Е. А. Андреева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Г. Красношлыкова
В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового воспитания курсантов военных вузов. Отмечается, что развитие правового сознания и правовой культуры необходимо как в целом в современном мире, так и непосредственно в подготовке будущих офицеров. Правовое воспитание курсантов военных вузов имеет теоретическую и практическую значимость.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовое обучение, правосознание, правовая культура.
The questions of perfection of students’ legal education in military institutes are examined in the article. The author marks that development of legal consciousness and legal culture is needed both on the whole in the modern world and directly in preparation of future officers. Legal education of students in military institutes has theoretical and practical significance.
Key words: legal education, legal teaching, sense of justice, legal culture.
Реформирование социальной структуры, экономического уклада, политической системы общества в целом и Вооруженных Сил Российской Федерации в частности ставит перед военными
вузами вопрос о необходимости формирования адекватной системы правового воспитания будущих офицеров, которая отвечала бы новой структуре и приоритетным задачам государства и армии.
Это определяет возрождение интереса ученых и педагогов к проблеме правового воспитания курсантов как процесса целенаправленного влияния на развитие личности курсанта, ее системы ценностных ориентаций, отношений, правового сознания и взглядов, убеждений, воспитания значимых для успешной профессиональной деятельности качеств.
Приоритетными задачами в области правового воспитания курсантов являются задачи формирования системы правовых знаний, позволяющих не только успешно выполнять возложенные на них обязанности, но и анализировать, давать правовую оценку происходящим в мире явлениям и событиям, основываясь на базовых принципах и постулатах права; формирования целостного представления о праве и законодательстве; формирования позитивного отношения к праву; формирования системы взглядов, определяющих осознанный выбор правомерного, социальноактивного поведения; придание правовому воспитанию целостного, интегрального характера и наибольшей взаимосвязанности с будущей военно-профессиональной деятельностью. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных подходов к правовому воспитанию.
Выдвигая в качестве одной из задач предпринятого нами исследования сущностную характеристику педагогических условий повышения эффективности правового воспитания курсантов военных вузов, мы руководствовались убеждением в том, что получение высоких результатов в правовоспитательной деятельности детерминируется педагогическими условиями - практическими обстоятельствами, в которые помещена соответствующая функционирующая педагогическая система. Именно управляемость, подчиненность воспитатель-
скому корпусу определяет отдаваемое им предпочтение перед любыми другими детерминантами педагогической деятельности (социальными, политическими, культурными и т. д.).
В теории и практике правового воспитания педагогами-исследователями формулировались различные условия, способствующие формированию правосознания и правовой культуры курсантов. Мы определяем следующие педагогические условия, способствующие повышению эффективности правового воспитания курсантов; интенсификация процесса правового обучения курсантов с использованием электронных учебных пособий и автоматизированных систем обучения; осуществление правового воспитания курсантов на основе технологии задачного подхода; обеспечение практической направленности правового воспитания курсантов военных вузов; осуществление правовоспитательных воздействий во всех видах деятельности курсантов.
Анализ публикаций, посвященных проблемам подготовки современных специалистов, показывает, что термин «интенсификация», появившийся в педагогической литературе в начале 1980-х гг., в настоящее время вновь становится востребованным применительно к подготовке в вузе, в связи с тем что в современных условиях идет активный поиск путей разрешения противоречия между резким возрастанием объема информации, знаний, навыков и умений, необходимых специалистам, и объективным ограничением продолжительности их обучения в учебных заведениях.
Мы убеждены, что интенсификации должны подвергаться в первую очередь процессы преподавания и обучения как взаимосвязанная деятельность обучающих и обучающихся по освоению содержания обучения, которая осуществляется в рамках форм, методов
подготовки с использованием материально-технических средств.
На наш взгляд, интенсификация правового обучения в военном вузе, его совершенствование непосредственно связаны с разработкой и внедрением электронных учебников (учебных пособий) и автоматизированных систем обучения, которые можно рассматривать в качестве весьма современного и перспективного средства правового обучения и воспитания курсантов.
Реализация данного педагогического условия на практике предполагает формирование у курсантов сознательного отношения к познаваемому, активизацию правового самосовершенствования курсантов. Использование автоматизированной системы обучения целенаправленно вызывает потребность у курсантов дополнительного, самостоятельного изучения юридической литературы, нормативных правовых актов, методических пособий, формирования и закрепления правовых качеств личности.
При этом повышение правовой воспитанности курсантов непосредственным образом связано с процессом применения технологии задачного подхода.
Под технологией задачного подхода в правовом воспитании курсантов военных вузов мы понимаем поэтапную организацию непрерывного процесса правового обучения и воспитания курсантов, в рамках которого перед курсантами ставятся определенные цели, решаются ситуационно-правовые задачи и достигаются определенные результаты.
В процессе правового воспитания важно использовать не отдельные задачи и проблемы, а целостную их систему, объединенную определенными целями.
Данная технология предполагает не только получение курсантами правовых знаний, но и формирование и развитие навыков и умений правовой работы по должностному предназначению
посредством решения различных ситуационно-правовых задач. При этом технологичность правового воспитания курсантов достигается за счет соблюдения требований непрерывности, последовательности, постепенного перехода от простого к сложному, своевременного диагностирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки процесса овладения курсантами правовыми знаниями. Технология задачного подхода выдвигает новые требования к осуществлению практической направленности правового воспитания курсантов.
Для реализации данного педагогического условия необходима целенаправленная систематическая работа по выделению правовоспитательных целей каждого учебного предмета, его разделов и отдельных тем с последующей организацией вокруг них учебного материала.
Совместные усилия профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений должны быть направлены на то, чтобы содержание учебных дисциплин, правовоспитательных мероприятий были значимы для курсантов и воспринимались как необходимые не только для формирования военно-профессиональных качеств, но и для формирования правосознания и правовой культуры, развития активной социально-правовой и гражданской позиции, содействия общеличностному росту.
Среди множества воспитательных факторов, влияющих на повышение эффективности правового воспитания курсантов военных вузов, важное место занимает осуществление правовоспитательных воздействий во всех видах деятельности курсантов. Данное педагогическое условие реализуется одновременно на четырех уровнях: на уровне военного вуза, факультета, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и уровне курса.
На уровне вуза данное педагогическое условие предполагает реализацию прежде всего в планировании и организации правового воспитания курсантов в учебной и военно-служебной деятельности, координации правовоспитательных действий всех субъектов воспитания.
На уровне кафедры в учебной деятельности и военно-научной работе курсантов осуществляется вооружение курсантов правовыми знаниями в объеме, необходимом выпускникам для работы на воинских должностях, выработка практических навыков в работе с различными источниками в области правовых знаний, формирование у курсантов навыков и умений воспитания подчиненных в духе строгого и точного исполнения правовых норм, подготовка будущего офицера как специалиста, способного принять решение на основе требований правовых норм.
На уровне факультета в процессе военно-служебной и внеслужебной деятельности осуществляется формирование у курсантов гражданской и правовой позиции, организация работы по правовой пропаганде, организация работы начальников курсов, курсовых
офицеров и сержантского состава, направленной на совершенствование правовоспитательного процесса, организация внеучебного процесса, связанного с правовым воспитанием на факультете, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы правовоспитательной работы в вузе, организация работы по профилактике нарушений воинской дисциплины, законности и правопорядка.
На уровне курса осуществляется непосредственное воспитание курсантов через реализацию правовоспитательных возможностей их повседневной жизнедеятельности. Именно курс располагает необходимыми условиями для организации правовоспитательной работы с личным составом, для того чтобы оказывать активное влияние на формирование курсанта как гражданина и военного профессионала, подготовленного к вооруженной защите государства.
Мы считаем, что реализация комплекса выделенных нами педагогических условий в учебно-воспитательном процессе будет способствовать повышению эффективности правового воспитания курсантов военного вуза.