ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013.77
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ
Л.Ф. КРЮКОВА
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал мудрец педагогу».
Ш. Амонашвили.
Введение. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности студентов, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
На сегодняшний день определены общественные потребности: обществу необходим Человек-Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный, и поэтому объектом пристального внимания является развивающаяся личность с ее внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Требуется теоретическое осмысление проблемы и выявление педагогических условий, которые могли бы обеспечить успешное формирование творческой личности в процессе обучения в вузе.
Анализ научной литературы, посвященной формированию творческой личности, свидетельствует, что исследования обращены к проблемам развития творческих способностей, творческой активности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.П. Пархоменко), творческого потенциала (Б.С. Гершунский).
Однако проблема формирования творческой самостоятельности студентов, решение которой обеспечивает самоопределение и самореализацию личности, весьма ограничено представлена в исследованиях.
Основная часть. Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением [1, с. 16].
Как проявляет себя творческая личность?
• Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор, распознает проблемы как таковые, разведывает новые возможности;
• Оригинальна, комбинирует различные находки, работа приносит ей удовольствие;
• Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом;
• Уверена в своих оценках, фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
С целью раскрытия творческих способностей студентов используем технологию творческого развития (творчества), взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.С. Якиманская) [4].
Развитие творчества осуществляем посредством педагогических проб, творческих презентаций, проектной и исследовательской деятельности.
На основе уточнения педагогических трактовок понятий творчества и творческой деятельности мы определяем творческую самостоятельность как созидающую творческую деятельность, основанную на способности отклоняться от традиционных способов решения задачи, генерировать новые идеи, ориентироваться в условиях самостоятельного решения проблемы.
Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Б.С.Гершунский и др.), следовательно, формирование творческой личности будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий.
В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется следующим образом:
1) как среда, в которой прибывают и без которой не могут существовать;
2) как обстановка, в которой что-либо происходит [3, с. 98].
Объединяющее звено в данных трактовках заключается в том, что условие - это категория отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.
В педагогике условия чаще всего понимают как совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.
А.С. Белкин, Б.М. Рунин, В.П. Пархоменко и др. рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами высокого профессионального и творческого уровня деятельности.
Мы рассматриваем комплекс как совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня творческой самостоятельности.
В целях уточнения понятия «педагогически комфортная образовательная среда» укажем, что понятие комфорт рассматривается как удобная обстановка в самом общем толковании.
Можно сказать, что под комфортной средой «скрывается» понятие психологический климат, что дает возможность охарактеризовать педагогически комфортную среду как эмоционально-положительные состояния каждого участника образовательной среды и взаимоотношения между ними. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
На наш взгляд образовательная среда вписывается в механизмы развития личности, определяя тем самым целевое и функциональное ее назначение, с другой стороны, выделяет ее истоки в предметности культуры общения. Эти два «полюса» в их взаимном дополнении как раз и задают границы содержания педагогически комфортной образовательной среды.
Таким образом, мы можем обозначить педагогически комфортную среду как педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного протекания формирования творческой личности, а также возможности для самореализации студента, при этом взаимоотношения между участниками образовательного процесса приобретают характер взаимного обогащения.
Структурными компонентами педагогически комфортной образовательной среды, обеспечивающими эффективность и результативность процесса формирования творческой личности, мы выделяем создание творческой, благожелательной атмосферы, организацию индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации студентов, включенность студентов в импровизационное поле деятельности.
Создание творческой, благожелательной атмосферы предполагает принцип оптимального общения между преподавателями и студентами как единственный критерий и единственный психологический ключ в выстраивании педагогического общения, сотворчества между участниками образовательного процесса.
Организация индивидуальной ситуации успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога.
Содействие самореализации студентов - постоянная убежденность в потенциальном творческом даре студентов (вера в возможности и перспективы каждого студента, и любые отклонения 48
следует рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему; негуманно по отношению к нему воспринимать его естественные неудачи как неспособность и реагировать на них осуждающе, резко критически).
Рефлексивная самоорганизация творческой самостоятельности предусматривает развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии опыта студента и эмоциональных возможностей. Существенным для нас является то, что собственная личностная позиция студентов к совершенствованию своего творческого роста, установки на анализ и осмысление процесса и результата своей деятельности, понимание своей индивидуальности, достоинств ведет к сознательному и целенаправленному управлению своей деятельностью. В процессе подготовки будущего специалиста неотъемлемым является не только получение определенных знаний, умений и навыков, но и формирование творческой самостоятельности, востребование ее в различных образовательных ситуациях, в которых студент может проявить гибкость, не стереотипность и оригинальность мышления, способность быстро менять действия в соответствии с новыми условиями.
Включенность студентов в «импровизационное поле деятельности». В основе созидательной самостоятельной творческой деятельности, пусковым механизмом в сложном процессе активизации творческого потенциала студентов, воспитания интереса к будущей профессии должна лежать импровизация. Ее можно назвать творчеством «навзрыд» (Б. Пастернак), мгновенной удачей ума (Б. Ахмадулина), логической и психологической моделью творческого процесса, ибо импровизация, как форма творчества, представляет собой умение сфокусировать силы души и ума и запасы памяти. Это высшая художественная непринужденность, в которой «рука как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум»[2, с. 80].
Импровизацию можно рассматривать как способ действенного постижения - переживания реального мира, отображенного в различных решениях (результатах) на основе индивидуального творческого поиска.
Главное назначение комплексного применения приемов педагогической импровизации в том, чтобы поставить студентов в творческую позицию, добиваться от них впечатляющих творческих результатов, не шаблонности мышления и восприятия педагогических ситуаций, а задача педагога при этом быть соучастником в процессе творческого сотрудничества.
Педагогическая импровизация (приемы и методы) определяет положительную реакцию студентов на изучаемый предмет, стимулирует развитие эмоциональной сферы личности, эмоциональной чувствительности к будущей профессиональной деятельности.
Реализация принципа творческого переноса имеющихся знаний, умений и способностей развивающейся личности определяет целенаправленное включение в процесс творческого проектирования импровизационных, творческих заданий, которые впоследствии явятся основой разработки творческого проекта.
Работа в рамках творческого проекта предполагает качественное информационное обеспечение, его подготовку, анализ и удобное для пользователя представление в новой авторской интерпретации. Знания в таком случае демонстрируются в правилах работы с источниками информации, методах исследования, приемах оптимизации научной деятельности. Умения, которые приобретаются (умения творческого решения проблемы, оперативного поиска литературных источников, анализа и обобщения учебного материала, логичного и наглядного его изложения), способствуют формированию таких качеств личности, как интуиция, ориентация на сотрудничество, аккуратность, внимательность, самостоятельность. В целом творческая проектировочная деятельность обеспечивает личностное развитие студентов, способствует совершенствованию профессиональной подготовки и оказывает продуктивное влияние на становление опыта самостоятельной творческой деятельности.
Заключение.
Резюмируя изложенное, подчеркнем следующее:
1. Повышение эффективности процесса формирования творческой личности обеспечивается специальным образом подобранными педагогическими условиями, каждое из которых представляет собой существенный компонент педагогического процесса.
2. Комплекс педагогических условий формирования творческой личности студентов создает основу для прочного усвоения знаний и умений, свободной информационной ориентации при решении профессиональных задач, оптимизации поиска их решения; способствует совершенствованию профессиональной подготовки и оказывает продуктивное влияние на становление творческой
самостоятельности; позволяет преподавателю выстроить и поддержать педагогически комфортную среду образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания/ В.П. Пархоменко. - М-во образования и науки РБ, Нац.ин-т образования. - Минск :1994-159 с.
2. Рунин, Б.М. Психология импровизации / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. Л.,1980.
3.Философский энциклопедический словарь/ Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 2000.
4. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.:Педагогика,1989.-560с.
PEDAGOGICAL CRITERION OF CREATIVE PERSONALITY FORMATION
L.F. KRUKOVA
Summary
The aim of this paper is to examine the complex of pedagogical criterion, promoting the process of creative self-dependence formation of universities' students. In procedural aspect, such phenomenon as: pedagogic educational comfort surroundings, student's attraction into creative design activity, and reflexive self-organization of creative activity are under consideration.
Keywords: creativity, creative personality, pedagogic surroundings, self-dependence, self- organization
© Крюкова Л.Ф.
Поступила в редакцию 30 марта 2012г.