ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 378.147-322
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© г. В. ВИШНЕВСКАЯ, Л. П. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: [email protected]
Вишневская Г. В., Вишневская Л. П. - Самостоятельная работа студентов-заочников как форма современных образовательных технологий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 65-71. - В статье рассматривается необходимость внедрения современных образовательных технологий, как одного из факторов успешной организации учебного процесса в высшей заочной школе, ориентированного на формирование у студентов познавательной активности и самостоятельности. Показано, что использование образовательных технологий моделирует управленческую деятельность преподавателя и самостоятельную познавательную деятельность студентов-заочников.
Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательная технология, система заочного обучения, студент-заочник.
Vishnevskaya G. V., Vishnevskaya L. P. - Correspondence students' independent work as a form of modern educational technologies // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 65-71. -
In the article it is considered the necessity of modern educational technologies' implementing as one of the factors of successful organization of educational process in the higher correspondence school, focused on formation of students' informative activity and independence. It is shown that application of educational technologies models administrative activity of a teacher and independent informative activity of correspondence students.
Keywords: an independent work, educational technology, a correspondence course system, a correspondence student.
Сегодня в образовательной практике становятся востребованными результаты психолого-педагогических исследований о механизмах развития личности, где особую актуальность приобретает личностно-ори-ентированный подход к обучению будущих специалистов и, в первую очередь, к организации их самостоятельной работы (СР) над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков СР, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
В настоящее время заметнее, чем когда-либо, активность и самостоятельность признаются в качестве важнейшей компоненты всесторонне развитой личности, а повышение качества обучения и уровня подготовки специалистов, развитие их потенциальных возможностей - в качестве основных задач высшего образования, успешное решение которых невозможно без системного психолого-педагогического подхода к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их активной СР.
Проблемой самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях высшей школы занимались С. И. Архангельский, Е. Я. Голант, В. Н. Донцов,
С. И. Зиновьев, А. Г. Молибог, Н. Д. Никандров, Л. И. Рувинский, Г. Н. Сериков и др., которые вкладывают в определяемое понятие различное содержание: от самостоятельного поиска необходимой информации до деятельности во внеаудиторное время. Вузовское обучение, как отмечают ученые, отличается от обучения в начальной и средней профессиональной школе тем, что студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень - от обучения под руководством и контролем преподавателя он переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методами обучения и самообучения.
Анализ психолого-педагогической литературы и исследование различных точек зрения о сущности СРС показали, что подходы к этой проблеме в последние годы стали меняться и акцент переносится с дидактической стороны этого явления (руководящая роль преподавателя) на психологический аспект, где большое значение придается самостоятельности студентов, их активности, развитию личностных качеств. Преподаватель должен лишь помочь студенту найти свой стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям и обеспечить ему возможность саморазвития и самовыражения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
• ориентация на формирование вариативного компонента содержания СР студентов-заочников (самообразовательный материал) на основе усвоенного базовым путем их самоопределения в процессе самообразовательной деятельности. При этом в содержании вариативной части важно наличие мотиваци-онного фактора, учитывающего индивидуальное своеобразие и интересы студентов-заочников, и фактора педагогического содействия, предполагающего оказание преподавателем помощи и поддержки студентам в затруднительных ситуациях;
• содержательное обеспечение аналитико-реф-лексивной деятельности студентов-заочников, что является одним из механизмов, побуждающих их к самообразованию.
Ценность будет представлять деятельность студента в том случае, если, опираясь на усвоенный учебно-самообразовательный материал и осмысливая его, он способен осуществлять самообразовательную деятельность в различных аспектах и направлениях деятельности. Чем больше таких направлений, тем больше доля самообразования по сравнению с самостоятельной работой, тем с большей вероятностью студент разовьет в себе необходимые для самообразования качества.
Опираясь на выделенные признаки содержания СР студентов-заочников, направленного на развитие их познавательной активности и самостоятельности и, как следствие, готовности к самообразованию, мы позволили себе уточнить определение «подготовки студентов-заочников к самостоятельной работе», под которой мы будем понимать систему совместных усилий преподавателя и студентов, предполагающую преобразование внешних целей самостоятельной деятельности студентов во внутренне усвоенные посредством проектирования инвариантной и вариативной частей содержания с аналитико-рефлексивным компонентом, и являющуюся средством развития готовности студентов-заочников к самообразованию.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 384 с.
2. Тарантей В. П. Педагогика в вузе: СРС // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 83-87.
3. Иванова М. А. Формирование учебных умений студентов во внеаудиторной самостоятельной работе. Дис. ...канд. пед. наук. Липецк, 2005. 178 с.
4. Гарунов М. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. 204 с.