ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.016
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
© Г. В. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра иностранных языков e-mail: [email protected]
Вишневская Г. В. - Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-заочников неязыковых вузов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 589-592. - В статье рассматриваются теоретические подходы к внедрению дистанционных технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-заочников неязыковых вузов и обосновывается необходимость создания новой модели подготовки по иностранному языку в рамках заочного образования.
Ключевые слова: дистанционные технологии, студент-заочник, иностранный язык, заочное образование.
Vishnevskaya G. V. - Introduction of distance technologies into the process of correspondence students’ teaching a foreign language in non-linguistic higher schools // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 589-592. - In the article theoretical aspects of introduction of distance technologies into the process of correspondence students’ teaching a foreign language in non-linguistic higher schools are considered and the necessity of a new model of language training within the limits of correspondence education is grounded.
Keywords: distance technologies, a correspondence student, a foreign language, correspondence education.
Внедрениеинформационно-коммуникационных технологий в учебный и научно-исследовательский процессы является обязательным требованием для реализации концепции модернизации высшего образования в России. В условиях глобального экономи-ческогокризисавозрослапотребностьвспециалистах, владеющих иностранным языком на высоком профессиональном уровне.
Насовременномэтапеэкономическогоразвития российского общества знание иностранного языка является важным критерием оценки профессионализма молодого специалиста, которому в процессе профессиональной деятельности необходимо работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также уметь общаться с зарубежными коллегами на профессиональном и социально-бытовом уровнях.
В современных условиях в неязыковых вузах меняется статус иностранных языков в системе высшего профессионального образования. Становится важным приобретение не только специальных знаний, но и успешное овладение иностранным языком, при этом цели и содержание обучения иностранным языкам сориентированы на профиль специальности. Практическая потребность в работниках, владеющих иностранным языком и подготовленных к усвоению передовых технологий, позволила создать новую систему подготовки по иностранным языкам.
Приоритетными становятся функции, связанные с формированием профессиональной направленности, стремлением получить знания, необходимые для знакомства с зарубежными достижениями в профессиональной области, что делает выпускников вуза более конкурентоспособными. Отталкиваясь от точки зрения о том, что иностранный язык - это инструмент будущей профессиональной деятельности, педагоги высшей школы ставят задачу формировать не только языковые и речевые умения и навыки, но и расширять информацию в профессиональной сфере за счет ис-пользованияпрофессиональнонаправленныхтекстов, овладения профессиональными терминами, обучения профессионально ориентированному переводу.
В то же время действующая система высшего заочного образования не способна осуществлять качественную подготовку специалистов по дисциплине «Иностранный язык» по причине отсутствия специальной учебно-методической литературы, специальных методик проведения аудиторных занятий; отсутствия правильнойорганизации самостоятельной рабо -ты, как во время аудиторных занятий, так и в межсессионный период, системы текущего контроля.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и отсутствием обобщающих исследований по созданию эффективной системы обучения иностранному языку в рамках заочного обучения, в том числе и на
основе компьютерных технологий; доминированием в педагогической практике традиционных методик, что обуславливает низкую мотивацию в области обучения иностранным языкам.
Несмотрянавысокиетребованиякпрактическо-му владению иностранным языком будущих специалистов, количество обязательных часов, отводимых на его изучение в неязыковом вузе, остается ничтожно малым. Естественно, что преподавателям иностранного языка приходится пересматривать учебные планы и ориентировать учебный процесс на увеличение самостоятельной работы студентов.
Одним из самых доступных средств оптимизации самостоятельной работы студентов является интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс в неязыковом вузе. В связи с всеобщей доступностью Интернета и простотой его использования, все большое распространение приобретает форма дистанционного обучения иностранному языку.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий способствует популяризации дистанционного обучения в формате e-learning, образовательные функции которого могут проявляться в следующих формах: использование мультимедийных электронных носителей и программ Powerpoint в аудитории и библиотеке, серфинг многочисленных образовательных и медийных ресурсов сети, Интернет-коммуникация, создание собственных ресурсов, а так-жеразвитиересурсовдистанционногообразования[1].
Говоря о преимуществах интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс по обучению иностранному языку в неязыковом вузе, необходимо акцентировать работу преподавателей на развитие у студентов способностей творческого информационного взаимодействия, влияющего на эффективность изучения языка и уровень взаимосвязи всех компонентов системы обучения, а также интеграцию знаний студентов на основе их профессиональной деятельности.
Даже весьма общий анализ технических возможностей компьютерных телекоммуникационных сетей по реализации информационного обмена между объектами и субъектами учебного процесса показывает, что дидактический потенциал сетей для целей дистанционного обучения, прежде всего, связан с возможностью активной коммуникативной деятельности обучаемого, являющейся важнейшей составной частью обучения иностранным языкам. Именно поэтому дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерныесетипредставляетсянаиболееинтерес-ным и особенно привлекательным с точки зрения его эффективности.
Самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие личности и таких еёкачеств,какспособностьксамостоятельномуизуче-нию языка и культуры, автономность в использовании иностранного языка, креативность в решении различ-ныхзадачсредствамиизучаемогоязыка,требуетново-го подхода к содержанию и методике организации са-мостоятельнойработыизучающихиностранныйязык,
что невозможно без интеграции различных форм обучения направленных на наиболее эффективное овладение всеми аспектами иностранного языка.
В данном случае соотношение дистанционного и заочного обучения кажется целесообразным, т. к. данный процесс предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Обучаемые, в силу сво-ихпсихофизическихособенностей, обладаютразлич-ными способностями усвоения материала. Поэтому разным учащимся требуется разное количество времени и упражнений разной степени сложности, чтобы отработать и закрепить то или иное явление, возникает необходимостьвсовершенствовании необходимых навыков: лексических, грамматических, социокультурных умений.
Возможности интегрирования заочной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административныхрешений.Будущее,несомненно,за такой формой обучения. Именно поэтому важно особенно тщательно подойти к разработке теоретических основ этого нового для нас вида обучения.
Многие вопросы организации дистанционного обучения в системе образования в настоящее время достаточно хорошо исследованы как зарубежными, так и отечественными исследователями. Разработаны вопросы теории и практики дистанционного обучения, требования к созданию курсов дистанционного обучения, педагогические технологии в дистанционного обучения для общего среднего образования и для повышения квалификации педагогических кадров (Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е.), организация дистанционного обучения в вузовской методике (Айсмонтас Б. Б., Солдаткин В. И., Андреев А. А., Кар-пенкоМ. П., НазаренкоА. Л., ЧернявскаяТ.А.), вопросы дистанционногообучениявдополнительномпрофессио-нальномобразовании ( Щенников С.А., Комраков С.Е.). Разработаны основные вопросы организации учебного процесса дистанционного обучения иностранным языкам (Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Дмитриева Е. И., Шаповалова Т. Р., Северова Н. Ю.), использование Интернет в обучении иностранным языкам (Татарино-ва М. А., Титова С. В., Четвернина М. И. и др.).
Однако, проблема использования модели интеграции заочной и дистанционной форм обучения в филологическом профиле при обучении иностранному языку, специфика организации учебного процесса, на основе этой модели, создание соответствующего учебно-методического обеспечения не нашли пока отражения в отечественных исследованиях [2].
Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения иностранным языкам через Intemet сегодня можно рассматривать как основную методическую проблему дистанционного обучения иностранным языкам через телекоммуникационные сети. Нерешенность этой методической проблемы, заметно тормозящей процесс внедрения дистанционного обучения иностранным языкам через Intemet в систему образования, можно объяснить как ее относительной новизной, так и ее
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
сложностью. Это обусловлено тем, что ее суть лежит на стыки двух предметных областей. Первая из них -это то, что сейчас принято называть новыми информационными технологиями, вторая - собственно методика обучения иностранным языкам.
Особенности психолого-педагогических условий осуществления учебного процесса, присуще той или иной форме обучения, в решающей степени определяются тем, какими реальными возможностями располагают преподаватель и студент для межличностного общения друг с другом. Для дистанционного обучения иностранным языкам через Intemet такой особенностью является, прежде всего, опосредованный характер межличностного общения между пре-подавателемистудентом,осуществляемогочерезком-пьютерные коммуникации.
Имеетсявозможностьпостоянногоидостаточно динамичного телекоммуникационного общения преподавателя и студента на расстоянии, студентов между собой и с носителями языка в ходе учебного процесса, причем инициирование этого общения возможно со стороны любого из перечисленных субъектов учебного процесса.
Именно эта особенность, прежде всего, позволяет сделать дистанционное обучение через Intemet по форме существенно отличающимся от заочного и в какой-то мере приблизить к очному. Межличностное телекоммуникационное общение в силу своего опосредованного характера не способно (по ряду причин технического, экономического и психологического плана) в полной мере восполнить отсутствие непосредственного, «живого» общения [3].
С нашей точкизрения, дистанционное обучение-это не только новая форма обучения, но и новая форма образования. В отличие от заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает возможности:
- оперативной передачи на любые расстояния информациилюбого объема,любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- хранения ее в памяти компьютера в течение нужного времени, ее редактирование, обработку, распечатку и т. д.;
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной связи с преподавателем;
- доступа к различным источникам информации;
- работы с этой информацией [4].
Средством дистанционного обучения выступает
электронный или программированный учебник. Материал такого учебника составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний. С одной стороны, электронный учебник позволяет удовлетворять ведущим дидактическим принципам: наглядности, научности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения и некоторым другим, а с другой стороны, соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в методике преподавания иностранных языков.
Контроль в электронном учебнике представлен в большей степени диагностической функцией, так как оценка не имеет принципиального значения для преподавателя. С точки зрения самостоятельной работы, такой учебник позволяет студентам самостоятельно работать над произношением терминов своей специальности, соединяя все три образа предложенного слова: графический, смысловойи звуковойвпроцессепро-слушивания речи автора электронного учебника. Необходимо также отметить, что в электронном учебнике можно представить большой по объемуязыковой материал в удобной и интересной форме, так как в процессе разработки его у создателя нет границ для творчества.
В настоящее время существуют разнообразные специальные компьютерные программы, ориентированные на обучение иностранным языкам при дистанционной форме обучения. Среди них выделяются три основные группы:
1. Программы, посвященные изучению тех или иных разделов системы языка (главная задача таких программ - введение и активизация языковых форм и структур).
2. Программы, направленные на обучение видам речевой деятельности.
3. Контролирующие программы, обеспечивающие контроль за уровнем сформированности речевых и языковых навыков.
Кроме вышеперечисленных программ широкое применение находят следующие дистанционные технологии обучения иностранным языкам:
• кейс-технология, которая является близким аналогомтехнологиизаочногообучения(когдастудент получает специальный набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного обучения и периодически консультируется у преподавателей в созданных для этого региональных учебных центрах;
• TV-технология, в рамках которой применяются телевизионныелекциииконсультацииупреподавателей;
• Сетевая технология, основанная на применении для консультаций студента и передачи ему учебно-методических материалов сети Интернет.
Среди наиболее адаптированных курсов обучения иностранному языку в условиях заочного образования выделяют:
- «РепетиторEnglish» ( © Международныйцентр финансово-экономического развития, 1996);
- «МирАлисы» ( © Издательство «КомТех» ,1996);
- «Алиса в Стране чудес» (© New Media Generation, 1996);
- «ПрофессорХиггинс» ( © НПЦ«IstraSoft»,1997);
- «English Platinum» (© ТОО «Мультимедиа Технологии»,1995);
- «Все для ПК» (© АО, 1997);
-«LearnToSpeakEnglish»(©HyperGlot,1991-1995);
- «English Gold» (© TOO «Мультимедиа Технологии”, 2000) [5].
На основе вышеизложенного, можно утверждать, что в условиях глобального кризиса и модернизации высшего образования в России интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс является уни-
кальнойвозможностьюобучениястудентов-заочников иностранномуязыку,имеющейперспективырасшире-ния в системе преподавания в неязыковом вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЩукинаО.А.Преодолениебарьероввмежкультурных коммуникациях образования с помощью E-learning // Проблемы межкультурной коммуникации в современ-номобразовательномпространстве:Мат-лыПМежду-нар. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященных 20-летию факультета иностранных языков. Тобольск, 2008. С. 302-306.
2. Мекеко Н. М. Обучение английскому языку слушателей заочного отделения (методологические проблемы). М.: АЭБ МВД России, 2008. 110 с.
3. Дмитриева Е. И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. 1997. № 2.
4. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Дистанционное образование. 1998. №а 1.
5. Крылова Н. Л. Интерактивные курсы иностранных языков «Langues”. [Электронный ресурс]. иП: http://www.langues.ru.