ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
PEDAGOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMATION OF CREATIVE ORIENTATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S IDENTITY
М. Е. Медведева
Рассматриваются специфические особенности творческой направленности личности старшего дошкольника и влияние педагогически комфортной среды на формирование творческой направленности детей. Выделяются структурные компоненты, функции педагогически комфортной среды.
Ключевые слова: творческая направленность, педагогически комфортная среда.
На современном этапе развития общества только творческая активная личность способна чутко реагировать на все изменения, преодолевать жизненные трудности, возродить духовную культуру. В связи с этим в науке повысился интерес к творческой направленности как необходимому условию развития гармонично развитой личности.
Приоритетом становится формирование образа личности, ее индивидуальности, признания важности творческого самовыражения ребенка в процессе саморазвития.
Период возрастного развития детей старшего дошкольного возраста может рассматриваться как решающий важнейшие базовые основания психики (А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.).
Происходит становление базиса личностной культуры ребенка, при формировании которого рождаются и развиваются такие главные образующие творчества, как воображение и основанные на нем первые проявления творчества.
Основным компонентом творческого развития становится проблемность, которая обеспечивает открытость ребенка к новому, неожиданному [1, с. 31].
Творческая направленность - стержневое образование, объединяющее общественно значимые личностные качества [2, с. 82]; творческая направленность личности -художественно педагогический процесс и результат определенного этапа развития личности, а также составляющая любой самостоятельной деятельности ребенка [3, с. 43].
На основе анализа известных исследований (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, И. А. Петухова, Г. И. Щукина и др.) выяснилось, что творческую направленность детей старшего дошкольного возраста определяют как динамическую тенденцию личности, которая основывается на творческой активности, проявляется в различных видах фантазии в процессе самовыражения.
Существенными качествами творческой направленности в старшем дошкольном возрасте являются: интерес
M. E. Medvedeva
The specific features of a creative orientation of the identity of the senior preschool children and pedagogi-cally comfortable environment influence on formation of a creative orientation of children are considered. Structural components, functions of pedagogically comfortable environment are allocated.
Keywords: creative orientation, pedagogically comfortable environment.
как качество личности, который характеризуется ее направленностью на выразительные предметы и явления; активность; самовыражение; доминантность творческих процессов, которые в данном возрасте проявляются в виде фантазирования.
Специфика творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста такова, что она оказывает одно из доминирующих воздействий на личность.
Творческая направленность личности старшего дошкольника:
- выступает в качестве результата определенного этапа развития личности;
- создает предпосылки для активной направленности личности, побуждает ребенка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности, в творчестве (сказке, рассказе, рисунке);
- проявляется в любой самостоятельной деятельности, в реализации замысла, в стремлении к созиданию.
Таким образом, можно выделить общие характеристики творческой направленности старших дошкольников:
• желание и умение проявлять инициативу;
• импровизационная оригинальность;
• готовность отступать от заданного образца;
• самостоятельность;
• легкость формулирования мыслей.
Важным является вопрос о возможности соотношения процесса формирования творческой направленности старшего дошкольника и создания условий для творческой самореализации ребенка, эмоциональной вовлеченности его в деятельность, в которой ребенок может проявить себя, свои способности, собственную активность.
Необходимо создание такой среды, которая, являясь механизмом формирования творческой направленности личности, вместе с тем, характеризуется педагогически комфортными условиями, в которых личностное «Я» ребенка является приоритетным, а формирующая среда ста-
новится главным фактором формирования творческой направленности старшего дошкольника.
Создание педагогически комфортной среды открывает качественно новые возможности для формирования творческой направленности детей старшего дошкольного возраста, так как она позволяет:
- сохранить эмоциональное, нравственное и физическое благополучие детей;
- ориентирует педагогов на децентрацию личных проблем на проблемы ребенка;
- создает возможности для построения образовательного процесса на принципах диалогического взаимодействия и уважения личностного начала в каждом в ребенке.
Педагогическая комфортная среда, как указывает Н. Б. Крылова, это часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, разные субъекты и материалы, это особое, уникальное - индивидуальное - пространство познания и саморазвития, которое необходимо учитывать в процессе образования [4, с. 191].
В. И. Слободчиков подчеркивает, что среда есть совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, а педагогически комфортная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося и где между отдельными субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения [5, с. 47].
Педагогически комфортная среда не возникает сама собой, она рождается в синтезе всех компонентов, в соединении всего того, что окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых.
Мы под педагогически комфортной средой понимаем совокупность условий, определяющих благоприятный микроклимат для актуализации творческой направленности детей, основанный на понимании, взаимопонимании и сотрудничестве и где педагогическая поддержка выступает основополагающим фактором создания этой комфортной среды.
Обращаясь к педагогически комфортной среде, считаем необходимым выделить ее структурные компоненты и их влияние на творческое развитие личности, формирование творческой направленности дошкольников.
Эмоционально-положительная атмосфера базируется на выстраивании комфортных условий через общение в различных интеракциях, на формировании межличностных отношений, создающих атмосферу положительного климата и защищенности, сохранении эмоционального благополучия ребенка во взаимодействии с другими [6, с. 45].
Психологическое сопровождение - совместное движение взрослого и ребенка и помощь, чтобы сориентироваться в окружающем эту дорогу мире, понимать и принимать себя.
Педагогически комфортный контекст такой среды состоит в том, что психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога и педагога, направленная на создание социально-психологи-
ческих условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях детского и детско-взрослого взаимодействия. Цель сопровождения в данном случае - создать условия для максимального в данной ситуации личностного развития.
Педагогическая поддержка - поддерживается то, что уже начинает проявляться, самодвижение личности, развитие самостоятельности, творчества. Педагог поддерживает ребенка в его усилии, напряжении и мобилизации сил (физических, умственных, интеллектуальных, эмоциональных, творческих и т. д.). Деятельность педагога предполагает перспективно ориентированное развитие потребностей, установок, на основе которых ребенок действительно сможет свободно и ответственно определиться в динамично изменяющихся отношениях, индивидуальным образом раскрыть в них.
Природа, архитектура и дизайн - башенки и резные крылечки цвета сосновой смолы, резные наличники, ажурные мостики, направленные на настройку детского сознания на сказку и реальную жизнь в их сопоставлении. Это материальный педагогический инструмент для работы с невидимой материей сознания ребенка [7, с. 109-114].
Успешность формирования творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогически комфортной среды непосредственно связана с включением ребенка в продуктивную деятельность: художественную, игровую, речевую.
Находясь во взаимосвязи, названные компоненты оказывают влияние на формирование творческой направленности дошкольников, если соблюдаются принципы:
• личность ребенка воспринимается как целое, не ограниченное рамками функциональной роли воспитанника;
• демонстрация веры в возможности личности, культ самостоятельности, поощрение индивидуальности, поддержка и сопровождение личностного развития;
• личность ребенка признается как способная к творчеству, к самостоятельному выбору.
Педагогически комфортная среда в формировании творческой направленности дошкольников основана на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая творческая атмосфера: методы «погружения в ситуацию», репродук-тивно-подражательные, визуального обогащения образа.
Важную роль играют формы организации деятельности: минутки фантазирования, театрализованные представления, творческие гостиные и т. д.
Вышеизложенное позволяет выделить функции педагогически комфортной среды, определяющие эффективность формирования творческой направленности личности старшего дошкольника:
- развивающая функция - педагогически комфортная среда способна выполнять свою развивающую функцию и тем самым превратиться в среду развивающую при организации целенаправленной работы по формированию творческой направленности личности старшего дошкольника, включающей в себя:
• рассмотрение педагогом формирование ее в качестве цели педагогической деятельности;
• проведении системы развивающих занятий;
• сотрудничестве педагога и ребенка в процессе общения, построения взаимоотношений, организации совместной деятельности;
- активизирующая - ребенок активно стремится к самореализации, но формы этой самореализации ему предлагает среда и отсутствие творческой деятельности подавляет это стремление;
- инициирующая - роль среды, развивающей, педагогически комфортной среды безгранична, так как, функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой.
Итак, основными признаками педагогически комфортной среды как условия формирования творческой направленности личности старшего дошкольника является доверие и доброжелательность к детям на фоне мажорного настроения; уважение чувства личной неприкосновенности и значимости каждого ребенка, использование различных форм и методов работы, стимулирующих творческую деятельность. Подражательная способность старших дошкольников приводит к тому, что доброжелательный фон, комфортность перенимаются ими и затем переносятся на взаимоотношения с другими.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матюшкин А. М. Концепция одаренности // Вопр. психологии. М.: Педагогика, 1989. № 6. С.29-33.
2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988. 104 с.
3. Зимина А. Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 447 с.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. 272 с.
5. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1997. Вып. 7.
6. Попов Е. Б. Школа гуманистической ориентации // Личность, семья, школы (проблема социализации учащихся) / под ред. С. Г. Вершлов-ского. СПб., 1996.
7. Морозов Д. Мир, который называется Китеж // Нар. образование. 2003. № 4. С. 109-114.
8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
МОДЕЛЬ КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
CULTURE-CENTRED MODEL OF EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL
О. Н. Птицына
Статья посвящена проблемам воспитания школьников. Автор предлагает модель программы куль-туроцентрированной системы воспитания в общеобразовательной школе. Цель программы - формирование культуры жизненного самоопределения школьников.
Ключевые слова: культура, воспитательный процесс, моделирование.
В современных условиях особо остро встает вопрос приоритетного значения воспитания личности, ее становления, духовного формирования, инкультурации. Это связано прежде всего с тем, что в молодежной среде все большее распространение получают негативные явления: асоциальное поведение, алкоголизм и наркомания, отчуждение от труда, пренебрежение к культуре, смещение ценностных
O. N. Ptitsyna
The article is devoted to the problem of schoolchildren education. The author offers the model of culture-centred program of education in secondary school. The program is aimed at forming schoolchildren culture of life self-determination.
Keywords: culture, educational process, modeling of educational system.
ориентаций, пассивная гражданская позиция. Таким образом, перед школой встает острая проблема создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию общекультурных компетенций у школьников.
Несмотря на положительный опыт в работе большинства школ, имеются и проблемы, без разрешения которых невозможно продвижение вперед. Чаще