Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов'

Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Наталья Ивановна

На основе существующих противоречий на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях актуальности исследуемой проблемы, автор обосновывает необходимые и достаточные педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов. Новизна представляется в обогащении таких понятий как педагогически комфортная среда, импровизация педагогическая, творческие проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of bringing up the interest for artistic activities in the teenagers by means of creative projects

The author substantiates the necessary and adequate pedagogical conditions of bringing up the interest for artistic activities in the teenagers by means of creative projects on the basis of the existing contradictions at the socio-pedagogical, scientific-pedagogical and scientific-methodical levels of the actual problem under study. The novelty of this research is in the development of such notions as pedagogically comfortable surroundings, pedagogical improvisation and creative projects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

Логика развития личностно-ориентированного образования требует решения важной инновационной проблемы: пересмотра не только системы организации учебного процесса, но и всех иных условий, способных облегчить путь продвижения подростка в образовании и жизни. Условий, позволяющих школьнику успешно учиться, получать знания, осваивать навыки учебной деятельности, нормы, культуру поведения, самостоятельно выбирать свой жизненный путь и следовать ему, то есть тех условий, реализацию которых в современной педагогике и психологии принято называть педагогической поддержкой.

Библиографический список

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-на-Дону, 2000. — С. 159.

3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. —М., 1996. — С. 34.

4. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. — СПб, 1998. — С. 118.

5. Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977. - С. 205.

СИВЕРСКАЯ Ульяна Петровна, старший преподаватель кафедры педагогики.

1. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983. — С. 126.

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г. © У. П. Сиверская

УДК 37101 Н. И. ЛАЗАРЕВА

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 4» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ__________________________________

На основе существующих противоречий на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях актуальности исследуемой проблемы, автор обосновывает необходимые и достаточные педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов. Новизна представляется в обогащении таких понятий как педагогически комфортная среда, импровизация педагогическая, творческие проекты.

Актуальность проблемы и темы нашего исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что в условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, проблема становления личности, а именно развития у подрастающего поколения творческой активности, самостоятельности, духовности, приобретает общественную значимость. В связи с этим, возникают несоответствия и противоречия между потребностью общества в развитии творческой личности, способной к самореализации и приоритетной ориентацией на репродуктивное образование, существующие стереотипы обучения; между провозглашением необходимости личностно-ориентированного образования и продолжающейся практикой обучения, ориентированной на репродуктивную деятельность. В то же время общество и образование имеют огромные возможности в разрешении названных противоречий и несоответствий к широкому внедрению основ воспитания интереса к изобразительной деятельности, под которым мы понимаем наличие органического сплава интеллектуаль-

ных и эмоционально-волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

На научно-педагогическом уровне противоречия связаны с необходимостью анализа и обобщения различных подходов к пониманию интереса к изобразительной деятельности в педагогической теории и практике и осознанием необходимости ориентации процесса воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков на основе творческой деятельности, связанной с включением подростков в творческое проектирование и недостаточной теоретической обоснованностью применения творческих проектов в процессе воспитания интереса к изобразительной деятельности. При этом под творческим проектом мы понимаем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть само-

стоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с несоответствиями между возможностью воспитания интереса к изобразительной деятельности средствами творческих проектов и недостаточным методическим обеспечением образовательного процесса; практической востребованностью педагогического потенциала, которым обладают творческие проекты и недостаточной разработкой технологии их использования в процессе воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков.

На основе анализа актуальности, имеющихся противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе научно-обоснованных педагогических возможностей воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов.

В ходе нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что эффективность процесса воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов, скорее всего, предполагает выявление комплекса педагогических условий, что подвигает нас к их обоснованию в контексте нашего исследования. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков.

При выявлении комплекса педагогических условий мы учитывали: методологические подходы (системный и личностно-деятельностный), составляющие базу нашего исследования; предмет, задачи и гипотезу нашего исследования; социальный заказ государства и общества общеобразовательной школе, отраженный в нормативно-правовых документах; особенности и специфику процесса воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков средствами творческих проектов; внутренние особенности построенной нами системы воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков средствами творческих проектов; перспективы развития системы в реальном образовательном процессе общеобразовательной школы.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем, что комплексом педагогических условий воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков средствами творческих проектов являются:

Первое условие — создание педагогически комфортной образовательной среды, основными компонентами которой являются создание творческой, благожелательной атмосферы, организация индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации подростка.

В целях уточнения понятия «педагогически комфортная воспитательная среда» укажем, что понятие «комфорт» рассматривается как удобная обстановка в самом общем толковании. В соотношении с педагогическим понятием это, на наш взгляд, благоприятные условия для развития и формирования личности. С этих позиций исследователи в педагогике обращаются к раскрытию понятия «комфортная среда». Так, Т. Ф. Лошакова, разрабатывая модель комфортной среды, трактует понятие комфортной среды как совокупность условий, определяющих благоприятный

климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса [4].

Можно сказать, что под комфортной средой «скрывается» понятие «психологический климат», что дает возможность охарактеризовать педагогически комфортную среду как эмоционально тонические положительные состояния каждого участника образовательной среды и взаимоотношения между ними и как указывал А. Н. Лутошкин, в качестве составной психологического климата является педагогическое благополучие [5].

Нам близка позиция В. И. Слободчикова, который в контексте психологического климата, благоприятных условий развития личности вводит категорию «со-бытийность общности» как целостно-смысловое объединение людей, создающее условия как для развития предметной деятельности, целостно-мотивационной среды, так и для индивидуальных способностей. Событийная сущность предполагает наличие соучастников, самостоятельно и ответственно строящих свою собственную деятельность. По мнению исследователя, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, «для образования...есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения [7].

Образовательная (учебная и воспитательная) среда тогда считается педагогически комфортной, когда в ней проявляются искренние проявления любви к детям, эмпатии, терпимости, где ученики свободны в реализации своих возможностей и интересов. В педагогически комфортной образовательной среде рождается взаимопонимание, которое подвигает учителя к пониманию ценности личности ученика и его успеха. Педагогически комфортная образовательная среда тогда налицо, когда создаются условия для развития детей, повышается значение личных творческих побед каждого ученика или участника образовательного процесса. На наш взгляд, в данном понимании образовательная среда вписывается в механизмы развития ребенка, определяя тем самым целевое и функциональное ее назначение, с другой стороны — выделяет ее истоки в предметности культуры общества. Эти два «полюса» в их взаимодополнитель-ности как раз и задают границы содержания педагогически комфортной воспитательной среды. Таким образом, мы можем обозначить педагогически комфортную образовательную среду как педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного протекания процесса воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков средствами творческих проектов, а также возможности для самореализации подростка, при этом, взаимоотношения между участниками образовательного процесса приобретают, характер взаимного обогащения.

Структурными компонентами педагогически комфортной среды, обеспечивающими эффективность и результативность процесса воспитания интереса к изобразительной деятельности у подростков средствами творческих проектов, мы выделяем:

Создание творческой, благожелательной атмосферы.. Речь идет о принципе оптимального общения между учителем и учеником как единственным критерием и единственным психологическим ключом

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

в выстраивании педагогического общения с классом, сотворчеством учителя и подростка. Для того, чтобы подобная ситуация общения на уроке стала возможной, учителю необходимо принять для себя ряд важнейших условий его профессиональной деятельности: научиться понимать внутренний мир учащихся, идентифицировать себя с учеником, встать на его точку зрения, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Умение постигать внутренний мир подростка и желание педагога принять точку зрения учащихся проявляются в доброжелательности и уважении к ним, интересе к их жизни, тактичности и умении считаться с мнением подростков [8].

Организация индивидуальной ситуации успеха. Определяя данное подусловие мы исходили из того, что главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому подростку ситуацию успеха. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя [1].

Для того чтобы создать ситуацию успеха, учитель должен, на наш взгляд, находиться в ситуациях открытых возможностей для подростка — стать успешным настолько, насколько он сможет, с одной стороны, с другой — педагог должен оказать поддержку этим возможностям. Это ситуация открытости. Как создается ситуация успеха для отдельного подростка, приступающего к работе над творческим проектом в изобразительной деятельности, и для группы, собирающейся исполнить проектное задание в качестве единого субъекта этого задания — совокупного субъекта? Это атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно — в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности — улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому. Снятие страха — второй шаг к успеху подростка. Педагог говорит что-то вроде: «Ничего страшного, если не получится... всегда можно исправить... а если не получится, мы будем знать, как не надо делать... » Такого рода вербальное сопровождение снимает психологическую зажатость, позволяя субъекту мобилизовать все силы и способности. Необходимо авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи: выдать «авансом» ожидаемый результат: «У тебя, конечно же, получится...», «Вы сделаете, и сделаете хорошо»... Учитель, организующий контрольную работу, заявляет уверенно: «Я не сомневаюсь в успехе... продемонстрируйте себе и мне, на что вы способны». Авансировать успех — значит, объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе подростка, повышает его свободу и активность.

Подкрепляется авансирование приемом «персональной исключительности»: педагог отмечает те особенности группы либо отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Например, он говорит: «Именно у тебя получится, ты ведь такой...» или «Только вас я могу просить, потому что вы такие...» Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности досто-

инство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, красивый голос, хорошая память и другое.

Ключевым моментом проживаемой ситуации успеха выступает высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив — сильнейший механизм. Педагог, зная это, обязательно подготовит мотивировку, аргументируя надобность действий: «Это нам всем очень полезно...» или «Тебе важно, чтобы...» или «Очень надо, потому что...»

Реальной помощью в движении ребенка к успеху становится так называемая скрытая инструкция, посылаемая субъекту для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Говорится примерно следующее: «Тут главное, как ты помнишь...» или «Начать, наверное, лучше всего с...» или «Если вспомнить, что легче, когда...» Идет указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка в исполнении им заданного. Заметим: инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы [3].

Содействие самореализации подростка. Это постоянная убежденность в потенциальном творческом даре подростка. Педагог должен действительно верить в возможности и перспективы каждого ученика и любые отклонения рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему; негуманно по отношению к нему воспринимать его естественные неудачи как неспособность и реагировать на них осуждающе, резко критически. При этом учитель должен проявлять расположенность к учащимся, выдержку и самообладание, учитывать психологические особенности каждого подростка, проектировать личность ученика, композиционно строить материал таким образом, чтобы подросток имел возможность самопрезентироваться.

Второе условие — комплексное взаимодействие приемов педагогической импровизации с разработкой творческих проектов подростками. В основе созидательной творческой деятельности, пусковым механизмом в сложном процессе активизации творческого потенциала учащихся, воспитания интереса к изобразительной деятельности должна стать импровизация. Импровизацию можно назвать как творчество «навзрыд» (Б.Пастернак), как мгновенную удачу ума (Б.Ахмадулина), как логическую и психологическую модель творческого процесса, ибо импровизация как форма первотворчества представляет собой умение сфокусировать силы души и ума и запасы память. Это высшая художественная непринужденность, в которой «рука как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум» [6].

Импровизацию можно рассматривать как способ действенного постижения — переживания реального мира, отображенного в различных художественно образных решениях (результатах) на основе индивидуального творческого поиска, будь то интерпретация художественного текста в сюжет «живописного» рассказа (рисунок), или разработка образа-проекта произведения искусства. Это ведет за собой желание по-новому увидеть известное в новой оболочке. Главное назначение комплексного применения приемов педагогической импровизации для того, чтобы поставить учащихся в творческую позицию в разработке творческих проектов добиваться от подростка впечатляющих творческих результатов, нешаблонности мышления и восприятия произведений искусства

(живописи), а задача учителя при этом быть соучастником в процессе творческого сотрудничества.

Педагогическая импровизация (приемы и методы) определяют положительную реакцию подростка на изучаемый предмет (в данном случае изобразительной деятельности), стимулирует развитие эмоциональной сферы личности, эмоциональной чувствительности к изобразительной деятельности посредством разработки творческих проектов, способствует реализации принципа творческого переноса имеющихся знаний, умений и способностей развивающейся личности, определяет целенаправленное включение в процесс творческого проектирования импровизационных, творческих заданий, которые впоследствии «лягут в основу» творческого проекта, как «исходный механизм деятельности» в конкретном результате — проекте в виде составления книги искусства, художественной выставки, живой рисунок, живая композиция, художественный альбом и пр. [2].

При этом приемы педагогической импровизации, предваряющие разработку подростками творческих проектов, представляют собой элементы, входящие в общий образ проекта: синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета («Образ родной природы»), составление коллекций произведений живописи и искусства, цветовое воплощение музыки и художественных произведений (выбор цветовой композиции), изобразительное воплощение словесных текстов (передача рисунком настроения произведения), словесное рисование, рисование в воображаемом автором пейзажей, портретов героев, интерьеров, рисование иллюстраций к изучаемым произведениям, рисуночное домысливание и т.д. все это впоследствии воплощается подростками в творческих проектах.

Третье условие — разработка технологических карт, направленных на освоение подростками способов и приемов творческого проектирования. Анализ имеющейся литературы позволил выяснить, что технологическая карта, выступая в качестве средства обучения, дополняет другие средства: индивидуальные образовательные программы учащихся, которые включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов; личностно-ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а из имен учеников, для каждого из которых обозначаются образовательные направления; индивидуальное расписание, являющееся компонентом общешкольного расписания и включает консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ; индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов, рефлексивные дневники и пр.

В процессе воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков на основе творческих проектов перед нами возникла необходимость разработки структурно-логической технологической карты, направленной на формирование умений творческого проектирования, в которой необходимо выделить такие структурные единицы как: знания — запомнил, воспроизвел, узнал; понимание — объяснил, проиллюстрировал, перевел с одного языка на другой; обобщение и систематизация — вычленение части из целого, образование нового; оценка — определил ценность и значение объекта деятельности.

Целевое назначение структурно-логической технологической карты мы видим в формировании це-

лостности, системности знаний по организации деятельности и выполнении творческого проекта; в помощи подросткам определить значение и место творческого проекта в изобразительной деятельности; в установлении логических связей между знаниями предметов художественного, эстетического циклов; в прогнозировании и активизации творческой деятельности подростков; в развитии познавательного и творческого интереса к изобразительной деятельности у подростков.

Структурно логическая технологическая карта в нашем исследовании включает процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать подростков конструированию творческого замысла в творческом проекта и переносить его в контекст изобразительной деятельности: целеполагание: выбор подростком целей деятельности из предложенных учителем; вербализация (формулирование) собственных целей; формулирование целей на основе рефлексии выполненной деятельности; включение целеполагания в качестве элемента творческого проектирования; планирование: составление простого плана действий для отдельной операции творческой деятельности; конструирование сложного плана; разработка плана решения; составление творческого исследовательского планов; разработка проекта; освоение способов творческого проектирования: виды и способы деятельности, присущие дисциплинами эстетического цикла, нахождение способов проектирования; овладение способами творческого проектирования и изобразительной деятельности; освоение способов нормотворчества: построение алгоритмов разработки проекта; конструирование правил выполнения проектов; освоение рефлексии творческой проектной деятельности: фиксация содержания результата деятельности; выявление своих результатов; эмоционально-образная рефлексия.

В целом технологическая карта как подвид проективной карты выполняет ряд функций: воспитывающая — воспитываются такие качества как ответственность, организованность, дисциплинированность; обучающая — позволяет усваивать знания, актуализировать имеющиеся и формировать умения и навыки творческого проектирования; развивающая — технологическая карта позволяет развивать интерес к проективной деятельности, к творческой деятельности и изобразительной деятельности; организационная — помогает в планировании творческого проектирования, обеспечивает управляемость и достижимость результата; стимулирующая — создает предпосылки для возникновения интереса к творческой деятельности и переносу ее в рамки изобразительной деятельности.

Примером технологической карты по разработке творческого проекта может быть следующий вариант: 1. Точно определите цель — цели должны быть реальными и для этого необходимо следующее: ясно представьте себе результат, которого вы хотите достичь, определите проблему: что не получается, чего не хватает, преобразуйте проблему в задачу: что нужно сделать, чтобы достичь результата. 2. Сосредоточьтесь на главном. 3. Придумайте себе стимулы — мы лучше делаем то, что нам хочется делать, 4. Установите твердые сроки. 5. Приступайте к разработке проекта сразу же, не откладывайте. 6. Определите вид презентации проекта. 7. Соблюдайте этапы работы над проектом: организационный — обсуждение задания, уточнение информации, обсуждении цели проекта, распределение обязанностей; прогностический —

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

планирование выполнения проекта (выявление проблемы, выдвижение гипотезы, уточнение информации, формулирование задач и этапов выполнения проектов); практический этап — определение источников информации и работа с источниками информации; обобщающий — оформление проекта; презентационный — подготовка проекта к публичной презентации.

Совокупность разработанных нами взаимосвязанных педагогических условий нашла в ходе опытнопоисковой работы подтверждение, а именно: инициированы показатели сформированности интереса к изобразительной деятельности подростков: наличие устойчивого интереса к разработке проектов, наличие активной позиции к осуществлению творческой деятельности.

тий, обеспечивающих диссертационные исследования : монография. — Шадринск, 2006. — С. 45 — 52.

3. Культура современного урока [Текст] ; под ред. Н.Е. Щур-ковой. — М .: Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.

4. Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении [Текст] : монография. — Екатеринбург, 2001. — 269 с.

5. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. — М. : Педагогика, 1988. — 125 с.

6. Рунин, Б.М. О психологии импровизации [Текст] / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. — Л. : Наука, 1980. - С. 45-57.

7. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства [Текст] / Н.А. Терентьева. — М. : Прометей, 1990. — 184 с.

Библиографический список

1. Белкин, А.С. Ситуация успеха [Текст] : кн. для учителей / А.С. Белкин. — Екатеринбург, 1997. — 184 с.

2. Качалова, Л.П. Педагогическая импровизация [Текст] / Л.П. Качалова // Теоретическое обоснование основных поня-

ЛАЗАРЕВА Наталья Ивановна, учитель изобразительного искусства и черчения.

Статья поступила в редакцию 19.12.07 г.

© Н. И. Лазарева

Книжная полка

Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие для вузов / И. И. Аминов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 285-287. - ISBN 9785-238-01098-4.

Раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в сфере делового общения. Рассматриваются приемы и способы установления контактов, оценки личности и воздействия на нее, особенности речевого поведения партнера, психотехнологии обмена деловой информацией и психотехнологии взаимодействия с собеседником. В конце книги предлагается практикум, конкретные задачи которого направлены на формирование и развитие способностей разбираться в людях и эффективно взаимодействовать с ними, так необходимые в практике делового общения.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

Кравченко, А. И. Психология и педагогика : учебник / А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2007. - 400 с. : рис. - Библиогр.: с. 386-397. - ISBN 978-5-482-01611-4.

В учебнике представлены основные темы и разделы курса «Психология и педагогика». Рассмотрены проблемы личности в различных образовательных моделях, организация педагогической деятельности, чувственное и рациональное познание, общее и индивидуальное в психике. Изложение материала носит системный, логический и четко структурированный характер.

Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Для студентов, преподавателей вузов и всех интересующихся вопросами психолого-педагогической практики.

Никандров, В. В. Психология : учебник / В. В. Никандров. - М. : Проспект, 2008. - 911 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 860-903. - ISBN 978-5-482-01554-4.

В учебнике представлены основные разделы и темы курса «Общая психология». Рассмотрены закономерности психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Освещены вопросы психологии личности, раскрыты ее индивидуальные особенности. Изложение материала носит системный, строго логический и четко структурированный характер.

Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех интересующихся вопросами психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.