Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера'

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM TEACHING / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ / FORMATION OF CONSCIOUSNESS / ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕЖРОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ROLE-BASED COMMUNICATION / СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRATEGY ACTIVITIES / PROMOTION METHODS / GAME SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минияров Валерий Максимович, Орлова Марина Александровна

Агропромышленный сектор страны характеризуется высокими показателями производственного травматизма. Основные причины связаны с человеческим фактором: фрагментарность знаний и умений в вопросах безопасности, отсутствие потребности в безопасном исполнении трудовых обязанностей, склонность к риску и др. Поэтому одной из задач проводимого исследования, стало выделение условий в процессе профессиональной подготовки, позволяющих сформировать профессиональную компетентность в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера. Целью данной статьи является характеристика выделенных в исследовании педагогических условий по формированию профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Для определения содержательности понятия «педагогические условия» был проведен терминологический анализ данной дефиниции. Результат показал многоаспектность термина, с учетом авторских точек зрения. Таким образом, прослеживается его интегративная сущность, проявляемая в совокупности возможностей содержания, форм, методов педагогического процесса, обладающих взаимосвязанностью и взаимообусловленностью и обеспечивающих эффективность планируемых педагогических задач. Однако нас интересовали особенности педагогических условий, при обучении по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Для этого проводился анализ авторских разработок, предложенных для системы профессионального образования. Проведенная аналитическая работа позволила выделить определенные педагогические условия по формированию профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Совокупность представленных условий была сориентирована на каждый отдельно взятый компонент формируемой профессиональной компетентности. В условиях проводимого исследования были выделены следующие компоненты: мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, личностный компонент. Содержание данных педагогических условий раскрывает возможности воздействия на процесс формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Таким образом, можно вести речь о сформированной готовности к профессиональной деятельности агроинженера с позиции безопасности, в виде интегрального показателя профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. В результате у субъекта вырабатывается самостоятельная «стратегия поведения» в любой жизненной ситуации с позиции безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минияров Валерий Максимович, Орлова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN SAFETY OF ACTIVITY OF THE AGROENGINEER

Agricultural sector is characterized by a high rate of industrial injuries. The main causes are related to human factors: the fragmentation of knowledge and skills in security issues, no need to the safe performance of duties, risk tolerance, etc. Therefore one of the objectives of the study was the selection conditions in the training process, in order to form professional competence in ensuring the health and safety of Agricultural Engineers. The purpose of this article is the characteristic highlighted in the research of pedagogical conditions for formation of professional competence in the provision of health and safety. To determine the meaningfulness of the notion "pedagogical conditions" was carried out terminological analysis of this definition. The result showed the complexity of the term, taking into account the author's point of view. Thus, traces its integrative nature, manifested in terms of features of the content, forms and methods of pedagogical process with the interconnectedness and interdependence and to ensure the effectiveness of planned educational goals. However, we are interested in the peculiarities of pedagogical conditions, training on discipline "life Safety". For this analysis authoring proposed for vocational education. The analytical work helped to highlight certain pedagogical conditions for formation of professional competence in the provision of health and safety. The totality of the conditions was focused on every single component formed of professional competence. In terms of the ongoing studies identified the following components: a motivational component, cognitive component, activity component, a personal component. The content of these pedagogical conditions reveals the possible impact on the process of formation of professional competence in the provision of health and safety. Thus, it is possible to talk about the formed readiness for professional activity of Agricultural Engineers from a position of safety, in view of the integral indicator of professional competence to ensure the safety. As a result, the subject produced a separate "strategy" in any situation from a position of safety.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера»

УДК 37. 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРА

© 2016

Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443081, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 76, е-mail: [email protected]) Орлова Марина Александровна, старший преподаватель кафедры «Лесоводство, экология и безопасность жизнедеятельности» Самарская Государственная сельскохозяйственная академия (446400, Россия, Самара, пгт Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2, е-mail: ma_orlowa@mail/ru)

Аннотация. Агропромышленный сектор страны характеризуется высокими показателями производственного травматизма. Основные причины связаны с человеческим фактором: фрагментарность знаний и умений в вопросах безопасности, отсутствие потребности в безопасном исполнении трудовых обязанностей, склонность к риску и др. Поэтому одной из задач проводимого исследования, стало выделение условий в процессе профессиональной подготовки, позволяющих сформировать профессиональную компетентность в обеспечении безопасности жизнедеятельности агроинженера. Целью данной статьи является характеристика выделенных в исследовании педагогических условий по формированию профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Для определения содержательности понятия «педагогические условия» был проведен терминологический анализ данной дефиниции. Результат показал многоаспектность термина, с учетом авторских точек зрения. Таким образом, прослеживается его интегративная сущность, проявляемая в совокупности возможностей содержания, форм, методов педагогического процесса, обладающих взаимосвязанностью и взаимообусловленностью и обеспечивающих эффективность планируемых педагогических задач. Однако нас интересовали особенности педагогических условий, при обучении по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Для этого проводился анализ авторских разработок, предложенных для системы профессионального образования. Проведенная аналитическая работа позволила выделить определенные педагогические условия по формированию профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Совокупность представленных условий была сориентирована на каждый отдельно взятый компонент формируемой профессиональной компетентности. В условиях проводимого исследования были выделены следующие компоненты: мотивационный компонент, когнитивный компонент, де-ятельностный компонент, личностный компонент. Содержание данных педагогических условий раскрывает возможности воздействия на процесс формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Таким образом, можно вести речь о сформированной готовности к профессиональной деятельности агроинженера с позиции безопасности, в виде интегрального показателя профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. В результате у субъекта вырабатывается самостоятельная «стратегия поведения» в любой жизненной ситуации с позиции безопасности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, условия, проблемное обучение, методы стимулирования, формирование сознания, игромоделирование, межролевое общение, стратегия деятельности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN SAFETY OF ACTIVITY OF THE AGROENGINEER

© 2016

Miniyarov Valery Maksimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department "Pedagogics"

Moscow City pedagogical university, Samara branch (443081, Russia, Samara, st. Stara Zagora, 76, e-mail: [email protected]) Orlova Marina Aleksandrovna, senior teacher, "Forestry, Ecology and Health and Safety" departments

Samara State agricultural academy (446400, Russia, Samara, Ust-Kinelsky, Uchebnaya St., 2, e-mail: [email protected])

Abstract. Agricultural sector is characterized by a high rate of industrial injuries. The main causes are related to human factors: the fragmentation of knowledge and skills in security issues, no need to the safe performance of duties, risk tolerance, etc. Therefore one of the objectives of the study was the selection conditions in the training process, in order to form professional competence in ensuring the health and safety of Agricultural Engineers. The purpose of this article is the characteristic highlighted in the research of pedagogical conditions for formation of professional competence in the provision of health and safety. To determine the meaningfulness of the notion "pedagogical conditions" was carried out terminological analysis of this definition. The result showed the complexity of the term, taking into account the author's point of view. Thus, traces its integrative nature, manifested in terms of features of the content, forms and methods of pedagogical process with the interconnectedness and interdependence and to ensure the effectiveness of planned educational goals. However, we are interested in the peculiarities of pedagogical conditions, training on discipline "life Safety". For this analysis authoring proposed for vocational education. The analytical work helped to highlight certain pedagogical conditions for formation of professional competence in the provision of health and safety. The totality of the conditions was focused on every single component formed of professional competence. In terms of the ongoing studies identified the following components: a motivational component, cognitive component, activity component, a personal component. The content of these pedagogical conditions reveals the possible impact on the process of formation of professional competence in the provision of health and safety. Thus, it is possible to talk about the formed readiness for professional activity of Agricultural Engineers from a position of safety, in view of the integral indicator of professional competence to ensure the safety. As a result, the subject produced a separate "strategy" in any situation from a position of safety.

Keywords: life safety, conditions, problem teaching, promotion methods, the formation of consciousness, game simulation, role-based communication, strategy activities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Сельскохозяйственная отрасль в секторе экономики РФ является одной из самых травмоопасных. В

большинстве случаев, причинами являются организационные особенности аграрного производства страны и человеческий фактор. Именно поэтому в Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК

РФ на период до 2025 года уделяется особое внимание кадровому потенциалу сельскохозяйственного сектора страны [1], в соответствии с ожиданиями Национальной доктрины образования [2], в виде высокообразованных и способных к профессиональному росту выпускников-аграриев. Система профессиональной подготовки способна разрешить кадровую проблему с позиции безопасности, но для этого необходимо выявить совокупность способствующих этому условий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Содержательный анализ признаков термина «условие», показывает многообразие его понятийной интерпретации - обстоятельство, требование, установленные правила деятельности, обстановка для осуществления действий и т.д. [3]. Безусловно, необходимо учитывать ракурс применения данной дефиниции. Так «условие», как философское понятие, представляет собой «отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может» [4]. В психологии «условие» определяется «как совокупность причин, определяющих процесс развития человека» [5]. Однако «условие», в педагогическом смысле, акцентируется А. А. Вербицким, не должно сводиться только к внешним обстоятельствам, обстановке и совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс. Автором отмечается, что образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления[6, с. 14].

Исследователи отмечают различные признаки понятия «педагогические условия», они: отражают совокупность возможностей образовательной среды, влияющих на ее функционирование (Н. М. Яковлева) [7]; структурно характеризуются внутренними и внешними элементами и обеспечивают развитие и эффективность функционирования педагогической системы, при правильном их выборе, т.к. влияют на отдельно взятый компонент, обеспечивая целостность результата (Н. В. Ипполитова) [8]; являются составным доминирующим элементом педагогической системы (И. П. Подласый) [9]; отражают совокупность возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса (В. А. Беликов) [10]; характеризуют обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем сочетании, позволяющем плодотворно работать и руководить учебным процессом педагогу, а обучающимся при этом успешно трудиться (Ю. К. Бабанский) [11]; являются обстоятельствами взаимодействия субъектов педагогического процесса, как результата отбора, конструирования и применения содержания, методов и приемов (С. Н. Павлов) [12]; представляют собой совокупность природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание, и обучение, формирование личности (В. М. Полонский) [13].

В целом, отмечает Н. В. Ипполитова, «педагогические условия» определяются в виде совокупности целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса; они обладают взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач; совокупность условий должна подбираться с учетом структуры реализуемого процесса [8, с.12].

Для выделения педагогических условий, в контексте проводимого исследования, нами был проведен аналитический обзор авторских разработок. В период последнего десятилетия (с 2005 г) исследователями, работающими с проблемами профессионального образования, предлагаются различные сочетания педагогических условий при обучении вопросам безопасности (И. Н.

Немкова, А. В. Балашов, Е. Н.Симакова, И. А. Голубева, А. В. Казьмина, О. Н. Галлямова). К педагогическим условиям И. Н. Немкова относит: формирование стремления студентов к безопасной реализации любого вида деятельности; усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений в обеспечении безопасности жизнедеятельности; инициирование активности студентов (2005 г) [14]. В педагогических условиях А. В. Балашов делает акцент на обеспечение взаимосвязи теоретического, практического и личностного аспектов подготовки (2007 г) [15]. Педагогические условия у Е. Н. Симаковой ориентированы на активное обучение, с освоением системы профессиональных ценностей (2010г) [16]. При обучении вопросам безопасности И. А. Голубева раскрывает педагогические условия по нескольким направлениям: включение в игровую деятельность, развитие познавательной активности, формирование умения предвидеть опасности (2011 г) [17]. К комплексу педагогических условий А. В. Казьмина относит: межпредметные связи; приоритетность проблемно-де-ятельностных, проектно-исследовательских, интегра-тивно-модульных профессионально-образовательных технологий; педагогический мониторинг (2011 г) [18]. Обращается внимание О. Н. Галлямовой на эффективность создания условий для общения студентов между собой при выполнении учебных заданий; поддержания в учащихся уверенности в своих силах, акцентирование на положительные эмоции при обучении (2013 г) [19].

Таким образом, с учетом проведенного анализа, для формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности были выделены следующие педагогические условия: отбор дидактического сопровождения, ориентированного на становление профессиональных мотивов в контексте безопасности; организация учебного пространства, посредством совокупности методов, направленных на формирование риск-ориентированного мышления; включение субъекта в коллективные формы совместной деятельности, квазипрофессионально-моделирующие потенциальную деятельность в контексте безопасности; создание субъектно-развивающей среды, где каждый участник выполняет профессиональную роль, тем самым реализуя свой внутриличностный потенциал.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является характеристика выделенных в исследовании педагогических условий по формированию профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Реализация первого педагогического условия позволяет вырабатывать у обучающихся «стратегию выбора приоритета» в контексте проблем безопасности. Выражается данная стратегия в соблюдении требований безопасности при выполнении различного рода видов деятельности, по причине сформированности потребности в безопасности, наличие интереса к проблемам безопасности, преломленных через призму склонности к риску. Для этого в период опытно - экспериментальной работы использовались: фасилитационные методы, методы стимулирования и методы (средства) формирования сознания, в зависимости от реализуемой части программы формирования профессиональной компетентности. Посредством создания ситуаций успеха, через акцентирование внимания на сильных сторонах деятельности и поддерживание стараний обучающегося, удавалось планомерно втягивать его в познавательную деятельность по проблемам безопасности. Фасилитационные методы, посредством стимулирования познавательной активности, позволяли вести совместный с обучающимися поиск решений в ракурсе проблем безопасности. В качестве стимуляции действий обучающихся использовался метод соревнований. Для формирования сознания использовался мультимедийный материал дисциплины по

проблемам безопасности, таким образом, оказывалось воздействие на такие показатели профессиональной компетентности, как склонность к риску и осознание потребности в безопасности. Так для модуля дисциплины по чрезвычайным ситуациям применялись сюжеты, демонстрирующие последствия наводнений, оползней, ураганов (по регионам РФ, по Самарской области) и т.д. При рассмотрении техногенных аварий, включались видеоролики с места событий. При изучении модулей по безопасности на производстве, демонстрировались виды травм и профзаболеваний, характерных для сельскохозяйственной отрасли. Кроме того, систематически велась беседа о причинах рассматриваемых событий с позиции безопасности и внушалась необходимость в обязательном соблюдении требований безопасности. Акцентировалось внимание на возможности избежать такой череды последствий, при условии соблюдения правил безопасности. А также поселялась уверенность в силах обучающихся, способных влиять на ситуации в контексте безопасности, когда они приступят к своим профессиональным обязанностям. В целом применение данного условия позволяет вести речь о его влиянии на формирование мотивационного компонента в структуре профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Второе педагогическое условие позволяет вырабатывать у обучающихся «стратегию ориентации в проблемах безопасности». Выражается данная стратегия в знании основ безопасного существования и профессиональном ориентировании в контексте проблем безопасности на базе аналитического мышления. Для выработки такой стратегии в исследовании применялись такие дидактические методы, как: метод кейс - стадии, метод дискуссий, эвристические вопросы и парафразы, смысловое эхо, зеркало и т.д., нашедшие свое отражение в организационных формах учебного курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Применение кейс - метода позволяло формировать аналитические способности обучающихся, наличие которых констатировалось как сформированность риск-ориентированного мышления. При этом учитывались уровни становления проблем безопасности. Диапазон кейс-заданий расширялся постепенно. Переход осуществлялся от степени проблем безопасности на уровне предприятия - микроуровень, через проблемы безопасности регионального характера - мезоуровень, на уровень проблем глобального характера - макроуровень. В качестве метода, развивающего риск-ориентированное мышление, в опытно-экспериментальной работе применялся метод дискуссии. Характерной особенностью данного метода в эксперименте являлось сопоставление (диалог - общение) или противопоставление (диалог - спор) позиций дискутирующих по проблемам безопасности. Именно поэтому данный метод позволил приобрести целый спектр результатов: получение и генерирование новой информации; принятие конкретных решений обучающимися (т.е. диагностика и корректировка проблемы) с позиции безопасности; повышение мотивации на собственные силы; стимуляция творчества; желание докопаться до истины [20, с 61]. Сопровождала дискуссию постановка широкого спектра вопросов, направляющих диалог в нужное учебное русло. Особое внимание обращалось на вопросы прояснения смысла, сказанного обучающимся, с акцентами на проблемы безопасности.

Таким образом, второе условие позволило формировать когнитивный компонент в структуре профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Посредством методов, ориентированных на формирование риск-ориентированного мышления, формируется знаниевый потенциал профессиональной компетентности в вопросах безопасности, в виде способности обнаруживать проблемы в тривиальных ситуациях, через анализ к прогнозированию.

Реализация третьего педагогического условия позво-

ляет выработать у обучающихся обоснованную «стратегию профессиональной деятельности». Выражается данная стратегия в умении идентифицировать основные виды опасностей, оценивать безопасность условий деятельности и в демонстрации владений способами осуществления безопасных действий. Для этого применялся метод игромоделирования, так как именно в нем воссоздается одновременно предметно - социальное содержание будущей профессиональной деятельности выпускника, а также моделируется система отношений, характерных для этой деятельности [21, с 120], моделируется аспект возможных профессиональных проблем, потенциальных противоречий и затруднений, которые могут возникнуть в типичных профессиональных ситуациях [22, с 260] в контексте вопросов безопасности. В процессе обучения по безопасности жизнедеятельности моделировались ситуации расследования несчастных случаев, оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, проведения различных форм обучения по безопасности труда и т.д. Именно квазипрофессиональное игромоделирование помогало «насытить» процесс межролевого общения нравственно-психологическим содержанием и повлиять на самоорганизацию делового сотрудничества обучающихся. Таким образом, квазипрофессионально ориентированные методы позволили, без риска для обучающихся, приобрести опыт осуществления профессиональной деятельности. Научившись идентифицировать виды опасностей, студенты овладевали способами, методами и средствами повышения безопасности жизнедеятельности. Как следствие «стратегия деятельности» проявляется в способности прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности. И можно утверждать, что данное педагогическое условие влияет на формирование деятельностного компонента профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Реализация четвертого условия позволяет выработать у обучающихся «стратегию исполнения» профессиональной деятельности в контексте проблем безопасности. Выражается данная стратегия в готовности уверенно принимать решения в ситуациях контекста безопасности, с опорой на профессионально важные качества, такие как инициативность, настойчивость, решительность. В условиях проводимого эксперимента, данное условие реализовывалось через метод «разыгрывания ролей» и искусственное закрепление лидера в бригадах, а также в период проведения тренинговых занятий (по разработанной программе). Таким образом, происходило воздействие на личностный компонент профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Реализация выделенных педагогических условий, в период программы формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности, позволила сформировать готовность к профессиональной деятельности с позиции безопасности. Готовность, которая оценивается через интегральный показатель профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности. В конечном итоге обучающиеся способны продемонстрировать сформированный потенциал: владение теоретической и практической базой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (когнитивный и деятельностный компоненты), с опорой на личностный и мотивационный компоненты: профессионально важные качества и потребность в безопасности. В совокупности, реализация всех выше рассмотренных педагогических условий по программе формирования профессиональной компетентности в обеспечении безопасности жизнедеятельности позволяет вырабатывать у субъекта самостоятельную «стратегию поведения» в любой жизненной ситуации с позиции проблем безопас-

ности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000. № 751. «О национальной доктрине образования в РФ до 2025 года» [ Электронный ресурс]. - URL: Ы1р://прави-тельство.РФ

2. Приказ Минсельхоза России от 25.06.2007 № 342. «О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК РФ на период до 2025» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.msx.ru

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов/ С.И. Ожегов; под общ. редакцией проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»:ООО «Издательство Мир и образование», 2007.

- 640 с.

4. Философский энциклопедический словарь/ гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

5. Немов, Р. С./ Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с.

6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М.: Высш.школа, 2008.-207 с.

7. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: диссерт. докт. пед. наук/Н. М.Яковлева.-Челябинск,1992.- 402с.

8. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность классификация / Н. В. Ипполитова, Н. Стерхова //General Professional Education.

- 2012. - №1. - С8-14.

9. Подласый, И. П. Педагогика/ И. П. Подласый. -М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.

10. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. - Москва.: Владос, 2004. - 357с.

11. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса: в вопросах и ответах/ Ю. К. Бабанский. - издание второе. - Киев : Радянська школа, 1984. - 287 с.

12. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореферат дис. канд. пед. наук / С. Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999.

13. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский.- М.: Высшая школа, 2004.

- 512с.

14. Немкова, И. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореферат дис. канд. пед. наук /И. Н. Немкова. - Тамбов, 2005.

15. Балашов, А. В. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих менеджеров в вузе: автореферат дис. канд. пед. наук / А. В. Балашов. - Йошкар-Ола, 2007.

16. Симакова, Е. Н. Ноксологическая компетентность студентов технического вуза - будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: автореферат дис. канд. пед. наук / Е. Н. Симакова. -Шуя, 2010.

17. Голубева, И. А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза: автореферат дис. канд. пед. наук / И. А. Голубева. - Ставрополь, 2011.

18. Казьмина, А. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров в области защиты окружающей среды: автореферат дис. канд. пед. наук: /А.В. Казьмина. - Москва, 2011.

19. Галлямова, О. Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием интегративного подхода к обучению: автореферат дис. канд. пед. наук / О. Н. Галлямова. -Санкт-Петербург, - 2013.

20. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева.-

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. - 384с.

21. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/отв. ред. М.В Буланова-Топоркова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.

22. Столяренко, Л. Д. Педагогика: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 448с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.