7. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativnaya celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. -M.: Issledovateljskiyj centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
8. Kozihreva, E.I. Shkola pedagoga-issledovatelya kak uslovie razvitiya pedagogicheskoyj kuljturih // Metodologiya i metodika estestvennihkh nauk. - Omsk : Izd-vo OmGPU, 1999.
9. Klimenko, T.K. Innovacionnoe obrazovanie kak faktor stanovleniya buduthego uchitelya: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk. -Khabarovsk, 2000.
10. Perelomova, N.A. Aktualizaciya lichnostno-professionaljnogo rosta uchitelya v postvuzovskom obrazovanii pri IPPK: monografiya. - Irkutsk: Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2001.
Статья поступила в редакцию 16.06.11
УДК 378.1
Udotova O.A. ELECTRONIC EDUCATIONAL METHODOLOGICAL COMPLEXES AS MEANS OF ACTIVIZA-TION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS. This article is devoted to the electronic educational methodological complexes: the questions about their designing and using in educational process in university were considered; the influence on quality of educational process was examined.
Key words: the quality of education; electronic educational methodological complex; educational process; university.
О.А. Удотова, соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ У) ЕБНО-МЕТОДИ) ЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена электронным учебно-методическим комплексам: рассмотрены вопросы их проектирования и применения в учебном процессе вуза; исследовано влияние комплексов на качество образовательного процесса.
Ключевые слова: качество образования, электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, вуз.
Новая идеология содержания высшего профессионального образования, в том числе построения образовательного процесса, направлена на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Однако постоянное увеличение объема учебного материала при ограничении традиционно отводимых на это сроков обучения, отсутствие системы проектирования индивидуализированного, личностноразвивающего научно-методического обеспечения образовательных программ затрудняют достижение запланированных образовательных результатов. Таким образом, возникновение проблемы исследования детерминировано потребностью практики высшего профессионального образования в научнометодическом обеспечении процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста и отсутствием системы проектирования компетентностно-
ориентированных дидактических средств. Разрешить эту проблему могут принципиально новые формы и средства обучения, основанные на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), предполагающие построение качественно иного образовательного процесса.
Исследования обеспечения и повышения качества образовательного процесса в вузе показали, что отношение студентов к обучению зависит от целого ряда факторов: ценностно-мотивационных ориентиров студентов, характера процесса обучения, стиля общения, способов организации учебного материала, применяемых педагогических технологий, системы оценивания результатов обучения и т.д.
Нами были выделены основные характеристики, по которым можно оценить уровень индивидуализации образовательных технологий, применяемых в вузе. К ним мы относим:
• учёт преподавателем типов мышления и интеллектуальной деятельности студентов;
• мотивация индивидуальной активности студентов при выполнении ими самостоятельных работ;
• разнообразие форм организации самостоятельной индивидуальной работы с предоставлением пакета учебнометодических материалов, ориентированных на индивидуально-психологические особенности личности;
• помощь и поддержка студентов в построении собственной индивидуальной стратегии образования на основе
оценки их индивидуально-личностных особенностей и интересов.
К средствам, ориентированным на индивидуальнопсихологические особенности личности, позволяющим студенту самостоятельно (или при непосредственной помощи преподавателя-тьютора) осваивать учебные дисциплины относятся электронные учебно-методические комплексы
(ЭУМК).
Под учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины мы понимаем совокупность нормативных документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дисциплины в образовательном процессе и способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины (блока дисциплин) ГОС ВПО по конкретной специальности (направлению).
В состав ЭУМК входят программное средство учебного назначения и средство сопровождения. Программное средство учебного назначения состоит из пяти блоков: нормативного, теоретического, практического, диагностического и методического, и распространяется на электронном носителе учебной информации (DVD, CD и т.п.). Средство сопровождения представляет собой методические материалы по работе с ЭУМК, которые могут быть представлены в виде компьютерного файла (Microsoft Power Point) или на бумажных носителях. Другими словами, ЭУМК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс.
Основное назначение ЭУМК - самостоятельное накопление студентами знаний, навыков творческой и профессиональной деятельности как в условиях отсутствия непосредственного вербального общения с преподавателем, так и при использовании на аудиторных занятиях. Состав и структура комплекса зависят от содержания предметной области. Последовательность освоения учебного материала дисциплины, как правило, жестко задается преподавателем. Последовательность же изучения учебных единиц в модуле или отдельных модулей в учебном курсе не является жесткой, и студент, используя учебно-методический комплекс, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию обучения.
Основу учебного материала в ЭУМК обычно составляет гипертекст, позволяющий быстро перейти к любой части учебного материала. Он может содержать ссылки (специальным образом помеченные слова) на различные объекты. Объектами могут быть: текст, графическая иллюстрация, анимация, видеофрагмент, какая-либо программа. Кроме структурированного учебного гипертекста и различных мультимедийных иллюстраций, электронный комплекс должен содержать упражнения для компьютерного тренинга и тестовые задания для контроля знаний.
На стадии предварительного проектирования ЭУМК нами осуществлялся поиск и отбор учебных материалов, определялись учебные цели каждого модуля, планировались ресурсы, которые будут задействованы для создания комплекса. Образное представление учебного материала достигалось с помощью средств мультимедиа. Практика применения электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе показала: использование подвижных и неподвижных изображений (анимации, видео, трехмерного изображения и т.д.) увеличивает педагогические возможности, делает образовательный процесс более наглядным, создает дополнительную мотивацию у студентов к освоению учебного материала. При этом, текстовая составляющая должна стать дополнением к образно-визуальному ряду, несущему основную информацию.
Проектируя электронные комплексы, необходимо учитывать то, что методическая эффективность цифровых изданий достигается только благодаря образному восприятию и эмоциональному воздействию на студента, которое, в свою очередь обеспечивает грамотно построенный текстовый материал и согласованный с ним аудиовизуальный ряд.
Важную роль в управлении познавательной деятельностью студентов, как известно, играет интерактивность. Для этого электронные учебные материалы должны быть ориентированы на «диалог» со студентом по ходу изучения материала. При этом при представлении текстовой информации весьма важен стиль изложения. Учебный материал не должен напоминать статью, текст учебника или лекцию. Для электронных учебных материалов наиболее приемлем стиль, напоминающий разговор преподавателя на семинаре или групповых занятиях. Большой по объему текст следует разбивать на небольшие учебные фрагменты (подразделы).
К ключевым проблемам проектирования ЭУМК следует отнести: подготовку информационного описания теоретического материала (учебных текстов, эскизов графических иллюстраций, сценариев демонстрационно-иллюстрирующих программ и анимаций, видеоклипов и т.п.), создание упражнений для активизации процесса освоения теории, разработку алгоритмов управления для организации эффективной целенаправленной познавательной деятельности студентов. Подготовка электронных комплексов позволяет не только восполнить дефицит учебно-методической литературы, но и повышает личную заинтересованность преподавателя в получении новых знаний в области методики проектирования учебных курсов.
В рамках настоящего исследования был разработан и внедрен в педагогическую практику пакет методического обеспечения дисциплин основных образовательных программ, включающий информационную модель создания УМК в печатном и электронном виде с детализацией основных процессов [1] и программно-методическое сопровождение создания УМК, представленное следующими работами: «Положение об учебно-методическом комплексе» [2], «Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса» [3].
В процессе внедрения в образовательный процесс ЭУМК ряда дисциплин изучалась динамика изменения качественных
Библиографический список
показателей подготовки студентов. При этом контрольными объектами были выбраны группы студентов, обучающиеся на аналогичных курсах до и после введения в учебный процесс электронных комплексов.
Эксперименту предшествовало изучение мнения преподавателей и студентов о влиянии ИКТ на эффективность процесса обучения и качество образования в вузе. Результаты проведенного анкетирования показали, что [1]:
- ИКТ постоянно в учебном процессе используют более 39% преподавателей; 30% - рекомендуют ИКТ, в том числе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) студентам для самостоятельной работы при освоении дисциплины;
- наиболее эффективными для формирования и развития у студентов профессиональных компетенций (по мнению преподавателей) являются интерактивные учебные занятия - 52% респондентов, проводимые в традиционной форме - 21%, дистанционные (Шете!) - 15%;
- создание ЭУМК расширило возможности студентов для самостоятельного изучения дисциплины (28%) и повысило их интерес к изучению дисциплины (16%).
На повышение результатов сессий при применении в учебном процессе ЭУМК указывают 19% преподавателей и 63% студентов.
В ходе опытно-экспериментальных исследований был осуществлён сравнительный анализ качества профессиональной подготовки студентов вуза, использующих электронные учебно-методические комплексы (которые представляли экспериментальную группу) и студентов контрольной группы, обучающихся по традиционным образовательным технологиям. В экспериментальных группах, где преподавателями применялись ЭУМК, увеличение качества профессиональной подготовки студентов составило 11,7%; в том числе, полнота (системность) усвоения компонентов профессиональной области (профессиональные знания) увеличилась на 11,1%, а степень сформированности профессиональных навыков (профессиональные умения) повысилась до 12,2%.
Таким образом, эксперимент подтвердил, что разработанные и внедренные в образовательную практику электронные учебно-методические комплексы, созданные на основе разработанного пакета методического обеспечения дисциплин образовательного процесса, активизируют познавательную деятельность и повышают качество профессиональной подготовки студентов вуза.
Полученные выводы подтверждены также результатами Федерального Интернет-экзамена в сфере ВПО. Поскольку концептуальной основой оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС ВПО служит оценка освоения всех дидактических единиц (ДЕ) дисциплины [4], для каждой основной образовательной программы показателем освоения дисциплины явилась доля студентов, усвоивших все её ДЕ. Анализируя качество освоения 40 дисциплин студентами Магнитогорского государственного университета (по результатам Интернет-экзамена 2005-2010 гг.), мы пришли к выводу, что использование в образовательном процессе ЭУМК увеличило долю студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины от 11 до 77%.
Проведенное исследование убедительно доказывает, что внедрение электронных учебно-методических комплексов в образовательный процесс высших учебных заведений создает объективные условия для активизации познавательной деятельности студентов, полноценного самостоятельного освоения учебного материала и способствует формированию современного набора учебно-методических материалов, доступных каждому студенту вне зависимости от формы обучения.
1. Удотова, О.А. Предпосылки модернизации управления качеством профессионального образования: монография. - Магнитогорск: МаГУ. - 2007.
2. Удотова, О.А. Положение об учебно-методическом комплексе / сост. О.А. Удотова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.
3. Удотова, О.А. Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса / О.А. Удотова [и др.]. - [Э/р]. -Магнитогорск: МаГУ. - 1 электрон. опт. диск (CD-R): а.с. о регистрации электронного ресурса № 6280 от 30.05.06 г. -М.: Федер. Агенство по образованию; ОФАП «Госкоорцентр ИТ», 2006.
4. Савельев, Б.А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации^ образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие / Б.А. Савельев, А.С. Масленников. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004.
Bibliography
1. Udotova, O.A. Predposihlki modernizacii upravleniya kachestvom professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. -Magnitogorsk: MaGU. - 2007.
2. Udotova, O.A. Polozhenie ob uchebno-metodicheskom komplekse / sost. O.A. Udotova. - Magnitogorsk: MaGU, 2006.
3. Udotova, O.A. Shablon dlya sozdaniya ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa / O.A. Udotova [i dr.]. - [Eh/r]. -Magnitogorsk: MaGU. - 1 ehlektron. opt. disk (CD-R): a.s. o registracii ehlektronnogo resursa № 6280 ot 30.05.06 g. - M.: Feder. Agenstvo po obrazovaniyu; OFAP «Goskoorcentr IT», 2006.
4. Saveljev, B.A. Ocenka urovnya obuchennosti studentov v celyakh attestacii obrazovateljnogo uchrezhdeniya professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie / B.A. Saveljev, A.S. Maslennikov. - Yjoshkar-Ola: Centr gosudarstvennoyj akkreditacii, 2004.
Статья поступила в редакцию 16.06.11
УДК 370.186
Bogdashin A.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS LEVEL-UP OF TEENAGER'S KEY COMPETENTS IN SCHOOLS OF EXTRA EDUCATION. The article is devoted to the teenagers' key competences development, the substantiation of pedagogical conditions providing the teenagers' key competences development in the extended education.
Key words: teenagers' key competences, pedagogical conditions, educational process of the extended education.
А.В. Богдашин, аспирант Омского государственного педагогического университета каф. педагогики, г. Омск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮ) ЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В У) РЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития ключевых компетенций подростков, обоснованию педагогических условий, способствующих развитию ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: ключевые компетенции подростков, педагогические условия, образовательный процесс учреждения дополнительного образования.
Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социальнокультурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. Важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на творческую и компетентную личность, которая применяет полученные знания на практике, реализует собственные проекты. Согласно стратегии модернизации общего образования «...основным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков сама по себе, а их трансформация в набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [1].
Отметим, что под ключевыми компетенциями подростка в данном исследовании понимается мотивированная способность действовать в компетентностно-ориентированных ситуациях на основе содержательного общения, социальных установок, связанных с поиском смысла жизни, переосмысление ценностных ориентаций, потребностью в самовыражении, стремлении к лидерству, высокому уровню достижений с использованием знаний, жизненного опыта и ценностей (наука, искусство, творчество и труд). В основу данного определения легла концепция компетентностного подхода РГПУ им. А.И. Герцена и их определение компетенции школьника, а также характеристики современного подростка, которые выделены на основе результатов исследований Д.И. Фельдштейна [2].
Проведенный анализ результатов исследований В.В. Ку-личенко, Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой показывает, что развитие ключевых компетенций подростка становится невозможным без использования ресурсов дополнительного образования детей, поскольку являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам дея-
тельности, оно обеспечивает педагогические условия, влияющие на развитие ключевых компетенций подростков.
Нам представляется, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей влияет на развитие ключевых компетенций подростка, если учитывается интеграция образовательных процессов учреждений общего и дополнительного образования; учитывается нелинейный характер образовательного процесса и изменения психологопедагогических характеристик подросткового возраста; образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей направлен на решение воспитанниками компе-тентностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Рассмотрим представленные условия более подробно.
Современный образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования характеризуется открытостью, инновационностью, гуманитарностью (О.В. Даутова [3], А.С. Роботова [4], О.Г Прикот [5] и д.р.) и предполагает интегрированность школьного и дополнительного образования, предоставляя обучающимся больший веер возможностей для осуществления нелинейного образовательного процесса. Отметим, что в этой ситуации учреждения дополнительного образования детей совместно с общеобразовательными учреждениями детей представляют собой целостную разноуровневую систему, объединяющую воспитание, обучение и развитие личности и направленную на индивидуализацию образовательного пути ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Интеграция образовательных процессов учреждений общего и дополнительного образования позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,