Е. А. Андреева
(Санкт-Петербург)
критериальные показатели оценки результативности правового воспитания курсантов военных учебных заведений
CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING EFFICIENCY
OF LEGAL EDuCATION OF MILITARY EDuCATIONAL INSTITuTIONS CADETS
В статье обоснованы основные характеристики результативности правовоспитательного процесса в военном учебном заведении. Выделены критериальные признаки, соответствующие им показатели и их уровни, отражающие результативность процесса правового воспитания курсантов военных учебных заведений.
Ключевые слова: результативность правового воспитания курсантов, оценка результативности процесса правового воспитания, критерии и показатели оценки результативности правового воспитания, уровни правовой воспитанности.
The article substantiates general requirements for efficiency of the legal education process in military educational institution. It identifies and justifies the criteria, corresponding indicators and their levels, reflecting the efficiency of the process of legal education of military educational institutions cadets. Keywords: efficiency of cadets' legal education, evaluation of efficiency of the process of legal education, criteria and indicators for evaluating the efficiency of legal education, levels of legal education.
Повышение результативности правового воспитания курсантов как будущих офицеров является одним из важнейших условий поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и успешного выполнения войсками учебных и боевых задач.
Разработка критериев и соответствующих им показателей оценки процесса правового воспитания курсантов военно-учебных заведений представляет практический интерес для дальнейшего совершенствования правового воспитания курсантов, формирования у военнослужащих и воинских коллективов качеств, обеспечивающих высокую боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил к участию в вооруженной борьбе.
Обоснованию критериев и показателей оценки результативности различных педагогических явлений, систем и процессов с философских, социологических, психологических и педагогических позиций посвящены специальные исследования, в ряде которых ученые используют различные и вполне оригинальные подходы к определению уровней, критериев и показателей оценки результативности воспитания военнослужащих в целом и правового воспитания в частности. Так, Н. С. Прокоп в качестве критериев правового воспитания военнослужащих выделяет поддержание позитивных правовых установок и закрепление в правосознании привычек правового поведении [1]. А. В. Прощаевым процесс совершенствования правовой подготовки офицеров опре-
деляется по трем критериям: достаточности правовых знаний, правовой активности и правомерности поведения [2]. П. Н. Городов выделяет критерий оптимальности, то есть соответствия педагогических воздействий закономерностям процесса воспитания, который, с точки зрения ученого, выступает в качестве показателя соответствия функционирования всей системы (целевой критерий и критерий, характеризующий результативность воспитательных воздействий - уровень воспитанности курсантов и слушателей) [3]. В. В. Головченко для оценки результативности правового воспитания предлагает использовать критерии-признаки и критерии-мерила (эталоны) [4].
Проведенный анализ данной проблемы позволяет сделать следующие выводы о необходимости:
- пригодные для исследования теоретические понятия (критерии-признаки) разбить на составные операциональные определения (критерии-эталоны) с целью характеристики результатов как с количественной, так и с качественной стороны;
- критерии квалифицировать как частные, общие и интегральные в зависимости от уровня изучения различных компонентов данного процесса;
- совершенствование процесса правового воспитания осуществлять по одному или нескольким критериям в соответствии с поставленными задачами;
- основными признаками, которые удовлетворяют средствам проверки, считать объективность, репрезентативность и сопоставимость. Установив общие требования, предъявляемые к критериям и показателям, выделим и обоснуем основные характеристики результативности правовоспитательного процесса.
Разделяя существующие мнения о том, что критерии и показатели результативности правового воспитания нужно искать в его способности изменять правосознание [5] и в самих целях правового воспитания [6], мы рассматриваем результативность правового воспитания курсантов как особое соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и целями, на
достижение которых эта деятельность была направлена.
Принимая концепцию результативности как соотношение между результатом и целью, признавая саму цель масштабом оценки результативности, в качестве общих критериев результативности правового воспитания мы предварительно выделили следующие: знание права; правовая убежденность; правомерность поведения; социально-правовая активность.
Первые два критериями соответствуют уровню духовного результата воспитательного воздействия, последние два - уровню поведенческого результата.
Каждый из компонентов педагогического процесса правового воспитания выступает в качестве критерия результативности мер педагогического воздействия и используется для определения результативности правового воспитания курсантов в целом.
Проведенное исследование показало, что для повышения качества оценки необходимо выделить еще один - «мотивационный критерий», позволяющий оценивать стабильность правомерного поведения курсантов. Учитывая тот факт, что правомерность поведения может скрывать в ряде случаев мотивы, характеризующие низкий уровень правосознания, правильная организация правового воспитания, решение теоретических и практических проблем результативности правовоспитательной работы предполагают изучение механизмов и условий формирования мотивации. Знание мотивов, побуждающих человека к правомерному либо к противоправному поведению, имеет существенное значение для целенаправленного и систематического воспитательного воздействия на личность в целях формирования желаемого оценочного отношения к содержанию требований нормативно-правовых актов и своим действиям [7].
Таким образом, для оценки результативности процесса правового воспитания курсантов военных учебных заведений в процессе исследования определены следующие критерии: знание права, правовая убежденность, правомерное поведение, мотивационная и социально-правовая активность.
Практическая ценность повышения результативности правового воспитания по критерию
«знание права» определяется соблюдением курсантами Конституции и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и других нормативных правовых актов, регламентирующих военно-служебную деятельность, нетерпимостью к нарушениям воинской дисциплины, законности и правопорядка.
Основными показателями критерия «знание права» являются широта, глубина, системность, прочность правовых знаний, устойчивость познавательных интересов, проявляющихся в учебно-воспитательном процессе и боевой подготовке, нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины, законности и правопорядка.
Важным, но достаточно трудно поддающимся диагностике, а также внешнему наблюдению и контролю является критерий «правовая убежденность».
Правовая убеждённость представляет общий механизм формирования правовых убеждений личности и служит для определения устойчивости правовых убеждений личности и пробелов в правовом воспитании, установления необходимого объема правового и воспитательного воздействия. На практике при оценке результативности правового воспитания названные компоненты в их совокупности учитываются не всегда [8]. Внимание зачастую акцентируется лишь на отдельные из них, без учета логики их взаимозависимости в целостной структуре убеждений.
Таким образом, критерии «знание права» и «правовая убежденность» взаимозависимы и взаимодополняемы. Познавая нормы права, требования закона, курсанты убеждаются в необходимости правового регулирования жизни общества, организации обороны и военного управления, обретают потребность действовать в соответствии с усвоенными знаниями.
К числу основных показателей критерия «правовая убежденность» можно отнести: отношение к праву; осознание социальной ценности права; устойчивость правовых взглядов и убеждений; принципиальную позицию в вопросах соблюдения требований закона; нетерпимость к нарушению воинской дисциплины, законности и правопорядка.
Критерий «правомерность поведения» служит для оценки соответствия поступков кур-
сантов требованиям общевоинских уставов и других нормативных правовых актов.
Правовое убеждение способствует развитию правового сознания, возникновению у личности уверенности в правоте и истинности принятых правовых взглядов, готовности к их защите, а также правовой активности в их пропаганде. Правовое убеждение ведет к перестройке мотивов правоприменительной деятельности, сдерживанию противоправных действий личности и формированию правомерных [9]. Неправомерное поведение военнослужащих является следствием множества обстоятельств и факторов, непосредственно не связанных с правовым воспитанием, но способных видоизменять структуру правовых убеждений личности, большая часть которых является латентными, не поддающимися учету.
Основными показатели критерия «правомерность поведения» являются: строгое и точное соблюдение законодательства, положений общевоинских уставов, беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников; разумная инициатива; усердие в служебной деятельности; отличия по службе; отсутствие дисциплинарных проступков.
Нарушения воинской дисциплины, общественного порядка и дисциплинарные проступки будут являться отрицательными показателями данного критерия. По тому, в какой мере поведение согласуется с законом, можно судить в конечном счете о результативности правового воспитания [10].
Выявление структуры мотивов правомерного поведения, поскольку именно поведение людей, соответствующее правовым нормам, опосредовано сложным мотивационным процессом, позволяет определять результативность правового воспитания. В соответствии с этой структурой указанный критерий обладает собственными показателями-мотивами приобретения правовых знаний, правомерного поведения, противоправного поведения, участия в укреплении законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Мотивационная готовность к соблюдению правовых норм является важнейшим итогом правового воспитания курсантов и одновременно служит необходимой предпосылкой повышения их правовой активности.
Критерий «социально-правовая активность» выражается совокупностью показателей, относящихся к содержанию непосредственной практической деятельности военнослужащих, а также к выполнению конституционных, общих, специальных и должностных обязанностей.
Основными показателями критерия «социально-правовая активность» являются: умение использовать в практической деятельности разные виды правовых источников; умения анализировать правовые явления и ситуации, а также прогнозировать возможные последствия действий; навыки организации и проведения правовоспитательных мероприятий; участие в мероприятиях по укреплению законности и правопорядка; активное противодействие проявлениям правового нигилизма.
Таким образом, критерий «социально-правовая активность» представляет собой качественную характеристику, на основании которой можно судить о реальных изменениях, произошедших в правосознании и поведении курсантов под воздействием правового воспитания и соответствующих факторов военно-служебной деятельности.
Показатели критериев правового воспитания свидетельствуют о том, что каждый из компонентов педагогического процесса является диагностируемым объектом, лишь операционально выделенным в целостном процессе правового воспитания курсантов военных учебных заведений. В совокупности компоненты процесса и их показатели характеризуют правовое воспитание как педагогический процесс, который можно и необходимо целенаправленно организовывать, управлять им и при этом стремиться к достижению результатов. О результативности различных мер воздействия на процесс правового воспитания курсантов военных вузов можно судить по тем изменениям, которые происходят с каждым из составляющих его компонентов. Учитывая, что выделенные компоненты правового воспитания курсантов военных вузов приняты в качестве критериев оценки результативности этого процесса, тогда показатели функционирования компонентов становятся их критериальными признаками.
Анализ научной литературы и результатов эмпирического исследования свидетельствует
о том, что конечные результаты процесса правового воспитания курсантов могут быть квалифицированы в рамках трех уровней, которые можно определись как низкий (неудовлетворительный), средний (удовлетворительный) и высокий.
Высокий уровень правового воспитания определяется следующими показателями: прочность и полнота усвоения правовых знаний, применение и правильная адаптация к конкретным условиям практической деятельности; превращение знания правовых норм, законов, общевоинских уставов, норм и принципов международного права в руководство к действию, осознанную привычку; сформиро-ванность нетерпимости к нарушениям требований командиров и начальников, правовых норм, различным злоупотреблениям; преобладание ценностно-правовых мотивов в поведении; проявление разумной инициативы и усердия в процессе военно-служебной деятельности; бережное отношение к военному имуществу, вооружению и технике; активное участие в жизнедеятельности воинских коллективов.
Средний (удовлетворительный) уровень правового воспитания курсантов характеризует следующее: достаточно полное и прочное усвоение правовых знаний, при этом наличие затруднений в ходе их самостоятельного применения на практике; межличностное общение может явиться фактором, дестабилизирующим нормальное состояние, и спровоцировать противоправное поведение личности вопреки ранее сложившимся убеждениям о необходимости и полезности правовых установок; преобладание в поведении престижных мотивов, выражающихся в осознании личностью общепринятых, нравственно одобряемых в обществе правил порядочности, следование которым позволяет избежать компрометации себя в глазах окружающих [11], мотивов правового долга, отражающих противоречие между признанием необходимости правового поведения и недостаточным осознанием важности регулятивной функции конкретной правовой нормы, мотивов конформистского поведения, отражающих пассивное восприятие личностью поведенческих стереотипов [12], то есть наиболее употребляемых образцов поведения; соблюдение курсантом требований общевоинских уста-
вов, командиров и начальников, но поведение не отличается усердием и активностью; наличие дисциплинарных нарушений.
Низкий (неудовлетворительный) уровень правового воспитания характеризуется отсутствием систематических знаний основных нормативно-правовых актов, отсутствием осознания необходимости строгого выполнения требований нормативных актов и общевойсковых уставов; склонностью к нарушениям воинской дисциплины, законности и правопорядка; преобладанием в поведении коммуникативных мотивов (отражающих ограниченную ориентацию личности - признание ценности права, поскольку она является средством удовлетворения собственных потребностей утилитарного характера) [13] и мотивов вынужденной не-
обходимости, характеризующихся отрицанием социальной ценности конкретных правовых требований, но при этом не отрицая ценность права вообще; наличие грубых дисциплинарных нарушений.
Выявленные в процессе исследования и обоснованные критерии оценки результативности процесса правового воспитания курсантов военных учебных заведений - знания права, правовой убежденности, правомерного поведения, мотивационный критерий, критерий социально-правовой активности - могут быть использованы педагогами военных учебных заведений, командирами (начальниками), способствуя повышению результативности правовоспитательного процесса.
Литература
1. Прокоп Н. С. Правовое воспитание курсантов военно-физкультурного ВУЗа и военнослужащих спортсменов ЦСКА. - М., 2005. - С. 38-39.
2. Прощаев А. В. Педагогические основы совершенствования правовой подготовки офицеров в воинских частях. - СПб., 2003. - С. 26.
3. Городов П. Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. - М., 1996.
4. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. - М., 1989.
5. Долгова Л. И. Эффективность правового воспитания и проблемы ее оценки // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 2003. - С. 112.
6. Максимов К. Л. Правовое воспитание личности: цели и задачи. - СПб., 2007. - С. 88-89.
7. Долгова Л. И. Правосознание молодежи и учет его особенностей в процессе правового воспитания // Вопросы теории и практики правового воспитания. - М., 2005. - С. 71.
8. Ильина Т. П. Формирование правовых убеждений в процессе правового воспитания. -М., 2004. - С. 207-208.
9. Аскерова Л. А. Правовые убеждения: теоретико-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юр. наук. - Краснодар, 2012. - С. 3.
10. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 1976. - С. 129.
11. Нурпеисов Е. К. Механизм формирования правомерного поведения личности. - М., 2005. - С. 68-69.
12. Олейников B. C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1993. - С. 42.
13. Кикоть В. Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. - СПб.: СПбГУ 1998. - С.137.
14. Андреева Е. А. Педагогические условия правового воспитания курсантов военных вузов: автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 2012. - С.14-15.
15. Андреева Е. А. Моделирование правового воспитания курсантов военных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - №3 (55). - С.125-126