ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.
патриотическое воспитание. Правовая воспитанность ведет к процветанию государства, поскольку правовые знания и правовые навыки являются основой эффективной экономической деятельности граждан.
Важнейшей задачей правового воспитания является ориентация учащейся молодежи на борьбу с правонарушениями и, прежде всего, на профилактику противозаконных деяний. Поэтому много внимания должно уделяться устранению дефектов правосознания у лиц, склонных к правонарушениям.
Однако в основной своей части правовоспитательные мероприятия направлены на законопослушных граждан, педагогическое воздействие на которых осуществляется с целью формирования определенного уровня правовой функциональной грамотности и правовой культуры.
Примечания
1. Алексеев С. С. / С.С. Алексеев // Государство и право. - 1999. - № 8. - С. 136140.
2. Гершунский Б. С. Грамотность для XXI века / Б. С. Гершунский // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 89-94.
3. Гуляихин В. Н. Правовая культура: понятие и структура / В.Н. Гуляихин // Сб. науч. ст. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 2000. - Вып. 7, 8 - 128 с.
4. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях:[пособие для работников системы образования]/ В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок, С. Ю. Черноглазкин; Рос. акад. образования, теории образования и педагогики. - М., 1999. - 228 с.
5. Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: философия [Электронный ресурс] / В.В. Мацкевич, С. А. Крупник. - Режим доступа: http: // [email protected]
6. Сметанникова Н. Н. Грамотность, единственное или множественное число? [Электронный ресурс] / Н. Н. Сметанникова. - Режим доступа: http:// www.library.ru
7. Тангян С. А. Новая грамотность в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 14-19.
А. Н. Кузнецова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен комплекс педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности учащихся в общеобразовательной школе, анализируются такие понятия, как «комфортная среда» и «педагогически комфортная среда», раскрываются виды творческой деятельности и пути совершенствования развития творческой самостоятельности личности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогика, творческая самостоятельность, педагогическая среда, творческая деятельность, учащиеся общеобразовательных школ.
In article the complex of pedagogical conditions which promote formation of creative independence of pupils in a comprehensive school is presented, the analysis of such concepts as "the comfortable environment" and "the pedagogical comfortable environment" is made, kinds of creative activity and a way of perfection of development of creative independence of the person are opened. Keywords: liberal education, pedagogic, creative independence, the pedagogical environment, creative activity, pupils of comprehensive schools.
В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе в организации учебного процесса на всех ступенях обучения. В нашей стране эта проблема исследуется совместными усилиями психологов, педагогов и методистов. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, предъявляемые нашим обществом и современным производством к образованию, роль которого значительно возросла. Если раньше основной целью образования считалась передача ученикам определённой, относительно законченной системы знаний, то в современных условиях на первый план встаёт стремление развить у них способность самостоятельно приобретать новые знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности. С точки зрения современной педагогики подготовка учащихся общеобразовательных школ должна быть ориентирована на творческую самореализацию и самостоятельность, которые являются внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований.
Анализ научных источников показал, что проблема развития творческих способностей исследовалась В. А. Горским, Е. Б. Евладовой, О. Е. Лебедевым, Е. Я. Ямбургом и др.; вопросы стимулирования творческого воображения, творческой активности представлены в трудах Д. Б. Богоявленского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Т. И. Шамовой и др.; проблема развития творческого мышления интересовала Б. М. Теплова, А. А. Ухтомского и др.; творческого потенциала - А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина и др.
Вопросы, связанные с развитием творческой самостоятельности личности, раскрыты учёными В. А. Андреевым, В. А. Беликовым, В. В. Дрозиной, А. В. Кирь-яковой и др. Однако проблема формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ, способы развития творческой самореализации личности в процессе обучения представлены в научных исследованиях весьма ограничено.
Исходя из трактовок понятий «творчество» и «творческая деятельность» мы определяем творческую самостоятельность учащихся как созидающую творческую деятельность школьников, основанную на их способности отклоняться от традиционных способов решения задачи, генерировать новые идеи, ориентироваться в новой ситуации в условиях самостоятельного решения проблемы.
Любая деятельность успешно реализуется при соблюдении определённых условий. Следовательно, формирование творческой самостоятельности школьников будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий.
В педагогике под условиями чаще всего понимают факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева, Н. М. Яковлева и другие рассматривают педагогические условия как нечто, способствующее успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают достижение учащимися профессионально-творческого уровня деятельности.
Раскрывая нашу тему, под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешному формированию творческой самостоятельности учащихся.
При выявлении педагогических условий, направленных на развитие творческой самостоятельности учащихся, мы учитывали социальный заказ государства и общества, отражённый в нормативно-правовых документах; особенности и специфику процесса обучения в общеобразовательной школе; перспективы развития
ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.
отечественной системы образования.
К наиболее важным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ, мы отнесли создание комфортной образовательной среды; развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии педагогического опыта и эмоциональных возможностей учащихся; включённость школьников в импровизационную и творческую проектировочную деятельность.
Так, создание педагогически комфортной образовательной среды является одним из наиболее значимых условий формирования творческой самостоятельности учащихся. В целях уточнения трактовки данного термина укажем, что понятие «комфорт» в самом общем толковании рассматривается как удобная обстановка. Следовательно, педагогический комфорт - это, прежде всего, благоприятные условия для развития и формирования личности. Т. Ф. Лошакова, разрабатывая модель комфортной среды, трактует данное понятие как «совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса» (3, с. 26).
Учёные считают, что под комфортной средой «скрывается» понятие психологический климат, что даёт возможность охарактеризовать педагогически комфортную среду как эмоционально-тонические положительные состояния каждого участника образовательной среды и взаимоотношения между ними. А. Н. Лутошкин в своём труде «Эмоциональный потенциал коллектива» указывает на то, что «в качестве составной психологического климата выступает педагогическое благополучие» (4, с. 39).
Педагогически комфортная образовательная среда представляет собой педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия, способствующие благоприятному формированию творческой самостоятельности школьников, а также возможности для их самореализации, при этом взаимоотношения между участниками образовательного процесса приобретают характер взаимного обогащения.
Структурными компонентами педагогически комфортной среды, обеспечивающими эффективность и результативность процесса формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ, на наш взгляд, являются: создание творческой, благожелательной атмосферы, организация индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации учащихся.
Рефлексивная самоорганизация творческой самостоятельности предусматривает развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии педагогического опыта учащегося и эмоциональных возможностей. В процессе обучения будущего выпускника обязательным условием является не только получение определённых знаний, умений и навыков, но и формирование творческой самостоятельности, востребование её в различных образовательных ситуациях, в которых обучаемый может проявить гибкость, нестереотипность и оригинальность мышления, а также способность быстро менять действия в соответствии с новыми условиями.
В основе созидательной самостоятельной творческой деятельности лежит импровизация. Следовательно, важным условием развития творческой самостоятельности школьников является их включённость в «импровизационное поле деятельности» (2).
Педагогическая импровизация (приёмы и методы) определяет положительную реакцию обучаемых на изучаемый предмет, стимулирует развитие эмоциональной сферы личности, эмоциональной чувствительности к будущей дея-
тельности, способствует реализации принципа творческого переноса имеющихся знаний, умений и навыков развивающейся личности в новые условия, определяет целенаправленное включение в процесс творческого проектирования импровизационных, творческих заданий.
Важным условием развития творческой самостоятельности учащихся, на наш взгляд, является включённость школьников в творческую проектировочную деятельность, под которой мы понимаем деятельность обучаемых, направленную на усвоение программного материала через создание творческого проекта, его оформление и даже публичную защиту. Обоснованием данного условия является: проектировочная деятельность способствует усвоению программного материала, формированию учебных умений и навыков, развитию психических свойств ребёнка, воспитанию личностных качеств, приобретению опыта деятельности и т.д.; проектировочная творческая деятельность ориентирована на самостоятельность учащихся и предполагает творческую реализацию исследовательских, поисковых, проблемных методов; ключевая проблема учебного проекта должна быть личностно значимой для учащегося и пр.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, подчеркнём следующее:
1. Развитие творческой самостоятельности - актуальная проблема современной системы школьного образования.
2. Повышение эффективности формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ во многом обусловлено педагогическими условиями, среди которых: создание комфортной образовательной среды; развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии педагогического опыта и эмоциональных возможностей учащихся; включённость школьников в импровизационную и творческую проектировочную деятельность.
3. Комплекс педагогических условий организации творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательных школ создаёт основу для прочного усвоения знаний и умений, свободной информационной ориентации при решении педагогических задач, оптимизации поиска их решения; позволяет преподавателю выстроить и поддержать педагогически целесообразный стиль взаимоотношений с учащимися, обеспечить педагогически комфортную среду образовательного процесса и повысить его эффективность.
Примечания
1. Белкин А. С. Ситуация успеха: книга для учителей / А.С. Белкин. - Екатеринбург, 1997.
2. Качалова Л. П. Педагогическая импровизация / Л.П. Качалова // Теоретическое обоснование основных понятий, обеспечивающих диссертационные исследования: монография. - Шадринск, 2006.
3. Лошакова Т. Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении / Т.Ф. Лошакова. - Екатеринбург, 2001. - С. 22-36.
4. Лутошкин А. Н. Эмоциональный потенциал коллектива / А.Н. Лутошкин. - М., 1981.