Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 111-119. УДК 331.101.26
РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
(КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД)
THE ROLE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE FORMATION OF THE QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF THE REGION’S LABOUR POTENTIAL
(COMPETENCE-BASED APPROACH)
Т.А. Павловская T.A. Pavlovskaya
Байкальский государственный университет экономики и права (г. Иркутск)
Baikal State University of Economics and Law (Irkutsk)
Дата поступления статьи в редакцию 28 февраля 2015 год
Современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к компетенциям работника. В настоящее время не существует единого мнения о структуре трудового потенциала. На основании обобщения взглядов исследователей выделены психофизиологический, профессионально-квалификационный и ассертивный компоненты трудового потенциала.
Одним из факторов формирования качественных характеристик рабочей силы являются социальные институты, среди которых не последнее место занимает система образования. Роль системы дополнительного образования детей как части системы образования страны в формировании отдельных качеств потенциального работника недостаточно полно раскрыта в современной научной литературе. Однако дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития регионов.
Многие компетенции современного человека труда формируются в школьные годы, и роль дополнительного образования детей в данном вопросе достаточно велика. На сегодняшний день нет четкой классификации типов компетенций, связанных со структурой трудового потенциала. Предложено объединить все компетенции в четыре укрупненных типа: профессиональный, коммуникативный, креативный и поведенческий. Обоснована значимая роль дополнительного образования детей при формировании всех указанных типов компетенций с позиции влияния различных его направлений на будущую профессиональную деятельность.
Ключевыми фигурами образовательного процесса дополнительного образования детей являются педагог и обучающийся. В статье рассмотрены компетентностные модели данных субъектов образовательного пространства, которые базируются на структуре трудового потенциала и укрупненной классификации типов компетенций.
The modern labor market places very high demands for the competencies of the employee. Currently there is no consensus about the structure of the labour potential. On the basis of generalization of the researchers' views the physiological, professional and assertive labour potential components are highlighted.
One of the factors in the formation of high-quality workforce characteristics are social institutions, among which the education system is not the least. The role of the system of additional education of children in the formation of characteristics of a potential employee, is not fully disclosed in the contemporary scientific literature. However additional education of children contributes to the solution of key problems of the regions' social and economic development.
Many of competence of the modern working man are being formed in his school years, so the role of the system of additional education of children is quite large.Today there is no clear classification of the types of competencies related to the structure of the labour potential. It is proposed to unite all the competence in the four aggregate types: professional, communicative, creative and behavioural. The author substantiates the importance of the system of additional education of children in the formation of all these types of competencies in terms of its impact on future professional activity.
Key figures of the educational process of the system of additional education of children are the teacher and the student. The article describes the competence model of these subjects of the educational space, based on the structure of the labour potential of the enlarged classifying types of competencies.
Ключевые слова: трудовой потенциал, структура трудового потенциала, ассертивный компонент, система дополнительного образования детей, компетенции, компетентностные модели педагога и обучающегося.
Key words: labour potential, the structure of the labour potential, assertive component, the system of additional education of children, competence, competence model of teacher and student.
Развитие современного общества со второй половины XX в. привело к смене требований, предъявляемых к качественным характеристикам трудового потенциала. Постепенно
приходит осознание того, что не экономические и не научно-технические решения, а человеческий потенциал, компетенции человека определят дальнейший сценарий развития об-
© Т.А. Павловская, 2015
112
Т.А. Павловская
щества. В условиях рыночной экономики данные вопросы становятся особенно актуальными и в каждой стране, в каждом регионе решаются с учетом демографической ситуации, географического положения, природно-климатических условий, национальных традиций, возможностей и потребностей конкретного региона.
Управление развитием человеческих ресурсов предполагает формирование, использование и сохранение человеческого потенциала. На стадии формирования ключевое значение имеет система образования. Именно в образовательных организациях формируются ключевые компетенции, которые позволят будущему работнику быть впоследствии востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Таким образом, в новой парадигме экономического развития человеку отводится особая роль, образование становится одним из факторов повышения конкурентоспособности работника на постиндустриальном рынке труда.
Понятие «трудовой потенциал» характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определённых созидательных способностей, реализуемых им при необходимости [1, с. 33]. Трудовой потенциал работника рассматривается как совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определённых результатов, а также совершенствоваться в процессе труда. Реализованный трудовой потенциал образует человеческий капитал [2].
Структура и качественные характеристики трудового потенциала представлены в трудах отечественных и зарубежных авторов разнопланово [2-7]. Обобщая различные взгляды исследователей, можно выделить психофизиологические и профессионально-квалификационные компоненты трудового потенциала, указанные практически у всех авторов. Остальные же компоненты, достаточно разнообразные, мы предлагаем рассматривать как «ассертивный компонент» с входящими в его состав творческой, личностной и социально-корпоративной составляющими [8]. Ассертивность в данном случае рассматривается нами как гармоничное объединение свойств личности. Введение термина связано с попыткой объединить в единую компоненту совокупность личностных свойств человека, необходимых на современном рынке труда.
По мнению многих исследователей, образование является наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал, поскольку
прямо или косвенно влияет на все составляющие его элементы [9].
Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений, навыков, а также способов мышления, необходимых для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Услуга образования (совокупность знаний, информации, умений и навыков, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства) является товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага [10, с. 157].
В настоящее время система образования в нашей стране переживает достаточно сложный процесс реформирования и модернизации. В рамках данных реформ вводятся новые для системы образования понятия: компетенция и компетентность. Следует отметить, что термин «компетенция» был известен у нас и в советские времена, однако в настоящее время является междисциплинарным понятием и широко используется в различных сферах научной деятельности: в философии, педагогике, социологии, экономике. Компетентность - знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни [11, с. 194]. Компетенции - не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в своей деятельности.
О наличии или отсутствии компетенции невозможно говорить в абсолютных величинах, скорее речь может идти об овладении человеком данной компетенцией в той или иной степени. Таким образом, компетенцию можно представить в виде особой шкалы с вектором развития, осуществляемого при помощи теоретической и практической деятельности.
Общемировая тенденция интеграции, глобализации мировой экономики, преобразований в сфере образования, в частности Болонский процесс, предполагает определенную терминологическую унификацию, что относится и к таким терминам, как «компетенция» и «компетентность». В настоящее время понятийный аппарат для данных категорий до конца не сформирован, хотя его разработка необходима для перехода к компетентностной модели.
В экономической литературе, начиная с Макелвила, который ввел понятие «компетенции», до сегодняшнего дня нет четкой классификации типов компетенций, связанных со структурой трудового потенциала. Разные авторы в качестве базовых выделяют различные
Роль системы дополнительного образования детей в формировании качественных характеристик... 113
типы компетенций: профессиональные, деловые коммуникации, критическое мышление (О.М. Бобиенко) [12]; техническая компетентность, квалификационный комплекс, трудовая активность работника (О.И. Дудина, В.А. Зе-ленков) [13]; уровень квалификации работника, опытность, характеризующаяся способностью предвидеть и не допускать ошибок в трудовой деятельности (М.П. Буров) [14]; социальное качество работников и экономическое поведение работников (Т.И. Заславская) [15] и др. В комплексной характеристике конкурентоспособности работника указаны следующие структурные компоненты: психофизиологический, профессионально-квалификационный и социальный [16]. Европроект TUNING (Болонский процесс) [17] предлагает компетентност-ную классификацию с выделением четырех групп компетенций: общих - инструментальные, межличностные, системные - и предметно-специализированных.
Все авторы классификаций компетенций едины в одном: образовательный процесс должен быть направлен на формирование компетенций специалистов, которые будут удовлетворять потребностям своего региона, российского и общеевропейского кадрового рынка. Мы предлагаем укрупненную классификацию типов компетенций, изучив и обобщив уже имеющиеся и связав их с предлагаемой нами структурой трудового потенциала. Все компетенции могут быть объединены в четыре укрупненных типа: профессиональный, коммуникативный, креативный и поведенческий, - каждый из которых содержит определенное количество компетенций.
Любой из уровней образования в нашей стране оказывает определенное влияние на отдельные качественные характеристики трудового потенциала, на формирование и развитие различных типов компетенций.
Система дополнительного образования детей (далее - ДОД) играет существенную роль в формировании будущего трудового потенциала, развивая в полной мере все типы компетенций. На наш взгляд, такое положение вещей становится возможным потому, что вид деятельности в данной системе выбирается самим ребенком; отсутствие жестких стандартов позволяет способствовать креативному типу компетенций; развитию коммуникативных компетенций способствуют разновозрастные группы детей из разных учебных заведений и широкий выбор направлений деятельности, возможность их ежегодной смены; конкуренция в детской среде (места на выставках, фестива-
лях, соревнованиях и т. п.), степень своей причастности к той или иной группе сверстников благоприятно отражаются на развитии поведенческого типа компетенции как «эффективного поведения на рынке труда».
Система ДОД способствует развитию всех типов компетенций еще и потому, что она менее регламентирована, более гибка и способна к реализации идей вариативного образования, созданию развивающей среды, формированию диалогических, субъект-субъектных отношений между педагогами и детьми, созданию ситуации выбора и успеха для каждого.
Учреждения среднего и высшего профессионального образования в меньшей степени развивают креативные и коммуникативные компетенции, потому что, согласно паспортам специальностей, готовят выпускников с компетенциями профессионального плана и компетенциями «эффективного поведения на рынке труда».
Общеобразовательная школа, как и дошкольные учреждения, не в полной мере способна сформировать уровень компетенций учеников, достаточный для эффективного решения проблем в разных сферах деятельности и разных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций. Таким образом, учреждения ДОД на основе ключевых компетенций, формируемых школой, в состоянии вести ученика по образовательной траектории, формируя и психофизиологический, и профессиональноквалификационный, и ассертивный компоненты качественной рабочей силы.
Между тем, уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям [18]. Необходимо создавать образовательное пространство глобального инновационного уклада, в котором не последнее место займет система ДОД, которая обучает полезным умениям (в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации) и воздействует на формирование ценностей и профессиональных компетенций.
Формулировки конкретных компетенций, которые должно формировать ДОД, отсутствуют в образовательных стандартах и в настоящее время не разработаны в научной литературе. Очень обтекаемо, в шаблонных фразах
114
Т.А. Павловская
говорится о формировании базовых компетентностей современного человека в стандартах общего образования. Кроме того, не стандартизируется ДОД и по Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: основная системная характеристика учреждения ДОД - организация образования детей преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека.
В 1990-х гг. - период становления современной системы ДОД - в качестве единицы содержания дополнительного образования стали рассматривать дополнительную образовательную программу. В связи с процедурами аттестации, лицензирования и аккредитации учреждений ДОД был введен перечень направленностей программ, включающий 11 наименований, который был призван регламентировать содержание ДОД. По своему характеру перечень являлся рамочным инструментом, своего рода «схемой упорядочения», выполнявшей задачи поддержки многообразия ДОД и помощи руководителям и педагогам в интерпретации этого многообразия [19].
Для поддержки многообразия авторы перечня изначально заложили неравномерность содержания образования, фиксируемого той или иной направленностью. Так, многочисленные и разнообразные программы, предполагающие освоение детьми различных видов искусства: изобразительное, хореография (классические, народные, современные танцы), вокал, театральное, декоративно-прикладное (вышивка, резьба по дереву, мягкая игрушка), дизайн и т. д., - получили в перечне только один пункт, в то время как занятия детей техникой или естественными науками - сразу по два (спортивно-техническая и научно-техническая и естественнонаучная и эколого-биологическая направленности соответственно).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» представлено уже шесть направленностей системы ДОД. Мы предлагаем унифицировать и объединить разнородные по деятельности, но близкие по целям программы ДОД. В связи с тем, что цели различных объединений системы ДОД часто идентичны и схожи между собой, мы предлагаем целевую классификацию всех направлений данной системы [20]. На наш взгляд, логично произвести объединение по следующим на-
правлениям: 1) спортивно-техническое (включающее физкультурно-спортивное, спортивно-техническое и техническое направления); 2) культура и искусство (направление художественного творчества); 3) естественнонаучное (эколого-биологическое, туристско-краеведческое направления); 4) социально-идеологическое (военно-патриотическое и социально-психологическое направления).
Рассмотрение влияния системы ДОД на формирование качественных характеристик трудового потенциала с позиции влияния различных направлений дополнительного образования на профессиональную деятельность представлено в табл. 1.
Дополнительное образование - процесс непрерывный: он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творчества, затем обеспечивается сотрудничество с теми, кто уже имеет определенные умения и навыки, далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.
Особенность услуг ДОД состоит в том, что эффект, который получает человек и общество, трудно количественно оценить. В последние годы сфера ДОД вышла из забвения и была обозначена «социальным обязательством государства». При этом система ДОД не управляется централизованно на уровне государства, и не имеет четких государственных требований, обязательных для исполнения на региональном и муниципальном уровнях. Региональная система ДОД наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности. Именно поэтому особое внимание следует уделить формированию и развитию системы ДОД на уровне региона, с учетом специфических условий и задач формирования трудового потенциала.
Цель региональной политики в вопросах развития системы ДОД заключается в создании относительно равных возможностей для всех детей и подростков, проживающих на данной территории, с учетом поступательного и сбалансированного социально-экономического развития данного региона, его потребности в трудовом потенциале с учетом экономического прогнозирования.
Роль системы дополнительного образования детей в формировании качественных характеристик... 115
Т аблица 1
Влияние системы дополнительного образования детей на формирование качественного трудового потенциала
Компоненты трудового потенциала и их элементы Влияние ДОД
В целом По направлениям
спортивно- техническое культура и искусство естественно- научное социально- идеологическое
Психофизиоло- гический Состояние здоровья, физические характеристики, критическое и аналитическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, личностные способности индивидов, проявляющиеся на физическом уровне Состояние здоровья, в том числе физическое совершенствование, здоровый образ жизни и укрепление здоровья, физические характеристики, уровень саморегуляции, быстрота реакции, усидчивость, аналитическое мышление Укрепление психического здоровья, психофизиологического состояния организма, усидчивость, эмоциональность, развитие зрительных, слуховых, вкусовых рецепторов и др. Объем памяти, состояние здоровья, физические характеристики, аналитическое и критическое мышление, быстрота реакции, усидчивость, выносливость Укрепление здоровья (благие дела -улучшение психофизиологического самочувствия), гибкость, навыки самоуправления, социально-психологической адаптации, толерантность
Профессиональ- но-квалифи- кационный Основные знания в профессиональной области, профессиональная ориентация, готовность к непрерывному самообразованию, работоспособность, компьютерная, техническая, биологическая и иная грамотность, специфические характеристики, связанные с конкретными требованиями работодателя, предпрофессиональная подготовка в разных областях, квали-фикационно-образовательный уровень Предпрофессиональная подготовка в области физической культуры и спорта, технических специальностей, личный опыт, навыки работы с источниками информации, понимание принципов работы технических устройств, чертежей; теоретическая, тренажерная, практическая подготовка, интерес и мотивация к инженерным профессиям, конструкторской деятельности Художественная и эстетическая компетентность, знания, умения, навыки в области искусства, предпрофессиональная подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств, опыт творческой, конкурсной, концертной и выставочной деятельности Интерес к научной (научно-исследовательской) деятельности, навыки работы с различными источниками информации, способность к анализу результатов деятельности, профессиональная компетентность, личный опыт, подготовка кадров в области сельского хозяйства, микробиологии, других естественно-научных дисциплин Организаторские способности, гибкость, компетентность в социальнокоммуникационной сфере, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка; изучение основ духовно-нравственной культуры, навыки работы с различными источниками информации
Ассертивный: а) творческая составляющая Владение различными социальными ролями, раскрытие и реализация творческого, исследовательского потенциала личности, выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте Целеустремленность, проявление креативной технической компетентности, инициативности, творчества в разработке новых элементов, тактики в игре, раскрытие творческого потенциала Реализация творческого потенциала, развитие творческих способностей детей, художественное образование и эстетическое воспитание, воплощение личностного художественного замысла, идеи Способность генерировать новые идеи для исследований, выявление одаренных детей, умение выведения новых сортов и пород, навыки опытноэкспериментальной деятельности Предприимчивость, проявление инициативности, генерирование новых идей, проектов, молодежных движений и течений, выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте
б) личностная составляющая Дисциплина, целеустремленность, активность, кругозор, толерантность, способность к принятию ответственных решений, коммуникабельность, оптимизм, саморазвитие, нравственные качества и принципы, личностные способности индивидов, проявляющиеся на духовно-нравственном уровне Здоровый и безопасный образ жизни, способность к обобщению и передаче опыта, самоорганизация, ценностно-смысловая гражданская позиция, лидерские качества, ответственность, умение принимать другие точки зрения, «пытливость ума» Культурный уровень развития, кругозор, стремление к получению знаний, умений, навыков в области искусств, подготовка к получению профессионального образования в области искусств, добросовестность Интеллектуальное совершенствование, способность к обобщению и передаче опыта и знаний, кругозор, добросовестность, честность, надежность, организованность Нравственное совершенствование, семейные, общественные и социокультурные ценности, организаторские способности, деловые коммуникации, самоорганизация, ценностносмысловая позиция, лидерские качества
в) социальнокорпоративная составляющая Ценностно-смысловая гражданская позиция, трудовая мотивация, сочетание самостоятельности с готовностью помогать лидеру, исполнительская дисциплина, личные коммуникативные навыки, стремление к профессионализму, умение организовать свое время, адаптация к жизни в обществе, профессиональное становление Умение работать в команде, принятие общих целей, коллективизм, способность к сотрудничеству, идентификация с корпоративными ценностями, умение доверять коллегам, социализация личности через спорт или техническое творчество Ответственность, аккуратность, умение общаться и принимать другие точки зрения, социализация через искусство, творчество Коллективизм, умение работать над одним проектом, способность к сотрудничеству, доверие к членам своей команды, дружелюбие, толерантность, открытость для общения Правовые, маркетинговые, управленческие навыки, умение убедительно представлять свои идеи, адаптация к жизни в обществе
116
Т.А. Павловская
ДОД - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации, сохранении здоровья подрастающего поколения. Основное содержание ДОД - практико-ориентированное, т. е. деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и др.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Ребенок в дополнительном образовании постигает самое главное в жизни - ищет смысл и возможность быть.
Какие бы изменения не происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог.
Компетентностная модель педагога дополнительного образования (далее - педагог ДО) (табл. 2) представляет собой систему компетенций, положенную в основание его профессиональной деятельности - как субъекта образовательного пространства, построенного на принципах Болонского процесса. Основная идея компетентностного подхода к деятельности специалистов - преодолеть разрыв между образованием и практикой. Компетентностная модель педагога ДО разработана нами на основе вышеобозначенных компонентов трудового потенциала и качественных характеристик, их составляющих. Мы предложили, не претендуя на полноту охвата, базовые детерминанты и детерминанты, приобретенные с опытом работы.
Т аблица 2
Компетентностная модель педагога дополнительного образования
Компоненты потенциала педагога ДО Детерминанты
базовые приобретенные с опытом работы
Психо-физиологи- ческий Физиологическое состояние, здоровый образ жизни; личностные качества; интеллектуальные способности Здоровый образ жизни, развитие физических характеристик, формирование психологических компетенций; общее состояние здоровья
Профессионально- квалификационный Профессиональные качества, умения, навыки, знания; способность к обучению, профессиональная гибкость Модернизация профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций, повышение мастерства, квалификации, знания по смежным дисциплинам; профессиональная мотивация
Ассертивный Кругозор; увлеченность; пластичность, принятие нового Освоение инновационных технологий, приобретенные полезные способности (компетенции), повышение культурного уровня, развитие социальных компетенций, морально-этических, нравственных качеств, активности, креативности; развитие степени субъективной идентификации с выполняемой деятельностью
Внедрение модели позволит обеспечить образовательный процесс дополнительного образования детей кадрами, способными формировать компетенции будущего трудового потенциала, удовлетворяющего потребностям российского и общеевропейского кадрового рынка. Нелинейные траектории способствуют развитию всех компетенций. С учетом специфики деятельности педагогов ДО, модель в целом соответствует общим дескрипторам, разработанным европейским образовательным сообществом, авторское видение не искажает, но обобщает в единую модель компетенции специалистов ДОД.
Следует уточнить, что компетентностная модель педагога ДО не является инструментом жесткой регламентации его деятельности. Скорее всего, это авторское видение специалиста дополнительного образования в динамике его развития.
Отметим, что понятие «педагог дополнительного образования» было введено в педаго-
гический тезаурус с одновременным введением понятия «дополнительное образование» в законе «Об образовании» в 1992 г. В настоящее время в должностные обязанности педагога ДО входит «осуществление дополнительного образования обучающихся, воспитанников в соответствии с образовательной программой, развитие их разнообразной творческой деятельности. Педагог комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, иного детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные» [21].
Даже в полной версии должностных обязанностей педагога ДО и типовых тарифно-квалификационных требованиях нет обозначенных компетенций, которыми данный специалист
Роль системы дополнительного образования детей в формировании качественных характеристик... 117
должен владеть. Таким образом, определение и описание компетенций педагога в учреждении ДОД на сегодняшний день является актуальным.
Многообразие форм подготовки в системе ДОД требует систематизации уровней обучения с целью управления процессом формирова-
ния компетенций обучающихся. Предлагается выделить три уровня организации деятельности системы ДОД: массовый, продвинутый и предпрофессиональный. В табл. 3 представлены модели компетенций обучающихся в системе ДОД (связанных со структурой трудового потенциала) с учетом уровней подготовки.
Уровни сформированности компетенций обучающихся в системе дополнительного образования детей
Т аблица 3
Уровень Компоненты трудового потенциала Критерии оценки
психо-физиологический профессионально- квалификационный ассертивный
Массовый Природные способности, способность к анализу, адаптивность, развитие физических и психологических качеств организма Базовые знания из определенной области, мотивация на деятельность, понятие соперничества, умение находить информацию, действия в стандартных ситуациях Способности, коммуникативные навыки, исполнительская дисциплина, ответственность, аккуратность, умение работать в коллективе, коммуникации Массовость, соответствие социальному заказу, базовый уровень освоения программы, общий культурный уровень развития и воспитанности
Продвинутый Развитые природные способности, в том числе способность к самоанализу деятельности, умение сокращать процесс адаптации, совершенствование психофизиологических данных, социальная зрелость Повышенный уровень образования в данной области знаний, мотивация на результат, умение конкурировать, умение работать с информацией, реализация потенциала, умений и навыков, действия в нестандартных ситуациях Способность к принятию решений, навыки самоуправления, способность к сотрудничеству, кооперации, личные коммуникативные навыки, инициативность в работе, сообразительность Соответствие критериям программы, наличие достижений вне стен учреждения ДОД, продвинутый уровень освоения программы, результаты во внешнем образовательном пространстве
Предпрофес- сиональный Критическое и аналитическое мышление, стрессоустойчивость, наличие волевых качеств, адаптация в любой ситуации, психофизиологические данные соответствуют профессиональным, ценностно-смысловая гражданская позиция Наличие основных знаний в профессиональной области, возможно квалификация, мотивация на достижения, умение выдерживать требования конкуренции, навыки работы с различными источниками информации, специальные навыки и умения, реализация своего творческого и инновационного потенциала, разумные действия в нестандартных ситуациях и ситуациях неопределенности Способность к обобщению и передаче опыта, готовность к непрерывному самообразованию, способность к принятию ответственных решений, способность планировать и строить карьеру, управленческие, лидерские навыки, владение различными социальными ролями, эффективное поведение в условиях кризиса, стресса, в конкурентной среде, готовность или способность генерировать новые идеи Наличие достижений, индивидуальных или командных результатов, мест, креативный уровень освоения программы, степень субъективной идентификации с выполняемой деятельностью
Можно рассмотреть уровни данной модели на примере одного из компонентов профессиональной компетенции - «мотивации»: на массовом уровне - мотивация у обучающихся в системе ДОД направлена на деятельность, на втором, продвинутом уровне - на результат, на третьем, предпрофессиональном уровне - на значимые достижения в данной области деятельности. Исполнительская дисциплина (элемент корпоративной составляющей ас-сертивного компонента трудового потенциала) с базового уровня трансформируется в на-
выки самоуправления и развивается на предпрофессиональном уровне до способности планировать и строить карьеру. Соперничество через умение конкурировать превращается в умение выдерживать требования конкуренции.
Критерием проявления любой компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Формы проявления компетенций многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение конкретных компетенций, которые развивает ДОД, на наш
118
Т.А. Павловская
взгляд, носит условный характер. Все виды компетенций необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетенций для реализации на разных уровнях.
Таким образом, дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько «право на участие в поиске смысла своей жизни» [22].
Дополнительное образование - образование доступное: здесь круглогодично, «без каникул» могут заниматься все дети - «обычные» и одаренные, «проблемные» и «благополучные», больные и здоровые, - главное, чтобы было желание и интерес. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются критике и порицаниям [23].
Новая экономическая среда выдвигает новые требования к работнику. Знания, умения и навыки определяются как ключевой ресурс региональной, национальной и мировой экономики. Образовательные реформы продиктованы стремлением удовлетворить новые потребности экономики, культуры, науки и техники. Развитие человеческих ресурсов, важнейшего достояния России, является одним из факторов устойчивого экономического развития регионов страны. Одним из условий для данного развития, на наш взгляд, является совершенствование системы образования и, в частности, системы ДОД.
Современное дополнительное образование - не просто элемент существующей системы общего образования, а «самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка» [24, с. 26]. Таким образом, ДОД является фактором формирования будущего качественного трудового потенциала регионов. 1 2
1. Управление персоналом организации : учеб. пособие / М. А. Винокуров [и др.] ; под ред. М. А. Винокурова, Т. Г. Озерниковой. -Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. - 568 с.
2. Фёдорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом организации : учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 512 с.
3. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М. : Аспект Пресс, 1995. -286 с.
4. Трансформация системы управления человеческими ресурсами региона в условиях экономического кризиса: проблемы и тенденции / под ред. М. А. Винокурова, Т. Г. Озер-никовой. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. -360 с.
5. Bradley H. W. The new human capital strategy: improving the value of your most important investment - year after year. - AMACOM (American Management Association), 2008. - 257 р.
6. Becker G. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. - Chicago : The University of Chicago Press, 1991. - 416 р.
7. Thurow L. Investment in Human Capital.
- Belmont, 1970. - 317 p.
8. Павловская Т. А. Структура качественных характеристик трудового потенциала // Изв. Иркут. гос. экон. акад.: электрон. науч. журнал. - 2013. - № 3. - URL : http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=18115.
9. Токарская Н. М., Баева О. Н., Карпико-ва И. С. Система непрерывного образования как фактор формирования человеческого капитала : учеб. пособие. - Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1999. - 70 с.
10. Развитие профессиональных способностей (развитие человеческих ресурсов) : матер. российско-японского семинара (Иркутск, 12-13 июля 2001 г.). - Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. - 202 с.
11. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг и др. - 6-е изд., перераб. и доп.
- М. : ИНФРА-М, 2010. - 512 с.
12. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда // Современная конкуренция. - 2008. - № 4 (10). - С. 96-104.
13. Дудина О. И., Зеленков В. А. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий // Кадры предприятия. - 2007. - № 4. - С. 87-96.
14. Буров М. П. Качество рабочей силы и образования // Управление качеством. - 2010.
- № 5. - С. 18-24.
15. Заславская Т. И. Избранное : в 3 т. -М. : Экономика, 2007. - Т. 1 : Социальная экономика и экономическая социология. - 735 с.
16. Озерникова Т. Г., Даниленко Н. Н., Кравцевич С. В. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление.
- Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. - 256 с.
Роль системы дополнительного образования детей в формировании качественных характеристик... 119
17. Дублинские дескрипторы JQI. - URL : http://www.jointquality.org.
18. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях : доклад / под ред. Я. Кузьминова и И. Фрумина. - URL : http://www.hse.ru/data/ 312/807/1234/education-2020.pdf.
19. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей, 2012 : информ. бюл. - М. : НИУ ВШЭ, 2013. - 72 с.
20. Павловская Т. А. Влияние системы дополнительного образования детей на формирование качественного трудового потенциала // Человеческие ресурсы: проблемы инновационного развития и использования : сб. науч. тр. / отв. ред. И. П. Поварич. - Вып. 3. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2014. - С. 169-175.
21. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : Приказ Минздрав-соцразвития России от 26 августа 2010 г.
№ 761н. - URL : http://www.rg.ru/2010/10/20/ teacher-dok.html.
22. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-12.
23. Буйлова Л. Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования. -URL : http://dopedu.ru/stati/sovremennie-proble-mi-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-kontekste-idey-neprerivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 5.05.2014).
24. Золотарева Т. В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 30 сентября - 2 октября 2013 г.) : в 2 ч. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - Ч. 1. -С. 25-36.