Научная статья на тему 'Педагогические условия развития ключевых компетенций подростков в учреждении дополнительного образования'

Педагогические условия развития ключевых компетенций подростков в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEENAGERS'' KEY COMPETENCES / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS OF THE EXTENDED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдашин А. В.

Статья посвящена проблеме развития ключевых компетенций подростков, обоснованию педагогических условий, способствующих развитию ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS LEVEL-UP OF TEENAGER'S KEY COMPETENTS IN SCHOOLS OF EXTRA EDUCATION

The article is devoted to the teenagers' key competences development, the substantiation of pedagogical conditions providing the teenagers' key competences development in the extended education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития ключевых компетенций подростков в учреждении дополнительного образования»

3. Удотова, О.А. Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса / О.А. Удотова [и др.]. - [Э/р]. -Магнитогорск: МаГУ. - 1 электрон. опт. диск (CD-R): а.с. о регистрации электронного ресурса № 6280 от 30.05.06 г. -М.: Федер. Агенство по образованию; ОФАП «Госкоорцентр ИТ», 2006.

4. Савельев, Б.А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации^ образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие / Б.А. Савельев, А.С. Масленников. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004.

Bibliography

1. Udotova, O.A. Predposihlki modernizacii upravleniya kachestvom professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. -Magnitogorsk: MaGU. - 2007.

2. Udotova, O.A. Polozhenie ob uchebno-metodicheskom komplekse / sost. O.A. Udotova. - Magnitogorsk: MaGU, 2006.

3. Udotova, O.A. Shablon dlya sozdaniya ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa / O.A. Udotova [i dr.]. - [Eh/r]. -Magnitogorsk: MaGU. - 1 ehlektron. opt. disk (CD-R): a.s. o registracii ehlektronnogo resursa № 6280 ot 30.05.06 g. - M.: Feder. Agenstvo po obrazovaniyu; OFAP «Goskoorcentr IT», 2006.

4. Saveljev, B.A. Ocenka urovnya obuchennosti studentov v celyakh attestacii obrazovateljnogo uchrezhdeniya professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie / B.A. Saveljev, A.S. Maslennikov. - Yjoshkar-Ola: Centr gosudarstvennoyj akkreditacii, 2004.

Статья поступила в редакцию 16.06.11

УДК 370.186

Bogdashin A.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS LEVEL-UP OF TEENAGER'S KEY COMPETENTS IN SCHOOLS OF EXTRA EDUCATION. The article is devoted to the teenagers' key competences development, the substantiation of pedagogical conditions providing the teenagers' key competences development in the extended education.

Key words: teenagers' key competences, pedagogical conditions, educational process of the extended education.

А.В. Богдашин, аспирант Омского государственного педагогического университета каф. педагогики, г. Омск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮ) ЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В У) РЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме развития ключевых компетенций подростков, обоснованию педагогических условий, способствующих развитию ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: ключевые компетенции подростков, педагогические условия, образовательный процесс учреждения дополнительного образования.

Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социальнокультурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. Важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на творческую и компетентную личность, которая применяет полученные знания на практике, реализует собственные проекты. Согласно стратегии модернизации общего образования «...основным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков сама по себе, а их трансформация в набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [1].

Отметим, что под ключевыми компетенциями подростка в данном исследовании понимается мотивированная способность действовать в компетентностно-ориентированных ситуациях на основе содержательного общения, социальных установок, связанных с поиском смысла жизни, переосмысление ценностных ориентаций, потребностью в самовыражении, стремлении к лидерству, высокому уровню достижений с использованием знаний, жизненного опыта и ценностей (наука, искусство, творчество и труд). В основу данного определения легла концепция компетентностного подхода РГПУ им. А.И. Герцена и их определение компетенции школьника, а также характеристики современного подростка, которые выделены на основе результатов исследований Д.И. Фельдштейна [2].

Проведенный анализ результатов исследований В.В. Ку-личенко, Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой показывает, что развитие ключевых компетенций подростка становится невозможным без использования ресурсов дополнительного образования детей, поскольку являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам дея-

тельности, оно обеспечивает педагогические условия, влияющие на развитие ключевых компетенций подростков.

Нам представляется, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей влияет на развитие ключевых компетенций подростка, если учитывается интеграция образовательных процессов учреждений общего и дополнительного образования; учитывается нелинейный характер образовательного процесса и изменения психологопедагогических характеристик подросткового возраста; образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей направлен на решение воспитанниками компе-тентностно-ориентированных образовательных ситуаций.

Рассмотрим представленные условия более подробно.

Современный образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования характеризуется открытостью, инновационностью, гуманитарностью (О.В. Даутова [3], А.С. Роботова [4], О.Г Прикот [5] и д.р.) и предполагает интегрированность школьного и дополнительного образования, предоставляя обучающимся больший веер возможностей для осуществления нелинейного образовательного процесса. Отметим, что в этой ситуации учреждения дополнительного образования детей совместно с общеобразовательными учреждениями детей представляют собой целостную разноуровневую систему, объединяющую воспитание, обучение и развитие личности и направленную на индивидуализацию образовательного пути ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Интеграция образовательных процессов учреждений общего и дополнительного образования позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,

самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.

Согласно концепции интеграции М.Н. Берулавы [6], интеграционная связь может осуществляться на трех основных уровнях:

1. Уровень целостности (в качестве основного интегрирующего фактора на данном уровне выступают комплексные (переходные) науки).

2. Уровень дидактического синтеза (в качестве интегрирующего фактора могут выступать определенные комплексные проблемы, для решения которых необходима интеграция, например, развитие ключевых компетенций подростка).

3. Уровень межпредметных связей характеризуется

ассимиляцией инструментария (технического и

теоретического), соучаствующего в интеграции учебного предмета с базовым предметом, каждый из которых сохраняет свой суверенитет.

Анализ возможностей дополнительного образования и подходов к выделению уровней интеграции дополнительного и общего образования дает возможность сделать вывод о том, что уровень дидактического синтеза реализуется в интегрированных образовательных программах, курсах, а также в проектировании подростком своего индивидуального образовательного маршрута.

Подчеркнем, что такая интеграция связана с нелинейным структурированием образовательного процесса на основе разветвленных образовательных программ, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося без чего не возможно развитие ключевых компетенций подростка.

При этом нелинейный характер образовательного процесса в учреждении дополнительного образования позволяет каждому обучающемуся разработать свой собственный индивидуальный образовательный маршрут, исходя из собственных ценностных ориентаций, нести ответственность за принятые им решения, определять предлагаемое учреждением дополнительного образования содержание, технологии и формы организации его освоения, способ оценки образовательных достижений, при этом учитывается включение определенных обязательных элементов, а также отобранных обучающимися.

Поскольку компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации, а также ориентирована на будущее, то возможность проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанником работает на развитие ключевой компетенции. Отметим, что благодаря индивидуальному образовательному маршруту обучающиеся научаются проявлять инициативу по поводу своего образования, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего, берут на себя ответственность за него и, соответственно, за свое будущее, учатся самостоятельно осуществлять выбор, за него нести ответственность, отслеживать свое продвижение.

Выбор, являясь одной из главных философских категорий, большое место занимает в образовании. В педагогической литературе обсуждается идея предоставления обучающимся свободного выбора действий в разных ситуациях. При этом сам факт выбора рассматривается как имеющий важное воспитательное значение, гарантирующее сознательное выполнение выбранной деятельности. Выбор является одним из оснований педагогики сотрудничества. Педагоги Е.П. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волкова и др. на практике проиллюстрировали изменение отношения к учению при условии свободы выбора.

И.Д. Фрумин [7],в своих исследованиях отмечает, что ситуация выбора должна создаваться в значимой для обучающегося области деятельности и варианты выбора должны быть равноправны и различны. Выбор не должен быть без осмысления, это ведет к невозможности обучающимся определить критерии выбора, сравнить различные варианты. В такой ситуации педагог должен помочь обучающемуся в выработке средств, обеспечивающих осмысленный выбор, в достижении определенного уровня рефлексии

и понимания. Осуществление выбора без учета принципов и норм деятельности может иметь место даже при остановке деятельности и осмыслении ситуации, если при этом мысль и понимание ограничены конкретной данной ситуацией, а жизненные ценности и средства деятельности оказываются вне пространства осмысления. Именно этот тип выбора распространен в педагогической практике сегодня.

Полную структуру выбора-самоопределения можно трактовать как формирование личностью собственного содержания. И. Д. Фрумин особо подчеркивает, что выбор-самоопределение возможен только при условии, что личность осознает свою самостоятельность и свое право на выбор.

Компетенция проявляется в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях, следовательно, ее развитие становится возможным только в процессе решения проблем повседневной жизни в этом плане огромным потенциалом обладают компетентностно-ориентированные ситуации.

Под компетентностно-ориентированными образовательными ситуациями понимается единица компетентностно-направленного образовательного процесса современного учреждения дополнительного образования детей. Это вид педагогической ситуации с компетентностной доминантой, которая ставит подростков в новые условия, побуждая результативно действовать в различных ситуациях. В основу данного определения положено понимание ситуации О. В. Акуловой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой [8] по конструированию ситуационных задач для оценки компетентности учащихся.

Компетентно-ориентированные ситуации позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. Решение ситуаций, базирующихся на привлечении подростков к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным, позволяет подростку овладеть умением быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно творчески пользоваться своими знаниями.

Погружаясь в решение компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они принимают деятельность в целом, с соответствующим ей мотивом, критически оценивают информацию, происходящее событие и собственные действия; проводят ревизию прежних смыслов и активно ищут новые; формулируют собственное мнение и вывод; принимают решение на свой страх и риск; их увлекает сам процесс, игра творческих сил, радость общения с партнерами; ответственность, ожидания и высший рейтинг выполняемой деятельности.

При построении образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей важно учитывать специфику возрастного периода, поскольку она определяет организацию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, а от этого, в свою очередь, зависит эффективность достижения цели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (ключевых компетенций обучающихся).

Согласно результатам исследования Д.И. Фельдштенйна [2], современная ситуация развития ребенка характеризуется изменениями детства, влияющие на развитие ключевых компетенций подростков в учреждении дополнительного образования. К ним относятся: ориентация на высокий уровень достижения; создание и утверждение своего уникального «Я»; мобилизация, заключающаяся в том, что подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых; создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении и демонстрации своих отношений к миру, подростковый возраст также характеризует особый поиск смысла жизни; потребность в самовыражении; возрастание независимости и критичности мышления; появление детей с ярко выраженным развитым мышлением; ли-

дерскими качествами; с практической доминантой (дети- кового возраста; построение образовательного процесса в

«золотые руки»); художественно-направленные дети; обла- дополнительном учреждении детей, используя компетентно-

дающие двигательным талантом. стно-ориентированные образовательные ситуации, являются

Таким образом, учет интеграции образовательных про- педагогическими условиями, влияющими на развитие ключе-

цессов учреждений общего и дополнительного образования; вых компетенций подростков в образовательном процессе

учет нелинейного характера образовательного процесса и учреждения дополнительного образования.

изменений психолого-педагогических характеристик подрост-Библиографический список

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

2. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. - 2010. - № 3.

3. Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

4. Роботова, А.С. гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 5.

5. Прикот, О.Г. Социокультурная модернизация образования в России в контексте нелинейных процессов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - январь 2011. ART1515. - СПб., 2011г. - URL:http://www.emissia.org/offline/2011/1515.htm

6. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: OOO Гуманитарная книга, 2000.

7. Фрумин, И.Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи. - Красноярск, 1987.

8. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - Спб.: КАРО, 2008.

1. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya: Materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya. - M., 2001.

2. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmeneniyj rebenka i situacii ego razvitiya // Voprosih psikhologii. - 2010. - № 3.

3. Dautova, O.B. Shag k sebe: novihe vihzovih sovremennogo obrazovaniya: monografiya. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.

4. Robotova, A.S. gumanitarnostj i gumanitarnihe tekhnologii // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2008. - № 5.

5. Prikot, O.G. Sociokuljturnaya modernizaciya obrazovaniya v Rossii v kontekste nelineyjnihkh processov // Pisjma v Ehmissiya. Offlayjn. (The Emissia. Offline Letters): ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - yanvarj 2011. ART1515. - SPb., 2011g. -URL:http://www.emissia.org/offline/2011/1515.htm

6. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M.: OOO Gumanitarnaya kniga, 2000.

7. Frumin, I.D. Samoopredelenie i vihbor v intensivnom pedagogicheskom processe // Problemih samoopredeleniya molodezhi. -Krasnoyarsk, 1987.

8. Akulova, O.V. Konstruirovanie situacionnihkh zadach dlya ocenki kompetentnosti uchathikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov shkol / O.V. Akulova, S.A. Pisareva, E.V. Piskunova. - Spb.: KARO, 2008.

Статья поступила в редакцию 05.07.11

УДК 159.99

Kurysheva I.V. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON. In clause the approach to the decision of one of problems of pedagogical psychology, namely creation of the certain psychological conditions for the subjects of the educational environment promoting development of the creative person is stated. The importance of understanding basic scientific approaches to the given problem for a substantiation of the psychological and educational concept is underlined. Methodological and theoretical bases of psychological support of development of creative potential of the person are presented by means of musical art.

Key words: creative potential of the person, the aesthetic-semiotics approach, musical culture.

И.В. Курышева, канд. психол. наук, доц. Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, г. Волжский, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОР) ЕСКОЙ ЛИ) НОСТИ

В статье изложен подход к решению одной из проблем педагогической психологии, а именно - создание определённых психологических условий для субъектов образовательной среды, способствующих развитию творческой личности; подчёркнута важность осмысления основных научных подходов к данной проблеме для обоснования психологопедагогической концепции. Представлены методологические и теоретические основы психологического сопровождения развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, эстетико-семиотический подход, музыкальная культура.

В последние годы в отечественной психологии возрос интерес к вопросам диагностики и формирования творческого потенциала, креативности. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость

новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.

К тому же сегодня в России осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка. В.В. Давыдов [1]

24З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.