ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009
удк 378.0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
© г. в. вишневская, л. п. вишневская
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: [email protected]
Вишневская Г. В., Вишневская Л. П. - Учебно-методические комплексы как средство организации самостоятельной работы студентов-заочников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 152-155. -
В статье рассматривается необходимость создания учебно-методических комплексов, как одного из факторов успешной организации учебного процесса в высшей заочной школе, ориентированного на формирование у студентов познавательной активности и самостоятельности. Показано, что применение учебно-методических комплексов связывает воедино цели, содержание, средства, формы и систему методов обучения иностранному языку и моделирует управленческую деятельность преподавателя и самостоятельную познавательную деятельность студен-тов-заочников.
ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, система заочного обучения, студент-заочник, учебно-методический комплекс.
Vishnevskaya G. V., Vishnevskaya L. P. - Teaching and methodical complexes as a means of correspondence students’ independent work organization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 152-155. - In the article it is considered the necessity of teaching and methodical complexes’ creation as one of the factors of successful organization of educational process in the higher correspondence school, focused on formation of students’ informative activity and independence. It is shown that application of teaching and methodical complexes connects together purposes, maintenance, means, forms and a system of methods of training a foreign language and models administrative activity of a teacher and independent informative activity of correspondence students.
Keywords: an independent work, a foreign language, a correspondence course system, a correspondence student, a teaching and methodical complex.
Профессиональное обучение, в целом, и самообучение, в частности, предполагает процесс развития, проходящий в определенной дидактической последовательности. В более общем смысле его можно рассматривать как поступательное программно-методическое обеспечение, катализирующее познавательную и профессиональную активность субъекта обучения. Программно-методическое обеспечение подразумевает реализацию целей, содержания, форм, методов, средств обучения, требует их взаимосвязи при определении конкретных учебных целей. Программно-методическое обеспечение обычно включает учебно-методические комплексы по дисциплинам, оснащение учебных мест, положение о прохождении экзаменов, формы контроля и т.д.
Одним из факторов успешной организации учебного процесса в высшей заочной школе, ориентированного на формирование у студентов познавательной активности и самостоятельности, является создание учебно-методического комплекса (уМк),
включающего студентов-заочников в целенаправленную деятельность по формированию у них указанного качества.
учебно-методические комплексы самостоятельной работы создаются в целях оптимизации образовательного процесса, совершенствования методического обеспечения преподавания учебных дисциплин, повышения эффективности работы начинающих преподавателей и интенсификации учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса. Они аккумулируют положительный опыт преподавания учебных дисциплин, обобщенный в научных исследованиях, а также накопленный конкретный опыт преподавателей, делают его доступным для обучающихся [1].
учебно-методический комплекс самостоятельной работы студентов-заочников представляет собой совокупность средств самостоятельной работы, используемых на различных этапах образовательного процесса и обеспечивающих единство педагогического
воздействия. Основанием разработки умк является государственный образовательный стандарт по специальности и рабочая программа преподавателя.
комплекс призван ответить на следующие вопросы:
- какие цели и задачи необходимо ставить перед самостоятельной работой по учебной дисциплине;
- какова структура изучаемой учебной дисциплины;
- как наиболее эффективно использовать время, отводимое на самостоятельную работу по конкретной дисциплине;
- проработка какого объема материала и каким образом является необходимой и достаточной для качественного освоения дисциплины;
- какие дидактические средства целесообразно использовать в ходе самостоятельной работы;
- в какой последовательности работать над изучением учебного материала;
- на какие элементы учебного материала следует обращать особое внимание;
- с какими учебными дисциплинами, либо разделами дисциплины находится во взаимосвязи изучаемый учебный материал;
- каким образом можно оценить качество выполненной работы;
- как совершенствовать полученные знания, умения и навыки по изучаемой дисциплине.
Структура умк строго не регламентирована. учебно-методические комплексы самостоятельной работы, как правило, включают введение, основную часть и приложения.
Во введении содержится:
• общая характеристика дисциплины, ее задачи, особенности, структура;
• расчет времени на самостоятельную работу по дисциплине;
• требования к профессиональной направленности студента-заочника (планируемый результат обучения по дисциплине, перечень подлежащих усвоению основных знаний, умений и навыков);
• определенные государственным образовательным стандартом требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы профессиональной подготовки по данной дисциплине;
• взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами рабочего учебного плана.
В основную часть включаются:
• тематические планы по всем формам обучения;
• планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ, тренингов, деловых игр, конференций и общие методические рекомендации по подготовке к ним;
• методические рекомендации по самостоятельному изучению отдельных разделов и тем дисциплины;
• используемый в ходе занятий по данной дисциплине аудиторный фонд (в том числе учебные и учебно-вспомогательные помещения, лабораторное оборудование, технические средства обучения и т.д.);
• перечень имеющихся на кафедре и используемых в ходе занятий по данной дисциплине дидактических средств (плакаты, схемы, фото, чертежи, диапозитивы, информационные стенды, раздаточные карточки, контролирующие и обучающие программы, электронные учебники, информационные базы данных, электронные библиотеки и др.), ТСО (магнитофоны, учебное телевидение, лингафонное оборудование, диапроекторы и др.) и рекомендации по их использованию при подготовке к занятиям по дисциплине;
• перечень дидактических средств, используемых для самостоятельной работы студентов-заочни-ков, вопросы для самоконтроля по каждой теме, материалы для самоконтроля знаний, умений и навыков по отдельным темам, блокам разделам;
• перечень вопросов и заданий для подготовки к экзаменам, зачетам и методические рекомендации по подготовке к ним;
• тематика письменных работ (курсовых, контрольных, рефератов, практикумов) с методическими рекомендациями по их подготовке.
Особое внимание при подготовке уМк, как комплексного дидактического средства, следует обратить внимание на выбор оптимальных дидактических конструктов на каждом этапе предъявления учебной информации в процессе самостоятельной работы студен-тов-заочников. В использовании любого из выбранных дидактических средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями заочного обучения.
При заочной форме обучения, по словам О. к. Филатова [2], средства обучения занимают главную роль. С целью совершенствования образовательного процесса при обучении иностранному языку в условиях заочного обучения считаем целесообразным применять учебно-методический комплекс на базе новых информационных технологий (ниТ), включающий в себя средства обучения, в том числе и функционирующие на базе ниТ, в совокупности с учебно-методическими материалами (учебники, учебные пособия для студентов, методические пособия, рекомендации для преподавателей), которые образуют некую целостность, представленную определенным составом и структурой [3].
Созданный нами уМк базируется на применении учебно-методического обеспечения, связывающего воедино цели, содержание, средства, формы и систему методов обучения иностранному языку, и моделирует управленческую деятельность преподавателя и познавательную деятельность студентов-за-очников.
главными критериями разработки учебно-методического обеспечения по иностранному языку явились:
- соответствие объема и содержания, с одной стороны, - учебному плану, требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; с другой стороны, особенностям процесса обучения иностранному языку в условиях заочного обучения;
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.
- посильность (разработка требований, адекватных целям обучения и уровню самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников);
- целостность и комплексность (в обеспечение должны входить все материалы для успешного изучения студентами содержания курса иностранного языка, организации их самостоятельной работы и контроля деятельности студентов-заочников, как внешнего, так и внутреннего);
- многофункциональность (обеспечение должно реализовывать ориентирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую и контрольно-диагностическую функции);
- направленность на совершенствование (повышение уровня) образования студентов-заочников.
При разработке учебно-методического обеспечения мы учитывали психолого-педагогические основы создания системы учебных пособий, которые соотносятся с закономерностями учебной деятельности. к таким психологическим основам мы относим:
- мотивационный компонент (программы, требования к зачету, экзамену);
- учет специфики системы обучения;
- наличие рекомендаций к изучению содержания курса по иностранному языку;
- включение элементов проблемности для активизации мыслительных операций;
- осуществление пооперационного контроля самостоятельной деятельности, что предполагает наличие в учебных пособиях большого разнообразия контрольных вопросов к логически завершенным участкам текста (к каждому абзацу или его частям (пунктам);
- наличие воспитательного компонента (способствовать развитию способностей, волевых качеств, формированию творческого отношения к предмету, развитию навыков самообразования).
Иами создана система учебных пособий по английскому языку для студентов-заочников 1-го и 2-го курсов, с помощью которой можно:
1) спланировать и организовать самостоятельную работу студентов-заочников по основным разделам курса;
2) осуществлять контроль как внешний, так и внутренний (самоконтроль) самостоятельной работы студентов;
3) оценивать результаты самостоятельной работы студентов-заочников.
Предлагаемая система учебных пособий позволяет органически сочетать индивидуальную самостоятельную работу студентов-заочников по иностранному языку (в межсессионный период) с коллективными формами самостоятельной учебной деятельности (на практических занятиях во время сессий) и состоит из следующих элементов:
• Учебно-методические материалы по английскому языку для студентов заочников, обучающихся по следующим специальностям:
080504 «государственное и муниципальное управление»;
040101 «Социальная работа»;
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
030301 «Психология», которые включают в себя требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык»; учебную программу предмета «Английский язык» для неязыковых заочных вузов; учебно-тематические планы занятий; требования и примерные вопросы к зачету и экзамену; варианты контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению; список рекомендуемой (обязательной и дополнительной) литературы.
Целью учебно-методических материалов является оказание практической помощи студентам-заоч-никам в процессе их самостоятельного изучения английского языка, обучение методике самообразования, которая, в свою очередь, поможет студентам овладеть навыками и умениями владения иностранным языком как средством общения в будущей профессиональной деятельности.
• Учебно-методическое пособие по английскому языку для самостоятельной работы студентов-за-очников неязыковых специальностей, включающее сборник текстов по внеаудиторному чтению, которое является обязательным компонентом курса обучения иностранному языку.
Цель пособия - научить студентов-заочников читать литературу на английском языке, развивая при этом навыки самостоятельной работы с иноязычным материалом и совершенствуя умения извлекать необходимую языковую и неязыковую информацию. Пособие поможет овладеть навыками разных видов чтения, перевода текстов со словарем, аннотирования и реферирования, научиться речевому общению и ведению беседы по прочитанному, а также поможет студентам подготовиться к самостоятельной работе с литературой по специальности.
• Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов-заочников неязыковых специальностей, которое содержит рекомендации по оказанию практической помощи в подготовке студентов-заочников к самостоятельной работе в процессе изучения английского языка.
Цель пособия - познакомить студентов-заоч-ников с методикой самообразования, развить и усовершенствовать их навыки самостоятельной работы с языковым материалом с помощью предлагаемых памяток по овладению приемами самостоятельной работы, вопросов для самоконтроля, дополнительного материала, содержащего задания и упражнения, направленные на проверку усвоения материала памяток, а также использования рекомендуемой литературы и дополнительных источников информации в качестве справочных материалов.
Вышеперечисленные материалы УМк, представляющие собой определенную, заданную наперед, программу действий студентов-заочников, не только оказывали им конкретную помощь, но и дисциплини-
ровали их работу и являлись своеобразным алгоритмом действий при самостоятельном изучении иностранного языка в условиях заочного обучения.
Одним из направлений работы явилось планирование и проведение соответствующей методической работы с преподавателями иностранного языка, работающими в системе заочного обучения, с целью коррекции их отношения к процессу формированию готовности студентов-заочников к самостоятельной работе при изучении иностранного языка и создания единого подхода к осуществлению этой задачи.
Иа заседаниях секций, методических семинарах нами обосновывалась актуальность подготовки студентов-заочников к самостоятельной работе, систематически проводились лекции, организовывались практические занятия по обучению преподавателей современным образовательным технологиям подготовки студентов-заочников к самостоятельной учебной деятельности, организовывалось взаимопосеще-ние занятий преподавателей иностранного языка с последующим их обсуждением и анализом.
В целях повышения профессионализма, педагогического мастерства нами были разработаны методические рекомендации, предназначенные для преподавателей иностранного языка, работающих в системе заочного обучения, ориентирующих их на максимальное использование возможностей современных образовательных технологий с целью подготовки студен-тов-заочников к самостоятельной работе при изучении иностранного языка в неязыковом заочном вузе. Цель методических рекомендаций - оказать преподавателям высшей заочной школы практическую и методи-
ческую помощь в подготовке студентов-заочников к аудиторной и межсессионной самостоятельной работе по иностранному языку посредством использования учебно-методического комплекса с целью формирования познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников, что создает возможности для их адаптации к особенностям заочной формы обучения и преодоления ряда психологических, дидактических, информационных противоречий, вызванных спецификой данной формы обучения.
Таким образом, осуществлялось управление обучением студентов-заочников иностранному языку на протяжении всего курса, превратив деятельность студентов в целенаправленную и осознанную, что способствовало ее самоорганизации, развитию мотивационного, организационно-планирующего, содержательно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов готовности студентов-заочников к самостоятельной работе.
список литературы
1. жуков А. Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образования. Дис. ...канд. пед. наук. Брянск, 2004. 246 с.
2. Филатов О. к. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Мираж, 1997. С. 202-203.
3. Шишкова О. г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (на примере изучения иностранного языка). Дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2006. 180 с.