 3) между наличием в образовательной практике инновационных технологий, обеспечивающих формирование профессиональной культуры, в том числе культуры познавательной деятельности курсантов - будущих специалистов ОВД, и недостаточной разработанностью научно обоснованных рекомендаций и инструментария их применения.
Радикальным средством, направленным, в том числе, и на разрешение указанных противоречий, становится использование модульно-рейтинговых систем обучения курсантов отдельным дисциплинам, разрабатываемым в контексте перехода на модульно-рейтинговое обучение всем дисциплинам учебного плана при подготовке специалистов для органов внутренних дел в Воронежском институте МВД России. Использование модульнорейтинговых систем обучения курсантов позволяет решить многие важнейшие задачи подготовки специалистов, в том числе и задачу формирования культуры познавательной деятельности курсантов.
Изучая возможности использования модульно-рейтинговых систем как средств формирования культуры
познавательной деятельности курсантов, мы исходим из того, что оно осуществляется посредством их внедрения в образовательный процесс ведомственного образовательного учреждения, который в образовательных учреждениях МВД России представляет взаимодействие преподавателей и курсантов, имеющее целью через систему знаний, умений, навыков помочь приспособиться к реалиям современной жизни. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, но на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Именно поэтому учебная деятельность включает в себя интеллектуальный, психологический, физиологический и другие компоненты. Она состоит из процессов восприятия и накопления курсантами информации, ее усвоения, систематизации, переработки, сравнения, поиска новой информации. Иными словами, учебная деятельность есть совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и курсанта, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, формирование самостоятельного мышления, познавательных способностей курсантов, на овладение ими элементами культуры.
Познавательная деятельность, рассматриваемая как составляющая учебной деятельности и являющаяся сущностной характеристикой культуры, представляет творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире, на стремление к самостоятельному поиску решений поставленной самим субъектом познавательной задачи, имеющей учебный, теоретический или практический смысл, путем анализа и мобилизации имеющихся у него (субъекта) знаний.
Культуру познавательной деятельности курсанта мы определяем как систему регулятивов его деятельности, несущую в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом; потенции деятельности, вытекающие из прошлого опыта; определенное представление о будущем и профессиональной правоохранительной деятельности как его составляющей; о целях и смысле жизни. Система регулятивов субъективируется, рас-предмечивается в деятельности курсанта; результатом ее выступают знания, которые, будучи отторгнутыми от добывшего их субъекта, становятся достоянием других субъектов.
Исходя из данного определения, следует акцентировать внимание курсантов на ориентиры формирования культуры познавательной деятельности, представляющей процесс трансляции и воспроизводства знаний, норм, ценностей, идей, являющих собой способ подготовки к самонаучению. Необходимость такого характера постановки целей объясняется особенностями познавательной деятельности, которая, по определению Р. С. Немова, состоит из трех основных этапов: мотивационного, организационного и контрольно-оценочного. Мотивационный этап включает в себя потребности, мотивы и цели; организационный - объект и операции; контрольно-оценочный - результаты, оценку и коррекцию [1, с. 386].
Достижение целей по формированию культуры познавательной деятельности обеспечивается обстановкой
в учебном коллективе, его самостоятельностью, состязательностью в овладении новыми знаниями. Оно достигается также с помощью педагогических условий, направленных на эффективное формирование культуры познавательной деятельности. Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность объективных возможностей, связанных с организацией учебного процесса, содержанием и методами обучения, способствующими повышению эффективности формирования культуры познавательной деятельности курсантов.
Для эффективного формирования культуры познавательной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД в процессе их обучения необходимо, по нашему мнению, создать следующие педагогические условия: 1) установка преподавателей и курсантов на формирование культуры познавательной деятельности в сочетании с мотивацией постоянного повышения достигаемого курсантами уровня; 2) направленность используемых преподавателями во время учебных занятий методов и средств на формирование культуры познавательной деятельности курсантов; 3) творческое взаимодействие преподавателей и курсантов на всех этапах реализации технологии, направленной на цели формирования культуры познавательной деятельности; 4) наличие и использование средств эффективного контроля за результатами использования технологии формирования культуры познавательной деятельности. Здесь мы приводим общие педагогические условия, которые должны быть созданы для эффективного формирования культуры познавательной деятельности при изучении большинства фундаментальных и специальных дисциплин, однако педагогические условия должны быть адаптированы к обучению конкретной дисциплины с учетом ее специфики.
Для достижения поставленной цели - формирования культуры познавательной, творческой деятельности курсантов ведомственного вуза - преподаватели обычно используют как традиционные (репродуктивные), так и инновационные (развивающего адаптивного программированного проблемного обучения, обучения, основанного на применении электронных учебников и мультимедийных средств и др.). Однако ни одна из технологий не сможет обеспечить эффективное формирование культуры познавательной деятельности курсантов, если не развивается познавательная самостоятельность курсантов в процессе обучения.
Проблемам развития познавательной самостоятельности в процессе обучения большое внимание уделялось в различные периоды. Однако до настоящего времени многие проблемы, связанные с активизацией познавательной самостоятельности субъектов в процессе обучения, остаются недостаточно изученными. В полной мере это утверждение относится и к исследованию развития познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД с учетом его специфики.
Мы рассматриваем познавательную самостоятельность курсантов в процессе обучения по избранной специальности как такое качество личности, которое включает в себя единство целеустремленности, способностей и умений курсанта своими силами осуществлять
познавательную деятельность, т. е. самостоятельно овладевать фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками для решения задач, значимых для сотрудника правоохранительных органов. В таком понимании познавательная самостоятельность представляется как система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по осуществлению самостоятельной познавательной деятельности. При этом важнейшим признаком данного качества является подчиненность всех действий курсанта решению перспективных, значимых для него задач, направленность всей его познавательной деятельности на достижение поставленной цели формирования высококвалифицированного специалиста для ОВД. В то же время познавательная самостоятельность связана с саморазвитием личности курсанта, которое преследует, в конечном итоге, цель самоутверждения индивидуума в обществе.
В образовательной среде ведомственного вуза осуществляется педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности курсантов. Оно проявляется в соответствующей организации учебновоспитательного процесса, направленной на решение, по меньшей мере, следующих педагогических задач:
1) формирование и развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности курсантов, развитие их волевой саморегуляции;
2) формирование и совершенствование умений и навыков ведения самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и специальных, необходимых сотруднику ОВД);
3) формирование и использование в учебной деятельности положительного эмоционального опыта ведения самостоятельной познавательной деятельности.
Мы рассматриваем три группы стимулов, которые активно влияют друг на друга и взаимообусловливают друг друга, и учитываем то обстоятельство, что стимулы формирования и развития познавательной самостоятельности находятся в тесной диалектической взаимосвязи, а определяющее влияние на развитие познавательной самостоятельности курсантов оказывает их самостоятельная познавательная деятельность, активизация которой позволяет развивать это важнейшее интегративное качество личности.
Рассматривая стимулы активизации познавательной самостоятельной деятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном вузе, важно учитывать, что основой их самостоятельной познавательной деятельности являются мотивы. Это связано с тем, что мотиваци-онно-потребностная деятельность человека, наряду с окружающей его социально-экономической средой, определяет опыт самообразовательной деятельности личности, в том числе и личности курсанта, избравшего образовательное учреждение МВД для получения профессионального образования сотрудника правоохранительных органов.
Первостепенное значение мотивации в учебной и познавательной деятельности подчеркивается многими
исследователями (И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, Я. Л. Ко-ломинский, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн и др.), однако мотивация трактуется ими по-разному. Мотивацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов можно рассматривать как один из видов мотивации самостоятельного учения, когда важнейшей особенностью данного вида мотивации выступает глубокая значимость такого рода деятельности для личности курсанта, выражающаяся во внутреннем принятии ее смысла. В этой связи согласимся с утверждением известного пе-дагога-психолога А.Н. Леонтьева, который считал, что «смыслообразующие мотивы», побуждая деятельность, придают ей личностный смысл [2, с. 202].
Для обоснования психолого-педагогических условий активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении определенное значение имеет классификация мотивации учения, в основу которой может быть положена динамика развития интереса к осуществлению познавательной деятельности. Мы придерживаемся позиции В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой, которые на этой основе все многообразие мотивов познавательной деятельности представляют тремя взаимосвязанными группами: 1) непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности;
2) перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности; 3) интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания [3, с. 196]. Приведенная классификация позволяет сделать вывод о сложности структуры мотивационной сферы самостоятельной познавательной деятельности курсантов, а также и о больших возможностях влияния на мотивацию развития их познавательной деятельности.
Многими исследователями подчеркивается взаимосвязь мотивации активной познавательной деятельности и познавательного интереса в процессе обучения, отмечается, что интерес является одним из мотивов учения, компонентом учебной мотивации (И. Гербарт, И. А. Зимняя, А. Н. Прядехо, Г. И. Щукина и др.). Мы согласны с тем, что познавательный интерес же можно считать проявлением познавательных мотивов, а из всего многообразия внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности курсантов для ее активизации целесообразно выбрать именно познавательный интерес. По сравнению с другими мотивами познавательный интерес имеет ряд преимуществ, он более точно выражает мотивацию учения; более доступен для наблюдения, его легче обнаружить, вызвать; не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется кур* т-ч _ и
сант . В то же время познавательный интерес всегда имеет эмоциональную окраску, активизирует интеллектуальную и практическую деятельность обучающегося, сопровождается предпринимаемыми им волевыми усилиями. Именно волевую саморегуляцию необходимо рассматривать как источник самостоятельной познаватель-
* Преимущества познавательного интереса по сравнению с другими мотивами мы определяем по аналогии с Г. И. Щукиной [4, с. 27].
ной деятельности, а ее формирование педагогическими средствами и методами - как одно из психолого-педаго-гических условий активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении.
Использование волевого фактора в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения МВД приобретает особый смысл, так как для будущего специалиста ОВД воля как сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей, как его способность сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели, имеет особенно важное значение. Волю необходимо рассматривать как один из источников познавательной самостоятельной деятельности курсантов, поскольку такая деятельность по определению подразумевает движение сознания от знаемого к незнаемому. Кроме того, такое движение само по себе требует напряжения внутренних сил курсанта, определенное противоборство самого с собой, способность заставлять себя на протяжении всего пути познания, в том числе и в период обучения в ведомственном вузе.
Современные педагоги-психологи придерживаются той позиции, что для возникновения волевой регуляции необходимо наличие препятствий и преград, многообразие которых сводимо к трем реальностям. В основе таких реальностей лежат необходимость восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбор мотивов, целей, видов действия при их конфликте, а также произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов [5, с. 81].
Следуя этой позиции, можно утверждать, что воля побуждается потребностями и интересами курсантов в получении образования на уровне, необходимом специалисту ОВД, которые становятся источниками волевого процесса и выражаются в стремлениях курсанта, а каждое волевое действие, помимо своей цели, характеризуется и основным мотивом, побуждающим к совершению этого действия. Таким образом, одним из главных источников познавательной самостоятельной деятельности курсантов является воля - качество личности, которое заключается в сознательной организации и саморегуляции курсантом своей деятельности и поведения, направлено на преодоление трудностей при достижении поставленных целей, это важная форма активности личности, особый вид организации ее поведения.
Исследование различных аспектов проблемы активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении позволяет определить необходимые для этого психолого-педагогические условия, которые должны быть созданы в образовательном учреждении МВД:
1) реализация, с учетом внешних и внутренних факторов, единства целеустремленности, способностей и умений курсанта своими силами осуществлять познавательную деятельность, т. е. самостоятельно овладевать фундаментальными и специальными знаниями, умени-
ями и навыками для решения задач, значимых для сотрудника правоохранительных органов;
2) использование педагогического стимулирования самостоятельной познавательной деятельности курсантов, которое проявляется в соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, направленной на решение педагогических задач формирования и развития мотивации самостоятельной познавательной деятельности курсантов, их волевой саморегуляции; умений и навыков ведения самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и специальных, необходимых сотруднику ОВД); использования в учебной деятельности положительного эмоционального опыта ведения самостоятельной познавательной деятельности;
3) использование волевого фактора в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения МВД, следствием чего становится движение сознания курсанта от знаемого к незнаемому, которое требует напряжения внутренних сил курсанта, определенного противоборства его самого с собой, формирования способности заставлять самого себя преодолевать препятствия на протяжении всего пути познания, в том числе и в период обучения в вузе;
4) использование адекватных методов и форм обучения (активные методы обучения, главный из которых -проблемный метод; формы организации лекционных, семинарских и практических занятий, стимулирующие познавательную самостоятельность; практико-ориенти-рованные технологии обучения и др.).
Эффективным средством активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении становятся модульно-рейтинговые системы обучения. Модульно-рейтинговая система - сквозное средство, которое можно использовать применительно ко всем технологиям. Выделяя в изучаемой дисциплине отдельные тематические модули, важно учитывать возможности последовательного накопления знаний в сфере культуры в целом и языковой культуры в частности. Определение рейтингов курсантов становится эффективным средством мотивации познавательной активности курсантов, стимулирования их продуктивной самостоятельной познавательной деятельности. Однако важно помнить, что модульно-рейтинговая система - лишь средство, позволяющее преподавателю решать задачи подготовки специалистов для органов внутренних дел на востребованном личностью, обществом и государством уровне.
Модульно-рейтинговые системы, разрабатываемые для обучения отдельным дисциплинам, способны обеспечить высокую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, если таковая определена в качестве одной из целей на стадии разработки модульно-рейтинговой системы обучения определенной дисциплине. Для достижения такой цели в систему критериев оценки деятельности курсантов должен быть внесен критерий оценки познавательной самостоятельности курсантов, в рамках которого необходимо предусмотреть следующие показатели: уровень подготовки курсанта к лекции, способность грамотно формулировать вопросы по теме лекции; уровень активности на семинарском занятии,
проявляющийся в представлении дополнительного материала по теме семинара; уровень овладения умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной работы на практическом занятии; уровень осознания курсантом значимости самостоятельной познавательной деятельности для изучения конкретной дисциплины.
Оценка уровня познавательной самостоятельности каждого из курсантов при изучении определенной дисциплины требует от преподавателя использования методик, позволяющих дать максимально точную балльную оценку такого уровня. Это - кропотливая работа преподавателя, включающая: 1) подготовку методик количественной оценки, разработанных для каждого показателя по установленному критерию с учетом специфики изучаемой дисциплины; 2) заполнения индивидуальных карточек курсантов, в которые вносятся баллы по каждому показателю критерия; 3) расчет рейтинга курсанта с учетом баллов, определяющих уровень познавательной самостоятельности.
1. Немов Р. С. Психология. М., 1995. 391 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2000. 384 с.
3. СластенинВ. А., ПодымоваЛ. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 208 с.
5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. 798 с.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О. А. Андросова
В статье определяются пути реализации гуманизации образования в вузе системы МВД как одного из средств преодоления антропологического кризиса в современном обществе. Особое внимание уделяется анализу современных подходов к обучению и воспитанию, исходя из социальной ситуации в высшей школе МВД России.
Ключевые слова: роль и задачи современного образования, гуманистическая направленность обучения, гуманистические ценности, подходы к обучению и воспитанию, гуманистическое отношение к человеку.
Второе десятилетие наша страна переживает трансформационный переход от одной модели общества к другой, который закономерно сопровождается бурными процессами в духовной жизни общества, что приводит к существенным изменениям в общественном сознании, в том числе в морально-ценностных и поведенческих ориентациях молодежи. Противоречивое влияние эти процессы оказывают на различные слои молодежи, в том числе и на курсантов образовательных учреждений МВД России, получающих образование по инженерным специальностям. Обострение проблем духовнонравственного развития молодежи, частью которой являются курсанты, потребовало серьезных изменений в системе ведомственного образования. Одним из направлений таких изменений стало введение в структуры учеб-
ных планов блока гуманитарных дисциплин, отражающих в своем содержании гуманистические аспекты подготовки будущих специалистов. Однако количество часов, отводимых для изучения гуманитарных дисциплин, столь невелико (в основном - 60 часов на дисциплину), что перед руководством образовательных учреждений МВД и преподавателями встают закономерные вопросы о том, как в рамках отведенных для изучения гуманитарных дисциплин часов обеспечить необходимую будущему специалисту, ведомству, государству гуманитарную подготовку; как сформировать необходимые духовнонравственные качества специалиста, без которых немыслима его эффективная профессиональная деятельность в создаваемом гражданском демократическом обществе.
По нашему мнению, ответы на эти вопросы необходимо искать на путях гуманизации ведомственного образования, одной из обособленных составляющих которого является образование курсантов инженерных специальностей вузов МВД (например, будущих специалистов вневедомственной охраны). Гуманизация образования призвана сохранить человеку его уникальность, защитить от опасности отчуждения от мира природы и культуры, она направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека в самореализации, духовном, социальном, профессиональном становлении, в том числе и профессионально-личностном становлении будущих инженеров - сотрудников правоохранительных органов.
Провозглашение приоритета идей гуманизации образования не является модной тенденцией настоящего времени. Эти идеи в отечественной педагогике декларируются достаточно давно, нередко они становятся поводом для проведения различного рода реорганизаций как в советский, так и в постсоветский периоды. Анализ философско-педагогических исследований досоветского периода (К. Н. Вентцель, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) позволил сделать вывод, что уже тогда были разработаны основополагающие идеи гуманизации образования, которые могут быть использованы для теоретико-методологического обоснования гуманизации образования в современной России. Весьма ценными являются и результаты исследований советских педагогов, в которых рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия ее успешного осуществления (Ш. А. Амонашвили, В. П. Без-духов, Е. Н. Шиянов и др.). Много интересных исследований различных аспектов проблемы гуманизации образования появилось в последние годы (М. П. Берулава, И. П. Блонский, Э. Н. Гусинский, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Субетто и др.)
Большинством исследователей термин «гуманизация» трактуется как производное от понятия «гуманность», последняя же определяется как человечность, отзывчивость, человеколюбие, уважение к людям и достоинству человека. Лишь приобретая глубокую осознанность, устойчивость, отношение человека к окружающим людям превращается в личностное качество - гуманность. «Человечность, - замечает Н. А. Бердяев, -есть целостное отношение человека к человеку и к жизни, не только к человеческому миру, но и миру живот-