ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 378.14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© г. В. ВИШНЕВСКАЯ, Л. П. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: [email protected]
Вишневская Г. В., Вишневская Л. П. - Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 62-64. -
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы пассивности и раскрываются педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Ключевые слова: пассивность, профессиональная подготовка, педагогические условия, студент-заочник, вуз.
Vishnevskaya G. V., Vishnevskaya L. P. - Pedagogical conditions of correspondence students' passivity overcoming in the course of professional training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 62-64. - In the article theoretical aspects of passivity studying are considered, pedagogical conditions of correspondence students' passivity overcoming in the course of professional training are shown.
Keywords: passivity, professional training, pedagogical conditions, a correspondence student, school of higher learning.
Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности студента-заочника и роли учебного процесса в его профессиональной подготовке в вузе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. Одной из проблем, находящейся сегодня в фокусе педагогической науки, является исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом личности и проявлением пассивности, что способствует пониманию профессионального развития личности студента-заочника и его возможностей для самореализации в профессии.
Изучение особенностей проявления пассивности в процессе профессиональной подготовки студентов-заочников позволяет углубить знания о ряде феноменов профессионализма, раскрыть возможности личности, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению необходимых условий профессионального развития студента.
Теоретические основания изучения пассивности посвящены осмыслению процесса становления личности студента-заочника как специалиста в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования, роли личностного потенциала в этом процессе.
В свете современных научных представлений пассивность студентов-заочников рассматривается как важнейшее составляющее деятельности, как особое условие развитие личности человека [1].
Профессиональное развитие может пониматься и как изменение личности в процессе существования
индивида в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, и как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются не только как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимального поведенческого решения, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций.
Соответственно с этим, процесс профессиональной подготовки в вузе выступает как создание новой системы личностной адаптации, направленной на преодоление пассивности студентов-заочников процессе профессиональной подготовки и повышение уровня учебной и творческой активности при овладении профессией.
Концепция профессионального развития студента-заочника и сопровождающих его явлений, в том числе, пассивности, как комплексная научная проблема, не может не испытывать влияния достижений базовых дисциплин, прежде всего - антропологии, культурологи, психологи и педагогики.
Развитие тенденции к осмыслению проблемы пассивности студента-заочника в процессе профессиональной подготовки в вузе, ориентации профессиональной подготовки на решение нужд практики, оптимизации социальных отношений, профессиональной среды, повышения творческой познавательной активности по праву выдвинули на передний план
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
психолого-педагогическую сторону профессиональной подготовки.
Решение всех групп вопросов опирается на понимание того, что формирование личностных качеств индивида, возможность их совершенствования и реабилитации обусловливаются различными факторами, в том числе спецификой влияния социальной среды на микро- и макроуровне, потенциалом педагогического воздействия, эффективностью социального управления, наследственной предрасположенностью, возможностями самовоспитания.
Педагогический подход к проблеме пассивности студента-заочника, таким образом, раскрывает свое значение и влияние на педагогический процесс профессиональной подготовки, на конкретные социокультурные условия обучающей среды, выполняет роль посредника между социальной средой и образовательной средой вуза.
Создание педагогических условий преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки рассматривается не только в контексте образования специалистов, но в широком социальном поле общественного развития в целом. Такой подход оптимизирует, педагогизирует практику работы со студентами-заочниками в процессе их профессиональной подготовки [2]. Таким образом создаются основания для результативных педагогических технологий, разработки теории профессиональной подготовки и как отраслевой научной дисциплины, и как комплексной, многоуровневой системы научного знания.
В настоящее время в профессиональной подготовке в системе высшего образования превалирует личностный подход в освоении будущими специалистами содержания профессиональных курсов, возрастает значимость творчества для эффективной работы в профессии. Творчество студентов проявляется в знаниях, умениях, в системе мотивационно-ценностных ориентаций и определяется степенью сложности решаемой проблемы, глубиной преобразования объекта, степенью талантливости и уровнем развития творческого потенциала, но самое главное - творческого отношения субъекта к объекту.
Соответственно, под пассивностью студентов-заочников понимается специфическая самореализация свойств личности в деятельности, не направленную на приобретение знаний, умений и навыков, формирование интересов, потребностей, необходимых для профессиональной деятельности специалистов.
В соответствии с данным определением пассивности, возникает необходимость рассмотреть системообразующие факторы пассивности студентов заочников. К ним относятся:
- ценностные ориентиры личности;
- творческая активность (как зеркальное отражение пассивности);
- влияние профессиональной деформации работающего студента-заочника.
В профессиональной подготовке основным ценностным приоритетом является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познава-
тельной самостоятельности личности, что представляет солидную основу для формирования у студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры [3].
Пассивность работающих студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки мы рассматриваем во взаимосвязи с профессиональной деформацией, где пассивность выступает в двоякой роли: как следствие профессиональной деформации и как ее первопричина. Механизмом влияния профессиональной деформации на пассивность специалиста выступает четкое осознание своего собственного неумения осуществить психологическое соглашение с людьми и переход от привычного гуманистически ориентированного взаимодействия к четкому, требующему использования всех ресурсов управлению по результатам.
Преодоление пассивности в процессе профессиональной подготовки выступает как попытка открыть студенту его собственную личность, его возможности, ограничения, показать методологию саморазвития, выявит факторы и условия, влияющие на его психологический опыт и профессиональную деятельность.
Основой преодоления пассивности является самосознание собственного поведения и реагирования, это эксперимент над собой.
Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе рассматриваются как условия развития и реализации потенциала личности каждого студента. Одно из них связано с совершенствованием образовательных систем, ориентирующихся на общечеловеческие цели и ценности, создание условий для развития и реализации сущностных сил каждого студента. Это предполагает создание гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения. Это пространство, где имеются источники воспитательного влияния, порождающие его факторы, действуют закономерности и принципы, условия, которые инфраструктурным образом влияют на саморазвитие и самосовершенствование личности.
Одним из важнейших условий создания оптимальной педагогической инфраструктуры в вузе является научно-обоснованная педагогическая работа со студентами, их включение в единую систему взаимоотношений в социуме, направленную на укрепление и всемерное раскрытие ее воспитательного потенциала, с целью вовлечения их в жизнь учебного заведения и микросоциума. Гуманистически ориентированная педагогическая инфраструктура учебного заведения способствует созданию доброжелательной общественной атмосферы, гармонизации взаимодействий личности в социуме и, следовательно, гуманизирует профессиональную деятельность специалиста.
Углубление содержания профессиональной подготовки введением спецкурсов, представляющих целостную картину о содержании профессиональной де-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.
ятельности, позволяет студенту-заочнику понять и оценить тот материал, который ему необходимо изучить.
Предметное содержание профессиональной подготовки в учебной деятельности студентов может быть представлено совокупностью учебно-профессиональных проблем и задач, а ее социальное содержание -совокупностью форм организации учебной деятельности, традиционных и новых, с помощью которых задается движение от учебной деятельности к профессиональной. Моделирование будущей профессиональной деятельности в учебном процессе обеспечивает переход познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств.
С целью преодоления пассивности студентов-заочников, проявляющейся в процессе профессиональной подготовки и с целью акцентирования внимания к организационно-педагогическому и профессиональному блокам учебного комплекса дисциплины важно осуществлять перевод студентов в «позицию специалистов» за счет многозначной интерпретации альтернативных решений профессиональных задач, обсуждения и решения профессионально направленных задач
в малых группах, предполагающих принятие личных ответственных решений в обстановке взаимной ответственности, выполнение студентами творческих работ в виде интегрированных профессионально направленных заданий.
Это соответствует цели обучения студентов в вузе - общего и профессионального развития их личности как специалистов и способствует преодолению пассивности в процессе профессиональной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подвойский В. П. Профессиональная пассивность // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. Вып. 4. М., 2002. С. 2-5.
2. Суворова А. В. Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 142 с.
3. Шишкова О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (на примере изучения иностранного языка). Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 180 с.